Ностальгия по Первому Городу...

Саша Валера Кузнецов
 

          

     “НОСТАЛЬГИЯ ПО ПАРИЖУ.маленькая авантюра лета девяностого...”

смотри в книге "СЛЕД ЛЮБВИ.жизнетворчество"...

моя книга «СЛЕД ЛЮБВИ.жизнетворчество» + литературный сценарий "Урановый город" на сайте Альтернативная литература Узбекистана
начало --- Книга «След любви.фильм-текст» –
http://www.uzlit.net/ru/28292


         Летом 90-го, собираясь в Первый ( первый мой большой...)Город Париж, прихватил я чемодан с фильмами, даже не подумав о перегоне на видео, в то время просто в голову не пришло, да и откуда деньги, даже на обмен валюты пришлось маме занять у тетки из Челябинска.

Ну и попёр железные круглые коробки с киноплёнкой 35мм, по 300 м каждая - тяжело получилось, аж ручку оторвал на таможне, рванув из-под нижней полки старый мамин “чу-майдан” -  к восторгу, округлившего изумлённый глаз, Таможни, что и увёл меня на глазах, торчащих из окон вагонов пассажиров, проведя с пакетом "лишних" пленок вдоль состава в Бресте.


     Но по порядку: металлические круглые банки растянули сетку-авоську из вязанных\связанных почти шёлковых и точно - оранжевых ниток почти до асфальта, когда я сдуру их туда поначалу сложил и только в вагоне уложил рядами в чемодан.

ПАРИЖ! Gare du Nord.
Встречающий Паскаль, молодой французский режиссёр, тридцатилетний здоровяк повыше меня и с дрэдами тут же предупреждает - жить негде... Все его вещи вот - в машине. Ночую, говорит, у товарища. Типа mon copaine))

Завезли фильмы к другу, а меня в квартирку его брата возле метро Barbes, недалеко от Монмартра, как я потом понял.

Утром, едва я начал грызть краденые из пакетика на столе орешки - в дверь стучат.
Открываю: две девушки - слева чернокожая, справа - светловолосая француженка. Быстро что-то лопочут, в руках книга. Наконец, до меня доходит, что за Библию агитируют,Ё!))

- Жё сюи русский, - говорю. - Спасибо, уже верю.

А вечером звонит Бертран, его брат: Актер - надо писать пьесу, мол, это же моя квартира,  а она не на двоих, совсем маленькая, кухня с душем за занавеской вот тут же, почти рядом с кроватью.

* * *
НА УЛИЦЕ. Ночевать негде, деньги истрачены ещё в Берлине, зато фильмы теперь в “фирменной” сумке на колесиках, да ещё с “двойным дном” типа для обуви что ли. Напрягая школьный французский, спросил парней, как пройти на Монмартр?
Улыбаются - да вот же он! кивают наверх - Сакре Кёр, как на той открытке, что я выменял ещё в пионерском лагере “Ветерок” у детей французских коммунистов, что месяц жили с нами в одной палате, от синхрофазотрона недалеко - Протвино. ИФВЭ, прародитель коллайдера.

Передо мной длинная лестница улица наверх, каждая площадка - подъезд на обе стороны, возле одной стоит мотоцикл. Ночь...

У подножия собора Sacre Coeur компания распевает “Битлз” - неплохо так под гитару, пустые бутылки мимо меня скатываются - звон - раскололась. жаль. Огляделся, рядом красного сухого на три четверти, сделал глоток, попривык и допил.

Метро около часа закрывается, разбредаются туристы, к ребятам то и дело подкатывают мотоциклисты - местные живут своей жизнью. На рассвете приехала мусорка, быстрая разноцветная бригада вымела площадку перед собором побелевшим рассветным лучом. Побрёл я вниз, углубившись в древние улочки. Сомнамбула, куда?..

Светятся справа витрины с манекенами в белье, кто-то берёт под локоть: “S’il vous plait, monsieur” - зазывала эротического театра.

- У меня нет денег. Я русский, - отпустил тут же)

Ближе к центру я задремал на скамейке против шикарной витрины и открыв глаза увидел себя понимающим взглядом чернокожего юноши, спешащего на работу, ещё рано, но уже открылись кафе - вхожу неуверенно, спрашивая один кофе. На стойке свежие теплые ароматные рогалики в металлической строгой вазочке. Не спеша я съел тёплый хлеб, а бармен был так занят, что рассчитывая, не внёс плату за румяный круассан - я и не настаивал..

