Первая гонка

Дикин
  Имена в данном повествовании изменены, поскольку я не заручилась согласием  участников событий на их упоминание.
  Расшифровка встречающихся колоритных терминов дана в конце рассказа.

***
  Мой сладкий сон был прерван звонком моего тренера. Пытаясь разлепить веки и сделать голос не таким хриплым, каким он бывает у меня утром, я попыталась вложить всю свою нежность и уважение в утреннее приветствие, отчего оно приобрело какое-то среднее между хрюканьем и карканьем созвучие. Тренер явно ухмыльнулся на другом конце трубки и сказал:

- Привет Ди. Спишь что-ль?
- Ну, не так чтобы очень. А что?
- Что ты делаешь в эти выходные?

 Собирая мысли в элегантную, по моим меркам кучку, и, не предполагая подвоха, я всё еще хрипловато изрекла:
- Да вроде ничего.
- Отлично. Тогда собирайся, за тобой через пол-часа заедет Саша. Ты едешь на гонку, билеты уже куплены, он отвезет тебя на вокзал. А, кстати шлем у тебя S-ка?

  Почуяв неладное, я попыталась внести некоторую конкретику:
- Да. Подожди, а куда, с кем? И ещё я..

  Короче Сашка тебе всё по дороге объяснит. Теплую одежду возьми. Всё, пока.
Я отбросила одеяло и поскакала в душ. Времени на дамские сборы, конечно, было откровенно мало, но я как-то похвасталась, что собралась за 10 минут. Правда не на гонку и  не зимой, но тренер видимо учёл это и дал времени даже с запасом, но по его меркам, не по дамским. И теперь я знаю, что не всеми навыками стоит хвастаться.

- Сашка, а куда я хоть еду-то и с кем?
- Кажется на ралли «Вятка», ну тебе в поезде Жега наберет и всё расскажет.
  Сашка ловко уходил от ответов и не менее ловко рулил на своей десятке, иногда ругаясь на тех, кто медленно подкатывался к светофору, мотивируя своё негодование тем, что надо просто подъехать и встать. Справедливости ради, стоит отметить, что по утренней московской снеговой каше Санёк ехал более, чем неплохо, что было неожиданно для механика, пусть и спортивной команды. Правда потом оказалось, что у этого механика тоже есть гоночный опыт.

  Сашка помог донести мне вещи, вручил сумку со шлемом, пожелал удачи, ничего не объяснил, не считая того, что Гера остался без штурмана и быстро ретировался. Я же осталась в купе почти наедине со своими мыслями по поводу того, что мне предстояло.


  Выйдя из поезда в холодное зимнее утро, и взглянув на падающий снег, я поёжилась и застегнула свою серую меховушку. Она была сшита у знакомого по моему заказу, из серого пушистого искусственного меха, а сверху были нашиты полоски крашенного ярко-рыжего меха.

  Я побродила взад-вперед по перрону, убедилась, что меня никто не ждёт и вышла через вокзал на площадь перед ним. В 8 утра было тихо и нелюдно. Однако, я ожидала не то чтобы несказанно теплой встречи, но хоть какой-нибудь хотелось, поскольку у меня не было никаких инструкций на дальнейшие действия. Гордо выдержав еще 5 минут, моё терпение намекнуло, что если это была шутка, то она не фонтан и вообще пора звонить тренеру, пусть он тоже хотя бы не спит. Я вздохнула и достала телефон.

- Жега привет, не спишь? - хотя вопрос был скорее риторический, поскольку мне было точно менее комфортно, чем ему в теплой кровати. И мысль о возможности доставить дискомфорт человеку, что и меня облёк на оный, придала немного пакостного тепла.

- Привет, Ди ты добралась? - зевая сказал он.
- Да, уже с поезда вышла на площадь и меня никто не встречает! - в меру возмущенно пискнула я.
- Так ты иди к стоянке.
 Я огляделась.
- Тут две стоянки, справа от вокзала и прямо. Куда двигаться?
- Сейчас... Направо иди, ищи Ниссан Альмера красный, номера ххх.
- Да нет тут такой — я придирчиво всматривалась в стоящие машины, таща на плече одну сумку с одеждой и экипировкой, а другую со шлемом.
- Давай-давай иди, там во втором ряду есть такая. Давай, а то я как раз с Герой разговариваю.

  Я подошла ближе к стоянке и услышала голос:
- Это вот рыженькая такая?
- Да, это я такая — хмурова-то заметила я, порядком уставшая таскаться в холодное зимнее утро по хоть и небольшим, но сугробам, с двумя сумками. Тогда я еще не знала, что штурман это существо несколько обделенное первичными половыми признаками.

