Медный всадник. Петербургская повесть

Елена Алексеевна Новикова
Автор фото: elenakrizhevskaya

10.05.2015

       "Медный всадник. Петербургская повесть" (история двух стихотворений)            

Однажды написала стишок, по легкомыслию приближённый к невесомости. Но действующим лицом там был царь Пётр, который в обиде на отсутствие столичной жизни в СПб покинул свой "трон". "Трон", как вы догадываетесь, это конь. Фантазия была навеяна фото, где памятник Александру III на коне перевозят по городу. Сочинять не сочиняла, даже и не думала сочинять. Но история со стишком вспомнилась вдруг.
***
Санкт-Петербург из столицы отличной
Провинциальным стал неприлично.
Знатных фамилий особняки
Все без фамилий. В них - "чуваки".

Схлынул еврейский истеблишмент.
Интеллигенция ловит момент.
"Ах, ивините, побольше бы шарма!
Нету спасенья от смога и хама.

Смотрит на детище бывший царь Пётр:
"К Балтике на ... Россию припёр?"
Батюшка-царь, выражайтесь прилично.
Здесь не кабак, и у нас всё отлично.

Мы с революцией стали "на ты".
И если что, до сто первой версты.
Смилуйся, царь, ты своё отлукавил:
Девку крестьянскую править поставил.

Дале пошла всё одна немчура:
Нету истории, нету Петра.
Логикой сильной разоружён
Царь загрустил и покинул свой трон.
февраль-март 2016
        Всё само собой произошло, спонтанно. Начала читать настоящую поэзию о "Медном всаднике". Это, конечно, А.С.Пушкин. Прочитала "Медный всадник" Пушкина и не согласилась со всеми интернетными пушкиноведами. Даже назвала их пушкиноедами в сердцах. На ниве литературного анализа  судьба царизма интересует меньше всего. Царизма нет, а бедные Евгении и Параши есть - умерли, но оставили после себя свои проблемы миллионам жителей СПб (кроме проблемы наводнений, конечно). Дамбу достроили, и моё воображение волнуется лишь от мысли обязательного затопления территорий у залива (где я живу с семейством) в следствии таяния ледников.
То, что памятники не должны с места на место переставляться, было первым моим выводом. Вторым выводом было - мало я знаю о памятнике, чтобы понять "Медный всадник". Более того, памятник никогда меня не умилял, но был привычной картинкой - символом города на Неве. Утешало меня чтение самого произведения и то, как читают его другие, например, Анатолий Папанов.
Сам А.С. наводнения не видел. Но "Блаженны не видевшие, но уверовавшие". Так и у него: "Блаженны не видевшие, но представившие". А.С. ссылается на известия тогдашних журналов, а "любопытствующие могут справиться с известием, составленным В.Н. Берхом".  Итак, что я хочу знать обо всей этой истории, чтобы яснее её представлять.
Действующие лица: царь Пётр Великий, град Петра, наводнение, конный памятник Петру Великому от Екатерины Великой, царь АлександрI, генерал-губернатор Петербурга граф Милорадович, пострадавшие жители Петербурга, Евгений (чиновник незнатного происхождения), Параша (в мечтах, посмертно - в воспоминаниях), вдова (мать Параши, в воспоминаниях), бедный поэт, автор, читатель.
Безумие Евгения. И тема безумия у А.С. Пушкина в творчестве. Это очень скользкая тема, так как требует медицинского освидетельствования. Но у Пушкина даны столь чёткие признаки сумасшествия Евгения, что они могут служить неким шаблоном для установления если не диагноза, то собственного мнения на этот счёт. В СПб эти знания не лишни. От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Я бы добавила сюда и наводнения с сумасшествиями.
Сразило меня отношение литературоведов к Евгению, как к существу не стоящему сильного сочувствия: "И Пётр прав и Евгения жаль" ("Игра в бисер с И.Волгиным"). Сразило, потому что в моей жизни не было человека, такого как Евгений: любить, сойти с ума и умереть от горя. Один   человек, апостол Фома был готов умереть вслед за любимым Христом, узнав, что тот умер "Пойдём и мы умрём вместе с ним". В своё время эти слова мне показались сначала некой вежливостью, а затем выражением крайней преданности. И очень меня трогает по сей день нежность апостола Фомы. А тут Евгений. Совсем другая история, но не стала бы я так легко обвинять бедолагу в незначительности, слабохарактерности и ограниченности.
Безумцами были объявлены некоторые известные личности той поры: Н.В.Гоголь, П.Чаадаев, Н.И.Гончаров (тесть Пушкина).
Всё-таки, это, по-пушкински, повесть, то есть повествование об известном событии, максимально документальное и от этого максимально достоверное. То что у А.С. каждое частное событие, близкое к восприятию и пониманию читателя-обывателя, может иметь обобщения глубины и силы, что дух захватывает, к этому надо быть готовым. Конечно читаю с комментариями. (Простите, писала только для себя - кратко, чтобы не забыть не упустить впечатление).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА поэмы: Медный Пётр, петербуржец Евгений, наводнение и другие.

