Сценическая педагогика

Игорь Кутузов
Не буду славословить учителей, превозносить их роль и назначение в обществе, восхищаться талантами, трудолюбием и преданностью нелёгкой профессии. На эту тему пролиты реки казённого красноречия, и сами учителя активно участвуют в кампании самовосхваления. Нет, я скажу об огромном, незамолимом грехе русского учительства: оно всегда с готовностью вытягивалось в струнку перед властью и брало под козырёк: будет исполнено! Послушание и холуйство перед чиновником любого ранга сидит в крови наших учителей, отсутствие достоинства и самоуважения поразительное во времени.

Не случайно едкий насмешник и проницательный наблюдатель Ф. Сологуб вывел в "Мелком бесе" отвратительную и символическую фигуру провинциального учителя Передонова: мелкого завистника, доносчика и карьериста-пакостника. И писатель ничего не придумал, не преувеличил. Российские учителя в массе есть те самые передоновы, которые понятия не имеют о гражданском служении обществу и растят не свободных граждан, а таких эе холопов и терпеливых приспособленцев, какими являются сами.

Далеко ходить не надо. Правящая бюрократия опустила социальный статус учителя ниже плинтуса, учительские зарплаты смехотворны и позорны, а канцелярская нагрузка превосходит все разумные пределы, заорганизованность и нормированность учительского труда превратили его в крепостную повинность. Учительство фактически превращено в подневольную зависимую массу, вынужденную тяжким трудом бороться за выживание. Свою разрушительную работу кабинетные образованцы ловко маскируют валом всевозможных акций под псевдоновационными вывесками.

Прежде всего тут многочисленные конкурсы, немыслимые никогда в учительской профессии: по сути она абсолютно противопоказана конкурсной шумихе и рекламе. Конкурсы лишь отвлекают учителя от сложной напряжённой педагогики и заставляют тратить энергию и время на эффектные публичные показы. А чиновники на коне, они демонстрируют "заботу" и "прогресс" . Вместо организации благоприятных современных условий для всего учительства можно откупиться десятком премий и вызвать низкую зависть, недовольство тех, кто для соперничества не создан и предпочитает учить в классе, а не на сцене для комиссий бездельников. Идёт постоянная борьба за гранты, звания, призы, и в этой шумихе вольготно чувствуют себя халтурщики и крикливые самозванцы.


Что сделал бы самостоятельный и уважающий себя учитель в обстановке административного нажима и командования? Он выразил бы протест и сплочёнными усилиями защитил свою профессию от унижения и грубого вмешательства чиновников. Но наши учителя без сопротивления приняли чиновничий произвол и с готовностью включились в дешёвые игры на "лучшего", "новатора", "передового". Кто самый-самый? Кому достанется мерседес? Мне! Нет мне! Только мне! Мгновенно вылупились тысячи "звёзд", забывших о своей высокой миссии и клюнувших на низкопробные подачки с барского стола. Ураган фальшивых инноваций захватил школьный мир, по числу учителей-"новаторов" Россия вышла на "передовые" позиции в мире. Как будто все они работают в области физики элементарных частиц или высоких технологий.

Нет, учителя по-прежнему, как 1000 лет назад, работают с детьми, в классе, с учебными пособиями, только  что компьютер включён в учебный процесс как дополнительное средство обучения. Разве умный и серьёзный педагог стал бы выставлять себя посмешищем в глазах зарубежных коллег? А наши учителя со своими придуманными "новациями" стали именно таким посмешищем, пойдя на поводу школьной бюрократии. Они забыли, что в образовании 21 века новации принципиально невозможны: все методы обучения - это наследие минувших эпох и давным-давно систематизированы и описаны. Им бы научиться грамотно их применять, овладеть предметной  методикой, опытом столетий - жизни не хватит. Нет, все повально увлечены изобретением табуреток под руководством министерских спецов и не осознают, что выглядят унизительно  и глупо на фоне мировой педагогики.

В своё время великий Шаляпин стал свидетелем бесконечных новаций в театре и понял, что они несут ему не обновление, а кризис, упадок. И делают это из самолюбия люди, "которые силятся во что бы то ни стало придумать что-то новое, хотя бы для этого пришлось насиловаить природу театра... это просто насильники над театром. Подлинное творится без насилия, которым в искусстве ничего нельзя достигнуть" ("Маска и душа"). Эти слова стоит целиком отнести и к дидактике - древнейшему, как и театр, искусству обучения человека, передачи знания и опыта поколений. Скороспелые разнузданные новации (тот же ЕГЭ) фактически убили традиционную дидактику и как следствие - разучились учить,  школа в массовых количествах выпускает невежд и нахалов. Рассказ, объяснение, эвристическая беседа, наглядность, групповая работа, проверка знаний, проблемное изложение как были, так и остались основами процесса обучения, как и нравственное воздействие на учащихся, привитие навыков культуры. Ничем и никогда вы этого не замените, как ни надувайтесь и ни шумите. 

Вам следует выйти из недостойной давки и драки за премии и заняться корпоративным отстаиванием учительской независимости, повышением социального статуса великой профессии. Посмотрите, как в Интернете орудуют ваши малограмотные ученики. Они не умеют формулировать свои мысли, анализировать, спорить, убеждать, у них нет элементарных знаний. Их учили победители конкурсов и "учителя года". Вот где открывается настоящая цена псевдоноваций и псевдотехнологий. Учить и пресмыкаться одновременно нельзя. Ибо Человека способен воспитать только Человек - личность и творец.