- Ну, давай садись уже, поехали. Итак тебя тебя уже полчаса жду.
«Нет, ну это нормально?» - подумала я. «Не встретил, теперь еще наезжает. Кого мне Жега подсунул?» Однако, скромная сама по себе, да ещё и воспитуемая Жегиной школой я промолчала, гоняя в голове разные курчавые мысли.

  Я села внутрь и сразу забыла о своём недовольстве... Поскольку я приятно плюхнулась в рекаровские седушки, а сердце нежно ёкнуло. Альмерка была двухдверной девчонкой, с полноценным каркасом безопасности.  Гера завел машину и она отозвалась.. ну, в общем вопреки моим ожиданиям она не заурчала. «Значит, это не боевая» - подумала я и уточнила:
- Это прописная Ваша?
- Да. И давай на ты, а то как ты диктовать мне будешь? Такой-то Такойтович, будьте любезны, левый три, пожалуйста?
  Я засмеялась. Гера улыбнулся и продолжил:
- Смотри, в общем мы всё прописали, но Лёху по работе дернули, так что будешь диктовать по чужой стенке, а дорогу на гонке увидишь.

 У меня медленно отвисла челюсть. О таком мне Жега не говорил и вообще не говорил, что такое возможно (О том, что это возможно, а бывает,  что и пилот дороги не видит, а пишут стенограмму вообще другие люди я узнала много позже). Увидев моё выражение лица, Гера быстро поправился:
- Да ты не переживай, канал небольшой, мы «на всю» лупить не будем.
 Не скажу, что эти слова мне добавили уверенности.


  За завтраком я изучала карту и регламент соревнования, дойдя до стенограммы, я увидела незнакомые обозначения, а кроме того в градации поворотов встречался 0 (в нашей стенограмме только от 1 до 9). Я взглянула на Геру и спросила:
- А у Вас, что стенограмма прямая?
- Да, а ты, что по другой ездишь?
- Ну, вообще-то у нас обратная.
- Тяжело тебе будет, - вздохнул Гера. Хотя вздохнул он, явно думая о себе, о том, как ему ехать со штурманом, который не видел в глаза трассу, да ещё и стенка у него другая.
- Тут еще несколько обозначений, - поясни, как их читать.
- Излагай..
- «Кр.» - это что?
- Это круто.
- А что это означает?
- Это значит резко машину в поворот вправить, чтобы из него выйти раньше.
- Ясно, значит это короткий поворот?
- Угу.
  Гера прояснил мне ещё пару закорючек, а я задумалась о завтрашней гонке. Заснуть будет точно тяжело.



  Стенограмма на удивление легко читалась, но я всё время помнила о том, что она вся наоборот и  делала акценты на крутых поворотах. На перегоне Гера сказал:
- Слушай, не выделяй так повороты голосом, а то я пугаюсь и газ отпускаю. Просто говори всё ровно.
- Хорошо, но мой пилот любит, чтобы все повороты звучали по-разному.
- А я люблю, чтобы всё было одинаково, понимаешь. И вообще, думай о главном.

  «Думай о главном.. интересно, о чём? Наверное, о финише? Или о том, как выиграть? Так штурман должен думать о .. Хм, а о чём он должен думать? И когда думать, если читаешь стенограмму?» - задумалась я и мы чуть не просвистели поворот по легенде.
- Ой, тут направо!
- Э, штурман не спать — грозно рявкнул Гера, поворачивая. И вообще, «Ой, упс..» - это не для штурмана слова!
- Да, я это, о главном задумалась..


 
  На кольцевом СУ через пару километров от старта Гера вдруг рявкнул:
- Ты целую связку пропустила! Где левый 3 на правый 4?! Выходя из поворота он добавил: «А если бы я не помнил это место? Улетели бы уже!»
- 50 левый 6, 40. Пометила.
- Давай дальше! Круг какой у нас?
- 150 Трамплин 70. Ещё два едем.

 На следующем круге я прочитала, вставленные Герой позиции и после финиша показала стенограмму:
- Смотри Гера, не было этой связки поворотов, так что я ничего не пропустила.
- Хм, действительно нет. Леха, редиска, когда переписывал, видать пропустил...
- А зачем стенки переписывать?
- Ну, чтобы красиво было. Это что, я еще обычно учить заставляю.
- Зачем?!
- Ну как, а вдруг тетрадь выпадет при приземлении с трамплина...

  Я промолчала, но подумала, что это явный перебор: "Кому нужен не выспавшийся штурман, зато знающий наизусть стенограмму? А если поправки по ходу гонки будут? Переучивать? И вообще, если ручки слабенькие надо эспандером их качать".
...

