Александр Федотов. Полет в вечность

Александр Савельев 4
4 апреля 2014 года исполнилось 30 лет со дня последнего полета наших земляков: летчика-испытателя, Героя Советского Союза, генерал-майора Александра Федотова и штурмана-оператора Валерия Зайцева. В этот день, в 1984 году, они вылетели на тогда ещё сверхсекретном МиГ-31 в контрольный полет. Нужно было проверить последовательность выработки топлива и работы электросигнализации топливной системы, после того как была доработана топливная система.  Для точности эксперимента измерительная часть топливомера была отключена. При разгоне на заданную скорость М=2,5 и высоту 20 км преждевременно сработала сигнализация выработки одной группы баков, затем - другой. Надо было возвращаться. При подходе к аэродрому загорелись лампочки выработки всех топливных баков. Стрелка расходомера упала на «0»;. Тут же загорелась лампочка аварийного остатка. Однако аппаратура обманывала летчика: на самом деле топлива оставалось около 12,5 т. Федотов принял решение садиться с ходу, без двигателей. Сделав вираж для захода на посадку по крутой глиссаде, он вышел крутой «спиралью»; на дальний привод.

Предполагая, что топливо ушло и самолет пустой, он энергично довернул на посадочный курс. И неожиданно попал в режим сваливания. МиГ-31 с полными баками перешёл почти в отвесное пикирование... Последовавший анализ установил, что ни на стенде, ни математическим моделированием невозможно реализовать лавину ложных сигналов, вероятность которой близка к нулю. Была высказана версия практически мгновенного разрушения вала турбины двигателя Д-30-Ф6 как раз в момент доворота на посадочный курс: диски турбины, вращавшиеся с дикой энергией, перерубили управление самолетом, что и не позволило летчику предотвратить сваливание. 

Начальник ЦАГИ Герман Иванович Загайнов сравнил быстроту и точность действий Федотова с компьютером. Бортовой самописец показал, что действия пилота по предотвращению штопора были безупречны и молниеносны. Но земля приближалась со скоростью 100 метров в секунду. Были сброшены фонари кабин. Начало отделяться кресло штурмана Зайцева. На большее не хватило ни высоты, ни времени. 

Испытатель. Воспитатель

Александр Васильевич Федотов родился 23 июня 1932 года в Сталинграде. В 1950 году окончил Сталинградскую спецшколу ВВС, а в 1952 - Армавирское ВАУЛ, где был оставлен летчиком-инструктором. В 1958 окончил Школу летчиков-испытателей, в 1965 - МАИ. С августа 1958 - на летно-испытательной работе в ОКБ имени А.И.Микояна. В 30 лет он сменил на посту шеф-пилота фирмы Георгия Константиновича Мосолова, придя к этому благодаря своей огромной энергии, целеустремленности, беззаветной любви к небу, к летной работе.  Александр Васильевич дал путевку в небо самолетам семейства МиГ, которые и сейчас защищают небо России: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31. Он первым в стране превысил тройную скорость звука, установил 18 мировых авиационных рекордов, два из которых не превзойдены до настоящего времени.

Как шеф-пилот микояновской фирмы, Александр Васильевич пользовался огромным авторитетом среди всех её сотрудников. Он разработал уникальную методику подготовки молодых лётчиков-испытателей к самым сложным видам лётных испытаний. В полной мере сознавая государственную важность своего дела, понимая, что от огромного количества мелочей зависит жизнь летчиков-испытателей, сбережение безумно дорогой экспериментальной техники, Александр Васильевич был чрезвычайно требователен к себе и к людям. И была в нём любовь к товарищам, за которую и они платили ему любовью и уважением.

Как говорит об Александре Васильевиче его ученик Александр Гарнаев, прожив яркую, полную труднейшей работы и мирового значения достижений жизнь, он и после ухода оставил на этом свете необычайно много флюидов профессионализма, твёрдости, целеустремлённой методичности. Волевой магнетизм, энергетика его взгляда бросаются в глаза даже с фотографий. 

Инженер Юрий Этингоф вспоминает: "от Федота всегда буквально какая-то невидимая сила исходила, какое-то мощное биополе. Стоит народ около летной комнаты в ангаре, курит, лялякает, а вот поднимается Федот по лестнице, подходит поближе - и разговоры становятся потише, народ внутренне словно по стойке "смирно" встает... Личность был Александр Васильевич, с самой большой буквы этого слова... В 84-м, через несколько дней после их – его и штурмана Валерия Зайцева – гибели на МИГ-31, мне повторили провидческие слова Федотова. Говоря о жестком, предельно требовательном отношении к своим подчиненным летчикам-испытателям, Федотов сказал - Я потому их так достаю, потому что мы очень давно не бились...  Почти 15 лет на микояновской фирме умудрялись избегать людских потерь. Были катапультирования, иногда тяжелые, но Федотов, наверное, чувствовал, что то самое фатальное рядом. Всеми силами старался уберечь своих. И уберег - принял катастрофу на себя, прикрыв их словно грудью от пули. А то, что рядом Валера Зайцев оказался... Так уж авиационный бог распорядился. Чтобы они и ТАМ вместе летали..."

