Дневник. 23-30 сентября 2014 года

Светлана Красавцева
                23 сентября 2014 года.

   С утра ураганный ветер! Иду утром за молоком, а прямо за моей спиной падает ствол сухого дерева! Но всё же это, по сравнению с обстрелами - мелочи жизни! А в другом месте, чтобы не упасть, пришлось ухватиться за столб! Самое интересное, что коровки, не обращая внимания на ветрюган, меланхолично жуют травку! Так же, как жевали во время канонады! Крепчайшие нервы!

   Но нет худа без добра! Ветер посшибал с деревьев грецкие орехи! Много! И я, пока дошла домой, насобирала целый пакет! Как хорошо, что был запасной! Иду по улице, собираю, выходит из калитки мужчина.. А я, оказывается, возле его дома "охочусь"! Думаю: Ну, сейчас наедет! Если что-отдам ему собранные орехи! А он говорит:

   - Во-о на той стороне тоже хороший орех! Собирайте ещё и там!

 Я поблагодарила и пошла через дорогу. А там орехи такие крупнющие! Красота! Надо ещё "погулять по частному сектору. Там много ореховых деревьев прямо на улице, и любой прохожий может собирать. Погода, конечно, не прогулочная - дождь срывается, но запас на зиму не помешает! Неизвестно, какая зима будет...

    Симка (или Симон? Не знаю, мальчик моя черепашка или девочка) преподнёс мне очередной сюрприз! Вчера я её высадила погулять по комнате, а тут смотрю в окно - все несут откуда-то воду!  Выбежала, спросила. Оказывается, включили генератор и качают прямо в баклашки, без ёмкости, которую увезли в частный сектор. А у меня как раз дефицит воды образовался. Собрала четыре бутыли и побежала. Там все банки, бутылки для воды выстроили рядами,  и ребята быстренько из шланга наливают. Хорошо, что успела!

   Прихожу домой - а черепахи и след простыл! Искала-искала с фонарём, излазила куда только можно! Как сквозь землю провалилась! Или снова телепортировалась в другое измерение?!! Исчезала ведь она уже однажды на неделю! Значит, и в этот раз найдётся! Из дома-то она не выбежала!

   Поехала к маме. А погода так и "шепчет"! После шквального ветра, который повалил много даже молодых деревьев,  зарядил затяжной нудный дождь! По дождю пришлось идти по воду для мамы. У неё тоже, как нарочно, вода почти закончилась! Подбегаю к храму - никого! И генератор не работает... Я растерялась... Выходит батюшка:

   - Подождите, чтобы собралось хотя бы человека три - четыре. Не гонять же генератор впустую!  Бензина-то не достать! Спасибо нам ополченцы помогают!

   Подошёл ещё парнишка, потом женщина, которая всё приговаривала:

   - Захотели сладкой жизни?!! А вот вам сладкая жизнь - ни света, ни воды!

   Что тут на это скажешь?!! Что это фашисты, пришедшие к власти виноваты?!! Что это они разбабахали трансформаторы и оставили полумиллионный город без света и воды?!! Так ТАКИМ людям бесполезно что-то объяснять. Они на своей волне! И скорее всего так возмущаются те, кто пересидел обстрелы и все "прелести " войны в "ридной неньке"! Там им мозги вправили конкретно! Хотя... Здесь тоже есть такие "патриоты"... Даже среди моих знакомых... Вроде, смотрим на одно и то же, а видим разное...

   Наконец генератор включили. Воду набрали. Зонтик пришлось сложить - невозможно идти под зонтом и тащить десять литров воды в двух баклашках.

    Маме принесла сегодня кипячёное молоко, свежайший хлебушек и куриный карбонат - она из него супчик сварит. Вот я и спокойна, что она будет сыта! А то, что даже днём в квартире темновато, а ночь начинается уже в восемнадцать часов - тут уж я ей, к сожалению, ничем помочь не могу...

   В центре уже кое-где свет дали. По новостям об этом сообщили. И мама теперь каждый день ждёт, КОГДА же включат нам!

   - А может, завтра уже и у нас будет свет? - Мечтательно говорит она. - Так хочется телевизор посмотреть! Для меня такие ночи длинные! Раньше я выстрелы считала, а теперь через каждый час радио включаю на пять минут и на часы вот так фонариком свечу.