В каком именно месте царя Петра озарило история умалчивает. Но настроение, данное Пушкиным в поэме, вполне соответствует настроению памятника, установленного на берегу Невы на её финишном выходе к заливу. А именно:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко (500 м)
Река неслася;

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу. (Акцент при чтении на "отсель" и "здесь")
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно. (Окно - это Петербург; через него Россия смотрит в Европу, - по словам француза Альгаротти)
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия; (читай: градостроительным планам царя никакая стихия помешать не в состоянии, насмешка как будто)
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра! (читай: цари повелевают и волнам, явная насмешка)

И, обращён к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне. (Положение памятника - спиной к городу, лицом к реке не нравилось и современникам Екатерины. Они предлагали расположить памятник лицом  Петра к заливу: "левым глазом к Адмиралтейству, правым - на Двенадцать Коллегий чтобы глядел", хотя бы, не спиной  к Исаакиевскому собору и городу. Но высказали предложение так, что Петру надо было быть с сильно раскосыми глазами. Люди в то время изъяснялись именно так, а про раскосые глаза и не помышляли.)

И прямо в тёмной вышине
Над ограждённою скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне.

Евгений вздрогнул. (В темноте и куста можно испугаться, а здесь громадный всадник)
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в сём коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
Россию поднял на дыбы? (Умный царь Николай прочитал, запретил повесть и правильно сделал. Такая явная насмешка над безумными планами Петра, не выдерживающими никакого соединения с реальными географическими возможностями. О том, что Пётр доскакал до края, за которым бездна, поднял Россию на дыбы, а дальше - спасение утопающих дело рук самих утопающих, тоже угадывается. Как царь терпел отсутствие пиетета умного Пушкина перед вздорным царём Петром, неведомо, но поэму запретил.)
Лично я чувствовала то же, что и Евгений, не понимая: какой смысл строить город в затопляемой низине, когда шведы строили крепости на возвышении (при впадении Охты в Неву - Ниеншанц, у Ладожского озера - Нотебург) по причине разрушительных наводнений. В 1691 году одним из них были утоплены все островитяне с Енисаари (Заячий остров).
И взоры дикие навёл
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решётке хладной прилегло,
Глаза подёрнулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой чёрной,
"Добро, строитель чудотворный!-
Шепнул он, злобно задрожав,-
Ужо тебе!.." И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось

И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему,
В его лице изображалось
Смятенье. К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку.
Картуз изношенный сымал,
Смущённых глаз не подымал
И шёл сторонкой.
Христоматийным Пушкиным не напитаешься, а вот стихами гениального поэта-провидца можно дойти до состояния восторженного или страстного. Поэтому, оставив всякую дерзость и нетерпение, обращусь к повести.   Выучить бы, почитываю пока по два раза на дню и на ночь. В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно». О как! Выучить не удалось пока. А вот пересказ "Медного всадника" написала. Но как он непохож на первое стихотворение.
А легенда о вещих снах вполне соответствует сюжетному замыслу. Это я всем ко сну отходящим повествую: "Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.
Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».
Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан."
11.05.2015 С утра пораньше натощак, по-холодку, немножко грубовато, извините ради бога, написала стих. Целый день изучаю историю памятника и наводнений. По правилам не могу подарить вам скрупулёзно составленную хронологию создания памятника (постамент и скульптура), историю наводнений В Петербурге, так как составляла из открытых источников в интернете). Поверьте, история того и другого заслуживают очень внимательного отношения. Мне эта работа дала знания импульс к стихотворчеству. Позже написала стихотворение "Петербургские поэты".