Живая память

В день 30-летия гибели Александра Федотова и Валерия Зайцева у мемориальной доски на доме №13 по улице Маяковского, где жил Александр Васильевич, собрались школьники школы №8, носящей имя другого выдающегося летчика-испытателя, Героя Российской Федерации Николая Садовникова. В школе силами преподавателей и ребят, при помощи энтузиастов города, организован Музей Героев. Преподаватель школы Наталья Михайловна Проничева и её ученики пришли к дому Федотова, чтобы встретиться с родными легендарного летчика: его супругой Галиной Васильевной, сыном Александром Александровичем и дочерью Викторией Александровной. Для ребят из четвертого класса эта встреча стала посвящением в историю их страны, их города. Ученики старших классов и родные Александра Васильевича рассказали им о героической жизни нашего земляка, великого летчика, замечательного товарища и руководителя, мужа и отца. Олеся Месяцева, которая руководит Музеем Героев, восхищена таким человеком как Александр Васильевич Федотов. Три раза он катапультировался, после второго катапультирования получил травму позвоночника, из-за которой не был допущен к полетам. Однако упорными упражнениями восстановил форму и вернулся в небо. Федотов любил небо, любил летать. Никогда не сдавался.

Галина Васильевна Федотова, поблагодарив ребят за теплые слова, зачитала строки из дневника Александра Васильевича: "Сегодня впервые в жизни я поднялся в воздух! Как прекрасно там, высоко над землёю!! Мне кажется, нет ничего прекраснее этого!!! Теперь я со своего пути никогда не сверну!" Федотов всегда следовал завету Валерия Чкалова: если быть, то быть первым! Он был первым и в своей летной профессии, и во всех других делах. Хорошо рисовал, был отличным спортсменом: бегал, прыгал в высоту с шестом, освоил горные лыжи сам и поставил на них всю свою фирму. Работавшие с ним ребята всегда находили неделю для поездки в горы. Чудесный семьянин, Александр Васильевич много работал с детьми, всегда с охотой и радостью общался со школьниками, рассказывая им о своей работе. 

Глубоко укоренённой чертой Федотова, родившегося в героическом Сталинграде, был патриотизм. Как рассказывает Галина Васильевна, Александр Васильевич был невероятно счастлив 12 апреля 1961 года, узнав, что первым космонавтом мира стал русский парень Юрий Гагарин. А вот когда американцы высадились на Луну, Федотов пришел домой расстроенный: как жаль, не мы первые потоптали Луну!..

Александр Васильевич дал путевку в небо Светлане Савицкой, Герою Советского Союза, первой женщине-космонавту, вышедшей в открытый космос. Как поведала Наталья Михайловна Проничева, работавшая вместе со Светланой Евгеньевной на гризодубовской фирме, та порой с ревностью говорила о группе испытателей, которую возглавлял Александр Васильевич: надо же, его ребята всегда летают! Но при этом безмерно уважала Федотова, своего наставника по летному делу.

Рассказала Галина Васильевна и о друге Федотова, Валерии Сергеевиче Зайцеве, которого коллеги и друзья ласково называли "Зайчиком". Александр Васильевич любил с ним летать.  Не любя показухи и болтовни, будучи строгим и требовательным к коллегам, Зайцева Федотов любил за самоотверженность. Он узнал, что причиной отстранения Валерия от летной работы стало то, что когда друг Зайцева сильно обгорел в аварии, Зайцев не задумываясь отдал ему большой кусок своей кожи. Федотов помог ему вернуться к полетам. 

Александру Васильевичу всегда не хватало времени на намеченное. И кто-то подарил ему часы, на циферблате которых сидел йог, напряженно раздвигающий часовые стрелки: так и Федотов, стремясь успеть сделать всё задуманное, словно раздвигал время.  Галина Васильевна пожелала ребятам здоровья, успехов, целеустремленности и стойкости во всех делах, за какие бы они ни взялись, так, чтобы все эти дела доводить до конца, как это делал Александр Васильевич Федотов.

Рассказал об отце и Александр Александрович Федотов: "Он был очень сильным и своеобразным человеком. До сих пор почтить память его прилетают из разных концов страны люди, которым хоть раз посчастливилось с ним пообщаться. От него лучилась такая жизненная энергия, такое человеческое притяжение, которое не забывается. Большое вам спасибо, что храните память о моем отце. Изучайте нашу историю. Кто не стремится знать своё прошлое, у того нет будущего. Детство и юность - непростое время, и чтобы выбрать правильное направление будущей жизни, надо брать пример с достойных людей." 

Мы чтим память нашего выдающегося земляка. Его имя носит Школа летчиков-испытателей. Улицы Федотова есть в Жуковском и в Волгограде, на родине Александра Васильевича. О нём повествуют музейные экспозиции в жуковской школе №8 и в волгоградской школе, где он учился. Именем Федотова названа звезда, открытая российскими астрономами. В июне в Люберецкой пойме пройдёт авиафестиваль, также посвященный Александру Федотову. Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наше познание, тот и умирая, служит жизни. Писатель и пилот Антуан де Сент-Экзюпери сказал эти слова словно о Федотове.   

апрель 2014 года