Роберт Хокер. Хорошие новости из дальней страны

Инквизитор Эйзенхорн 2
ХОРОШИЕ НОВОСТИ ИЗ ДАЛЬНЕЙ СТРАНЫ
Роберт Хокер (1824)
Works. V.10. L.,1831. P.17-28

Это в самом деле дальняя страна! Ибо расстояние до нее не меньше, чем от неба до земли. От города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог, к тем, кто в мире не имеет постоянного града, но ищет будущего! Но удаленность одного от другого не более велика, чем контраст нравов, обычаев и занятий, которые отличают жителей этих стран. Страна , которая находится далеко, и откуда приходит хорошая новость - это место святости и счастья. Жители этого благословенного города припадают к источнику вечной жизни; весь здешний мир лежит во зле и страдании, и живущие в нем находятся "во тьме и тени смертной".
 И что, как правило, еще больше усиливает величие и драгоценность этой хорошей новости из далекой страны,  - это то, что если бы она не была послан с небес, она никогда не могла бы быть известна на земле. Никогда в сознание человека, не наученного Богом, не могут войти такие вещи, которые связаны с ней; еще меньше такая весть добра может быть послана к нему по его желанию. И если бы эта благодать была удержана от нас, весь отступивший род падшего, греховного Адама должен был бы остаться в вечном невежестве и в ужасном, преступном состоянии. Никогда в этом случае ему не была бы оставлена возможность восстановления. Никогда он не смог бы поднять свой взор к этому сияющему горнему миру. Но даже если бы он мог узреть его - какой мукой для него было бы видеть этот недоступный для него мир! О невыразимое счастье - когда впервые пришла весть из этой благословенной страны, где Бог действительно известен!
Но каким образом к нам приходят эти хорошие новости из дальней страны? Откуда эта сладкая весть из небесных чертогов, проповедуемая жителям земли? И можно ли не сказать, что ее провозглашение включает в себя все вещи, которые действительно можно назвать хорошими? О ней нужно говорить целиком, как о том, что включает в себя все блага и содержит все дары благодати. Порядок благодати во всей своей бесконечной глубине есть то, что на языке Священного Писания называется тайной Божией (Откр.10.7) и "великой тайной благочестия" (1 Тим.3.16). И если Сам Бог открывает избранным благодатью тайны Своего Царства, те, кого Он любит, обнаруживают, насколько огромны, безграничны и неизмеримы блага, содержащиеся в порядке благодати. Я не буду много говорить о них, ибо в сумерках нынешнего бытия, мы, даже просвещенные Божественным учением, будучи еще здесь, самое большее, что мы видим и знаем, мы видим только "как бы сквозь тусклое стекло». Но могучее основание, на котором покоится весь порядок благодати, благословенно явлено нам в самом Триединстве Лиц Иеговы, в котором Он раскрыл Свой Завет с Церковью и со Своими людьми,  чтобы быть их Богом навсегда. Божественная уверенность выражается в этих словах; "Я буду их Богом, и они будут Моим народом" (Иез.37.27). И если этот суверенный дар хранит в своей груди все остальные обетования Библии, которые все да и аминь во Христе Иисусе, то уже сейчас мы можем быть в них уверены, и несомненно. Ибо они не зависят ни от воли или стремлений человека, но все они основаны на вечной цели и благоволении Бога. И так обширны и безграничны они, что Иегова в Своем Триединстве Лиц отвел целую вечность для проявления их. Да, целая вечность должна пройти - если вообще можно говорить так! - для раскрытия всей бесконечной глубины даров благодати Господа, чтобы все они могли быть изучены и исчерпано неисследимое богатство, заложенное в этом Божественном порядке! Такова эта благословенная весть, поистине добрая весть из далекой страны! Нужно потерять себя, быть поглощенным ею, утонуть в этой Атлантике,  чтобы рассмотреть этот вопрос как одно великое целое. Для того, чтобы не скользить лишь по поверхности, но войти в библейское и духовное восприятие этой огромной глубины,  насколько слово Божие ведет нас, мы должны лучше представлять себе, какой должна быть необъятность благодати, когда из Божественного учения мы обнаружили, что эти потоки благодати мы уже получили сейчас, и что они текут из вечного источника, который "радует град Божий" (Пс.46.4 KJV). И если Господь отвел целую вечность для явления этого дара, то уже сейчас Он открывает нам состояние Церкви, которое продолжится все грядущие века. Постараемся же последовать Господу в этом Божественном порядке, и если сейчас мы лишь ходим по берегу этого океана с непостижимыми глубинами благодати, отметим  один за другим несколько приливов любви, и хотя мы не так часто чувствуем высокий подъем этих вод,  этого достаточно, "чтобы сделать нас мудрыми ко спасению через веру во Христа Иисуса" (2 Тим.3.15).