Выхожу к Notre Dame de Paris, толкаю массивную дверь - она открылась мне. Тут же наткнулся на длинноволосую, прихиппованную герлУ, греющуюся на вентиляционной решётке. Мимо застеклённых исповедальных кабинок с телефонами на ст лах, пробираюсь между рядами деревянных плетёных стульев, сажусь и расслабляю руки на коленях... - просыпаюсь - прошло два часа, как я понял, спрося кель ёр э тиль\сколько времени, только выйдя на солнце. Спасибо Парижской Божьей Матери.
На площади Сан Мишель, в начале Латинского квартала, умываюсь у фонтана и присев отдохнуть, вижу у стены здания страшных людей с овчарками - панки говорят по-английски: бритые головы, ирокезы, ботинки на рифлёнке , а у одного предводителя вообще деревянный протез от колена. У дальнего, к мосту через Сену, закругленного края площади, останавливается микрО и оттуда вываливаются и расставляют колонки, гитаристы. Грянул сочный рэггей.

Народ скучковался поближе - смотрю, пожилой хипан с дочкой на шее, лихо переставляет кеды под музыку.
Девушка рисует на мостовой цветными мелками свою Монну Лизу, рядом пластиковая тарелочка с мелочью.
Подъехали полименты и предложили музыкантам уезжать, мол, жители домов волнуются. Потом подошли к панкам, овчарка зарычала, дергая Предводителя.

- Или уходите на набережную под мост или в участок.

- Шестьдесят восьмой,Ё! - забрызгал хромой, окорачивая поводок. - Мы боремся, а вы - парижане, фак вашу мать+!

Ночью я бродил мимо их лежбища под мостом: мирно спят в спальниках на “пенках”, собаки уютно свернулись между ними.

В Центре Помпиду, куда меня сгоряча) направил ГОДАР (!+!), ПОЖЕВАВ ПОТУХШУЮ СИГАРУ НА СЦЕНЕ АКТОВОГО ЗАЛА вгикА, ГДЕ Я ПРЕДЛОЖИЛ ЗАХВАТИТЬ ЗДАНИЕ ИНСТИТУТА КЪЕБЕНЕМАТОГРАФИИ)) И ПОДАРИТЬ ЕМУ - ПОСЛЕДНЕМУ СОВЕТСКОМУ КИНЕМАТОГРАФИСТУ, - говорю громко Мастеру, не обратив внимания на уши Сторчак, ЗАМПРОРЕКОРА ПО СВЯЗИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ + ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ)) - царство небесное офицеру КГБ, её-то простую подпись, секретарша, что подружилась с Паскалем, и подделала на моем письме для таможни, приложив листок к стеклу, задрав ую мини-юку над ядрёными ляжками, - дотянуться к у над шторками в кабинете той самой редакции “Путь (к их)) экрану” - спасибо госпожа, Сторчак, и да отверзятся Вам двери покаяния; а в Бобуре - ка-ни-ку-лы... и отдел КИНО - ferm;---
merde-putain,Ё!))

Как я об этом не подумал?! Даже в Медон не поехал, где отца Алексея дал телефон журналист Русского слова Тюльпинов, терпимо так объяснивший мне - на рю Дарю в ограде храма)---

---У нас, мол, не торгуют, пойдите вон туда к воротам, что ли... У нас, - говорит, когда уже я оставил свои фильмы и пожитки в комнатке беленого домика и, попив чайку, слушал Тюльпинова, всё внимая и внимая, - всё больше картинки вот как эти иллюстрации ваши на русские сказки, а фильмов никто ещё не привозил”
А вот в Медон звонить-то - надо как раз надо, аж в сентябре! Как же я выживу столько здесь?

Зато+!---

---по его наводке нашёл русскую библиотеку на набережной, сразу в переулок  налево, как идти к Pont d’art.

Там хорошо: на мосту, на ветру жалуется на галереи художник, в библиотеке - уютно. Дядька перекладывает книжки туда-сюда и говорит про огромный современный книжный---
---ЖЛОБ\GLOB

- Кgb e round\кей джи би э раунд - кругом кгб, - ворчим)

А моя Монна Лиза - вот она - на стенке среди книжек висит с двумя младенцами... украл в Лувре,Ё!

Не веришь? Глянул - написано на репродукции: “L o u v r e” - О! Ё!) - так это прекрасная жардиньерка, какая-то садовница чо ли..)) - так вот её я и упёр, пройдя в Лувр через стеклянный колпак\пирамиду, накрывающую так, что оплатив 13 франков по “международному студенческому”, стоял, стоял, устав от Моны Лизи с отражениями бликов японских людей-фотоаппаратов, у столика с брошюрками, да и сунул вдруг (чёрт попутал...) в плоскую мою сумку, купленную давеча в метро за копейки у латинов (Привет, че+!)))

