Все в памяти моей. Гл. 5. Детство. Ч. 1

Светлана Компаниец
   Память, как  старая,  дырявая  калоша, которая  то утонет  в  воде, оставляя  чистую  гладкую поверхность, то вдруг всплывет  и,  слегка  покачиваясь,  медленно  движется  по  течению…
               
   ...Август. Тихое, ласковое  утро.  Солнце  только  поднимается  над  крышами  из-за старых  акаций. Пахнет спелыми  яблоками, вянущей травой  и влажной  пылью.
               
   Я осторожно ступаю, стараясь не  поднимать фонтанчики пыли, чтобы не  испачкать  старые  парусиновые  туфли  с  пуговками:  мама   вчера  вечером  начистила  их  зубным  порошком  и  теперь  они  сверкают  яркой  белизной  на  моих  загорелых,  в  ссадинах,  ногах.   На  мне  коротенькая   юбочка  «в  гармошку»  из  черного  сатина  и вышитая  мамой  белая  батистовая кофточка  с  цветными  кисточками  у  шеи. Одной  рукой я крепко  держусь  за  мамину  руку,  другой время  от  времени  трогаю  на  голове  большой бант из  красного  крепдешина  - единственную  обнову  ко  дню  рождения, мамин подарок. Сегодня  мне  исполняется  шесть лет, я  кажусь  себе  очень  взрослой,  нарядной  и  красивой.   
               
    Мама  целует  меня  у  калитки  и  я  вхожу  во  двор детского  сада. Сейчас! Сейчас  все  увидят  меня,  мой  бант,  и  догадаются,   что   у  меня  праздник,  день  рождения!
               
    Медленно  иду мимо песочницы, где  уже  копаются  несколько моих сверстников,                подхожу  к   воспитательнице,   сидящей  на  скамейке  в  тени  у  стены  старого  кирпичного  здания  детского  сада.  Она  что-то   оживленно  рассказывает  нашей  поварихе,  тете  Паше.

  - Здравствуйте,  Елизавета  Николаевна!  Тетя  Паша,  здравствуйте! - громко  и                радостно  заявляю  я  о  своем  прибытии  и  останавливаюсь  возле  них,  жду.

   Вот!  Вот  сейчас  они  посмотрят  на  меня  и  скажут:
               
   - Света,  какой  красивый  у  тебя  бант!   У  тебя,  наверное,  сегодня  день           рождения?
               
   Но  на  меня  не  обращают  внимания,  меня  не  слышат.
               
  - Здравствуйте! – уже  почти  кричу  я.
               
  - Что ты  так кричишь, Света?  Видишь, мы разговариваем. Не  мешай! - сердито  отмахивается  от  меня  воспитательница.
               
   От калитки по дорожке поднимаются  Майка  Бабушко  с матерью. На  Майке новое,  в  яркую  клетку, платье  с большим  белым  воротником, на  ногах  белые  носочки  и  черные,  блестящие,  настоящие  кожаные  туфельки   с  красными  пуговками  - бусинками.  Две  тоненькие  косички   мышиными  хвостиками  достают  ей  до  плеч  и  заканчиваются  пышными, - из  настоящих  лент!,- бантами. Мама  ее в шелковом,                -  по  голубому  полю  большие  красные  маки,- платье  с  подставными  подушками  на  плечах,  в  которых  утопает  белая  пухлая  шея.  Короткие  ноги  в  туфлях               на  высоких  каблуках.  Волосы  ее   впереди  уложены  высоким валиком  и  тугими                локонами  падают  сзади  на  спину.  На  сгибе  круглого  локтя   висит  кожаная  сумочка.   И  напоминает  она мне,  (простите!),  свинью  с  картинки  в  книжке  «Кошкин  дом», -  такая  же  толстенькая,  коротенькая,  без  шеи  и  на  высоких  каблуках-копытцах...
               
    Лицо  Елизаветы  Николаевны   расплывается  в  улыбке.  Она  поднимается  им                навстречу:
               
  - Здравствуй,  Майечка! Какое  у тебя  красивое  платье! И туфельки! И ленты! -               поет  она  и  тут  замечает,  что  я  стою  рядом:  -  Что  тебе,  Света?  Иди  к  детям,  играй, -  и  легонько  подталкивает  меня  в  плечо.
               
