Раньше надо было чухаться

Леонид Рабин
О планах привезти в Израиль гастарбайтеров-программистов

24 февраля 2016

"В последние дни в нашей стране вовсю обсуждается план привлечения в Израиль иностранных специалистов в сфере высоких технологий. Короче, речь идет о снятии ограничений на ввоз гастарбайтеров для работы в хайтеке.

Из-за нехватки программистов Израиль планирует начать завоз специалистов из-за рубежа. На первом этапе речь идет о нескольких сотнях, но со временем их может стать тысячи.

Как передает Десятый канал ИТВ, руководители хай-тека уже передали соответствующую просьбу главе правительства Биньямину Нетаниягу. В прошении указывается, что сфере высоких технологий также требуются рабочие руки, как в строительстве или в сельском хозяйстве.

Вместе с тем, как указывают эксперты, дефицит рабочей силы возник в связи с падением интереса израильской молодежи к этой профессии. А объясняется это, в частности, слабой успеваемостью израильских школьников в точных дисциплинах и особенно математике.

С другой стороны, приток зарубежных специалистов призван снизить рост зарплат в хай-теке. По словам руководителей отрасли, в некоторых компаниях эти зарплаты взлетели так, что не покрывают затрат на производство.

На Десятом канале полагают, что Нетаниягу положительно ответит на просьбу представителей хай-тека, хотя это и может создать несбалансированную конкуренцию в отрасли".

Источник -
В газете "Глобс" опубликовали открытое письмо хайтекиста, полученное редакцией (прямая ссылка - Вот оно в переводе на русский язык:

"Мы измотаны. Сегодня ты большой начальник, а завтра безработный. От нас избавляются в 45 лет, а теперь жирное лобби выступило против нас. Да здравствует Биби.

Добрый день, господин премьер-министр и его советники.

После того, как вы закончили надувать пузырь недвижимости (я надеюсь на это) и добились того, что в стране нет пары наемных работников, которая может купить себе квартиру, не влезая в долги до конца жизни, и то без каких-либо гарантий, нам сообщают о новой программе снижения заработков единственных наемных работников, все еще способных заработать деньги, которых хватает при израильской дороговизне. Для этого будут ввезены гастарбайтеры для работы и в этой отрасли. Я говорю об израильском хайтеке.

В этой отрасли увольняют работников, набравших максимум опыта, когда им исполняется 45 лет.

Здесь изнуряют кандидатов, устраивая им от трех до шести интервью в течение полутора месяцев, а иногда еще дольше.

Здесь уникальная для Израиля ситуация - требуют иметь опыт не менее 10 лет в технологии, существующей всего два года, у людей, только что закончивших университет, возраст которых не должен превышать 30 лет.

Здесь надо быть готовым выйти на работу в субботы, праздники, 24 часа в сутки, немедленно поехать за границу без всякой материальной компенсации за это.

Здесь ты сегодня можешь быть большим начальником, отвечающим за важнейшие системы фирмы, а завтра тебя могут уволить, потому что контракт расторгнут, фирма не выполнила свои задачи или по какой-то другой причине, о которой тебе не сообщают.

Руководители израильского хайтека утверждают, что им остро не хватает рабочей силы. Да, их лобби прикладывает усилия для того, чтобы ввезти гастарбайтеров, как и лобби сельхозпроизводителей и строительных подрядчиков, которые занимаются этим много лет и добились-таки успеха.

Каждому, кто работает здесь в хайтеке, ясно, что это за этим утверждением скрыто другое, о котором неудобно говорить открыто - наша рабочая сила для них слишком дорогая. Им не хочется много платить местным профессионалам, легче всего привезти индусов или китайцев.

Если действительно не хватает профессионалов в каких-то специфических нишах хайтека, можно придумать десятки способов решения этой проблемы помимо завоза дешевых профессионалов из-за границы. Нам же говорят, что сила компании в ее человеческом потенциале. Так?

Можно потратить на переподготовку работников часть денег, полученных от продажи израильских старт-апов за границу, тем более что государство получает от этого жирные комиссионные. Можно снизить уровень налогообложения работников хайтека и их работодателей. Можно многое сделать, но для этого надо работать. Мне кажется, что из сотен тысяч государственных служащих, финансируемых за счет налогов, которые платят работники хайтека, можно найти несколько человек, которые попробуют этим заняться.

Я не знаю, отражают ли заголовки газет истинное положение вещей, или это пробный шар. Но я знаю, что многие работники хайтека входят в 20 процентов самых высокооплачиваемых наемных работников в Израиле. Я представляю себе последствия усилий государства по снижению их доходов. Или я не разбираюсь в экономике?

И последнее. Перед тем, как кричать, что я левак, и говорить, что я написал политическое письмо, я признаюсь в том, что на последних выборах голосовал за Биби. Окружавшие меня люди возмущались и твердили, что я пожалею об этом, обвиняли меня в том, что происходит, но я настаивал на своем - только Биби.

Неужели я ошибся?"

-----

Я не знаю, ошибся ли автор этого письма. Если бы он проголосовал не за Биби, а за Герцога, к примеру, нет никаких гарантий того, что кабинет Герцога не принял бы решение о ввозе гастарбайтеров в хайтек, причем еще скорее, чем кабинет Нетанияху.

Перед нами живой пример строительной и сельскохозяйственной отраслей, где израильские работники были уничтожены как класс, причем этот процесс проходил с равной интенсивностью как при "левых", так и при "правых" правительствах.

Опыт этих двух отраслей народного хозяйства показал, что там, где появляется иностранная рабочая сила, исчезает израильская. Этот процесс неизбежен и необратим, потому что гастарбайтер для работодателя всегда дешевле и выгоднее израильтянина, как еврея, так и араба. Причины этого можно анализировать очень долго, сейчас я не хочу этим заниматься. Однако установленный путем эксперимента факт налицо.

Далее, типичный израильский работодатель - это жлоб по природе, привыкший получать готовую и по возможности дешевую рабочую силу и не привыкший вкладываться в обучение работников, даже когда это обучение стоит копейки. Ему проще и привычнее потребовать и получить уже готового специалиста, лучше всего гастарбайтера.

Гистадрут никогда всерьез не занимался защитой национального рынка труда, потому что он защищает только государственных служащих, и лишь иногда - тех, кто работает за минимальную зарплату, тратя на это не более 10 процентов своих усилий.

Коллективное влияние спекулянтов, маклеров и иждевенцев в Израиле слишком велико - намного больше, чем коллективное влияние трудящихся, даже наиболее высокооплачиваемых.

Сами работники хайтека, в том числе и прежде всего русскоязычные, наблюдали за процессом ликвидации израильских строителей как класса в лучшем случае безразлично, в худшем - со злорадством, считая, что лучше пусть вкалывают импортные и нетребовательные нищеброды, чем свои, живущие среди нас.

Сейчас в Израиле нет организованных политических сил, озвучивающих лозунг защиты национального рынка труда. Мы их не поддерживали, потому что презирали "социализм", "совок" и всё, что с этим связано, и поклонялись Невидимой Руке Рынка. Ну так сейчас эта рука добралась и до израильского хайтека.

Я не знаю, можно ли что-то в данной ситуации сделать. История уничтоженных как класс израильских строительных рабочих, которую я наблюдал собственными глазами 10-15 лет назад, не внушает оптимизма.