А я думал, Богородица, моя... Водичка...

И прибрёл я на мою деревянную скамью сразу с моста на плас Сан Мишель спустился вниз и до первого большого дерева у камней стены набережной - выше улица и букинисты - деревянная, смотрю, скамья без спинки в три доски крашеных зелёной масляной краской: классика!

И лежу, закрыв глаза - сплю, а сам думаю) Первый же большой Город, где я в такой засаде... первый же крупный город, где я просто живу! На улице... На меня льётся водичка... Водичка... Бог... не успел проснуться, как вскочил наш Сашакузнецов,Ё!

   А там наверху пацаны, что давеча днём, я видел, с моста лили пластиковым пузчрём\баклажкой такой на головы беспечных туристов на палубе речного трамвайчика, не подозревая, что приближается судно к огневой линии фронта...---

---Водичка полилась на столики ресторана на верхней палубе - музыка продолжается!))

Те самые пацаны, гавроши парижских улиц, разбежались по домам, когда я только встал порывисто ( не так давно это было, а я и сейчас просто: "художника каждый обидеть может, а боксёры, сука, молодцы")) со своего спального места и возвращался туда опять и опять... каждую ночь!

После того дня, когда в Центре Помпиду меня вежливо пригласили в отдел КИНО приходить в сентябре, прошло лишь три дня, но каких: я целыми днями названивал считая последние монетки, потом просил телефон в барах, давали в одном только куда пешком от "моего" места "жи-иизьни") час ходу. Иду раз уже около Рамбуто, глядь - на скамейке чувак клеит две курительные бумажки сразу - ага, думаю... и точно - присыпал травой табак и ну скручивать! Чуть по-узбекски не спросил : Анаша бар? Опомнился и по-французски, уже мне, присевшему, Чувак тот говорит: Курить хочешь? Йес! лопочу про жизнь в Узбекистане, смотрю - не сечёт фишку, мол - о чём это он? Спрашиваю: Парижанин? - Нет, говорит - Италия. - О! СССР - гордо леплю ему в ответ чуть не на грудь медаль)) "Большие проблемс у вас..." - Да уж... - уже затягиваюсь полной грудь с задержкой,Ё! Не даром в Бухарской области башенный кран ставил в зоне с рецидивистами - вольный был механик)))

Встаю, и - привет. Думаю, хорош, а то идти не смогу, ведь не спавший толком, целых трое суток-то... "Пока".

   - Пока.

Мерси бьен, говорю по-французски: "Merci bien" и побрёл вдоль порно магазинов в сторону Шатле, огромного магазина под землёй на месте бальзаковского "Чрева..." теперь универ\мега просто\сам)

          У одного из магазинчиков со странно занавешенным входом, будто в театр сквота какого-то, что ли... - стоит шикарный такой мопед - не мопед - огромный хромированный блестит потенциальной скоростью в крыльях - мотоцикл типа Харлей, захожу, а там *** на полках и Юг один чернявый крутится. И признал он во мне сожителя по соцлагерю) на вскидку.

В магазине тут недалеко, говорит, работаю, заходи, хочешь посмотреть, кивает на шторки как будто в примерочную.

- Хочу...

Захожу в кабинку, а там вдруг, сев на стул и бросив, предложенную Югом монету - десятифранковик - в щель---
---получаю тут же изображение театра: вижу перед собой за стеклом тётку полуголую.

Когда она сняла трусы и встала раком, да ещё и закружилась предо мной, раздвинув ягодицы, где на ближайшем повороте я тут же и понял - понял, заглянув)) - ну ей... - лет сорок, думаю, не меньше... ржу нимагу тут как аффтор)))

А тут и конец - в чрево-то, больше не сунешь - ничего нет...

   Монет - нет.

Захожу в магазинчик на рю Рамбуто к нему, этому "Югу" из Югославии.

Rue Rambuteau, магазинчик афиш и открыток в одну стеклянную дверь, за ней он - ДжекО! салам алейкум, говорю. - Ты ортодокс7 - Почему?! - не е е т... - Муслим? - Нет. - Католик? Нет. - Так кто же ты, атеист?!

Но ведь, всё же вместе, в коммунизме-то жили---

---и две недели подряд я жил в его семье в пригороде.
Жена из Туниса и два её сына. Тот, что постарше, предложил спать в его комнате. Оказалось - я на полу у батареи гармошкой, а он на своей кровати...

