Дневник. 27-31 октября 2014 года

Светлана Красавцева
                27 октября 2014 года.

   Ура!!! Получила наконец-то пенсию за сентябрь! Минималку. 1800 гривен вместо моих 2170. Такую пенсию выдают сейчас всем, кроме инвалидов. Те, у кого она была меньше - радуются. Другие возмущаются.

   Ко мне подходит женщина примерно моего возраста и негодует:

   - Ну как это так: я отработала на вредном производстве тридцать пять лет, а моя соседка еле-еле наскребла пятнадцать лет стажа - полы где-то по утрам в конторе мыла. Раньше я получала в два с половиной раза большее её, а теперь нас уравняли!

   Я пытаюсь успокоить её:

   - Да Вы не расстраивайтесь! Это же сейчас дали одинаковую сумму всем, чтобы люди могли как-то выжить. Украина же, вроде бы, забрала весь банк данных. Разбираться некогда - только с октября пенсионный фонд начал снова работать после войны. Вот разберутся, и каждый будет свою пенсию получать. А пока хорошо, что хоть что-то дали! Это же лучше, чем ещё бы пару месяцев сверяли данные, а мы бы сидели без денег!

   Женщина озадаченно примолкла. Её возмущение улеглось. Видно, что об этом она как-то не задумывалась.

   Вообще я заметила, что многие люди подходят ко мне со своими проблемами. Другие - просто от того, что пообщаться дома не с кем. Поэтому когда знакомые спрашивают, чем я занимаюсь, я отвечаю:

   - Работаю уличным психотерапевтом.

   И честно говоря, мне очень интересно и наблюдать за моими собеседниками, и общаться с ними. Не все, далеко не все покупают у меня газеты! Но мне приятно, когда идёт какая-то бабулечка-божий одуванчик, улыбается мне и говорит:

   - Удачи вам, дорогая! Желаю продать все газетки! Я-то не могу уже читать -зрение не позволяет! А Вам здоровья!

   И проходит дальше.

   Многих постоянных посетителей супермаркета "Народный", возле которого я стою со своей прессой, я уже запомнила и здороваюсь с ними. Кое-кто покупает у меня газеты ежедневно. В основном это люди в возрасте за пятьдесят.

   Вот идёт худенькая старушка в платочке, трясущейся рукой протягивает мне деньги (у неё болезнь Паркинсона):

   - Я не могу без газет! Для меня прямо праздник - прийти домой и почитать! У меня ведь ни радио нет, ни телевизора! Спасибо тебе, дочка ( а "дочка" сама уже пенсионерка!), что тут продаешь! Не надо никуда ходить искать!

   Разговаривает она по-украински. Сама из Киева. И имя у неё замечательное -София. Говорит, что один её знакомый называет её София-киевская. Здесь живёт в квартире дочери. А дочь - в столице. Не знаю, как уж у них там получилось, что перед войной она оформилась в дом престарелых... Говорит, что дочь сильно болеет, у неё желудка практически нет... Решила пойти дом престарелых, чтобы детям не быть в тягость. Есть у неё ещё и сын... Когда город начали сильно обстреливать, дому престарелых тоже досталось (он находится недалеко от аэропорта), и всех стариков, кого могли, распустили кого куда... Вот она и живёт сейчас с собачкой вдвоём. А возраст - как у моей мамы... Но мама уже четыре года из квартиры не выходит, А Софья Ивановна идёт довольно быстрым шагом то на рыночек Чапаева, то на оптовый рынок на Гаевом:

   - Покупаю своей собачке печёночку. И даю ей ма-аленький кусочек маслица. Она потом мне руку лижет.

 На глаза у бабули наворачивают слёзы.

   - Я ведь утром лежу и думаю: не встану! Всё болит! Но я себе говорю: "Вставай! Ты можешь!" И встаю! А когда стреляли, мы с собачкой спали в коридорчике на полу. Там я вообще еле-еле поднималась...

   Ну как не гордиться такими людьми?!!

