Дневник. 1-4 октября 2014 года

Светлана Красавцева
                1 октября 2014 года.

  Свершилось! Я это сделала! Меня может понять только тот, кто два с половиной месяца не мылся нормально, а только обтирался... Спасибо студентам, что благодаря им, и нам начали качать воду в дома! Вчера я с шести вечера грела себе воду для купания. В темноте. Доведу три большие кастрюли до кипения - вылью в ванну. Предварительно, ещё с утра, налила туда холодной воды. Потом набираю оттуда же новую "партию" - и тащу по семиметровому тёмному коридору, ставлю на газ.

   Когда вылила первые три кастрюли кипятка, пришла в уныние - вода в ванне стала только чуть-чуть теплее, чем была! Это же сколько мне греть и таскать кипяток в темноте, чтобы можно было СОГРЕТЬСЯ, полежать в водичке в своё удовольствие, а не выскочить оттуда, покрывшись пупырышками от холода?!! Но, как говорят, глаза боятся, а руки делают! На руках рукавички-прихватки, в левой - включенный фонарь, В ванной на полочке возле зеркала (чтобы отражение добавляло свет) - светильник на солнечной батарее. И тяжёлая кастрюля с кипятком в руках.  И... мелкими шажочками, мелкими шажочками - из кухни в ванную. Фу! Донесла! Вылила! Не ошпарилась! Набираю следующие кастрюли. На газ! С каждым разом вода в ванне всё теплее и теплее!

 А в девять вечера, после трёх часов титанических усилий - сбылась мечта! Я добилась своего! Раздеваюсь, погружаюсь в ГОРЯЧУЮ воду! Вначале даже горячевато! Но зато потом такой кайф! Я лежала и прямо балдела от удовольствия! Супер! Я молодец! Намыливала я себя три раза, и жёсткой мочалкой! До красноты! Здорово!

   Когда ополоснулась (для этого у меня горячая вода была в кастрюле заготовлена) и вытерлась, тело прямо скрипело от чистоты и пело!  Представляю, если почитает это тот, у кого каждый день есть свет, вода! Скажет: подумаешь, подвиг - искупалась! А для меня - подвиг! Для наших НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ условий - подвиг!

   После ванны - сразу в постельку!  А в воде развела порошок и замочила махровое покрывало - его давно постирать надо было! Да пока не было воды - не прополоскать. Сегодня утром выстирала.

   А спала сладко, как давно не спала!

--------------------------------

   Ох, не нравятся мне эти слухи, что до декабря свет в наших домах не появится... Это значит, что и отопления не будет тоже... А что будут делать бедные старики, как моя мама, которые еле передвигаются?!! А лежачие больные, как мать Тани из соседнего подъезда... Как в холодной и темной квартире обеспечить им нормальный уход?!!

   Сегодня снова со стороны Счастья, где стоят нацики, слышалась стрельба из тяжёлых орудий. Война ведь ещё продолжается! И сколько жизней унесёт зима без тепла, света, воды?!!

   В газетах сейчас всё время обращаются к жителям тех районов, где уже включили электричество, чтобы не пользовались нагревательными приборами. Мощности сетей не хватает на такую нагрузку. Это значит, что пока нельзя пользоваться бойлерами, стиральными машинами... Но откажут ли себе люди, просидевшие два месяца без света, в возможности помыться, постирать, нагреть квартиру?!! Может и не все, а те, у кого есть маленькие дети или лежачие больные. Их ведь надо подмыть, поменять памперсы...

   Ох, что-то опять пошёл депресняк...

   А вообще-то внешне всё не так уж и плохо! Вот и водичку нам дали. Пусть два раза в день по два часа, но ведь не надо таскать тяжёлые баклашки, можно нормально прополоскать бельё и вымыть под краном посуду (кстати, всё никак не привыкну!). Вчера даже ванну умудрилась принять! Разве это не радость?!!

   И наш студенческий городок ожил, повеселел. Сегодня первый день занятий, и студенты утром шли нарядные, многие с букетами цветов. Знакомые преподаватели здороваются (я всё же почти двадцать лет здесь проработала). И радостно встретить знакомые лица! С некоторыми обнимаемся, как с родными!

   Автобусы бесплатные ходят по расписанию. Пусть они всегда переполнены, но ведь при теперешнем безденежьи (четвёртый месяц без пенсий и зарплат!), это выход!

   Интересно наблюдать, как отличаются пережившие здесь войну, от приехавших из "тёплых" мест. Это заметно даже в транспорте. "Блокадники" более терпимы, радуются любым , даже самым крошечным, изменениям к лучшему. Приехавшие всё критикуют, им всё не нравится. Особенно это те, кто вернулся из других областей Украины. А может, информационные технологии работают, делая из людей "зомби"?!! Там у них во всем виновата Россия и, конечно же, Путин!



