Дневник. 19-22 сентября 2014 года

Светлана Красавцева
                19 сентября 2014 года.

   Ха-ха! Дожилась! Не помню. чтобы после лихих 90-ых я штопала носки... А теперь штопаю! Пенсий всё нет и нет... Мамины "гробовые" доедаем. Я ей говорю в шутку:

   - Ну, извини, мамочка, теперь тебе умирать никак нельзя! Хоронить-то не за что!

   Она тяжело вздыхает:

   - Ой, я бы уже хотела ТУДА, к отцу и Андрюше... (Андрюша - это мой покойный сын, её любимый внук, умерший от опухоли мозга девять лет назад). Они там меня уже заждались! Мне так тут тяжело!

   -Да нас не спрашивают, кому когда умирать... У каждого СВОЙ срок! - Пытаюсь я рассуждать здраво. А сама понимаю: мама говорит искренне...

   И когда начинаю анализировать ситуацию, то понимаю, что именно мама держит меня в тонусе, не даёт раскиснуть. Это ради неё я каждый день хожу на Юбилейный, стараюсь достать что-то из продуктов. Ради неё стояла под обстрелами за водой во дворе храма. Может, если бы не мама, то и сидела бы в своём студгородке, боясь высунуть нос, как некоторые. У нас не принято сюсюкать и признаваться в любви (стесняемся об этом сказать, что ли?!!), но я понимаю, что именно любовь к мамочке делает меня сильной. Я знаю, что без меня в наших условиях, ей не выжить... И она мне теперь часто говорит:

   - Что бы я делала, если бы не ты! Ты мой Ангел-Хранитель!

   ----------------

   Похолодало уже прилично - ночью иногда около нуля. И дома, естественно, похолодало тоже. Достала тёплый спортивный костюм, жилетку, носки с начёсом. А они оказались дырявые! Какое счастье, что я их по недосмотру не выбросила! Сейчас вот заштопала и надела. Сижу в тепле. Ну, прямо сплошные положительные эмоции!!!

    А ещё у меня эйфория от того, что мы, луганчане, оказывается, провалили американский план осады! Во вчерашней газете была статья, что осада города проводилась по американской технологии. Так вот по их сценарию, после отключения света, воды, интернета, мобильной связи мы все должны были или покончить жизнь самоубийством, или сойти с ума, или устроить бунты. Но мы живём, как жили. Скооперировались для добычи воды: у кого были генераторы, стали качать воду  из скважин для всех. Инвалидам, старикам, которые не выходят из дома и не имеют родственников, приносят воду и продукты соседи и знакомые. У кого денег нет - приносят еду. Хоть супа или каши тарелку. У кого есть приёмничек, вечерами выходят с ним на улицу и включают новости для всех желающих. Кто достал газетку, устраивает "избу читальню" опять-таки для всех, кто хочет быть в курсе событий. Кто нашёл возможность позвонить по телефону (в городе есть всего две такие точки: одна на восточных кварталах, а вторая на Юбилейном), тот звонит родственникам своих соседей или друзей в другие города, чтобы сообщить, что они живы-здоровы.

   Когда отключили и газ, мы с шутками разжигали костры и варили супы, каши, жарили яичницу и картошку. Мы под обстрелами стояли в очередях за водой и хлебом, ходили по улицам. И никто не падал в обморок и не бился в истерике. Даже дети! Да, приходилось падать на землю, когда над головой свистели снаряды, но потом поднимались и шли дальше. Если не ранило, конечно... Но у нас есть дядечка, которого ранило осколком, когда он ехал домой на велосипеде, накачав людям генератором воду. Наложили двенадцать швов. А на следующий день он уже в шесть утра был на своем "рабочем" месте и снова наливал воду в баклашки всем желающим. И шутил при этом.

   Да, мы остались без холодильников. И целый  месяц в городе не было мясных продуктов. Ничего, приспособились! Попостились... У кого есть свои земельные участки, угощали друзей плодами. Так у меня всё лето не выводятся яблоки, груши, кабачки,даже виноград!

   Вечерами, чтобы не сидеть дома в темноте, мы собираемся на "посиделки": общаемся, поддерживаем друг друга, обмениваемся новостями.

   Мы кормим оставленных уехавшими хозяевами животных, а не едим кошек и собак, как от нас ожидали. И животные щедро делятся с нами своей любовью!