    Я  сглатываю  комок  в  горле  и  медленно  бреду  к  песочнице.  Поднимаю  к                голове  руку  и, растопырив  пальцы,  выдираю  бант  из  каштановой  копны волос,                что  теперь  свободно падают  мне  на  лоб, зажимаю  его  в  кулачке  и  сую  за  пазуху, под  кофточку.  Теплый  шелк  мягко  щекочет  мне  грудь,  живот,  словно              мамины  пальцы.  Сзади  наседкой  кудахчет  Елизавета  Николаевна.
               
    Мне  грустно. Я  ухожу  в  дальний  угол  двора, забираюсь в кусты  шиповника                и  тихо  плачу.  Мне  жаль  мою  маму  в   стареньком,  стиранном - перестиранном  ситцевом  платье  и   стоптанных  туфлях,  жаль  бабушку,   которая  каждое  утро  спрашивает  маму  об  одном  и  том  же: - «Катя,  что  сегодня  варить?»,-  хотя                кроме  мелкой  молодой  картошки  и  лука  в доме  ничего  нет, - и  мама  каждый                раз  ей   уже  на  ходу  раздраженно  бросает:  «Что  хочешь!".  Жаль  босоногого                и  всегда  голодного   брата.  Жаль  себя.
            
    Никто  меня  не  ищет,  и,  только  поддавшись  чувству  голода, я  выбираюсь                из  своего  укрытия,  чтобы  вместе  со  всеми  поспешить  к  завтраку.

    Праздника  уже  нет,   и  нет  для   меня  уже   прежней,  горячо  любимой  и  обожаемой  Елизаветы  Николаевны. Теперь, приходя в  садик,  я  невнятно  бормочу  куда-то  в  сторону  «здрассьте»  и  сразу  ухожу  к  подружкам.
               
    Больше  в  своей  жизни  я  никогда  и  никому  поклоняться  не  буду...
               
    ...Зима.  Солнечный  морозный  день.  Воскресенье.  Мы  с   братом  шагаем по                глубокому   снегу   в  канаве,  что  тянется  вдоль  мостовой.  Выбираем  сугробы  поглубже, проваливаемся в них порой по пояс. Я  в  новеньких  черных  валеночках,  впервые  за  всю  зиму  гуляю   на  улице  после  болезни.  Снег  в  наших  краях               
не  такое  уж частое удовольствие  и мы  испытываем истинное  наслаждение,  ныряя  в  его  мягкую  и  холодную  глубину.  И  вдруг:
               
  -  И  тебе  не  совестно,  Света? Разве  для  этого тебе  дали  в садике  такие       хорошие  валеночки?  Ты  же  их  затопчешь  и  они   промокнут  в  снегу!  Вас  с  матерью  пожалели,  дали  вам  новые  валенки,  а  ты...
               
    Я  в  страхе  застываю  в  сугробе  и  поднимаю  голову: прямо  над  нами  на  мостовой стоит  моя воспитательница, Елизавета Николаевна! Она страшно недовольна               
и  рассержена.
               
    Да,  конечно,  я  могу  в  этих  новых  валеночках  пройти  от дома  в  садик  и  обратно, - их  надо  держать  сухими  и  чистыми,- ведь  мне  их  подарили  не                для  того,  чтобы  бродить  по  снегу!  И  я  должна  быть  благодарна  тем,  кто  мне их  дал!…

    Все это  мы  выслушиваем  с  братом,  стоя  по  пояс в снегу, понуро  опустив         
головы. Хмурые,  возвращаемся  домой. Прогулка закончилась  очень быстро.  Мамины  расспросы  не  дают  результата. А  утром  я  наотрез  отказываюсь  надевать  эти  валенки.  Приходится  рассказать  маме  о  нашей  встрече.
               
    В садик я  иду в  старых  маминых валенках с огромными  и тяжелыми  калошами-                чунями,  а  новые  черные валеночки  мама  несет  под  мышкой. Раздев  меня,  она  проходит  к  воспитательнице, кладет перед  ней на  стол валеночки  и,  ни  слова  не  говоря,  поворачивается  и  уходит.
               
    Все  громкие  последующие  разговоры  в  садике   об  этих  валенках  уже  не                трогают  ни  меня,  ни  маму.
               
  - Гордячка! – говорят  о  маме.

    А  я  молча  горжусь  своей  мамой  и  хожу  в  старых,  дырявых  валенках.

   ...Этой  же  зимой.  Какой-то  праздник,  может,  Новый  год.  Нам  за  обедом                дают  по  две  конфетки-леденца, а  в  полдник  печенье. Строго велят  все съесть                за  столом,  не  прятать  в  карманах. А  вечером,  при  выходе  из  группы,  нас  ощупывают  и  выворачивают  карманы: нельзя  уносить домой конфетку или  печенье.
               
