Как я охранял русский язык...

Григорий Варшавский
         Случилось так, что на днях пришлось мне побывать на конференции по

проблемам русского языка:" Москва- хранительница красоты русского языка".

Неделю назад наш хормейстер подозвала меня и протянула пригласительный билет,

сказав при этом, что раз я пишу стихи-мне и карты в руки. И я пошёл в наш

ГУК "Меридиан" выяснять, как Москва хранит красоту русского языка.

           Должен вам заранее сказать, что поскольку каждый божий день я езжу в

общественном транспорте, хожу в магазины и просто гуляю по улицам, у меня

сложилось определённое впечатление о "красоте" московского русского языка. И

мне было чрезвычайно любопытно послушать, что об этом обо всём могут сказать

учёные и другие заинтересованные лица. Поэтому я, бросил все дела и к 11 часам

дня прибыл к "Меридиану". Вокруг входных дверей уже толпился народ, и как

всегда на 90%- женского пола. По моим соображениям, что и подтвердилось

позднее, среди приехавших должны были быть учителя и методисты русского языка и

литературы, работники управлений культуры и образования, сотрудники различных

научно-исследовательских институтов и прочие(как я). Уже стоя в очереди на

вход, услышал я любопытный монолог одной из участниц конференции. Она,

обращаясь к подруге, сказала:" Слушай, ну народу, БЛИН!" Мне очень понравилось

такое начало конференции по русскому языку. Лично я уже давно для себя решил от

кого надо охранять наш великий и могучий. В первую очередь от учителей и

педагогов-чиновниц. Ну это так, к слову.

            Пройдя охрану, я очутился в таком мне знакомом фойе, где я

совершенно напрасно попытался отыскать книжные лотки, на что ранее очень

понадеялся. Где ж ещё учителю, занятому целый день в школе, где ж ему купить

интересные книги, как не на конференции. Нет, книги были. Но их было так мало,

и они были, как бы это сказать такие никому не нужные и плохо изданные, что

никто их и не покупал. А что касается методической литературы, то она была

выставлена, но не продавалась. Короче, в буфете бутербродов с сёмгой и копчёной

колбасой было больше, чем книг на великом и могучем русском языке.

           Я прошёл в зал и позавидовал: нам бы столько зрителей на ближайшем

концерте здесь же нашего академического хора. Я еле нашёл свободное место,

правда в первом ряду. Я сел и огляделся. Слева от меня стоял знакомый охранник


(мы с ним перемигнулись), а прямо на сцене виднелся большой транспарант с

названием конференции и с 4-мя портретами знаменитых русских поэтов и

писателей: Пушкина, Ломоносова, Сумарокова и Радищева. Вот портрет Радищева и

вызвал у меня лёгкое недоумение. Насколько я знал, Радищев жил и учился в

Москве с 8-до 13 лет; ну и написал знаменитое" Путешествие из Петербурга в

Москву". А так вся его жизнь была связана с Петербургом, Саратовым и Сибирью.

Моё недоумение разделила моя соседка, оказавшаяся позднее руководительницей

департамента культуры. Согласившись со мной, она сразу же попросила не

дискуссировать на эту тему у свободного микрофона. И я пообещал ей это. И

выполнил её просьбу, уйдя с конференции за два доклада до её конца. Но всё это

было позже. А началась конференция показом отрывка из документального фильма о

Марине Цветаевой. И такое начало настроило зал на хорошее умиротворённое

настроение. Во вступительном слове руководительницы департамента культуры было

сказано о своевременности конференции, о её двухчасовой продолжительности, о

возможности выступить по окончанию основных докладов у микрофона. После такого

вступления начались доклады, из которых лично я могу отметить два-три. Один-

это выступление профессора из института русского языка им. Пушкина. Другой- это

выступление сотрудницы какого то института о роли поэзии в укреплении русского

языка. И третье-это чрезвычайно интеллигентная , насыщенная стихами и прозой

речь депутата Московской Думы, который осенью снова баллотируется в Московский

парламент. Все остальные выступления касались количества и посещаемости

библиотек, грусти по поводу снижения читаемости населения, и молодёжи в первую

очередь, и очередных измышлений о вреде компьютера и его роли в том, что

молодёжь не читает книги бумажные.

         За два доклада до конца мне стало скучно и очень захотелось покурить. И

я ушёл во двор "Меридиана", куда я обычно ухожу перед концертом. Господи, думал

я, пуская табачный дым в небо. Ну почему все эти учителя и чиновники от

образования такие консервативные, а вернее аморфные? Ведь конференция

называется "Москва-хранительница красоты русского языка". А сегодня главная

проблема не столько хранение, сколько спасение русского языка.


Сегодня русский язык в Москве(я говорю о том городе в котором я живу) вы можете

услышать разве что в пьесах Островского в Малом театре, да пожалуй в ещё

оставшихся редких островках русской культуры(музей им Пушкина и т.п.). И дело

не в том, что я ратую за тот знаменитый московский говорок конца 19-ого-начала

20-ого веков. Нет. Всё течёт и всё изменяется. И язык, конечно, тоже. Но надо

понять и другое: никакое чтение книг не заменит живого общения нас с людьми

носителями могучего красивого русского языка. Ау, где вы носители знаний?

Вот мы и подошли к тем вопросам, которые должны были быть на мой взгляд

поставлены

на конференции, но, к сожалению, совершенно не прозвучали. Я перечислю эти

вопросы в том порядке, который видится мне. Итак: 1) Миграция населения в

Москву и её влияние на современный  русский язык; 2) Невысокий уровень

преподавания и обучения студентов педагогических вузов- будущих учителей

русского языка и литературы; 3) Невысокий уровень культуры, в том числе и

знания русского языка и литературы самих учителей(не всех, но многих); 4)

Низкий уровень написания большинства современных книг художественной литературы

наших авторов( я имею в виду все эти многочисленные фэнтези, мистики, детективы

и любовные романы и 5) Отрицательное отношение к Интернету многих учителей,

преподавателей, библиотекарей и сотрудников научных институтов. Вот эти

вопросы. И о них должны были бы поговорить на конференции. Но для того, чтобы

задавать такие вопросы, необходимо давать и ответы. А это сложно. Гораздо проще

сказать что-нибудь тривиальное типа" Любите книгу источник знаний " или

отчитаться о количестве открытых библиотек.