    Так что американцы, наверное, в шоке! Они ожидали от блокады совсем другого эффекта! А люди только сплотились! Так что нате-ка, выкусите!



                20 сентября 2014 года.

  Вечером пошла, как обычно, кормить кошек. Пушок уже знает, где я живу, ожидает меня возле подъезда. Подхожу к двадцать четвертому дому, а баба Надя, одинокая маленькая старушка, которая иногда подкармливает Катьку, останавливает меня:

   - Подожди! Подойди сюда!

    Я подошла. Она вдруг как зарыдает в голос! И говорить не может! Я стою и ничего не пойму, в чём дело... Наконец баба Надя отревелась:

   - Приехал Передерий из Киева. Как увидел Басю, схватил её и об камень! Кричит:" Что б здесь этих кошек не было!" Я ему говорю:" При чём здесь кошки?!! Хозяева уехали, должны же они как-то жить! Животные не виноваты, что остались на улице!" А он одно своё:" Чтобы кошек тут не кормили!"

   Я прямо похолодела:

   - А Бася-то жива?!!

   - Жива!

   - Ну, слава Богу!

   И я пошла за дом, где обычно их кормлю, в сопровождении Пушка, который, как обычно, путается под ногами, и Катьки, бегущей по бордюру вдоль дома.

   - Бася! Басечка! - Позвала я за домом.

   Бежит моя девочка! Цела! Я так обрадовалась, как будто это моя собственная кошка. Да и то: привыкла к ним за два месяца! И они меня за свою считают.

   Покормила, как обычно, хлебом с вареной килькой (хлеба побольше, рыбки - для запаха). Ну, Пушок - настоящий мужик, ест за троих! Не отвлекается. Бася тоже на аппетит не жалуется. Катька, как всегда, поест-поест, вдруг потеряет свою миску,  крутит головой: "Мяу! Мяу! Мяу!" Пока я не ткну её туда носом. И опять есть. Жадно, разбрасывая от спешки куски по сторонам. Она самая маленькая, но и самая прожорливая.

   А тут щенки Жулькины подбежали. Они уже подросли и пытаются еду добыть самостоятельно, хотя Таня их кормит. Но ведь доппитание никому не помешает, правда? А здесь рыбкой так вкусно пахнет! Пушок, не отрываясь от еды, угрожающе рычит, и малышня боится к нему подходить. А Бася уже бросает еду, готова бежать! Приходится ставить мисочку на завалинку, где щенята не достанут, подсаживаю туда же трусиху, и она, оглядываясь на них, всё же продолжает есть. А Катька к этому времени уже умяла свою порцию, подходит к Пушку. Но он рычит и на неё и даже лапой угрожающе делает какое-то движение.

   Наконец все поели. Я выхожу из-за дома. Там в это время собираются послушать новости по приёмнику. И "герой", воюющий с кошками, тоже тут. Я на него и наехала при всех:

   - Что это Вы кошку Ленину об камень бросили?!! Вот она приедет, я ей расскажу! Что вам кошка сделала?!!

   Передерий и так маленький, плюгавенький, стал, кажется, ещё меньше ростом:

   - А  что?!! Я ничего! Не кормите только возле нашего подъезда!

   - А я никогда тут и не кормила! Только за домом, под Лениными окнами. Все это могут подтвердить. Так незачем было животное обижать!

   - Ладно, ладно, давайте на этом инцидент исчерпаем!

   Ну да, одно дело беззащитную кошку обижать, а другое - перед всеми соседями оправдываться! Тем более, все здесь в войну были, сплотились, а он только сейчас явился... Бывают и такие "любители" животных... К счастью, большинство наших жителей сочувственно относятся к оставленным хозяевами животным и если не кормят, то хотя бы не обижают. А многие  выносят еду и кошкам, и собакам. Вот и получается, что когда я выхожу из подъезда, ко мне сбегаются восемь ничьих собак, которых на правах хозяйки двора гоняет моя Клёпа. Псы уже знают, что от меня может перепасть что-нибудь вкусненькое: косточки (редко, потому что мясо не часто едим) или хлеб, пахнущий рыбкой.

   Жорик бабы Нины, которая похоже опять запила, уже по-хозяйски громко и возмущённо требует у меня или у  Елены с пятого этажа еду. Смотрит своими жёлтыми глазищами и как бы говорит:" А ты что - вышла без еды?!! А ну-ка быстро возвращайся и без вкусняшки не выходи!"