   Она показывает, как светит фонарём, висящим на шее на верёвочке - чтобы не потерять в темноте. Мама и днём с ним не расстаётся. А запасной лежит под подушкой - на всякий случай, вдруг батарейки разрядятся... Бедная, бедная моя мамочка! Бедные другие старики, пережившие Отечественную войну, а теперь записанные в "пособники террористов" фашистской хунтой, пришедшей к власти... За что им ТАКАЯ старость?!!

   Дома холодно... Сижу одетая, как кочан капусты: теплый свитер, спортивный костюм, жилетка, вязанные носки. Пишу при фонарике на солнечной батарейке - её теперь хватает только на час-полтора... А впереди долгий тёмный вечер...



                24 сентября 2014 года.

   Проснулась в полшестого утра. Полная темнота! А спать больше не хочется! Провалялась тупо ещё час... И думаю: если ещё месяц света не будет, вот так тупо валяться придётся с семнадцати часов и до восьми утра! Сейчас ещё светильники на солнечной батарее как-то выручают: вечером могу немного почитать, положив его без плафона на подушку и держа возле лампочки книгу. Но ведь дни становятся всё короче, и погода больше пасмурная, чем солнечная, а значит, заряжаться фонари будут плохо и светить недолго... Сейчас двухдневной зарядки хватает на два-три часа, а потом будет всего на тридцать-сорок минут... Свечи же и батарейки для обычных фонарей стоят нереально дорого! А денег-то нет... Растягиваем только на еду. И то экономим, как можем! И долгов уже полно!

   Вышла на улицу позвать Клёпу домой (она вечером ушла на улицу, не смотря на непогоду). А тут собаки сбежались! Все восемь! Мокрые, несчастные, лижут мне руки. Вернулась домой, намочила хлеба в в супе, дала каждой псине по кусочку. А что это им?!! Только аппетит растравить! А у меня почти весь хлеб уходит на чужих кошек и собак...

   В общем, настроение под стать погоде - такое же слякотное... А Клёпы всё не видно... И Симка тоже не нашлась...

--------------------------------

   Через полчаса. В очередной раз выглянула в окно и вижу чудную картину: к нашим восьми собакам присоединились ещё три чужих: одна огромная, страшная, лохматая, вторая обычная дворняга, а третий кобель - помесь овчарки. Они, конечно, не знают, что моя Клеопатра тут хозяйка, и загнали её на дерево! И вот Клёпочка сидит на тоненькой веточке, дерево раскачивается под порывами ветра, и кошка такая же мокрая и несчастная, как собаки, собравшиеся вокруг  (вместе с тремя чужаками и наши осмелели, подняли головы и с вожделением смотрят на неё, как лисичка на сыр во рту вороны). Пришлось выйти и рассказать им, что всё же моя кошка главнее! А если не согласны - угощения от меня больше не получат! Свои сразу поняли, а чужие сморят недоумённо: мол, ты чего мешаешь нашему развлечению?!! Вот-вот киска сорвется с раскачивающейся ветки, и начнётся потеха! Потом всё же отошли. Клёпа слезла с дерева и, подняв хвост трубой, гордо и неторопливо прошествовала в подъезд! Одним словом, царица! Клеопатра!

   Я на радостях, что всё обошлось мирно, включила на кухне газ - обогреть и обсушить гуляку.  И достала пачечку припрятанного рагу "Вискас", который берегла для особого случая. Посчитала, что это как раз тот случай! Клёпа поела, попила молочка (она его обожает, так что покупаю молоко и ради своей любимицы тоже!). И давай вылизываться, красоту наводить! Спрашивается, где можно было болтаться всю ночь по такой погоде (вернее, НЕПОГОДЕ!)?!! Дома хоть и холодно, но хоть сухо! И безопасно!



                25 сентября 2014 года.

   Луганчане съезжаются домой. Город всё оживлённее. Вот и моя приятельница Лена вчера приехала. Это "мама" Баси, которую я два месяца кормила. Вернулась домой и хозяйка Пушка, который уже знает, где я живу, и по времени, когда я выношу им еду, уже ждёт возле подъезда. Вот КАК, спрашивается, он может ориентироваться по времени?!!

   Валя, увидев своего кота в изумлении воскликнула:

   - Я думала, он сдох давно, а у него морда больше, чем у меня!