    А  я  знаю,  что  дома  меня  ждет  братик  и  надеется, что  я  хоть  что-то  принесу  от  стола:  он  школьник,  и  дома  голодно.
               
    За  обедом  я  прячу  конфеты  в   карман,  а  вечером,  увидев  в  коридоре,                за  головами  родителей,  маму,  быстро  сую  их  в рот, под  язык.  В  дверях  с  готовностью   показываю   пустые  карманы  и  выбегаю  к  маме.   Мы  выходим  на  улицу.  Здесь,  отвернувшись,  я  выплевываю  теплые, мокрые  леденцы  в  ладошку  и   крепко  зажимаю  их  в  руке.   Дома   я  сразу  бегу  к  Левке  и  раскрываю                перед  ним  липкий  кулачок.  Он  счастлив!   Осторожно  берет  пальцами  конфеты  и  по  одной  кладет  себе  в  рот. Зажмурив  глаза, с наслаждением  причмокивает  толстыми  губами.   При  этом  его  большие,  прозрачно-розовые  в  свете  лампы,  уши  шевелятся.   Вдруг  он  открывает  глаза,   смотрит  на  меня   и  запоздало       спрашивает:
               
 - Хочешь?
               
 - Не-а…,- отвечаю  я,  украдкой   глотая  слюну.
               
   ...Лето. Мы играем  в саду.  Наступает  тот  счастливый  час  между  полдником  и  ужином,  когда  мы  предоставлены  сами   себе.  Воспитатели  устали,  им  все  надоело  до чертиков  и, собравшись  в кружок, они  говорят  о  своем,  взрослом.
            
    А  наша  фантазия  в  это  время  не  знает  границ:  то  мы  "дочки-матери",           то  ищем  «сокровища», то  играем  «в  свадьбу».  Но  самое  любимое  занятие, -               
игра  в  театр.  Я  переношу  ее  со  своего  двора  в  детсад. 
               
   Итак,  вся  наша  старшая  группа – артисты,  остальные – благодарные зрители.               
«Спектакль»  сочиняется  по  ходу  действия,  «режиссеры» -  я  и  Майка.  Майка                - хорошая,  добрая  девочка, очень  смешливая  и  послушная,  мы  с  ней  дружим.  Она  изображает   капризную  «барыню».   Ее   мы  усаживаем   на   стул,  вокруг  устраиваются  «слуги» - садовники, повара,  конюхи  и  прочие  персонажи  сказок,    словом,  почти  вся  наша  группа.   Стасик  Волынский  –  «дворецкий»,  главный  распорядитель при «дворе» (все девочки  влюблены  в него  и  я – не  исключение).  Главную  роль, –Ваньку-дурачка, - играю  я.               
               
    «Слуги»  угождают  «барыне»,  отгоняют  ветками  мух  и  комаров,  обмахивают                «веерами» – листьями  лопуха,   укрывают  от  солнца,   расчесывают  и  заплетают  Майкины   мышиные   хвостики.  «Барыня»  покрикивает   на   них,  привередничает,  временами,  не выдерживая  роли, звонко  хохочет.  Дворецкий  приказывает  Ваньке     (мне)  принести  барыне  любимую  кошку.  Я  бегу  по  кругу,  повторяя:
               
  -Кошку! Кошку! - но  вдруг запинаюсь, падаю  на землю, затем  быстро вскакиваю,                хлопаю  себя  ладонью  по  лбу,  словно  вспоминая  что-то,  и  снова  несусь  по  кругу,  уже  громко  крича:
               
  -Ложку!  Ложку! -  и  подаю  Майке  ложку.
               
   Зрители  смеются,  «барыня»  и  «дворецкий»  бранят   меня  и  велят  принести  подушку,  но  я   приношу – «лягушку».  Так  может   продолжаться  бесконечно.               
               
   Наступает  кульминационный  момент: все,  хором,  придумывают  мне  наказание.  Самое  лучшее  для  меня,  -  станцевать  или   рассказать какую-нибудь  историю:               
сочиняю  на  ходу...
               
   ...У нас в  детском саду гостья – москвичка, племянница  Елизаветы Николаевны.                Меня  зовут  со двора  в музыкальный  зал, - так  громко  называют  комнату,  где  стоит старенькое пианино. За ним уже сидит наша  пианистка, маленькая,  седенькая  Анна  Ильинична.               
               