   Выношу и ему хлеб с рыбой. А собаки тут как тут! Окружают нас и стараются выхватить еду прямо из-под носа Жорика! Я кричу на них:

   - Это не вам! Вас я уже кормила! Это манюнина еда!

   Самое интересное, что они слушаются: отходят немного, усаживаются вокруг нас в кружок и с вожделением смотрят, как Жорик уминает угощение. Кое кто помахивает хвостом - вдруг я сжалюсь и им что-нибудь ещё дам. А одна "дама" стоит, порыкивает, морщит нос, но подойти не решается. Иногда котёнок наедается, и после него остаётся немного еды. Как только он отходит, собаки бросаются вперёд! Кто быстрее подберёт крохи! И потом мирно разбегаются. Или Клёпа их отгоняет. Это зрелище тоже интересное! Ко всем собакам моя царица Клеопатра относится по-разному. На Милку, небольшую чёрную собачку, живущую в подъезде пятиэтажки, бросается с разбега! И бедная псина почему-то не убегает, а ложится на землю и закрывает глаза и нос лапами ! Видимо, уже получила по нему коготками. Кстати, именно Милка во время обстрелов была для нас своеобразным "барометром": если ещё тихо, но псина резво забегает в наш подъезд и спешит по ступенькам в подвал - значит, сейчас начнётся! И правда, тут же слышатся выстрелы... Другие собаки, когда кошка агрессивно идет на них, просто отбегают в сторону. А одна, самая моя любимая (дочка Милки, что ли?), тоже чёрная, но покрупнее матери, смело бежит ко мне и ластится. И... Клёпа её не трогает! Хотя должна бы ревновать!

   Интересно за ним наблюдать, за братьями нашими меньшими!



                21 сентября 2014 года.

   Закончилась лафа с водой! Ополченец из нашего дома, Денис, который дал на время свой генератор, чтобы качать для всего нашего городка воду ( а его младший брат этим занимался), привёз свою семью. А они живут в частном секторе, поэтому сегодня генератор увезли туда... К хорошему привыкаешь быстро! Сегодня все ходят как потерянные: куда идти по воду?!! К "Мойке" за километр? Но захочет ли Михаил Иванович теперь нам давать воду? Мы ведь его как бы предали, перешли поближе к дому... Или пойти за два километра в частный сектор, там качать из скважины вручную? Вода там, конечно, самая вкусная, её можно не кипятить. Отвыкли уже так далеко носить! А ведь носили! И под обстрелами!

   А я ещё вчера поленилась сходить по воду, подумала, что хватит: у меня свободны были всего две пятилитровые ёмкости, завтра принесу! Принесла, называется! А сегодня ещё и черепашке Симке надо воду менять (делаю это через день, иначе вода портится). Мне тазик с Симой теперь приходится ставить на старый холодильник, повыше, и газ оставляю включенным, потому что в квартире холодно, а черепахи холоднокровные животные. Нужно её в тепле держать. И воду наливаю подогретую.

   Пошла в частный сектор. На "Мойке" если и работает генератор, то только до двенадцати часов. М-да-а! Тяжеловато шестнадцать литров нести! Или уже растренировалась? Или наоборот-усталость за эти месяцы накопилась...


                22 сентября 2014 года.

   Сегодня в первый раз за время войны выехала за пределы города! Состояние было ребёнка, которого впервые везут в зоопарк! А поехала я в Алчевск за лекарством для мамы. Да и очень хотелось куда-нибудь выбраться! Мы ведь тут, как в гетто живём! Новых впечатлений захотелось!

   У нас аптеки почти все закрыты, а которые и работают до двенадцати часов, в них почти ничего нет...  Я как-то даже смеялась, стоя в очереди и наблюдая картинку. Очередь большая, но идёт очень быстро! Каждый подходит к окошечку:

   -Это есть?

    -Нету!

   -А это?

    -Тоже нет!

   Следующий!

   Мама не любитель пить пилюли, но у неё удалена щитовидная железа, и без гормонов ей просто не выжить! Ещё нужны проверенные и подходящие ей слабительные и таблетки от давления. Вот и весь список. Но здесь этого НИЧЕГО нет! У мамы даже страх появился, что тироксин заканчивается, а купить негде.