  Постепенно я так вкатилась в стенку и ритм пилота, почувствовала уверенность, которая передалась пилоту и он заметно прибавил ход. Вначале мы ехали шестыми, но   к пятому СУ оказались на второй позиции, нежно наступая на пятки Андру, что ехал первым в нашем классе N2. Разрыв по времени был почти 30 секунд. Гера ободрился, хлопал меня по плечу, говорил, что я молодец. А что ещё нужно штурману, пара добрых слов от пилота — вот лучшая благодарность. Хотя.. и призовое место это тоже приятно. Но я старалась о нём не думать, нельзя расслабляться, нельзя. Штурману точно нельзя, сам расслабишься и пилот расслабится, а там и убраться недолго.


  На предпоследнем СУ мы почти догнали Андра, Гера был очень доволен и сказал мне:
- Смотри, мы ехали очень хорошо. Но, когда к тебе подойдёт Даня, штурман Андра — скажи ей, что мы привезли им 40 секунд.
- Зачем?
- Ты не спрашивай, просто скажи.
- Гера я не могу врать. Мне кажется, что это неправильно.
- Мне короче неважно, просто говоришь и всё. Они задергаются, ошибутся и мы будем первыми.
- Но это же нехорошо! Я не смогу. Скажи сам.
- Ладно, я скажу. Но ты тогда скажи, что не помнишь, хорошо?
- Хорошо — сказала я, чувствуя, как что-то липкое и противное заползает ко мне в душу, спрятанную под ОМПишным комбезом. Я не знала, что делать. Это была моя первая гонка, Жега всегда говорил слушать пилота и делать, как тому комфортно. Как быть в такой ситуации он не рассказывал. Но телефон был далеко и возможности уточнить не было.

  Даня торопливо приближалась ко мне. Оглядевшись и не увидев ничего кроме сугробов, я поняла, что отступать поздно.
- Привет Ди. Вы нас прям догоняете! Какое у вас время на последнем СУ?
- Я посмотрела на крыло саксика, на снег и оставив свой взгляд там, внизу с трудом произнесла:
- Слушай, я не помню, спроси у Геры.
- А ты не записала что-ли? - удивилась Даня.
- Нет, но ему сказала - ответила я, чувствуя, как начинаю краснеть под подшлемником. Хотя после СУ я и так была красной как рак, так что она ничего не заметила и пошла к Гере. А я осталась терзаемая совестью с каждым её шагом.



  Перед стартом СУ Даня застегнула шлем, проверила переговорку и сказала Андру:
- Гера привез нам 10 секунд на предыдущем СУ. Как поедем?
- Быстро поедем — хмуро ответил Андра, потуже затягивая ремни.



  Гера был на подъёме, нетерпеливо застегивал 6-ти точечные ремни и одевал шлем. Я тоже была в нетерпении, но что-то тяжкое давило мне на грудь. Почувствовав, его жажду победы, я сказала:
- Слушай на последнем СУ надо быть аккуратнее, мы уже вторые. Давай просто красиво доедем, 30 секунд нам не отыграть, если Андра не ошибётся.
- НИКОГДА не говори последний! Говори заключительный.
- Хорошо — я вспомнила, что Жега всегда был против спортивных суеверий, но решила не нервировать пилота, - будь аккуратнее на заключительном СУ.
- Хорошо,  - буркнул Гера, явно думая о своём.



  Мы стартовали и наш саксик бодро валил в повороты и с ускорением выходил из них на своей узенькой, но  шипастой зимней резине. Мне всегда было немного смешно смотреть на гоночные автомобили, которые такие все из себя, а резинка у них тоню-юсенькая, но зато какие шипы! Конечно узкая резина  лучше для зимы, но всё равно они смотрятся так смешно, особенно полноприводные.
 
 Я вдохновенно читала ставшую привычной стенку и вдруг почувствовала, что Гера едет слишком быстро и на прямике я шепнула:
- Тише..
- Нормально едем, нормально — ответил Гера борясь с заносом.

 Но, к сожалению, я не ошиблась и в следующем повороте, не справившись с машиной мы улетели в сугроб от обратного хлыста, по самые зеркала. Приземлились мы мягко и Гера тут же спросил:
- Ты как, нормально?
- Да, я в порядке, только вот выйти никак.

 Гера отключил массу. К нам добежали зрители, принялись откапывать машину. Мы выставили аварийный знак и стали ждать «открывашку».
Механики выковыривали авто из сугроба, а мы уехали в сторону штаба ралли, чтобы забрать документы. 

