Социальная функция эпоса

Александр Суразаков
               

                СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЭПОСА*

Уважаемые коллеги, как мы все хорошо понимаем, человеку свойственно не только изучать окружающий мир, наполняя свою память конкретными знаниями о нем, но и осмысливать его, наполняя себя объясняющими его понятиями. Так обстоит дело со всеми доступными человеку объектами, субъектами и явлениями природы, так обстоит дело и с тем величайшим феноменом мировой культуры, который обозначен названием – героический эпос. Как и все явленческое, он, с одной стороны, изучается, а с другой, осмысливается. В первом случае эпос традиционно рассматривается исследователями как произведение искусства, в частности, как художественный объект устного народного творчества. Отсюда и традиционная тематика его изучения, включающая такие направления, как язык и поэтика эпоса, состав основных героев и сюжетные линии, в которых они проявляются и т.д. Все верно, с научной точки зрения так оно и есть. Другой вопрос, что любое осознанно созданное произведение несет в себе еще и некую смысловую нагрузку, которая часто реализуется в форме социальной функции. Вот этой теме мне и хотелось бы уделить основное внимание в своем коротком выступлении.
Итак, сформулируем проблему следующим образом – в чем видится социальный смысл, выраженный в социальной функции эпоса ? Только ли в его развлекательной сказочности, поражающей слушателя своими художественными гиперболами, или же он заключает в себе и какое-то более значимое содержание ? Пусть характерное для прошлых эпох, однако с точки зрения осмысления диахронного процесса развития социальной психологии представляющий уже в наше время немалый познавательный интерес.
Не вдаваясь в большое количество мелких деталей, давайте попробуем сформулировать свою позицию сразу на уровне обобщений. Так вот, судя по специфике основной тематической направленности можно утверждать, что главной социальной функцией героического эпоса было просвещение и воспитание правящей социальной элиты древней и средневековой эпох. В отличие от других форм фольклора, дающих фрагментарные сведения о строении мира и личностных качествах простого человека, здесь всегда разворачивается целостная картина космического мироустройства, формулируются основные императивы бытия главных социальных героев, разрабатываются высокодуховные идеалы, возвышающие их над массой своих соплеменников.
Если исходить из современных представлений об энергоинформационных технологиях можно заметить, что в недрах эпоса заложена продуманная информационная программа, содержащая в себе идеальную модель проявления социальной, или как ее назвал Л.Н. Гумилев – пассионарной энергии. В целом, это своеобразная философско-мировоззренческая матрица, мотивирующая и регулирующая жизнь социальных героев, призванных формировать и поддерживать идеальный социальный миропорядок.
Отсюда высвечивается и та функция, которую выполняли в прошлых обществах сказители. По сути дела, это учителя жизни, повествовавшие на примере бытия эпических героев об идеальной организации мира, философии добра и зла, духовных ориентирах героического жизненного пути. Все это закреплялось в социальной памяти в устойчивой стихотворной форме и оттуда управляло характером социальной динамики.
Ну что же, жизнь, кроме множества прочих своих значений, всегда выступает как школа для рождающихся в ее пенатах субъектов, получающих образование и воспитание на уровнях, условно скажем, «начального, среднего и высшего образования», в той или иной форме присутствовавших в социальной практике с древних времен. И великие учителя жизни – сказители несли в социальную среду глубочайшее по тем временам понимание космического  мироустройства и высочайшее представление об идеалах социальной духовности. И уже реальные социальные герои, просвещенные и воспитанные в духе реально действовавших в те времена эпических традиций консолидировали вокруг себя  разрозненные родо-племенные образования, сплачивая их в народы и создавая мощные государства, в том числе известные в истории обширные  империи Евразийского континента, оставившие после  себя яркий и неизгладимый след.

* Выступление на Международной научно-практической конференции «Алтай – Россия: через века в будущее», посвященной 260-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 25-летию образования Республики Алтай. – Горно-Алтайск, 10.06.2016 г.