   А про Алчевск сказали (кто-то уже туда ездил), что в городе, как до войны: есть и свет, и вода, и связь, и лекарства в аптеках! И магазины работают! Неужели такое возможно?!! Даже не верится!

   В этом городе я раньше бывала только проездом, да однажды участвовала в пробеге ко Дню металлургов. Но тогда города совсем не запомнила.

   Всю ночь я боялась проспать на дизель-поезд. Вставать надо в шесть часов, а в это время ещё темно. Мобильный, позвонив, сразу отключаю-зарядить сейчас тоже проблема. А обычного будильника у меня давно нет. Я, правда, ещё смолоду могла настроить свой ВНУТРЕННИЙ будильник на определённое время и просыпалась с точностью до пяти минут. Решила, что это умение никуда не делось, запрограммировала себе проснуться в шесть часов. Но спала почему-то всё равно плохо...

   Собираться пришлось со свечкой. До станции Грузовая идти всего десять минут, но там посадка, пустырь-и немного страшновато-вдруг растяжки... Только-только начало светать... Пришла даже немного раньше. Успела!

   В дизеле полно народа (ну ладно, я еду по делу, а другие-то что?!! Шутка!), но нашлось одно сидячее место возле окна. Думала почитать, даже книгу с собой взяла, но всю дорогу смотрела в окно. И сердце кровью обливается от увиденного! Сгоревшие хлеба, взорванные дома...  Воронки... Скрючившиеся провода линий электропередач... Не снится ли мне это?!!

   В Алчевске вокзал оказался где-то за чертой города. Возле металлургического завода. Я люблю по незнакомому городу пешком ходить, но тут пришлось ехать в переполненном троллейбусе. Доехала до рынка. Открыта аптека! И-ура!- часть лекарств сразу купила! Главное-тироксин для мамы! Значит, уже не зря приехала!

   На рынке торговля идёт полным ходом. Чем только не торгуют! Но мне главное- купить батарейки для приёмника маме и для фонариков. Дешевле, конечно, чем у нас! Хотя когда город обстреливали, цена вообще подскочила с четырёх гривен до двадцати пяти! Сейчас-по девять-десять. А здесь купила по шесть! Вот удача-то! Значит, отсюда и везут товар! Да почему бы и не ездить сюда за ним?!! Билет на дизель-поезд стоит восемь гривен, а для пенсионеров проезд вообще бесплатный! Вот и выживают, кто как может, как в лихие девяностые! Хотя куда там девяностым до нашего времени! Тогда ведь не стреляли и блокады никакой не было!

   Пешочком я прошлась до центральной аптеки (дорогу, конечно, спрашивала у прохожих).  Там и купила недостающие медикаменты. Мне ещё двое инвалидов заказы сделали. И всем всё купила! Какая радость!

   Думала, что здесь можно что-то из продуктов найти стОящее, но разочаровалась: у нас куры и свежие продаются, а здесь такие ужасные  перемороженные монстры, что смотреть страшно, не то, что есть... Из них и бульона нормального не получится, и мясо, как мыло... Так что купила себе только батон (дома хлеба нет, а купить уже будет негде), да Тоне с Гавриловной сарделек. Клёпочке любименькой-полкило корма (ура!). Он здесь вдвое дешевле, чем у нас.

    И что ещё было здорово: по всему городу есть связь! И я пока шла пешком, кому только не позвонила! И сыновьям, и подруге в Харьков, и однокурсницам в Ровно и Днепроптровск!

   Подруга из Харькова так обрадовалась! Говорит:

   -Мы за вас всех так переживали! Ну, слава Богу, живы! А скажи, Света, вы что, правда хотите отделиться?

   -Да никто не хотел никуда отделяться вначале! Мы просто голосовали за федерализвцию! А на нас за это войска послали! А теперь КАК мы можем хотеть жить в составе Украины, если правительство дало приказ нас УБИВАТЬ?!!

   -Ну, это неправда! Там же у вас российские войска стоят! Это против них послали ВСУ!

   -Не знаю, мы не видели никаких российских войск! А то, что убивают мирных жителей-видели!

   -Ой, а я бы хотела, чтобы мы все были в составе Украины!