    Мне  велят посмотреть  и  поучиться  танцевать  польку, как  покажет  гостья.          Передо  мной  стоит  высокая  девочка,  лет  восьми, в  голубом  платье  и  белых  туфельках. Две косички  завернуты  аккуратными  бубликами  за ушами,  в  бубликах  голубые  банты.  Она  смотрит  на  меня  чуть  сверху,  во  взгляде  любопытство,  насмешка  и  легкое  презрение.  Так  смотрят  на  туземцев-дикарей.               
               
    Я  съеживаюсь  внутри, чувствуя  свою  беззащитность,  так  как  стою  босая,                в  одних  трусиках, волосы  мои  взлохмачены  и  в  них  торчат  сухие  листья  и  белые  лепестки,- мы  только  что  сидели  в засаде  в  кустах жасмина, охотились  на  «колдуна».

    Анна  Ильинична  играет  что-то  радостное и  быстрое и девочка  легко  бежит  по  кругу,  выделывая  белыми  туфельками   сложные   коленца,  хлопая  в  ладоши  и  звонко  пристукивая  каблучками.  Я  смотрю,  не  двигаясь  с  места.
 
   Воспитательница  подталкивает  меня, - ну,  попробуй! Я  стою. Девочка   снова  пляшет  перед  нами  и  уже  с  откровенной  насмешкой  смотрит  на  меня.
               
    И  тут  я  не  выдерживаю, пускаюсь  в  пляс  и, пришлепывая  босыми ступнями              и  пристукивая  голыми  пятками  по  теплому  деревянному  полу, не только  легко  повторяю  ее  движения,   но  и  танцую,  по-своему,  так,  что  Анна  Ильинична,  довольная, смеется  и подзадоривает  меня  громкими  аккордами,  высоко  поднимая             свои  маленькие  ручки  и  с  силой  опуская  их  на  клавиши  пианино.

    Воспитатели  тоже  смеются,  хлопают  в  ладоши,  а  гостья  останавливается,               удивленно  глядя  на  меня.  А  я  убегаю  во  двор, -   там  у  меня  неотложные  дела,  там  ждет  меня  босоногая,  полуголая  братия...

   ...Конец  лета.  Август.  Мы  с  Левкой  бежим  по   дороге.   Облачко  легкой           теплой  пыли  несется  вслед  за  нами.  Левка  крепко  держит  меня  за  руку  и  я  едва  поспеваю  за  ним. Платье парусом  вздымается за  моей спиной,  короткие  косички  двумя   рожками  торчат  на  затылке,   подрагивая  в  такт  бегу.   Мне  трудно  дышать,  но  жаловаться  я  не  смею  и  стараюсь  не  отставать.

   Вбегаем в ворота  школы. Так же, бегом, поднимаемся по лестнице.  Запыхавшись,   влетаем  в  коридор  и  останавливаемся,   только   оказавшись  в  классе  перед  столом,  за  которым  сидит старая  учительница.
               
   - Вот,  это  она, - переводя   дух, сипит  Левка, - ей   уже  семь  лет, - для                верности  добавляет  он.   
               
   Учительница  внимательно  смотрит  на  меня  поверх  очков.
               
  - Тебе  уже  семь  лет?  Как  тебя  зовут?
               
  - С-света, - почему-то робею я. Затем громко, почти кричу: - Я - Белопольская!               

  - Тихо,  не  надо  так  кричать, - морщится  она. –  Пусть   мать  принесет  ее             метрику, - говорит  Левке.
               
   Что-то  пишет  в  своей  тетрадке  и  снова  обращается  ко  мне:

  - Приходи  завтра  в  школу,  будешь  учиться  у  меня  в  классе.

    Теперь  только  понимаю, что я стала  ученицей,- Левка  справился  сам,  пока  мама  на  работе...               

   Проучилась я  в  школе  в  том году  всего  два  месяца,  потом  простудилась,                тяжело  заболела  и  до  Нового  года  просидела   дома.  От  этих  двух  месяцев  учебы  в  памяти  не  осталось ничего, лишь  всплывает  перед  глазами  тетрадный  лист  с  моими   каракулями  и  поправками,  сделанными   синим   карандашом,  и                жирная  синяя  двойка, похожая  на  головастика и подчеркнутая  дважды  синим...               
 
   В  школу  я  тогда  больше  не пошла. Мамин  брат, дядя  Вася, директор  нашей                школы,  посоветовал  оставить  меня  дома  до следующего  учебного  года.  Думаю,  немалую  роль  тут  сыграли  мои  «успехи»  в  учебе.
               
 - Подрастет, пойдет вместе  с  моей  Лидой, - то  есть, с  его дочерью,  младшей              меня  на  год.
               
    Так  и  поступили..