Если бы мы должны были проследить происхождение этой поистине хорошей новости из далекой страны к ее источнику, мы должны были бы оглянуться назад в вечность. Первый же рассвет Откровения начинается с событий, которые имели свое начало оттуда. Да, в очень многих частях Библии мы узнаем от Самого Бога, что в отношении Церкви существует изначальный замысел Иеговы в Его Троице Лиц, "от начала, от дней вечных". И согласно этому вечному замыслу, раскрытие которого было определено для всех грядущих веков, Церковь была избрана во Христе, и существовала в Нем до основания мира (Мих.5.2, Еф.1.4). Отсюда очевиден вывод: нынешнее падшее состояние Церкви и общая гибель нашего характера в Адаме не является ни ее первоначальным, ни ее конечным состоянием, но лишь промежуточным и подготовительным, к ее возвращению, через искупление Христом, к святости и счастью, в котором она была избрана во Христе от века. Хорошая новость из далекой страны состоит поэтому, во всей ее обширности, в том, что она мало-помалу разворачивает перед нашим умом удивительные события, которые при прежнем устроении были открыты лишь в тенях и прообразах, чтобы лишь в новозаветные времена можно было объяснить этот Божественный замысел в столь возвышенном выражении: «Бог, многократно и многообразно говоривший в прошлые времена отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне" (Еф.1.1-2 KJV).
Пусть же милостью Божией наш интерес будет в том, чтобы этот славный и знаменательный замысел в вечности всегда был в поле нашего зрения, чтобы уже при нынешнем состоянии Церкви мы могли озаботиться данным ей откровением, этой поистине прекрасной новостью из далекой страны и "славным благовестием благословенного Бога". Здесь, как в фокусе, сходятся все лучи, которые светят во всей Божественной книге. Здесь мы обнаруживаем всю тенденцию и весь путь откровения, которое в течение 4000 лет от падения человека до прихода нашего всеславного Христа преподавалось через последовательность поколений в Церкви. И этот предмет безусловно является самым главным из всего, что привлекает внимание тех, кто уже пробужден и избавлен Господом.  Как же благословенно это раскрытие Господа жизни и славы в Его Церкви! Пророки единым свидетельством готовили умы людей Господа в ожидании этого таинственного события - пришествия Сына Божия в нашей природе. И все, что они предсказали, должно было открываться всякому оку, которое взирало на грядущего Спасителя. Каждое сердце, в котором суверенная благодать пробудила чувство своего греха, тосковало по Его приходу. О некоторых нам сказано, что они "не отходили от храма ни днем ни ночью, ожидая утешения Израилева" (Лк.2.25-37). Как же прекрасны были "на горах ноги благовестника, приносящего весть добра, возвещающего спасение" (KJV)! И когда сил пророчествующих было недостаточно, чтобы привлечь все внимание людей, ангелы света, которые сами не нуждались во спасении, ибо никогда не грешили, но жаждали воздать славу своему Богу и явить Его добрую волю к людям, отправились с небес с благословенной вестью о рождении Господа Иисуса, утром Его воплощения, они стали первыми вестниками этой хорошей новости из далекой страны (Лк.2.8-14).
В дальнейшем изложении этой темы я не претендую на то, чтобы сказать нечто большее, чем просто изложить ее очертания. Все, что я в состоянии написать, было бы лишь кратким указателем к бесконечной книге. Пусть в Священном Писании читатель найдет нечто большее об этой хорошей новости из дальней страны! И хотя в этом священном Откровении, данном всей Церкви, есть полнота всех великих истин, - тем не менее те, кто не научен Самим Богом,  не постигнут их духовно и придадут  никакого значения их бесконечной важности. Ибо важнейшая истина, прочно утвержденная в Слове и слишком долго подтверждавшаяся в опыте человечества, чтобы быть поставленной под сомнение, в том, что знание тайны Царства Христова не достижимо для любой учености или простой человеческой мудрости. Божественное послание, как это ни унизительно для гордости человеческой, дается только по научению Богом через Его вестников. "Душевный человек  не принимает того, что от Духа Божия, потому что для него это безумие, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.  Но духовный судит о всем" (1 Кор.2.14-15 KJV).
