Дамское счастье

Валентина Колбина
 Нет, это не название известного романа известного французского писателя.  Дамское счастье – побродить по магазину тканей, купаясь в его роскоши, утопая в разнообразии хлопков и атласов, бархатов и пан-бархатов, шелков и крепов, удивляясь многообразию цветов и расцветок, представляя себя в немыслимых одеяниях из прозрачных и матовых, ярких и бледных, однотонных и узорчатых, мягких и плотных шуршащих материй и умирать от жадного восторга от тканевого изобилия.

Точно так чувствовали себя героини романа Э. Золя «Дамское счастье». Они умирали от жадного восторга, бродя по отделу шёлковых тканей: «Сначала брызгами падали блестящие атласные ткани и нежные шелка: атлас а ля рэн, атлас ренессанс, с их перламутровыми переливами ключевой воды; лёгкие кристально прозрачные шёлка – «Зелёный Нил», «Индийское небо», «Майская роза», «Голубой Дунай». За ними следовали более плотные ткани: атлас мервейе, шёлк дюшес, – они были более тёплых тонов и спускались вниз нарастающими волнами..».

Иная современная модница, представляя это изобилия, замирает от счастья. А много ли тканей может она назвать?  Десяток-два названий, ну, в лучшем случае, три. И всё.  Наши мамы и бабушки знали больше. Они могут вспомнить забытые репс и мадаполам, маркизет и крепсатин, крепжоржет и крепмарокен,  крепдешин, файдешин, бостон..

Да, дамы, всё равно не густо. А ведь наши прапрабабушки могли бы похвастать такими нарядами, что нам и не снились. В немногих сундуках сохранились лёгкие марселиновые и муслинделиновые платья, блондовые на атласных чехлах, бархатные да креповые, шитые золотом на выход, как у главной героини одной из пьес Островского. Там ещё упоминаются шинероялевые, крепрашелевые, кисейные, гроденаплевые да бифмуслиновые. Не названия, а музыка! Впечатляет и количество. Не по одному из каждой материи, а по три, пять, семь, ситцевых - до двадцати штук. Вот гардеробище!

19 век считается вершиной текстильного искусства. Благодаря техническому прогрессу тогда появились сотни разновидностей тканей. Они стали доступными не только для состоятельных дам, но и для женщин среднего достатка.  Да и у бедноты был свой текстильный ряд: не только пестрядь, пониток, рединка и сарпинка, но и грезет, демикотон, казинет, марселин..

У классиков отечественной и зарубежной литературы можно прочитать, во что одеты их герои. Иногда это преподносится читателю с большими подробностями.
Наташа Ростова на первый свой бал надела дымковое платье. «Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что-то обдувая и потряхивая, выказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала».
Одна мемуаристка описывала своё нарядное платье, которое носила совсем юной девушкой в начале 19-го века: «Белое дымковое, вышитое серебром и пунцовой синелью».
Тонкие ткани в ту прихотливую эпоху любили…

Главная героиня романа «Унесённые ветром» впервые предстает перед читателем в муслиновом платье: «Новое зелёное в цветочек платье Скарлетт, на которое пошло двенадцать ярдов муслина, воздушными волнами лежало на обручах кринолина, находясь в полной гармонии с зелёными сафьяновыми туфельками без каблуков».
Двенадцать ярдов. Это в переводе на метры выходит..  ничего себе! почти одиннадцать метров.   
Да, современная модница с её коротенькой юбчонкой без кринолина и воздушных волн запросто может уложиться в метр. А то и меньше. 
 
В середине века модные журналы писали: «Лампас, муар-антик, дрогеты и другия материи, затканныя богатым узором шёлком и золотом, вот главные элементы дамских туалетов. Девицы носят тарлатановыя и креповыя платья jardiniaire, шитыя шелками и соломкой гирляндами полевых цветов и колосьев; платья stella, шитыя по крепу золотом и серебром звездами, и наконец, гренадиновыя платья, затканныя атласными полосами яркаго цвета».
Красота, которую и представить трудно!

Интересно, что Дориан Грей коллекционировал прекрасные вещи, среди которых были роскошные вышивки и ткани. И это мужчина!
 «У него были образцы чудесной индийской кисеи из Дели, затканной красивым узором из золотых пальмовых листьев и радужных крылышек скарабеев; газ из Дакки, за свою прозрачность получивший на Востоке названия «ткань из воздуха», «водяная струя», «вечерняя роса»; причудливо разрисованные ткани с Явы, желтые китайские драпировки тончайшей работы; книги в переплетах из атласа цвета корицы или красивого синего шёлка, затканного лилиями, цветком французских королей, птицами и всякими другими рисунками; вуали из венгерского кружева, сицилийская парча и жёсткий испанский бархат…».

На балах дамы старались перещеголять друг друга, а «в нарядах их вкусу была пропасть: муслины, атласы, кисеи были таких бледных модных цветов, каким даже и названия нельзя было прибрать (до такой степени дошла тонкость вкуса)», – издевался Гоголь в «Мёртвых душах».


Продолжение http://www.proza.ru/2016/06/11/655