Ученик не выше учителя

Павел Цуман
Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:  25. довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его.
(Св. Евангелие от Матфея 10:24-25)

Человек рождается оригиналом, а умирает копией. Иногда «жалкой копией»..) Обычно склонны подражать тому, кого любят.

Для первокласcника  слово учителя зачастую авторитетнее  указаний родителей.
Вспоминаю как в детстве с соседскими мальчиками мы играли в великих людей. Какие только должности не приходилось занимать!) И директором фирмы престижной побыть, и пастором церкви огромной…)

Одна девочка побывав в гостях у бабушки, возвратилась домой в город. Скучно ей стало… И глядя в окно из пятого уровня , девочка написала прекрасное четверостишие:
ПАДАЕТ, ПАДАЕТ БЕЛЫЙ СНЕГ
НА КРЫШИ ДОМОВ И НА СПИНЫ ПРОХОЖИХ...
БАБУШКА! ЗНАЕШЬ, ХОТЕЛОСЬ БЫ МНЕ
БЫТЬ НА ТЕБЯ ХОТЬ ЧУТЬ-ЧУТЬ ПОХОЖЕЙ.

Все строится на идеалах. Нам хочется кому-то подражать. Быть похожим - это значит копировать манеры, выходки какие-то, обороты речи, походку, прическу…

 «Ученик не выше учителя…» Ведь много учеников превзошли своих учителей! В еврейской  школе  во времена Христа учитель  находился на подиуме, то есть находился выше учеников.  Каждое его движенье что-то значило. Занять его положение и быть на виду – значит быть  примером для подражания. Самое большое что может сделать ученик - это стать учителем.

Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2. и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. 3. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
(Послание к Ефесянам 5:1-3)

Мы имеем сейчас хорошие приспособления - ксероксы. Так вот: любовь Божью и Любовь Христа нужно отксерокопировать и интегрировать в свою жизнь. И эта ЛЮБОВЬ должна стать личным достоянием каждого.

 «Чудное озеро..»- поем в одной из песен. Отображается ли во мне образ Христа?!
Подражать в любви. 
В одной американской церкви были проблемы. Служители не справлялись сами, позвали психолога. Тот провел анкету и сказал: судя по результатам опроса, в церкви не хватает любви.

Самый главный момент ученичества в школе Христа - научится любить. Чтобы любовь была жертвенной (Бог пожертвовал единородного Сына) и чтобы любовь была самоотверженной (Христос не пожалел Себя).


ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ (или то, чего ДОВОЛЬНО для ученика):
Чего же Он хочет добиться или каких изменений ждет от своих учеников?!

Вне сомнений: Бог хочет чтоб мы становились лучше. Да и мы сами, бывает немало усилий прикладываем для этого, только вот результат не всегда хороший... И может получается как у апостола Павла:
 18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23. но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
(Послание к Римлянам 7:18-24)

 «Как часто хочется изменить других, да и себя тоже. Только вот не сильно получается. Пробовать изменить другого и измениться самому — одно из самых провальных дел, какие только бывают на свете. Но мы все равно пытаемся. Конечно, бывают и верные, испытанные способы. Можно, например, надавить на человека, устыдить, «настоятельно убедить», напомнить об адском огне, короче, применить какое-то внешнее воздействие.
И это достаточно эффективно. Многие люди действительно меняются под давлением. Но только внешне. Стоит убрать давление извне, и все возвращается на круги своя. Ведь внутренней мотивации нет.
Изменения даются нам тяжело. Казалось бы, ну что стоит изменить себя. Изменись и все. Не делай так больше. Перестань. Но не тут-то было. Изменение – как самого себя, так и других – это что-то вне нашего контроля, сколько бы усилий мы ни прилагали.
Я очень часто забываю, что любое изменение – это просто плод. Плод, произрастающий на почве любви и отношений. Плоды не создают, их не производят своими усилиями, они просто растут. Изменение приходит само собой там, где благоприятна почва.
Дать человеку подлинное бытие могут только любовь и отношения. Не спешите менять людей и не спешите меняться. Вряд ли у вас что-то получится. Изменение – это плод, произрастающий сам собой там, где есть любовь и отношения. Нужно сместить свой фокус с изменения на отношения. Нужно не стараться, а быть. Только подлинное бытие порождает жизнь.»
(Терехин Евгений)

Главная цель Его ученья (как я вижу на сегодняшний день) - это научить Своих учеников ЛЮБВИ! Да, бывает для того чтобы плод созрел, Господину приходится обложить деревцо навозом (а это не всегда приятно), а другой раз Он не устает приходить в поисках плода и говорит: оставь еще на год…  Он ждет когда Его учение станет благословенной практикой личной жизни, а не сухой теорией.
Для того чтобы оно (т.е. учение) вошло в плоть и кровь учащегося есть свои закономерности.