   Посмеялась и пошла... Ни спасибо, что я кормила её животное, ни удивления, что находила силы и средства под обстрелами добывать еду и чужим кошкам... Да и Пушок, похоже, не очень-то ей и нужен... Жаль, хороший, умненький котик!

    А вот Лена так радовалась, так обнимала свою любименькую Басечку, что видно было: кошка для неё действительно член семьи! И в благодарность привезла для моей Клёпочки полуторакилограммовый пакет её обожаемого "Вискаса". Когда она была ещё у родственников на Украине, я сумела к ней дозвониться и сказала, что Бася жива-здорова, что я её кормлю. Так Лена прямо плакала в трубку от радости:

   - Ой, я даже не ожидала, что увижу ещё свою любимицу! Думала, что не выживет! Спасибо тебе огромное!

   С Леной просидели вчера за чаем вначале в сумерках, а потом и в темноте до восьми вечера. Обменивались впечатлениями. И я, вот уже в который раз, слушая рассказы приехавших от родственников, знакомых, друзей, живущих на ТОЙ стороне, где есть свет, вода, связь, интернет, где продукты дешевле, чем у нас в разы, и лекарства есть в аптеках, где не стреляют и платят пенсии и зарплаты, делаю вывод, что им там было не лучше, чем нам... Многие рассорились с родственниками и друзьями... Кто по идеологическим мотивам, кто по материальным... Ты хорош в гостях недельку. А потом начинаешь тяготить, пригласивших тебя... А если ещё и высказываешь своё мнение о происходящих событиях, отличное от официальной украинской версии, то становишься или врагом, или изгоем...

   Я не знаю, мне почему-то вообще не хотелось "слинять" со своей земли, бросить свою квартиру. Тут даже не мамино нежелание куда-либо выезжать сыграло свою роль. Вернее, не только мамино, но и моё. Ну почему я должна всё бросать и бежать сломя голову куда-то, только потому, что какие-то дяди в Киеве решили "освободить" нашу территорию?!! Освободить от нас! Одних напугать, чтобы уехали, а других - добить! И если все уедут - вот и сбудутся их мерзкие планы! Мы им не нужны! Нужна только наша земля! Желательно без населения. И без городов тоже... Да, я не воюю в рядах ополчения. Но я молюсь за наших защитников, за наш город. И не раз я замечала, что прочитанная трижды молитва задержания... останавливает канонаду! Может это и совпадение, конечно... А может, и правда, Светлые Высшие Силы на нашей стороне и нам помогают!

   Я не религиозный фанатик. И может (и скорее всего!) я напишу сейчас ересь с церковной точки зрения. Я не люблю ходить в церковь. Я не понимаю всех этих ритуалов, у меня не появляется чувство единения с Богом во время всех этих священнодействий, литургий и прочего... Я больше отвлекаюсь на то, как себя вести: когда перекреститься, когда встать на колени... Кстати, я не понимаю, почему бабушки с больными артритными коленями должны на них стоять, сцепив зубы от боли?!! Мне скучно, и я не могу дождаться, когда же служба закончится... Лида, живущая в нашем доме, с восторгом говорила как-то, придя из храма после праздничного богослужения:

   - На меня такая БЛАГОДАТЬ спустилась! Просто лететь готова была!

   А на меня благодать ни разу не спустилась, может поэтому я так тягостно всё это и переношу... И хожу в церковь редко...

   Зато когда я во время обстрелов бежала и читала "Живый в помощи", то мне казалось, что меня и вправду накрывают каким-то защитным колпаком! Что меня СЛЫШАТ и ЗАЩИЩАЮТ. И не только меня, но и мой любимый город. Правильно, наверное, написано в Библии: "По вере вашей дано будет". Таких людей, как я, оказалось очень много. Которые ПРОСТО молились за нашу землю, за свои семьи, за тех, кто защищает нас от фашистов (своих, взрощенных в Украине!). Это в основном женщины. Чаще всего уже немолодые. Но это было тоже войско, которое защищало Луганск на ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ плане.  И даже те, кто уезжали, молились за город, за тех, кто остался под обстрелами.