                3 октября 2014 года.

   В обычной жизни мы бесшабашно относимся к благам цивилизации! Кажется, что свет, вода, газ в квартире, мобильная связь, интернет - будут всегда! И вот мы на своей шкуре испытали, КАК это лишиться ВСЕГО! Электричества нет уже два с половиной месяца! Связи две недели не было ВООБЩЕ, а теперь ловим в двух районах города. Нет, правда, ещё в центре начала появляться с подключением там электроэнергии. Правда, не всегда и не везде. Газа не было неделю. А в двадцать восьмом доме его вообще нет - там электроплиты, и люди всё это время готовят на кострах!

   Да, мы выжили и даже не сошли с ума. Сейчас ещё предстоит зима. Будет ли отопление? И если в Киеве возмущаются отсутствию ГОРЯЧЕЙ воды в кранах, то мы сейчас ужасно рады, что воду не самого лучшего качества (пить её не рекомендуют) подают в дома четыре часа в день. Если бы нам ещё свет, как студентам в общежитии, включали на пару часов вечерами, мы бы прыгали до потолка от счастья!

   Так что для того, чтобы человек оценил привычное, Надо его у него отобрать! НАДОЛГО! А потом дать. Вот радости будет! А интересно, когда же нас осчастливят?!!

   Классно, конечно, что воду домой подают! Правда с шести до восьми утра ЕЩЁ темно, а с восемнадцати до двадцати - УЖЕ полная темнота! И купаться, стирать и прочее приходится со свечкой или фонариком. Но всё равно, всё равно стало намного легче! И маме я сейчас вожу воду из дома на бесплатном автобусе, и не надо выстаивать на Юбилейном огромные очереди! Людей-то сейчас прибавилось!

   И три месяца без пенсий... Хотелось бы уже получить. Долгов-то накопилось!

----------------------

   Увидела сегодня, как нам умудряются в дома подавать воду. Оказывается, дважды в день трактором на лафете подвозят к скважине генератор. Два часа качают и снова увозят. Вот такие сложности. Мне вчера подсказали, что у них там можно заряжать мобильный и фонарик, который на обычном аккумуляторе (маме ещё и такой купила). Да, это у нас тоже проблема - зарядка телефона. Поэтому, поговорив, его сразу же отключаем. В таком режиме батарея держит дня четыре. Если, конечно, не ловить бесконечно и безрезультатно связь с одним итогом: "линия перегружена" (это если индикатор показывает наличие связи).

   Пошла утром зарядить мобильник. Возле подъезда меня с улыбкой встречает Дина. Улыбается она просто очаровательно! Сказано - женщина! Даже за моей Клёпой сегодня не погналась! Не зря я ей, наверное, каждый раз говорю, когда она готовиться броситься на киску:

   - Кошку мою трогать нельзя!

   Бывали моменты, когда приходилось с Клёпочкой на руках перешагивать через лежащую под моим тамбуром "лошадку" Дину. Кошка напрягалась, а собака и бровью не вела!



                4 октября 2014 года.

   Я  знала, что мысль материальна, но чтобы до такой степени! Всё это время безденежья я думала: куда бы устроиться на работу?!! Но, учитывая ситуацию в республике, понимала, что пенсионерке сейчас НИЧЕГО не светит! И потом: что бы я хотела делать? ЧЕМ заниматься? Прямо, как в известном стишке: "Кем работать мне тогда, чем заниматься?!!" Сидеть где-то в киоске с утра и до вечера - невозможно (надо к маме каждый день ездить!), да и не моё это! Пойти реализатором на рынок? Тоже нет! Идти куда-то на завод на конвейер - тем более нет! Дворником, уборщицей - нет, нет и НЕТ!!! А хотела бы я работу с передвижением по городу, с общением с людьми. Ну, что-то типа курьера, что ли... По специальности устроиться сейчас шансов нет никаких. Да, честно говоря, хотелось какой-то СВОБОДЫ, что ли. Быть самой себе хозяйкой. Вот такие невыполнимые у меня были задумки и мечты!

   И вдруг, прочитав объявление в газете "ХХ1 век" , которую стараюсь покупать ежедневно, чтобы быть в курсе событий города и республики, что требуются распространители, я поняла, что это и есть почти то, что я хочу! И это шанс зарабатывать реальные деньги, а не пайки, которые дают сейчас вместо зарплаты.