***

Медный всадник


Читаю Пушкина. Для вас
Пишу печальный пересказ.


Уж скоро двести лет назад
С залива волны
Ноябрьским утром
В ранний час


Неве закрыли выход. Полный
Переворот воды в природе
Потопом в городе бурлил
И чуть совсем не потопил.


Сначала выбежал народ глазеть
На чудное явленье.
Потом спасались, кто как мог
У бога вымолить спасенье.


Перед стихией все равны -
Цари и чернь, как перед богом.
Молили все, не все спаслись.
Старушка с дочерью водою унеслись.


Погибших множество людей
(До двух-трёх тысяч), лошадей,
Коров, слона из зоопарка,
Собак, тюленя - всех мне жалко.


В районы сильных разрушений
Тайком приплыл герой Евгений:
За неимением мостов - прыг в лодку,
В лодке был таков.


Один, среди размытой в щепки
На бывшей улице стоит
И на утопших, что повсюду лежат,
Он с ужасом глядит.


Его весь ум от потрясенья
Одною мыслью увлечён:
"Параша где?" Он ищет дом
И не находит.


"Нет?! Распался?!" -
Евгений наш расхохотался:
Вместить в свой ум не может он,
Что нету той, в кого влюблён.


Чего же хуже. И расстался
С рассудком. Более того,
Не помнит вовсе ничего:
Где жил, что делал, чем питался,


Как через реку перебрался...
Но всё же, около моста
Он через месяц оказался.
Не в сроке дело, в месте.Там


Вдруг вспомнил памятник, Петра,
И как на льва в воде взбирался,
Как не утопнуть постарался.
Остался жив, бог знает как...


И месть заныла, как червяк,
Что под копытом извивался
Полураздавленной змеёй.
Глядит на памятник:"Ой, ой!"


Грозит и машет кулачишком:
"Ужо тебе!" Вдруг, как мальчишка,
Сорвался в страхе наутёк:
Размер Петра весь бунт пресёк.


Казалось, наезжает, давит,
Копытом хочет зашибить:
"Как ты царю посмел грозить!
Отсель грозить я буду шведу,


А ты великую победу
Всегда в уме своём держи
И только ею дорожи!"


Одумается: пред Петром
Смущённо шапку снимет он,
Как перед истинным царём,
Но это позже. Всё же в нём


Ума хватило, да и чувства,
В произведении искусства
Увидеть грозного царя.
Хотя грозил, конечно, зря.


- А что же здравствующий царь,
Великолепный государь?
Так, сердобольный потрясён,
Что в помощь выделил "мильён".


Но душу этим не поправил
И год спустя свой трон оставил:
Инкогнито на много лет
В Сибири шубы шил. Обет


Он, видно, богу предоставил,
А людям смерть свою представил,
Надолго съехав со двора,
Чтоб кашу расхлебать Петра.


Но это дивное сказанье,
Сиречь, церковное преданье,
Для тех, кто верит в сей сюжет.
Я верю. Нищему царю зажгла свечу


И говорю: "Благодарю, Феодор Томский,
Что жизнь погибшую мою
(в житейских бурях и волненьи)
Не погубил, но возродил -
Прилежно бога умолил.


- А что же Пушкин? Что Евгений?
У каждого своя стезя: Евгений
Трупом бездыханным приплыл на остров,
Но не сам - в домишке милой.


Почему? Нет объяснения тому.
И похоронен. Всё же, сам
Нашёл он дом, но небесам
Он в этой тайне даст ответ.
Для нас пока ответа нет.


Что Пушкин: Александр Сергеич
Все наводненья "прогулял"
В Михайловском. Но всё же, ждал
Какого-либо повторенья
Сего могучего явленья.

Бог миловал!Спустя сто лет
Бог грозный повторил сюжет.
Какая через восемь лет (на юбилей)
Прибудет буря - нам неизвестно,
Но до дури узнать хотелось бы ответ.