Поэтому, если я смиренно попытаюсь здесь открыть перед читателем некоторые немногие из наиболее заметных вещей, касающихся, согласно Писанию, этой хорошей новости из далекой страны - а большего я просто не смогу себе позволить - то да будет интерес мой и его в том, чтобы искать Божественное учение Духа, и чтобы мы могли знать то, что даровано нам от Бога. Господь да услышит и ответит на эту молитву Своим благословением, и да поведет нас Он Сам, чтобы наставить на всякую истину, когда мы приступим к этому священному предмету. Пусть же наши исследования будут не "в убедительных словах человеческой мудрости", но "от Духа Святого, сопоставляя духовное с духовным" (1 Кор.2.12-13 KJV).
Формулируя очертания этой хорошей новости из далекой страны, я уже посмотрел на ее источник как целого, в древних глубинах вечности, когда в совете и благоволении Иеговы в Троице Его Лиц Церковь была избрана во Христе, "чтобы быть святой и непорочной пред Ним в любви". Мне не нужно, следовательно, обсуждать далее эту часть нашего предмета, но стоит лишь просто напомнить читателю, что в непрестанном созерцании этой ведущей доктрины нашей веры он найдет всю сладость благословений, уделенных Церкви уже в ее временном состоянии. Ибо бесконечное величие всемогущей Личности нашего славного Христа в том, что Он придает ценность и действенность всему, что Он делал,  делает и вечно будет делать для Своего народа. И изначальное состояние Церкви, как она была во Христе и сейчас пребывает в Нем, несмотря на ее падшее и деградировавшее состояние, дает нам уверенность в том, что мы можем получить хорошую весть из дальней страны и радоваться ей. Церковь - я имею в виду сообщество искупленных и возрожденных - без этого теряет тысячу сладких, духовных наслаждений, и упускает свои изначальные и вечные взаимоотношения. Ибо дитя Божие, пробужденное по благодати, узнает, что Бог от вечности имел его в виду, и Писание ясно говорит, в каком свете Бог Отец свидетельствовал о Своей вечной любви к Церкви, избирая ее во Христе; и когда в подтверждение этой вечной любви Он отдал за нее возлюбленного Сына Своего.  И если Церковь всегда была едина с этим библейским свидетельством о том, что Бог Сын видел ее и возлюбил, когда Он обручил ее Себе навеки, то это учение есть безошибочный стандарт Божественной истины, который всегда созерцает возрожденное дитя Божие. Оно знает также,  как и в каком свете, Бог Святой Дух засвидетельствовал Свою равную привязанность к Церкви, когда помазал ее в ее славном Главе и Супруге от вечности. Если я говорю, что эти славные и фундаментальные истины запечатлеваются в уме возрожденных чад Божиих и вплетаются в их понимание, то они являются вечным источником самой глубокой сердечной радости, и таким образом душа входит в полноту осознания благословенных вещей, содержащихся в этом и во всех остальных провозглашениях Божественной благодати. Даже небольшое знакомство с этим первым и ведущим принципом нашей веры благодаря Божественной благодати в наших душах побудит нас взращивать большее познание ее, так что даже некоторые из избранных Господа наслаждаться не могут наслаждаться большим, нежели, благовествуя эту хорошую весть из далекой страны.
 Если же мы перейдем теперь к следующей части нашего предмета и коснемся того времени и состояния Церкви, когда мы видим ее, согласно утверждениям Священного Писания, падшей, испорченной и деградировавшей в падении Адама, то какую ужасную мы находим здесь перемену! Церковь, которая есть "дочь Царя, славная изнутри, одежда ее шита золотом" (Пс.14.13) - нарушив закон, оказалась в такой вине и убожестве, такой потерянной и беспомощной и безнадежной в себе, что у нее нет никаких сил, и даже когда она духовно научена Богом - нет возможности до конца это постичь! Но и тогда то, что открывается нашему созерцанию, позволяет нам еще больше полюбить и оценить эти "хорошие новости из далекой страны!». И каким образом эта дивная новость связана с великим и знаменательным событием - восстановлением Церкви по благодати? В святом Слове мы читаем, как неизмеримо велико это спасение, как благословенны  плоды и результаты того, что оно было достигнуто, как Слово действует со властью, чтобы не возвратиться тщетным; как мы сделаны Его причастниками, навечно, бесповоротно и безопасно; каким образом реально состояние святости и счастья за пределами возможности любого будущего изменения. Как дивно это благовестие! Какая это великая радость людям! Сын Божий явил Свою всемогущую руку в этом великом спасении. Он избавил Свою Церковь от греха и страдания, в которые она впала, вернул ее в изначальное состояние святости и счастья*, избавив от вечной погибели, победил всех ее величайших врагов, и Он не только пришел для уничтожения греха жертвою Своею навсегда, но разрушил смерть и принес жизнь и нетление через Свое Евангелие (2 Тим.1.10).