   Пенсия у Софии-киевской большая по нашим меркам - 2700 гривен. Но... 2100 гривен забирали в дом престарелых. Это до войны.

   - А как же сейчас я буду пенсию получать?!! - Волнуется старушка. - Все уже получили, а я нет...

   И ещё её волнует: вдруг она умрёт и будет лежать в квартире одна... с собачкой... Квартира дочери, поэтому соседей она практически не знает, ни с кем не подружилась... Я тогда, чтобы успокоить её, сказала:

   - А вы назовите мне свой адрес. Если я увижу, что вас пару дней нет, то пойду к вам, буду звонить в дверь. А если не откроете, вызовем службу, чтобы квартиру вскрыли.

   Это её немного успокоило.

   Здесь у неё похоронены муж и сын. Поэтому бабуля не хочет ехать в Киев к дочке:

   - У меня рядышком с мужем место на кладбище приготовлено. Я хочу, чтобы только там похоронили! И так хочется на могилку сходить! Да нельзя, говорят? Или всё-таки можно?

   - Нельзя пока! - Говорю я. - Там могут быть и мины, и растяжки. Я тоже с Пасхи на кладбище не была...

   Ходит ко мне ещё дедок. Чуть помоложе Софии Ивановны, в неизменной тельняшке под клетчатой рубахой и беретике набекрень:

   - Вот хромаю посмотреть, дают ли пенсию (это когда ещё про пенсии только говорили). Знаю же, что не дают, а всё равно ковыляю. А в газете твоей всё врут! Но дай хоть враньё почитаю!

    И покупает газету. Потому что поддерживаю разговор и шучу.

   Ещё одна бабушка приносит мне свой мобильный:

   - Дочка, удали мне все смс-ки! А то приходят и приходят! Я не умею.

   И оставляет мне с килограмм красных румяных яблок.

   Со своей коллегой, тоже бывшим преподавателем университета, правда, машиностроительного, мы даже сдружились. Нина приходит ко мне почти каждый день и рассказывает новости, которые видела по телевизору или нарыла в интернете (даже не верится, что у кого-то всё это есть! А мы всё ещё живём без света!). У неё свой дом, сад, и она тащит мне то яблоки, то груши, то кабачки.

   А глуховатая старушка в бифокальных очках однажды заметила:

   - И всех-то тебе надо выслушать, со всеми поговорить, всем угодить!

   Ой, не всем угождаю! Как-то шла мимо парочка моего возраста. Я "пропела " свою "песенку":

   - Покупаем свежую газеточку!

   Она заносчиво:

   - Мы ЭТУ прессу не читаем! Почему здесь нет украинских газет?!!

   - Потому что вы сейчас на территории ЛНР! Здесь только НАШИ газеты!

   - Это не ЛНР, а территория временно оккупированная!

   - Кем?!!

   - Россией!

   - Ха, жаль, что это не так на самом деле!

   - Не нравится: чемодан, вокзал, Россия!

   - Почему же не нравится?!! Я в ЛНР живу, а вам не нравится: чемодан -вокзал - Киев!

   Тут муж дёрнул за руку свою жёнушку, и они ушли.

   Разные люди, разные судьбы, разные мнения. Но я вдруг понимаю, что мне интересна эта моя неожиданная работа, и я с удовольствием утром бегу к своему (уже считаю его своим!) супермаркету. С удовольствием общаюсь, служу для кого-то жилеткой, чтобы он мог поплакаться, с кем-то спорю, кого-то успокаиваю. И мне ничуть не стыдно, что я не преподаю студентам, а просто продаю газетки. Но от общения со мной, может быть, какой-то бабушке становится хоть чуточку легче морально!



                31 октября 2014 года.