   Вот и Лена, живя у брата в Кривом роге, каждый день читала молитвы:

   - Я по часу молилась. И мне становилось легче. Я просила защитить наш город, наши дома, всех своих знакомых. И незнакомых тоже, которые остались в блокаде. Надо мной посмеивались и брат, и сноха (они настроены проукраински): "Ишь, какая ты религиозная стала! Думаешь вашим бандитам помогут твои молитвы?!!"

   - А новости ты там смотрела?-спрашиваю.

   - Эту брехню?!!-Лена скривилась. - Вначале смотрела. Потом противно стало! Я ведь при этом ещё своим родственникам доказывать пыталась, что вовсе не Россия расстреливает наши города. А украинское правительство послало к нам свои войска. Это их приказу гибнут мирные люди! Но я скоро поняла, что своими спорами вызываю только агрессию... И перестала смотреть новости и спорить. Просто молилась!



                26 сентября 2014 года.

   Ура! Вначале удалось дозвониться, а затем и договориться о встрече с моей хорошей знакомой Людмилой. Она живёт в частном секторе одного из самых обстреливаемых районов города - Вергунке. И я даже не знала, жива ли она... Господи, как мы сейчас радуемся, когда оказывается, что наши друзья или даже просто знакомые, с которыми не было связи всю войну - а это больше двух месяцев, живы! Кто-то уезжал, а кто-то жил здесь, в осаждённом городе. И радость, когда вдруг дозвонимся или встретимся, такая, как будто мы близкие родственники!

   Мы сидим на лавочке в парке Шевченко напротив Обладминистрации. Солнышко пригревает почти по-летнему. На тротуаре прямо напротив входа в здание сидит огромный, абсолютно чёрный котище, по-хозяйски не обращая ни на кого внимания. Наверное, это его кошачья территория! Вокруг ходят ополченцы с оружием, просто прохожие. К коту наклонился бородатый ополченец, почесал ему за ушами (обормот даже не пошевелился!):

   - Ну что, Багир, как дела?

   Багир лениво посмотрел на приласкавшего его жёлтыми глазищами и не двинулся с места. Прямо чёрная пантера в миниатюре!

   - Это наша достопримечательность, - Поясняет Люда. - Его тут любят и подкармливают.

   Мы, сидя на лавочке, так радостно смеёмся, болтаем, порой перебивая друг друга, что шедший мимо мужчина лет сорока с рюкзаком за плечами, остановился и заулыбался:

   - О-о, подружки встретились после войны!

   - Да! - заулыбались мы в ответ. - Не было связи, два месяца не знали, живы ли!

   - А я тоже недавно своего друга вот так встретил! Столько радости! Не могли наговориться! Удачи вам! И мирного неба!

   - Спасибо! И Вам тоже мирного неба!

   Да, сейчас это самое главное пожелание! МИРА мы хотим!

   Людмила устроилась работать в гуманитарный отдел:

   - У меня уже крыша начала съезжать от безделья! Дома темно, общаемся только с мамой. Я хотела уже волонтёром устроиться, а тут случайно встретила свою знакомую - она и взяла меня сюда на работу.

   - А как работаете? Вам платят? - Поинтересовалась я.

   - А-а, - Отмахнулась Людмила. - С восьми до восьми! По двенадцать часов! А платят? Да сейчас никому не платят! Дают пайки раз в неделю. Но мне - главное быть при деле! Заниматься чем-то полезным!

   Ох, я тоже с удовольствием пошла бы на работу! Но мама меня ждёт каждый день! И всегда уговаривает:

   - Ну посиди ещё хоть полчасика! Мне так плохо одной!

   Но ко мне переезжать не хочет.

   - Я тут всё на ощупь знаю! Кровать своя, родная! А у вас вдруг ребята скоро приедут? Нет уж, буду дома! Всё равно и у вас тоже света нет!

   И такие разговоры у нас идут всю войну!

   Так что и работать бы надо, и маму не бросишь... Это если дадут свет, и будет связь, тогда можно будет, как раньше, навещать её один-два раза в неделю. И трижды в день созваниваться. А пока что о работе мне и мечтать не приходится... Хотя если не деньги, то продуктовые пайки сейчас ой как не помешали бы!