Спасибо всем, кто прочитал
Сей необычный мадригал царям,
Поэтам, наводненью и Фальконэ,
И провиденью, и современникам,
И предкам, и их хорошеньким субреткам,
Евгениям, Парашам - всем,
Кто в славном граде проживал,
Его стихами прославлял,
Санкт-Петербургом величал,
А Ленина, как самозванца,
Из жизни сей и жизни книжной
Благополучно упразднял!
Держись, наш град!
Держись, Отчизна!
Не обошёл и нас прогресс:
Есть у нас дамба, есть МЧС!
12.05.2016

***

"Свирепствовал Борей,
И сколько в этот день погибло лошадей!
И представлялась страшная картина,
как: ...по стогнам валялось много крав,
Кои лежали там ноги кверху вздрав..."
граф Д.И.Хвостов (сочиненное, было посвящено четвероногим жертвам наводнения -потопа)

Петербургские поэты

Все пишут всё и обо всех,
Как тот Хвостов и тот Булгарин,
С одной лишь разницей:
Тот - критик, этот - барин.

Мой стих, как не был бы коряв,
Вместить не может, что коровы
Валялись "кверху ноги вздрав".
Так написать способен только граф,


А обессмертить - Пушкин,
Шутя, бессмертным стих назвав.

И популярен был Булгарин
Две сотни с лишком лет назад.
Сегодня помнят: он бездарен
Был за двоих, но критиком


Себя назвав, как моська на слона,
На гения "писках".


О русский наш язык,
Какая же ты сила:
Что раньше было в моде,
Гибнет молчаливо!


Ушли из обихода мадригалы, оды,
Как те, кому писали их поэты из народа.
И всякий, кто стихи писал,
Себя поэтом не считал,

Но лёгкостью и чистотой
(своей ухоженной рукой)
Стих русских прославлял.
Спасибо им за идеал!
25.05.2016


Наводнения, как видим, не повлияли на градостроительные планы Петра и наличие жертв и разрушений от  них не повлияли на авторитет царя. Возшед на престол в 1761 году, новая царица, Екатерина Вторая, отказалась от предложения Сената - создания памятника в свою честь, но соизволила упрочить величие царя и свою приверженность к его величию и планам созданием памятника царю Петру. Четырнадцать лет ушло на создание идола. Потом - двенадцать лет на создание ещё одного идола (работа любимого Растрелли - памятник Петру, что на Кленовой аллее). Какая преданность Петру от потомков. Чтобы "тщетной злобой не тревожили вечный сон Петра?" Но повлияли они на жизнь царя Петра и Евгения в одинаковой степени: и того и другого постигла смерть после того, как они бросились на спасение утопающих. В конце 1724 года во время наводнения государь, спасая утопающих рыбаков, сильно простудился, от чего скоро умер.

Хронология наводнений, случившихся в годы жизни А.С.Пушкина

1824 год, 7/20 ноября. Пушкин в Тригорском и Михайловском. О наводнении не упоминает в переписке: видимо, не уведомлен о нём.
1825 год. Восстание декабристов на Сенатской площади. В аккурат, у Памятника Петру отказались присягать его потомку Николаю II.
1828 год, 3/16 декабря;
1831 год, 1/14 сентября;
1832 год,  8/21 сентября;
1833 год, 29августа/11сенября. Н.Н. с семейством в Петербурге, Пушкин в дороге в Ярополец.
Пишет жене из Торжка в Петербург 20 августа 1833 г.: «Милая жёнка, вот тебе подробная моя Одиссея.  Ты помнишь, что от тебя уехал я в самую бурю. Приключения мои начались у Троицкого мосту. Нева так была высока, что мост стоял дыбом; веревка была протянута, и полиция не пускала экипажей. Чуть было не воротился я на Черную речку. Однако переправился через Неву выше и выехал из Петербурга. Погода была ужасная. Деревья по Царскосельскому проспекту так и валялись, я насчитал их с пятьдесят. В лужицах была буря. Болота волновались белыми волнами. По счастью, ветер и дождь гнали меня в спину, и я преспокойно высидел все это время. Что-то было с вами, петербургскими жителями? Не было ли у вас нового наводнения? что, если и это я прогулял? досадно было бы."
1833 год, 22 ноября и 23 ноября - наводнения повторились. Пушкин в Пб. Пишет Нащокину 24 ноября, что положение дел таково, что ему след переплывать реку, не умея плавать, как и тогда, когда тот был пьян, но как человек страстный, а не разумный, бросился в воду и переплыл реку. О себе Пушкин пишет, что последует за ним на лодке с князем Фёдором. А Нащокин, глядишь, и выкарабкается на другой берег. 
1834 год, 11 сентября; Пушкин в Москве, в Болдино.
1835 год, 6 февраля; в Пб.
1836 год, 29 октября.
О слоне.
Вскоре после наводнения 1824 года — самого значительного и разрушительного за всю историю Санкт-Петербурга – Охотный двор на Фонтанке был ликвидирован. В 1824 году обер-егермейстер доносил князю Петру Волконскому: «Имею честь сообщить, что… во время наводнения 7 ноября… Псарные дворы и к оным принадлежности, конюшни, наличные и внутренние заборы, мосты и вообще всё разрушено до основания… помещения Охотного двора, кои остались хотя мало способными, оных поправляю починкою печей и полов… и ещё сарай, в коем содержится слон». Ответ был таков: «Государь Император высочайше соизволил… Охотный двор у Обухова моста уничтожить… Слона перевести в Царское Село».