   Почему-то никто не знал, где эта улица Дёмина!  Я подходила к реализаторам, бегающим с газетами по рынку, спрашивала:

   А где вы получаете газеты? Как туда устроиться?

   Но почему-то все делали загадочные и многозначительные лица и "отмораживались":

   - Да это нам  привозят из редакции!

   - Туда уже не устроиться! Реализаторов набрали!

   Я возражаю:

   - Да нет же, вот в газете объявление, что ПРИГЛАШАЮТ на работу! Где это находится?

   - А я не знаю!

   Вот так! Оказывается, конкуренты не нужны! Типа это только для избранных!

   И только женщина моего возраста, стоящая с пачкой газет на руке ( я у неё купила газетку), рассказала мне и где находится редакция, как туда пройти, и какие условия работы! Дай ей Бог здоровья! А условия оказались шикарные! Я даже такого не ожидала: берёшь газеты по 50 копеек, а продаёшь по 1 гривне! Минимум сто штук. Меня это очень бы устроило!

   Я тут же пошла в редакцию. Там строгая молодая девушка сказала:

   - У нас каждый должен работать на своей точке. А то все бегут на рынок, и получается, что есть районы, где вообще не купить газету, а на рынке куча реализаторов толпится! Думают, что там мёдом намазано! Друг с другом разборки устраивают! Вот где Вы хотели бы работать?

   - Мне бы подошёл посёлок Юбилейный.

   Девушка обрадовалась:

   - Отлично, там у нас как раз никого нет! На субботу я Вас запишу. Сколько Вам газет заказывать?

   Я растерялась:

   - А я не знаю, сколько! Я же никогда не торговала газетами!

   - Тогда я запишу сто штук! Это будет стоить пятьдесят гривен. Оплачиваем сразу! Приходите к восьми утра!

-------------------------------------

   И вот сегодня утром я стою в очереди среди таких же, как я, женщин "нежного" возраста за пятьдесят и выше (некоторым за семьдесят!). Мужчин всего трое - все молодые ребята. Не хотят, видимо, мужики на такую "мелочь" размениваться. Сидят, ждут, когда что-то поглобальнее появится! Там же и та, уже знакомая мне, женщина, от которой я узнала, как найти редакцию. Они, оказывается, работают с дочерью. Дочка охотно делится своим опытом:

   - Рынок - самое плохое место! Там распространителей - как собак нерезаных! Лучше идти туда, где никого ещё нет! Вот на вокзале женщина круто работает! По шестьсот газет у неё влёт уходит!

   - А у вас как дела? - спрашиваю.

   - Да по-разному... Нас же к супермаркету направили, а там люди в основном одни и те же! Ну, вдвоём штук сто пятьдесят продаём.

   Я быстренько подсчитала: 150х50 копеек, получается 75 гривен в день! Даже на двоих неплохо! Для меня сейчас эта сумма кажется просто фантастически приятной!

   А прохладненько в туфельках! Говорят, что ночью уже -3 градуса было! В  основном все обуты в удобные кроссовки, работать-то на ногах!

Из новичков я оказалась самой предусмотрительной, записавшись заранее. Поэтому прошла впереди тех, кто просто пришёл впервые и занял очередь. Девушка, которая выдает газеты, вышла и сказала:

   - Нам требуются распространители на другие населённые пункты. В Луганске уже достаточно!

   Мне дала прессу без разговоров.

   - Вам сколько?

   А я насмотрелась, что берут в основном по сто пятьдесят-двести штук, и сама раздухарилась:

   - А давайте попробую сто пятьдесят!

   Менеджер одобрила:

   - Берите! На Юбилейном продадите!

   В очереди я уже узнала, что возврат непроданных газет не принимают... Что ж, надо будет стремиться продавать все!

   И вот я вышла  из редакции с довольно тяжёлым пакетом..

   Ещё до начала работы я разработала для себя ряд правил:

   1). Воспринимать торговлю газетами, как игру! Забыть, что в "прежней жизни" я старший преподаватель ВУЗа (там действуют другие законы и правила!). И сейчас я просто весёлая, озорная девчонка (ну не бабка же!), которая позволяет себе поприкалываться, поприставать в шутку. И вообще получает драйв от самого процесса! Так что это для меня не унижение, а просто ИГРА! И возможность ВЫЖИТЬ!

   2). Оставлять все свои проблемы и плохое настроение дома! Никому не приятно покупать что-либо у продавца с траурным лицом!

   3). Каждому покупателю желать что-то хорошее ( удачного дня, например) и говорить "спасибо". Как говорят, "доброе слово и кошке приятно". А покупателю - тем более!

