14. Кое-что о цунами

Александр Ортяков
   На втором снимке слева бывшая столица островитян Южно-Курильск (с
несколькими оставшимися постройками). Сегодня вполне ухоженный рабочий городок
находится в 20 метрах выше, где уже побывали наши государственные мужи самого
высокого ранга. Значит есть надежда на развитие курильского региона, до этого
запущенного, скажем прямо. Я был здесь более полувека назад - многое
изменилось. Почти весь посёлок переместился, когда случилось землетрясение
1994 года и последовавшее за ним разрушительное цунами. Вообще, такая беда
находит на южные острова 17 раз в столетие (по выводам учёных). Серьёзно
изучать проблему начали только лишь в мои времена. Осенью 1952 года на северных
островах у Камчатки случился настоящий армагедон, смывший Северо-Курильск и 14
посёлков начисто. По ним прошлись три волны, одна из которых 18 метров в
высоту. Погибли при этом тысячи людей.

   Скажи, мой читатель, приходилось ли терять сознание неожиданно, без всяких
на то причин? С первыми толчками землетрясения (часто за тридевять земель)
чувствуешь эту потерю в голове. Мне такое состояние известно с 1959 года, когда
впервые переживал все его последствия. Не помню лишь точную дату, но знаю -
происходило в праздничный день. У здания школы выстраивались колонны
демонстрантов с флагами и транспарантами, готовые выйти на лужайку стадиона,
где должен был состояться митинг с речами руководителей партии и местных
органов управления. Качнуло сильно - магнитудой в 6-7 баллов, как потом
выяснилось (максимумом считается цифра 9). Этого стало достаточным, чтобы
разметать наши колонны по сторонам. Лично я, переборов смятение, бросился к
штакетнику школьной ограды и замер в ожидании чего-то страшного. Толчки
повторились, сознание на мгновение терялось. Что делать в таких случаях - не
понятно. Всё успокоилось в считанные минуты. Люди разошлись по домам,
беспокоясь за имущество. Ничего страшного не произошло в нашем доме на
Свободной, 1. Тут надо помнить из предыдущего повествования, что семья жила в
деревянной японской постройке с соломенной крышей. А в домах у соседей
полопались дымовые трубы, потрескались стены, да и фундамент подсел. Море при
этом выглядело спокойным. И уже через час люди вернулись в общий строй. Многие
считали себя бывалыми, готовыми к таким невзгодам. Колонны прибыли к месту
торжеств.

   На трибуну вышел секретарь горкома партии. "Товарищи, пожалуйста, без
паники, просьба ко всем - срочно эвакуироваться на сопку. Ожидается цунами...".
И что тут началось! Бежали без оглядки, дети с криками "Мама ...". Я с младшим
братом одним из первых взобрался на двадцатиметровую вершину (родители -
военные медики организованно проводили эвакуацию медсанбата). Описываю событие
как очевидец, с высоты хорошо просматривалось происходящее внизу в посёлке и на
море. Второй снимок даёт некоторое представление кругозора. Левее за кадром
морской залив, между возвышенностью мыса и посёлком река Болотная с тремя
деревянными мостами, и люди, бегущие со скарбом. Примерно через пару часов
начались изменения на воде. Всё как в замедленной съёмке - сначала отлив
в несколько сот метров, затем неторопливый прилив. И вот он уже сносит первый
на пути мост, по которому ещё спешат люди. Напор стихии возрастает на суше.
Старые постройки не выдерживают, их элементы тянутся по волне, превращая
последнюю в опасную среду для человека. Всё это месиво также медленно
отступило. Таким образом снесло все мосты, повредило домашнее хозяйство,
досталось и животным. Люди выжили. Ночь мы провели в тревоге, ожидая высокую
волну (научно установлено, цунами может накрыть до 36 метров суши, по высоте).
В нашем случае обошлось четырьмя. Странное дело, долгое время уделил поиску
каких-либо свидетельств в интернете именно этому событию - так и не нашёл.
Значит, могут пригодиться мои воспоминания.

   Если не считать вышеописанного, жизнь на острове вполне сносная - опасного
не так много. Зато для нас, школьников, она как бы специально была создана.
Хочешь испытать себя в турпоходе - пожалуйста, увлекаешься рыбалкой - особых-то
и снастей не надо, тянет искупаться в море или в чудных водоёмах - они рядом,
ну, а если ты любитель флоры и фауны - изучай тут же, недалеко от дома. Сегодня
очень сожалею о том, что не было под рукой хорошего фотоаппарата - можно было
запечатлеть историю удивительного края. Лично у меня зародилась ещё и тяга к
шахматам. Когда на острове царила непогода, раскрывал подарочный комплект с
дарственной надписью школьного товарища Огняного Николая, библиотечную книжку-
учебник и, вспоминая первые свои шахматные уроки в поезде Ленинград-Владивосток
(учителем был геолог-попутчик), проникался древними канонами  игры. Чуть позже
увлёкся решением задач и этюдов, да так, что и на уроках в школе пытался
пополнить недостаток времени для их решения - ухитрялся пользоваться карманными
картонными фигурками. Разумеется, в ущерб другим знаниям. Однако документ об
окончании 7 классов (с тройками, к сожалению) всё-таки получил. Не могу не
признаться в другом своём бессилии в этот период. От ворот поворот дала мне
одноклассница Бритковская Рита. Мы подружились, встречались по вечерам, бывал
даже у неё дома в семье. Казалось, вот она - первая любовь (закавказская
пионерская - не в счёт). Ан нет! Рита оказалась девочкой более развитой, она,
не дождавшись от меня поцелуя на свидании, сказала: "Не сошлись характерами".
Так и расстались просто друзьями.

   В наше советское время диапазон интересов у школьников ограничивался разве
что желанием или нежеланием заниматься. Не знаю, где находил нишу для своих
многочисленных увлечений. Каждое было важным и обязательным. Относилось это и к
школьной самодеятельности. Я как-то упоминал ранее о наших одарённых
наставниках, в своё время не попавших в милость партийным, государственным
чиновникам в СССР,  и сосланным на край света. Именно таким был учитель
литературы и русского языка у старшеклассников. Фигура колоритная,
высокообразованная. Его выделяла и причёска с густыми волосами почти до плеч.
На уроках с ним мы затихали, а я даже и не помышлял о шахматах. Творчество
классиков, их стихи и басни быстро проникали в сознание ещё и потому, что
учитель вёл драматический кружок. Школьная сцена не раз собирала большой
коллектив для представлений и концертов. Мне приходилось играть главные роли. В
том числе злоумышленника в одноимённом рассказе А.Чехова. Кажется, до сих пор
помню: "-Денис Григорьев! - начинает следователь. - Подойди поближе и отвечай
на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семёнов
Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием
гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою
гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?" Начинается полное непонимание со
стороны неграмотного деревенского мужика. На сцене мы, теперь уже
самодеятельные артисты, чувствовали себя на высоте. Всё это формировало
личность, моя во многом вызревала на Кунашире. Далее - остров Сахалин.

   Какую личность формирует нынешнее поколение молодёжи? Замкнутое в
ограниченном пространстве (интернет - ещё более замкнутое, чем вы думаете),
подверженное  так называемым новым ценностям, неспособное найти поддержку в
развитии, утратившее веру в будущее, оно может быть потерянным.