   Поговорили! Это называется, "снова здорово!" Везде рука Путина. Скоро хохлы и в импотенции Путина обвинять начнут! Мне понравилось чье-то стихотворение :

За окошком дождь и град.
Это Путин виноват!
Кошка бросила котят -
Это Путин виноват.
Зайку бросила хозяйка -
Кто виновен, угадай-ка!
Вот кончается доска
У несчастного бычка,
Наша Таня громко плачет -
Рядом Путин, не иначе!
Свет погас, упал забор,
У авто заглох мотор,
Зуб здоровый удалили
Иль залез в квартиру вор,
Не понравилось кино,
Наступили вы в говно…
У любого катаклизма
Объяснение одно…
Знает каждый демократ -
Это Путин виноват!
Кто вчера в моём подъезде
Лифт зассал до потолка?
Мне, товарищи, поверьте -
Это Путина рука!
Я поймал по-пьяни «белку» -
Это Путина проделки!
Куча под столом говна.
Это Путина вина!
Засорился унитаз -
Это Путина приказ,
Накидал туда бычков,
Воду слил - и был таков!
По ночам бельё ворует,
Стёкла в нашем доме бьёт.
Пьяным во дворе танцует.
Это Путин - обормот!
Нет спасенья от злодея!
Матом пишет на стенах,
Изломал кусты в аллее.
Это Путин - ох и ах!
Либерала дождик мочит -
Путин весело хохочет.
Затопило вашу дачу? -
Это Путин, не иначе!
Вас гроза в пути застала? -
То рука Кремля достала.
Холод, ветер, снегопад -
Снова Путин виноват.
Сносит крышу ураганом? -
Это Путин мстит баранам.
Шторм, цунами, наводненье? -
Это Путин, без сомненья!
Ливень, оползень, циклон -
Виноват, конечно, он
Сель, лавина, камнепад? -
Ясно: Путин виноват!
Смерч, тайфун, землетрясенье -
Нет от Путина спасенья!
В темя клюнула ворона? -
Это -юный друг ОМОНа.
Пчелы, осы жалят вас? -
Это путинский СпецНаз.
Видишь этого шмеля? -
Он на службе у Кремля!
Если верите в такое -
Это просто паранойя!

   Однокурсница из Днепропетровска в разговоре осторожна. Прослушки боится?

   -Светочка, как вы там? Как мама?

  Рассказываю об обстрелах, блокаде, о том, что живем без света. Люда прослушала и вдруг заторопилась:

   -Ой, извини, мне с работы звонят! Я тебе потом перезвоню! Пока!

   Не перезвонит! Да и связи у нас нет! Это здесь я раздухарилась!

   А разговор с Ровно вообще "убил"!

   -А вы сами виноваты, что так теперь живёте!-заявила мне однокурсница Лена, с которой мы вместе шпоры писали к экзамену по физике, пели советские песни, когда работали в стройотряде. -Не надо было голосовать на референдуме! Так вам и надо!

  Оп-па! Приехали! Не так подумали-расстрелять! Вообще-то в цивилизованных странах отменена смертная казнь даже отморозкам, насилующим и убивающим детей. А у нас тысячи людей обрекли на СМЕРТЬ за инакомыслие! И это, оказывается, правильно! Фу, гадость какая! У меня всё настроение испортилось! А такой день был хороший! И город мирный, без разрухи и заклеенных крест-накрест окон, и спокойные люди, не вздрагивающие от резких и громких звуков. Всё мне перес...ли... Лучше бы и не звонила!

   Дизеля до двух часов дня ждать не стала. Поехала домой на автобусе. Повезло: подошла к остановке, а он как раз собирает пассажиров. И до Юбилейного билет стоил всего пятнадцать рублей. В автобусе встретила свою знакомую Татьяну. Разговорились.

   -Я езжу сюда за товаром, а потом на центральном рынке продаю. У меня на карточке деньги остались, а здесь в супермаркете можно карточкой расплачиваться. Вот я таким образом деньги и обналичиваю! Продаю практически по этим же ценам, зато получаю на руки деньги. Приходится приспосабливаться...-Она вроде бы даже пытается оправдаться.

   Но я успокаиваю её:

   -Да ты молодец, что нашла выход! Это всё же лучше, чем сидеть и ныть, что всё плохо!

   Ехали через три блок-поста. Это НАШИ блок-посты! Вежливые улыбающиеся ребята с автоматами просили показать паспорта только мужчин. Пожелали приятного пути.

   В двенадцать я была уже у мамы.


   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/11/314