Ремонтирую целыми днями большую квартиру этажом ниже, куда они собираются переехать. Кормят, по вечерам поят пивом в таких пузатеньких маленьких бутылочках с открывающейся, лёгким поворотом, натруженной кистью руки - впервые вижу! В Москве тогда проспект Мира был не освещён, а в соседнем доме у меня картошкой торговала баба, с фонарём под глазом, ссыпая в такой, деревянный жёлоб из-под прилавка - грязный картофан, тебе - прямо в подставленную авоську...

Но мне не платили денег. Зато не было проблем с крышей над головой.

Это потом, а сейчас я, не зная, где приклонить голову, из последних денег покупаю половину багета, подслушав впереди стоящую женщину, когда она попросила demi-baget и ей протянули, завернутый в пакет вкусный и хрустящий на вид хлеб и рот наполняется, наполняется слюной...
Купил за полтора франка- ем! - прямо у фонтана питьевого, сидя в драном старом кресле у двери Шекспировской книжной лавки, а потом и водички набираю из питьевого фонтанчика - в пластик маленький, что ношу с собой в руке, на всякий пожарный случай. Voil;!

Остановился в толпе уличных зевак поглазеть на гимнатосов) в трико)) - А на чемодане, смотрю - Санкт-Петербург! - написано причём вручную маслом белым, похоже на то... ба! - так это не гимнасты вовсе, а просто - мимы!

Разговорились: живут в кемпинге, ездят на велосипедах, палатки там, а стирать, в общей машинке, а зарабатываем - вот! на улице - на пропитание, ведь продюсер-то сбежал с любовницей, а у нас вот! - есть микроавтобус с костюмами, завтра подходи к Бобуру, мы там будем работать. Пришел, поговорил с водилой, нашим парнем, простым шоферюгой - ну супер Мерседес, конечно,раньше-то, говорит, инвалидов возили, глянь, вот ступенька поднимается и опускается для колясочников, видал?!

Артист сказал, что в какой-то порно-газетке поместили фото их актрисы, сказав сначала, что для арт-издания, так продюсер отсудил у них денег и свалил на море.. АтлантИк, так сказать...

<...> ...Поздно вечером спустился я к набережной к скамейке напротив, через речку как раз, Нотр-Дам. На соседней поигрывали на электрогитаре, подключенной к переносной колонке. Лёгкий звук поплыл над водой, накатывая четырьмя тактами рок-н-ролла на подсвеченные рёбра собора - рок против всего.

Разговорившись с бродячим музыкантом, пошли с ним выпить кофе в забегаловке "24" у метро Одеон, где коротали ночь опоздавшие. В углу этого кафе Жан-Пьер скрутил папироску. - Будешь аши? Обессиленный, но с под кофе осмелел: "Пару раз..."

Тут же сообразил - продолжать просто опасно, попросил стакан воды, дал арабский юноша в белой куртке - из-под крана, похоже... Дождавшись открытия метро, мы разъехались и я вырубился в вагоне у окна, прислонившись как дома в электричке Селятино - Москва...
Смотрю - уезжаем в темноту туннеля, прочь от света станции... куда,Ё!?! <...>
--------

...После трёх ночей на улице, голодный и обессиленный, я уже брёл куда глаза глядят, а вокруг торговали огромными бутербродами и с ветчиной и с сыром, и помидорами, и арабы тут и там срезали сочное мясо с вертикально вертящихся вертелов, а кафе с ресторанами приглашающе светились прохладными залами.
И вот, свернув в узкую, такую, что раскинешь руки и коснешься тут же стены - увидел скромную вывеску "Marfouchka" - читаю, чи и и тааю... - Ё! - так это ж просто: МАР-ФУШ-КА (!!)

Заглянул, как открылись: дядька блины жарит, помоложе мужик разносит. Оказались - "наши", но мало того, жена молодого Володи оказалась парижанкой и работает в том самом "Космосе", куда я всю дорогу звонил.

Скажите мне, что чудес не бывает?!

И сразу нашёлся Паскаль с моими коробками\банками с фильмами и через три дня я получил аванс за одну короткометражку оператора Макса Осадчего, но, правда, дальше дело не пошло, а всё же - один-то фильм понравился.===============

И вот: после месяца жизни в Первом городе я вышел на Белорусском вокзале: девки накрашены, телефон 2 копейки, а в метро - за пятак, но... меня ожидала nostalgie de Paris.






 иди на Прозу ру ко мне Саша Валера там я Кузнецов
“до встречи под столом” - как говорит Леший
===========================================+!
все видео от Саша Валера Кузнецов на стр. ютуб
----------------------------Саша Кузнецов, режиссёр.