   Открываю глаза. Полная темнота... Но спать уже не хочется, значит, утро! Пора вставать! Тело сразу съеживается в ожидании встречи с холодом... Сплю-то в тёплой ночнушке под тремя одеялами - одно из овечьей шерсти, второе - теплый лохматый плед, а сверху ещё и махровое покрывало. Ночью тепло. А сейчас выбираюсь из-под горы одеял и - ух! - свежо, однако! Быстро нащупываю фонарик, хватаю одежду и - бегом на кухню! Там спасительное тепло: можно включить газ! Сразу включаю и горелки, и духовку! Закрываю дверь. Всё! Можно одеваться! Смотрю на часы: без десяти шесть. Всё правильно: организм уже приспособился к "полезному" режиму дня - ложиться в двадцать два часа и вставать в шесть. Это раньше я до двух ночи просиживала в интернете, а спала до девяти-десяти утра...

   Зажигаю свечку.  Готовлю немудрёный завтрак: кофе, омлет, разогреваю вчерашнюю гречневую кашу, оставшуюся от ужина. И - ура! - сегодня уже готова квашенная капуста! Пробую и зажмуриваюсь от удовольствия: удалась капусточка! На днях чуть слюной не изошла, увидев у знакомой банки с капустой. Давно уже - с весны! - не квасила и не ела!

   Когда шинковала, пришла приятельница за газеткой. Говорит:

   - А по Луне сейчас нельзя квасить! Мягкая получится! Надо было ждать до полнолуния!

   Да я бы не выдержала столько ждать! Новый месяц только-только появился! Слюна-то на капусту уже выделилась!

   Так что квасила и читала "Живый в помощи" - думаю, с молитвой получится лучше! И не ошиблась! Не капуста, а просто объедение!

   Бужу Славика - ему тоже на работу.

   - У-ух! - бежит он на кухню одеваться. - Бр-р-р! А у тебя тут тёпленько!

   От холода наша черепашка впала в спячку. Я её закутала в тряпки в коробке (не знаю, правильно или нет... Но оставить в холодной воде тоже не решилась...).

   Клёпочка приходит с улицы и тоже просит завтрак. Всех кормлю, ем сама, и идём с сыном на остановку.  Разъезжаемся, кто куда.

   Перед типографией на улице - "знакомые всё лица"! Галочка, как всегда, улыбается, блестит чёрными глазками и вся на позитиве:

   - А надо себе говорить: "Я сегодня ВСЕ газеты продаю успешно!" И они продадутся!

   Приятно на неё и посмотреть, и пообщаться! У такой и правда с удовольствием купят газетку!

   Мама с дочкой что-то понурые: вчера не продали все газеты, а Юля отказалась принять возврат. И мать возмущается:

   - Это работать себе в убыток! Торговали-торговали на холоде, а ничего не заработали! "Зависло" почти пятьдесят газет! Мы же не виноваты , что возле нашего супермаркета народу мало!

   Ольга и Наташа, как всегда, никак не поделят свой рынок на таксопарке. Опять ссорятся. Наташа возмущается:

   - Нас двоих приписали к этому рынку, так вместе и будем торговать! А то придумала, чтобы я приходила после того, как она расторгуется!

   Бабули, дружно продающие газеты вдвоем здесь, на одной остановке, начинают их мирить:

   - Ну что вы ссоритесь! Всем зарабатывать надо! Встаньте одна на одном входе, а другая - на другом!

   Ольга соглашается:

   - Хорошо, я встану со стороны Оборонной!

   Наталья взбеленилась:

   - Ну, конечно! А как же! Ей надо встать на центральном входе, а я должна в "задний проход" идти?!! Пусть она стоит со стороны троллейбусной линии!

   - Да не ссорьтесь вы! Ну стойте по очереди: день одна, день вторая! - Не выдержала я.

   Из типографии выглянула Юля:

   - Ну что вы шум-гам устроили! Люди-то спят ещё!

   Да, типография на первом этаже жилого дома. И думаю, жильцам не слишком приятно наше ежеутреннее сборище...

   Когда подошла моя очередь, Юля пожаловалась:

   - Ну что за люди! Никак не могут без разборок! Вот с Вами у меня никаких проблем нет! Приятно работать!

   А мне приятно слышать в свой адрес добрые слова.

   Начался обычный рабочий день.

   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/11/1943