   ------------------------------

   Сегодня у меня ещё и на продукты заказы от моих знакомых, которым покупала продукты в войну. Надо идти на центральный рынок. Я и решила идти пешком, а по пути газетки продавать. Игра так игра!

   Десять газет повесила себе на руку, как это делают все реализаторы. Иду. На встречу мужчина. Я к нему:

   - Покупаем свежую газетку! Там про веерное отключение электроэнергии (это я заголовок статьи прочитала).

   Прохожий достал железную гривну, купил! Ура!  Я мысленно потёрла руки: первый покупатель - мужчина, это к удаче! Да-да, надо себя ещё и какими-то положительными приметами подбадривать!

   Иду дальше. Пристаю ко всем! Кто-то покупает, кто-то нет. А мне так интересно за всем этим наблюдать!  Одни меня не замечают, как человека-невидимку. Идут, как зомби безучастные! Другие ввязываются в разговор:

   - Спасибо, я не читаю газет!

   Или:

   - Я у же и буквы забыл!

   Таким я отвечаю:

   - Вот газетка и будет кстати! Станете знакомые буквы искать, глядишь - и читать снова научитесь!

   Кто-то со вздохом говорит:

   - Я бы купил, да денег нет!

   - А я потому и пошла торговать, что надоело без денег сидеть! - отвечаю им.

   Но интересно: на отсутствие денег жалуются, но никто (НИКТО!!!) не спросил:

   - А можно и мне устроиться?

   До рынка я продала тридцать газет! Классно! Я просто молодец! Кстати, хвалить себя - тоже одно из правил!

   По рынку, по продавцам, кто-то уже прошёлся - многие стоят, читают газету. Но ведь полно покупателей! Они постоянно меняются. И охотно покупают чтиво. Я, конечно, понимаю, что это не мой район. Но я ведь зашла сюда ненадолго, только сделать нужные покупки. Но не идти же по рынку просто так, когда не видно ни одного распространителя! В общем, на Юбилейный я приехала, продав восемьдесят газет!

   А вот тут-то меня и ждал облом! В редакции мне сказали, что здесь никто не продаёт газеты, а оказалось, что они были и в киоске на рынке, и какие-то дедушка с парнем хорошо поработали... Я еле-еле продала тридцать штук...

   Собралась идти к маме. Да и есть уже захотела. Прямо даже уже и не есть, а жрать! А тут паренёк нарисовался с газетами на руке, который тоже в очереди в редакции стоял за мной. Я к нему:

   - Так вот кто тут поработал!

   Он мне расстроенно:

   - Да нет... Я был а Александровке - это мой участок. А туда на почту привезли, в киоски... Походил-походил, только половину продал...

   - А тебя как зовут?

   - Славик.

   - О-о, как моего младшего сына! А меня Светлана Николаевна. Ну, что делать будем?

   - Да что - продавать!

   - Ну, ты продавай, а я обедать пойду! Желудок уже прямо в трубочку сворачивается!

   Славик остался, а я пошла к маме. На заработанные сегодня деньги впервые за войну купила ей сливочного масла и сыра! Вот она обрадовалась! Пообщались немного, и я поехала домой обедать ( у мамы есть особо нечего, она только себе немного что-то готовит. Не объедать же её!).

   После обеда решила сесть на дизель-поезд, который останавливается на Грузовой в десяти минутах ходьбы от нас. Доехать на нём до вокзала и попробовать ещё в поезде и на вокзале допродать оставшиеся сорок газет.  Так и сделала. Но то ли от усталости уже драйв мой выдохся, то ли ещё что, но очереди за моими газетками не образовалось, а вокзал, как оказалось вообще работает только до шестнадцати часов. Люди же, ехавшие в Луганск были все почему-то угрюмые, каждый на своей невесёлой волне... Правда, двадцать штук я всё же продала.

   Что ж, подобьём итоги: если даже не продам оставшиеся газеты, то и то я за день заработала пятьдесят пять гривен! Учитывая то, что с июля сижу без копейки, только занимаю и занимаю, то это просто шикарно! Ещё вчера о таком дневном заработке, я мечтать не могла! Так что всё замечательно! Я молодец!

   Да, побегала, поприкалывалась, клоуна из себя покорчила. Но реальные деньги в руках! Не пайки! Так что вполне можно и НУЖНО заниматься этим делом! И плевать на тех моих знакомых, которые скорчат рожу и скажут:

   - Фу, как опустилась! Преподавала в ВУЗе, а теперь с газетками на руке бегает!

   Зато здесь КАЖДЫЙ ДЕНЬ живые денежки! И я могу купить еду себе и маме!


   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/11/1793