   И успокаиваться кажущимся спокойствием тоже рано! Уже два дня, как вдалеке где-то постреливают... А в газете "ХХ1 век" прочитала, что со стороны нацгвардии была попытка обстрелять Луганск. Но пресекли. И ещё недавно был взрыв на ТЭС в Счастье. К счастью, повреждения не очень значительные. Не катастрофические.

 Так что НИЧЕГО ещё не закончилось... А так действительно хочется НАСТОЯЩЕГО МИРА!

------------------------------------

   И ещё я сегодня наконец-то выбралась пофотографировать то, что сотворили в войну с центральным рынком. Слухи тогда ходили самые разные. Что это и внутренние разборки с директором... Что диверсионная группа бабахнула, а потом пожар доделал остальное... Что снаряды от "Градов" прилетели... Где правда-мы не знаем. Но разрушения впечатляют!



                30 сентября 2014 года.

  Последний день сентября. Погода нас пока балует, за исключением двух дней урагана, когда ещё дорвало ветром провода, доломало деревья, промочило дождём пробитые снарядами крыши. А так стоят солнечные теплые, даже порой жаркие денёчки. Мы ходим без курток, а чаще и без свитеров. И очень звёздные ночи! Видны пролетающие спутники и фотографирующие беспилотники. И можно читать небо, как книгу. Если, конечно, умеешь это делать. Я, например, могу найти только ковш Большой Медведицы, наклонившийся в сторону Счастья, откуда всё ещё постреливают.

   В шесть утра уже не спится. Темень. Но у нас новость: с шести до восьми утра воду генератором будут качать прямо в квартиры! Сегодня "проба пера"! Это потому, что в нашем аграрном университете с первого октября начинается учебный год. И чтобы создать студентам хоть какие-то приемлемые условия быта, два раза в день ( с 6 до 8 и с 18 до 20 часов)  в общежития будет подаваться вода. И с 18 до 21 часа - свет! С водой нам повезло благодаря студентам! А вот света жителям городка не видать пока, как собственных ушей! Вообще о нас, теперешних и бывших преподавателях и сотрудниках администрация ВУЗа не то, что мало заботилась во время войны - забыла вообще... Студенты дороже преподавателей...

   Встаю. Одеваюсь быстро, как солдат по приказу прапорщика. Мой прапорщик -холод! Мне кажется, что в квартире холоднее, чем на улице... Волей-неволей оттачиваю скоростное одевание.

   Иду в ванную. Чудо! Вода из крана бежит тонкой струйкой! Ванной всю войну не пользовалась по назначению. Там стояло ведро, над которым умывалась, как мама называет это действо " шлёп-шлёп одной рукой". Туда же сливала воду после мытья посуды, стирки и т. д. Как говорил один небезызвестный деятель, "экономия должна быть экономной"! Воду эту (вернее, помои) использовала для туалета. Поэтому состояние ванны было, конечно, бр-р-р! Но в темноте, впрочем, не видно... А в помещении ванной у меня полная темнота, даже днём.

   И вот что значит, что появилась вода (и надежда, что её можно будет набирать, не выходя из дома!)! И, кстати, заработал фильтр! Так что можно будет пить нормальную, чистую воду! А меня прямо пробило на хозяйственные дела! С фонариком в одной руке и щёткой в другой, я отдраила ванну и раковину. Благо, что вчера купила "Сантри"! И налила в ванну воды. А вот назло всем парашам, которые решили, что мы тут сдохнем без света, воды и остальных благ цивилизации, устрою сегодня вечером ванну! При солнечном светильнике!

-----------------------

   Ура-а! Нашлась моя черепашка! И снова её не было ровно неделю! Я время от времени пыталась её найти с фонарём - обыскивала тщательно всю квартиру, но безуспешно! Как в другое измерение телепортировалась! А сегодня вдруг обнаружила её в центре кухни, на самом видном месте! Мне уже даже совет дали: положить куда-нибудь колбаски - вдруг выползет на запах. Но не успела претворить в жизнь, хотя и собиралась. А Симка-вот она! Откуда-то нарисовалась!  На радостях налила для неё в тазик чистой воды, нарезала куриного филе, которое купила для мамы. Черепашка его быстренько съела! Ну, ещё бы, неделю постилась! Без еды и воды! Интересно, а если дома холодно, для неё это как? Думаю, что не очень-то... Хоть бы что-то про черепах прочитать! Эх, жаль, интернета нет...


   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/11/1766