Очаг и пауки Толстого и Блока

Елена Шувалова
   В сказке Карло Коллоди "Приключения Пиноккио"  в каморке Джеппетто есть картинка, на которой нарисован маленький камин, и в нём - кипящий котелок.

   "У стены виднелся крохотный камин, в
котором горел огонь. Но огонь был нарисованный,  висевший  над ним  котелок  --  тоже нарисованный; он весело кипел и выпускал целое облако пара, и все было в точности как настоящее." /К. Коллоди "Приключения Пиноккио".

   Но за этой картинкой не скрывается никакой потайной дверцы - как в более привычных для нас "Приключениях Буратино" А.Н. Толстого. И у Толстого - не камин, - и это - как мы теперь понимаем - принципиально, - не камин, - а очаг.


   Пиноккио, захотев есть, протягивает руку, чтобы снять нарисованную крышку - и утыкается - рукой - в картинку.

   "Бедный Пиноккио стремительно бросился к камину, где кипел горшок, и хотел снять крышку, чтобы увидеть, что там варится. Но горшок был нарисован на стене."

   Буратино же, - как вы помните, - утыкается своим длинным любопытным носом в холст - и делает в нём дырку, и видит в дырку затянутую паутиной потайную дверцу; и тут выскакивает крыса Шушара и предупреждает о том, что ему лучше никому не рассказывать, что он эту дверцу увидел.
    И закручивается совсем другой - оригинальный толстовский - сюжет.

    "Очаг" и "камин" по этимологии одно и то же.

 ОЧАГ . Заимств. из тюрк. яз., где оно является суф. уменьшит.-ласкат. образованием от "огонь". Исходно  очаг  — "огонек". Ср. прийти на огонек. / Шанский.

  "Камин" восходит к греческому kaminos 'печь, очаг'.

"Очаг" пришёл с Востока, "камин" - с Запада.

   Для нас камин связан с комфортом, уютом, - а теперь - и достатком; очаг же - понятие более широкое и глубокое, очаг - это тёплое - согревающее - сердце Дома, - домашний огонёк...

   У Александра Александровича Блока есть статья - 1906 года, - которая называется "Безвременье", а первая её главка носит название - "Очаг".
   
    О чём в ней говорится? Давайте прочтём начало:

    "Был на свете самый чистый и светлый праздник. Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе, - чувства домашнего очага."

   Это был Праздник Рождества.

   
   И вот - в чистую радость праздника стала вползать "серая паучиха" скуки, разъедать его, развращать... И скоро всё затянулось "смрадной паутиной" скуки.

   И вот чем кончается "Очаг" Блока:

"Нет больше домашнего очага. Необозримый, липкий паук поселился на месте святом и безмятежном, которое было символом Золотого Века. Чистые нравы, спокойные улыбки, тихие вечера - всё заткано паутиной, и самое время остановилось. Радость остыла, потухли очаги. Времени больше нет. Двери открыты на вьюжную площадь."

   А вот что делает в своём "Золотом ключике" А.Н. Толстой: он возвращает тепло очагу и открывает затканную паутиной дверцу в Золотой век!
   
Сначала Буратино видит потайную дверцу в дырочку, проделанную его острым носом:

   "... за холстом, в стене было что-то похожее на небольшую дверцу, но там было так затянуто паутиной, что ничего не разобрать."

   Вот ключик от этой небольшой дубовой дверцы  и есть Золотой ключик, - который должен открыть дверцу в Золотой век!  Она вся заткана пауками, но она - есть, - за очагом, который нарисован, - за символом очага, напоминанием о том настоящем очаге.
    Надо только обмести как следует паутину, открыть заветную дверцу и завести часы - и Время снова пойдёт...

    А с городской площади - где идёт дождь (а не метель, как у Блока) , - в этот открытый вновь золотой мир вернутся все куклы... Время пойдёт, засветит солнце, и вернётся радость.

   Так что, Толстой возвращает в своей сказке чистый и светлый праздник Рождества. Возвращает через своего героя - Буратино, - сделанного из волшебного полена, похожего на рождественское.

   К тому же, он - и марионетка, - кукла Девы Марии, - как и все прочие куклы в этой сказке; они - вертепные куклы*, - а вертеп - это место, где родился Христос, и куклы эти - марионетки - предназначены изначально именно для вертепного действа на Рождество.

   Получается, - А.Н. Толстой в своей сказке возвращает давно утраченную чистоту русского Рождества, - русского Золотого Века, - об утрате которого с такой печалью писал в 1906 году Александр Александрович Блок...



Продолжение следует.

   
*На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века, однако, учитывая наличие и раньше христианской общины в древнем Киеве, празднование могло иметь более давнюю историю.

Начиная со дня Рождества и вплоть до Масленицы было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год[1].

В конце XVII — начале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр: на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года[2]. К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка, а с начала XX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз./Википедия.