О царе.
Переехав вскоре же в Петербург, он, как и другие жители города, стал свидетелем самого страшного наводнения в истории столицы, случившегося 7 ноября 1824 года.
В летописях петербургских наводнений ни до того, ни после не было подобного ему.
Современники сравнивали его со вселенским потопом. Ветер с залива остановил сток Невы и нагнал в ее русло столько воды, что подъем уровня выше ординара составил около двух саженей (3,75 метра).
Сорок рек и почти двадцать искусственных каналов общей длиной в сто пятьдесят верст вышли из берегов и превратили город в море.
Ветер, сорвавший даже железную кровлю царских дворцов, ливень и сильнейшая буря дополнили апокалипсическую картину этого наводнения.
Александр, видя все случившееся, искренне поверил, что Бог карает Петербург не за прегрешения его жителей, а за грехи их императора. Тем более что в год, когда он родился, тоже случилось грандиозное наводнение, и почти сразу же откуда-то появилось поверье, что когда случится еще один потоп, то он умрет.
Как только вода спала настолько, что можно было проехать по улицам в экипаже, Александр отправился на Галерную, и открывшаяся перед ним картина разрушений потрясла его.
Выйдя из экипажа, он несколько минут стоял молча, и собравшиеся вокруг него люди видели, что по щекам императора бегут слезы.
– За наши грехи покарал нас Господь! – кричали собравшиеся.
– Нет, за мои, – отвечал им Александр и начал распоряжаться о помощи пострадавшим.
Во время этого наводнения Нева поднялась на четыреста десять сантиметров, был затоплен весь город, кроме Литейной, Рождественской и Каретной частей. По официальным сообщениям, опубликованным вскоре, погибли двести восемь человек, на самом же деле – около пятисот. Было снесено и разрушено четыреста восемьдесят домов и повреждено более трех с половиной тысяч.
Александр побывал во всех наиболее пострадавших от наводнения районах и, увидев ужасные картины смерти и разрушения, сказал: «Я бывал в кровопролитных сражениях, видал места после баталий, покрытые бездушными трупами, слыхал стоны раненых, но это неизбежный жребий войны; а тут увидел людей вдруг, так сказать, осиротевших, лишившихся в одну минуту всего, что для них было любезнее в жизни; это ни с чем не может сравниться».
Однако главным обстоятельством случившегося великого несчастья лично для себя считал Александр то, что было оно Божьей карой за его собственные грехи. И никто не мог разубедить императора.
Затем последовала внезапная смерть от брюшного тифа  (по официальной версии) в Таганроге. И появление загадочного старца Феодора Томского в Сибири. Эти два события легенда соединяет в одно. Царь оставил престол добровольно и жил инкогнито среди самых бедных людей. Прославился крепкой верой, чудотворениями. Был прославлен в лике святых.
Завершив чтение, вдруг написала стихотворение «Медный всадник». Я не поэт, тем более, не придворный поэт, посмотрела на стихию глазами человека, будь он царь или подданный – всех стихия чуть не утопила. Всем, оставшимся в живых после стихийных бедствий, посвящается этот рассказ и стихотворение (стихи - на Стихи.ру). Самое интересное - это приложения. Обязательно читаю и перечитываю, добавляю коротенькие комментарии (курсивом). Приложения об истории удаляю в соответствии с правилами. Благодарю за прочтение.