Впечатления от Прозы Ру спустя месяц

Александр Шабанов
Большое место в функционировании портала играют рейтинги, и они – часть бизнеса, людям хочется же попасть на вершину, немного заплатить, чтобы тебя читали, писали рецензии, любили и обожали.

На этих детских фантазиях не только может, но и должен играть бизнесмен, который и ведёт людей, а иногда баранов или крыс, куда-то. Если бы я не был пожившим человеком, пережившим и взлёты, и падения, то относился бы:

-1) либо как к Богу к попавшим в топы произведениям: «Я тоже хочу туда попасть! Буду писать так же!»

-2) или проклинал их в чёрной зависти, как бесов: «Какой отстой! Ну и портал! Да у них сплошной блат!»

Без блата, может, и не обходится, кого-то, может, и назначают в признание заслуг за купленные в огромном количестве баллы (как версия), но в целом избираемые редакцией топы – твердые середнячки (традиционность и серость). Не гениальная нетленка. Такие середнячки – иногда, но не всегда – издаются, выходят из печати, но при всём при этом не становятся лидерами продаж и властителями дум.

А зачем оно редакции. Она исполняет свой бизнес-план. Главное, чтобы деньги приходили за бумажное издание и за различные интернет-услуги, такие, как продажа баллов и попадание в анонсы или на первую страницу.

Но на первую страницу попадают не только за небольшие сравнительно деньги, но и за признание заслуг. При этом даже и заслуженнейшие писатели, чьи книги будут издавать за деньги то ли портала, то ли каких-то писательских союзов (спонсоров, короче), – вовсе не есть ни будущие общепризнанные гении, ни будущие миллионеры и чемпионы продаж (если бы таковые наличествовали, то нам бы уже их прорекламировали). Это та морковка, которой машут перед носом остальных, чтобы они покупали баллы или, в ярости возопив и прокляв формалистов с их баллами, распахивали бы мошну и издавали бы свою книгу (которую потом никто не купит).

Почитал немного, потусил. Огорчает, что часто умные, талантливые и с искрой Божией авторы – пессимисты, и вряд ли их угнетает только то, что они зачастую вне рейтингов; таланту вообще тяжело живётся, это не россиянка Джоан Роулинг стала миллионером (россиянка бы не стала), да и Чак Паланик, останься его предки Паланюки на родине в Одессе, оставался бы маргинальным подзаборным г. Да и цензура здесь гораздо больше, что есть следствие неразвитости общества.

Но давайте проедем гениальных неудачников. Ещё о приоритетах портала. С другой стороны, какая-нибудь православная про (протекстовка), она любима и поглаживаема порталом по головке. Хотя сия «истинная» вещь пускай написана и талантливо, но, в общем, эгоистично и лживо. Зато в русле официальной идеологии, а это для бизнеса, рассчитываемого на широчайшие массы, самое популистское то. А, может, вера наша православная и личное предпочтение издателей.

Ещё первая страница. Мне, как человеку, далёкому от политики, кажется странным козыряние редакцией своей близостью к императорскому дому, который в России не правит. Но понты для бизнеса дороже денег. Для народа, несущего с базара портрет мордастого генерала в эполетах, по слову Н. А. Некрасова, такой кич ОК. Если была бы близость к реальному Президенту, пускай и не происходящему из царской фамилии, - то и козырять бы не пришлось, и бизнес бы катил самобранкой.

Покритиковали, и ладно. В жизни всегда есть место случайности. В топы попадает «Назовите любимое стихотворение Пушкина». Да и не в топах дело, каковые, если угодно, есть то, чем бес или бизнес пытается нас сбить и попутать. Чтение и писание развивают. Каждый находит своё. В том числе вдохновение. Или не находит. Видишь чужие кривляния, ползания, а иногда и полёты, пускай даже не туда, и воодушевляешься. Возблагодарим Господа, что есть Проза Ру, и пускай они (с нами или без нас) вытворяют свой бизнес.