 После финиша Андра подошел к Гере и сказал:
- Ну что, хотел, чтобы мы убрались, а убрался сам?
- Да, было дело.. ну, извини, это спорт.
- На награждение останетесь?
- А что нам там делать? - с налетом грусти ответил Гера. Я сегодня стартану. Ди ты со мной? - спросил он обратившись ко мне. Давай, билеты сдадим и сегодня уже дома будешь.
- Давай, Гера. Не могу же я тебя в таком состоянии одного бросить.


  Добравшись в отель и приведя себя в порядок, мы пошли ужинать. За ужином Гера сделал мне предложение:
- Ди, я никогда не встречал такого штурмана. Это твоя первая гонка я знаю, но немногие могут ехать по чужой стенке, тем более  другой по записи, да ещё и не видя трассы до гонки. Ты читаешь под ногу и быстро перестроилась на удобное мне произношение. Я хочу и дальше ездить с тобой. Будь моим штурманом!
- Гера, мне очень приятно, но я не могу. Я уже обещала Жеге  и другому пилоту, что буду ездить с ним.
- Но он тебя не ценит! Сколько раз Вы убирались на тестах и всегда твоей стороной!
- Я знаю Гера, но я обещала. Я держу свои обещания.
- Ладно, но если передумаешь — звони, я буду рад.

  Вечером, мы собрались и поехали обратно с ним на альмерке. Мы выехали не дожидаясь церемонии награждения, да и что нам было её ждать. Первое время я тарахтела, стараясь развлечь своего пилота, а потом мы замолчали и каждый думал о своём. Не знаю о чём думал Гера, но я думала о том, что мы получили по заслугам, ведь ралли — честный вид спорта. И с тех пор, когда я встречала Даню, мне всегда было стыдно и я больше никогда не повторила этой ошибки.

___________________________

Краткое толкование терминов:
Боевой автомобиль (боевая) — авто соответствующее Российским и международным требованиям, на котором участвуют в соревновании.
Каркас безопасности — каркас из металлических труб, установленный внутри автомобиля и усиливающий жесткость кузова, а также сохраняющий его внутренний объём   в случае аварии.
Канал — общее количество стартующих в соревновании автомобилей.
Класс — класс автомобиля по его подготовке к соревнованию и мощности двигателя (N2 - старая градация — мы ехали на Citroen Saxo).
Кольцевой СУ — спецучасток, который проезжает несколько раз подряд каждый автомобиль (например один проход равен 5 км, а за четыре прохода он будет уже 20 км, как один СУ).
Легенда — выдаваемое организатором красочное описание, куда и с какой скоростью ехать и где находятся разные интересные места (например, парк сервиса).
Левый 3 на Правый 5 — каждый поворот имеет свою дугу, цифра после направления (например, три) обозначает крутизну дуги. «На» обозначает что поворот не закончен и переходит в другой (смена направления).
150 Трамплин 70 — 150 метров, затем трамплин, за ним 70 метров до следующей позиции в стенограмме.
Обратный хлыст — когда машина идёт в занос и гонщик её выправляет, но если он перестарается, то авто  делает занос в другую сторону, который сильнее  первого.
Открывашка — автомобиль организатора открывающий трассу для движения обычных автомобилей. Собирает у сошедших (и не пострадавших) экипажей лист, в котором указывается причина схода.
СУ — специальный участок дороги, на котором проводятся соревнования по авторалли.
Переговорка — устройство, обеспечивающее связь между пилотом и штурманом, усиливает голос. В каждом шлеме есть разъём, который подсоединяется к переговорному устройству. В раллийном автомобиле очень шумно, а в шлеме очень тихо, поэтому «переговорка» очень важная деталь в авторалли.
Пропись — процесс создания стенограммы, предполагающий совместное творчество пилота со штурманом.
Прописной автомобиль — обычный гражданский автомобиль, на котором прописывают СУ.
Стенограмма (стенка)— краткая запись скоростного участка в ралли. Бывают разных типов. В России наиболее распространены прямая (самый крутой поворот, шпилька =6, незначительный изгиб дороги = 0) и обратная (шилька = 1, самый пологий = 9).
Тесты — максимально приближенные к соревнованиям тренировки на боевых авто с перекрытием трассы. Служат для отработки навыков вождения и прописи стенограммы, а также для настройки систем автомобиля (авто настраивают по-разному для каждой гонки).
Убраться — вылететь с трассы СУ.
Читать под ногу (под ход пилота) — выдавать необходимую информацию (позиции в стенограмме, например Левый 3 на Правый 5) вовремя (не рано и не поздно) и когда пилот её услышит.
Экипировка — необходимая одежда и снаряжение, для участия в соревнованиях по ралли (комбинезон, нижнее бельё, обувь, перчатки (пилоту), ханс, шлем и подшлемники).