Пусть же любое и каждое по-настоящему искупленное и возрожденное дитя Божие сделает здесь паузу, и, если сможет, оценит бесчисленные благословения этого великого спасения! В самом деле, кто скажет, что это значит - навсегда освободиться от бремени греха, от вины греха, от власти греха, от непрекращающихся ужасов греха, от страха наказания из - за греха, от упреков самому себе из-за греха, от самого существа греха, который теперь как язва въедается во всю нашу жизнь и в наше утешение. Как назвать ту милость, которая приносит избавление от такого убожества, более выразительно, чем "хорошая весть из далекой страны"?  Но мы не должны останавливаться на достигнутом. Мы должны вознести свой взор бесконечно выше того, что открыто нашему созерцанию о состоянии Церкви сейчас, ибо порядок благодати, который разворачивает перед нами Господь, простирается намного дальше этого, ибо это познание самой всемогущей Личности Того, Кто осуществил искупление, и в Нем духовное познание и общение со всеми Тремя Лицами Бога, Отцом, Сыном и Святым Духом. Само упоминание предметов, столь бесконечно возвышенных и непонятных, даже мимолетное, способно ослепить наш взор, хотя бы он был одухотворен и просвещен благодатью. Таинственный союз Сына Божьего с нашей природой, величественный путь, на котором Он заменил Собой Свою Церковь, и Ему были переданы ее грехи, ибо Того, Кто не знал греха, Бог "сделал грехом и проклятием за нас, чтобы мы могли стать в Нем праведными перед Богом":   в тот самый момент, когда мы рассматриваем эти чудесные утверждения Священного Писания, мы научаемся той Божественной властью, что пребывает в природе и сущности Божества, и Божественные совершенства становятся нашими через личностный и вечный союз**! Эти откровения громко и решительно провозглашают, что слава Христа является первой и действенной причиной спасения Его Церкви, которое есть уже следствие. Здесь и вечная безопасность Церкви, которая имеет своей причиной Божью славу. И отсюда вытекает и кульминация - ее возвращение к Нему, о которой также эта хорошая новость из дальней страны.
Здесь остается еще один момент, нелегкий для уразумения, и поскольку это касается каждого человека, заинтересованного в этой хорошей новости из дальней страны, он является одной из самых сладких нот в этой духовной песни, а именно, что все эти блаженные намёки с неба приходят в церковь Господа Иисуса Христа на земле свободно, как солнечный свет, "без денег и без цены!". Нет ничего в причастниках этой щедрости, чтобы заслужить такую милость, но в них есть все, чтобы Бог отменил и удержал ее. Все, что у них есть - от этой  свободной, богатой, полной, суверенной благодати. И кажется, это как будто написано с солнечным лучом на обложке этого дивного послания: Всемогущий Податель этих неслыханных благ не имеет и никогда не имел в виду то, чего заслуживает человек, но то , что лишь Господь может дать; не то , что люди сделали или могут сделать, но то , что суверенная благодать может сделать, и будет делать, для Своей славы и их счастья. Так что там, куда приходит эта хорошая новость из дальней страны,  и среди тех, кем она услышана, эта весть о спасении приводит к тому, чтобы обратиться к Господу. Благодать начинается у Господа, и она снисходит к  человеку. Если какой - либо человек чувствует необходимость ее, это ясное доказательство того, что Господь создал ощущение этой нужды в его сердце. Ибо , как говорит Святой Дух в другом месте, утверждая ту же истину: "Если мы любим его, то это потому, что Он прежде возлюбил нас" (1 Иоан.4.19).
