Про маленький народ и большого тылля

Сергей Марковский
     По масштабности целого можно судить о производном. Самый маленький слоненок всё равно будет крупнее самого большого таракана, если, конечно этот таракан не из голливудских фильмов. Небольшой по сути человек всегда выдумывал себе больших героев. В любом мало-мальски уважающем себя народе есть свой героический эпос.
     В маленькой Эстонии есть свой Большой Герой. Этот герой так и называется – Большой Тылль. Может быть, где-то в другом эпосе у другого народа есть Маленький Тылль, но в Эстонии он Большой.
     Большой Тылль жил в деревне Тыллусте на острове Сааремаа со своей женой Пирет, такой же великаншей как и он сам. В те времена, как и теперь, жителей в Эстонии было немного, но, как бы в качестве компенсации, великаны тогда встречались гораздо чаще. Тылль возделывал землю на собственной мызе (что-то типа нашего дачного участка, только дом покапитальнее) и ловил рыбу удочкой и бреднем. В общем, занимался тем, чем занимались рядовые соседи-эстонцы. То, что формально Тылль был правителем деревни (иными словами – мэром), не отдаляло его от соседей, а наоборот сближало. Отчасти от того, что дворов в деревне было всего ничего, отчасти – потому что люди были проще, и социальное неравенство выражено менее ярко.
     Тылль часто навещал своего брата – великана Лейгера, жившего на соседнем острове Хийумаа. По данным географов Балтийское море в те времена было помельче, острова побольше и великаны на них вполне помещались. За паром Тылль не платил, ходил по дну моря пешком. Как все эстонцы великан любил капусту, пиво, баню и петь народные песни. Характер у Тылля был непростой и не по-эстонски горячий, но глубоко в душе он был добрее Юрия Никулина. Так же как Юрий Никулин он приходил на помощь людям и защищал их.
     Главным врагом добродушного великана был какой-то Старый Чёрт. Возможно, имя нарицательное, исторические документы, увы, утрачены, и научно определить из славян или германцев происходил злодей, теперь не представляется возможным. Возможно, негодяй был внутренний, эстонский, хотя официальный Таллинн эту версию отвергает.
     Так вот однажды, когда Большой Тылль был в отлучке (видимо, ходил на очередные шашлыки к брату на Хийумаа), Старый Чёрт приехал с товарищами на пароме с материковой Эстонии и устроил вечеринку. Последствия вечеринки были плачевными – прекрасный дом великана был загажен гостями до такой степени, что восстановлению не подлежал, и проще было построить его заново. Жена Тылля, прекрасная Пирет, увидев это, умерла. Есть версия, что истинной причиной смерти великанши послужило отравление сырой скумбрией – один из двух основных факторов смертности в Эстонии в то время (после ишемической болезни сердца), но в свидетельстве о смерти написано "от горя", а это документ.
     Тылль в диагноз вчитываться не стал. Ему было всё ясно. Он погнался за Старым Чёртом, благо тот опоздал на паром, отходящий на материк. В адской битве на одном из болот Большой Тылль отомстил извергу за все: безвременный уход супруги, разрушенный дом, неурожаи последних лет и дождливую прибалтийскую погоду. По одним данным Старый Чёрт был расчленён великаном и отправлен малой скоростью в разные части Европы, по другим – оступился и утонул в болоте. Так или иначе, мерзавца больше никто не видел и на какое-то время Тылль успокоился, заново отстроил дом и окучил картошку.
     Увы, мирное житьё длилось недолго. Ну не давала покоя разным захватчикам благодатная эстонская земля острова Сааремаа.
На этот раз это были рыцари-захватчики. Причём на благородных рыцарей они походили мало. Грабили почём зря. Почём не зря тоже грабили. Когда у соседей-крестьян отобрали весь урожай капусты, пришла пора звать на помощь великана.
     - Большой Тылль, приходи на помощь! – не по-эстонски коротко воскликнул староста, зайдя в новый дом героя – Совсем житья не дают проклятые туристы!
     - Я в печали! – степенно ответил Тылль – Демобилизован я!
     - Так ведь не в отставке, а всего лишь в запасе! Вот, повестку тебе принёс. Военное положение у нас!
     Великан прочитал документ и пошёл в баню. Не в его традициях было выходить на битву во вчерашней рубашке и с ненакрахмаленным воротничком. Попарившись по-белому, по-чёрному и немного по синему (герой уважал цвета эстонского флага) Тылль явился к месту сражения.
     Надо сказать, явился он вовремя. Силы древнего Бундесвера почти полностью овладели островом Сааремаа, поставили здесь своего гауляйтера и разместили штаб на рыночной площади. Вооружившись телегой (традиционное оружие великан не уважал) Большой Тылль стал размахивать ей направо и налево, проводя этническую чистку родной земли. Битва продолжалась несколько рабочих дней, с перерывами на обед, сон и государственные праздники Эстонии. Но, увы, врагов было слишком много, а эстонцев, традиционно, слишком мало. Вдобавок ко всему гауляйтер тоже оказался парнем необычайных размеров и такой же силы. В переломный момент битвы он удачно применил свой меч-кладенец и голова героя начала жить самостоятельной жизнью отдельно от туловища.
     Увидев такой поворот, Большой Тылль понял, что по большому счёту делать ему здесь больше нечего. С одной стороны туловище, лишённое руководства, становилось силой неуправляемой, с другой – голова отдельно тактической ценности в боевом деле не представляла. Сложилась революционная ситуация – та самая, когда низы не хотят, а верхи не могут. Грустный великан (его нижняя часть) подобрал голову, взял её под мышку и медленно побрёл подальше от боя, исход которого его уже интересовал мало. Тылль пошёл умирать, но перед смертью он, вернее, его голова, сказала такую речь:
     - Дорогие сограждане! Я устал! Я ухожу! Но если гадина какая ещё раз придёт на нашу землю с войной или предложением ассоциации какой, зовите – я приду и выручу вас!
     И он ушёл. Через какое-то небольшое время озорные дети пришли к его пантеону и крикнули почти как староста в свое время: "Большой Тылль, приходи на помощь! Совсем житья не дают проклятые туристы! Война! Война!" Тылль поднялся и посмотрел по сторонам. Не увидев угроз, кроме неурожая, бездарного руководства и экономического кризиса, он расстроился и поклялся, что больше не вернётся.
     И Большой Тылль сдержал своё слово. Не бился он ни с фашистами, ни с коммунистами. Вообще ни с кем больше не бился. А ведь если бы не глупые дети, может и не пришлось бы современной Эстонии в НАТО вступать! И не составлял бы военный бюджет этой страны двух процентов от ВВП. Только подумать, сколько полезного можно было бы сделать на эти деньги!