«Чтобы не было недостатка и у нас и у вас..» - освобождаться от недостатков. Главная мысль этой притчи - готовность. А готовность как раз и заключается в ликвидации недостатков. Чтобы всего хватало когда произойдет встреча с Женихом. Быть готовым - значит быть совершенным. Без изъяна. Чтобы не было к чему прикопатся.

Смотр симфонических оркестров  в Финляндии. Конкурс был для дирижеров. Задача состояла в том, чтоб за короткое время сделать программу и дать концерт с совершенно новым коллективом. Одному российскому дирижеру попал состав одной из западно-европейских стран. Он начал репетицию. Оркестр играл как обычно. Дирижер понимал: для того чтоб взять хорошее место, нужен как говорится «изюм». И  вдруг  кларнет заиграл соло. Маэстро был поражен прекрасным звуком и музыкальностью солиста, и решил что за счет него сможет взять хорошее место. Он остановил оркестр и попросил кларнетиста еще выразительней сыграть соло. Удивлению не было предела, когда музыкант сделал поразительные успехи. Тогда он еще раз остановил и попросил еще подправить какой-то штрих. Довольный результатом он отпустил музыкантов на антракт.

И вот выступление. Дирижер начал искать между музыкантами того чудо-кларнетиста, но его не было… тогда он переспросил у директора оркестра, куда исчез кларнетист, на что получил исчерпивающий ответ: он уволен! У нас есть правило: если дирижер в течении одной репетиции одному и тому же музыканту делает два замечания, то этот человек автоматически «вылетает из игры» и теряет работу.

А сколько замечаний бывает сделано нам… и, кажется, давно нужно понять и исправится, а мы бываем упорны и непослушны. А Бог все равно «няньчится» с нами.

«Всякому человеку свойственно заблуждаться, но упорствовать в своих заблужденьях свойственно только глупцу»
(Цыцерон)


Слышал как-то аллегорию про оленя. Гордился рогами. Не нравилось в себе: высокие, кривые и худые ноги. Насмехался с козы, еще больше с дикого кабана - у него клык. И вот случился пожал в лесу… побежали все звери. Быстрые ноги оленя помогли ему обогнать всех, но случилась беда: он запутался в чаще. Обогнали его и кабан и коза. И вдруг до оленя дошло: то, чем я так гордился, оказывается мне сильно мешает…

1. Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью.(Екклесиаст 10:1)

«Нужно быть почти великим, чтоб уметь успешно бороться с мелочами» (Горький М.)

Подражать Христу
   16. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. 17. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
(Первое послание к Коринфянам 4:16,17)

Есть люди в школе, хорошо учащиеся. Их учителя выделяют. Фото этих учеников находятся на доске почета, для того чтоб другие смотря на них подтягивались на тот же уровень. Они являются примером, достойным подражания для всего учебного заведения.

Христос - отличник из отличников. Он пострадал и оставил нам пример, чтоб мы шли по Его следам. Чтоб мы поступали как он поступал, чтобы мы были Его реальной копией. Все мои слова, дела и мысли, все равнять на Него! А как бы в подобной ситуации поступил бы Он!?

И этого будет достаточно! Если мы с вами выйдем на уровень Христа, то больше и не надо. Сам Иисус говорит: «довольно».
Но мы часто не так… Свою жизнь, бывает проще сравнить с кем-то из людей. Выбираем себе идеалы, модели  правильного поведения… и, может быть ошибаемся, а может быть спотыкаемся видя негативный пример, а может быть и вообще «приносим в жертву» свои христианские принципы, и начинаем делать то, что вообще не назовешь христианством.

 39. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?  40. Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.  41. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
(Св. Евангелие от Луки 6:39-41)
В этом случае совершенствоваться не стоит. Если человек выбирает себе не хорошего учителя, в последствии будет таким как он. Да, люди могут делать ошибки и изменяться, но лучше всего ориентиры свои сосредоточить на Христе. Он – идеальный Учитель.
Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. 3. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. 4. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха…
(Послание к Евреям 12:2-4)

Век живи и век учись. Дай Бог быть отличником в школе Христа!

Если мы прекратили учиться, то какие же мы ученики? И если перестали повиноваться, то являемся ли слугами?