Должен ли я теперь сделать паузу и попросить читателя задуматься, действительно ли он принял эту хорошую новость для своей души? На этот вопрос легко ответить. Читатель, чувствовали ли вы страдания от того, что вы находитесь в потерянном, разрушенном и жалком состоянии из-за своего греха? Вкусили ли вы полынь и желчь из-за падения Адама? Исходил ли когда-либо из вашего сердца вопль: "Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7.24). Для тех, кто испытал такое, эта дивная весть будет поистине как жизнь мертвым. Посмотрите на ее результат в других отношениях. Предположим, душа глубоко подавлена своим грехом, полна тяжелых предчувствий и думает, как бежать от гнева. И пусть это будет утешением и силой для нашего ума, что хорошая новость из дальней страны была принесена нам в час глубокого отчаяния и убожества души, и что Господь, Который возвестил эту милость, дал нам вместе с ней новое сердце, чтобы мы могли получить ее и верить в нее, и чтобы из самых глубин возрождаемой души к ее совести зазвучало слово проповеди апостола в Антиохии к ее грешникам: "к вам это слово спасения сего!" (Деян.13.26). Подумайте, с каким ликованием измученный человек может услышать столь радостный зов, и на  коленях благословлять Бога "за неизреченный дар Его!" А почему нет? Апостол Павел, который сам был чудом богатства и обширности суверенной благодати, описал в своих вечных строках, какое сердце должно получить благодать, чтобы она была в нем действенной. Верно, сказал он, "и всякого принятия достойно слово , что Христос Иисус пришел в мир , чтобы спасти грешников". Конечно, если это слово достойно всякого принятия, то оно достойно принятия моего и вашего. Мало того, Павел идет дальше и говорит, что именно по той причине он получил милость, что в нем "Иисус Христос возвестил все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной". И это значит, что благодать была явлена Павлу не ради него самого, но для того, чтобы другие, глядя на его пример, были поощрены надеяться при подобных обстоятельствах на милость. Но, скажете вы, что, если мои обстоятельства никак не похожи на то, что было у апостола?   Он , возможно, никогда не грешил так, как я! Но послушайте, что он сам говорит на этот счет: "Я был раньше, - говорит Павел, - хулитель, гонитель и обидчик!". Так что Павел видел в своем собственном уме и перед Богом не только свои личные грехи, но и то, что он содействовал грехам других, что он был не только хулитель Бога, но и гонитель Его народа, что он не только грешил сам, но его влияние могло побудить ко греху других и сделать их вредными для дела Божьего и для людей. И несмотря на все эти вещи, Павел сказал : я помилован, так что во мне Господь может возвещать образец другим! Вот что значит: верно  и всякого принятия достойно слово , что Христос Иисус пришел в мир, чтобы спасти грешников (1 Тим.1.15). Так что упомянутые им обстоятельства включают любые случаи, самые отчаянные ситуации, по- видимому, наиболее безнадежные случаи, так что наш всеславный Христос милостью Божьей подходит для каждого случая, и к каждому обстоятельству из ада. С чем же спорить любому грешнику? Никто здесь не исключен. Нет ситуации, при которой проснувшийся, дрожащий, ужасающийся грешник был бы изгнан. Ибо наш всеславный Христос способен "спасти до конца всех, кто пришел к Богу через Него". А что значит до конца? У Божией милости нет границ того, что мог бы измыслить наш ум или даже воображение, ибо иначе она уже не была бы до конца. Если я попробую написать об этом, то как бумага, так и терпение моих читателей будут исчерпаны.
Поэтому я хотел бы закончить тем наблюдением, что те великие истины, которые я представил читателю, являются одними из многих, хотя и не тысячной частью, "хороших новостей из далекой страны". И я не зря трудился и не напрасно потратил силы, если что-то из перечисленного здесь побудить читателя вникнуть в учение Господа и искать большего среди святых страниц Писания. Братья мои, умоляю вас, обратитесь от всего временного и умирающего к рассмотрению вещей, касающихся вечности и спасения. И в то время как мир и люди из мира теряют навсегда свое время в бесполезных делах и разговорах - постигайте ежедневно эту весть и размышляйте над наставлениями Господа о том, что значит для вас эта хорошая новость из дальней страны!

, * В целом Хокер вслед за Уотсом, Доддриджем и всем радикальным кальвинизмом признает, что результат искупления - это нечто большее, чем возвращение в изначальное состояние.
** Здесь есть некоторая неясность с передаваемыми и непередаваемыми качествами (в других работах Хокер признает эту разницу) и с предыдущим моментом, ибо трудно говорить о восстановлении к изначальному состоянию, если Божии совершенства не передаются до возрождения. Более обоснованной представляется версия некоторых реформатов (например, школы Хуксема), согласно которой Адам был рожден заново после падения и это соотносится с облечением его в кожаные одежды в Быт.3.21.

Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn