Боевые медведи руси

Галина Батуро
На гербе города Ярославля изображен медведь с секирой. Появился он в качестве геральдического зверя не просто так. В «Сказании о построении града Ярославля» приводится легенда, согласно которой во времена Ярослава Мудрого на месте города находилось урочище Медвежий угол, где  жили сущие язычники, которые правили требы Велесу и занимались охотой, скотоводством и грабежом проплывающих по Волге купцов. Князь Ярослав решил положить конец этому безобразию и явился наводить порядок с дружиной. Местные же жители  выпустили из клети на Ярослава и его людей некоего «лютого зверя» со сворой собак, «да растешут Князя и сущих с ним». Ярослав секирою победил зверя, псы разбежались, не причинив никому вреда, а язычники, ужаснувшись мощи Православного Князя, пали перед ним ниц и признали его власть. Так был заложен город Ярославль.
«Сказание» записано довольно поздно, в 1781 году, но оно сохранило многие факты, касающиеся языческого культа Велеса, которые вряд ли практиковались в 18 веке. Археологические раскопки также подтвердили, что насельники Медвежьего Угла занимались не столько земледелием, сколько охотой и скотоводством, что свидетельствует  в пользу древности «Сказания».  Если это так, то перед нами уникальное сообщение о боевом использовании медведя.
Медведь жил в клети и был целенаправленно натравлен на князя с дружиной. В помощь медведю была придана свора собак, что говорит о длительной дрессировке и слаженности действий звериной боевой группы. Ведь ни собаки не бросились на медведя, ни медведь на собак, а вся группа в целом бросилась на дружину князя. Надо думать, бой был не из легких, но князь и его люди, это - профессиональные воины, так что победа осталась за ними.
Возникает вопрос: было ли боевое использование медведя единичным случаем? или обычной практикой? Медведь – грозный, мощный хищник, но также весьма понятливый, умный зверь, привязывающийся к хозяину. Знакомые с приемами дрессировки собак, наши предки вполне могли также притравливать на врагов  и медведей. И не являются ли норвежские легенды о берсеркерах – «медвежьих шкурах», не уязвимых для клинка, отголосками  сражений с реальными медведями, которых славяне выпускали  в гущу боя, а там разберись в вихре Одина, с кем ты бьешься, с человеком ли, зверем.
С этой точки зрения полезно взглянуть на сочинение Низами Гянджеви «Искандер Намэ». Низами Гянджеви – классик то ли персидской, то ли азербайджанской литературы. Писал он по-персидски, а жил на территории нынешнего Азербайджана в конце 12 века. Интересующее нас произведение он написал в 1193-1197 гг. Интересно оно тем, что повествует о войне Искандера с руссами,  конкретно, Искандер защищает свою подвассальную область Бердаа от нападения полчищ руссов.
Фантастика? Не скажите. Восточные источники сообщают, что на этот город в 943-944 годах действительно напали руссы. Город был разграблен, область опустошена, но среди руссов началась эпидемия какого-то кишечного заболевания, так что они предпочли погрузить все награбленное на корабли и удалиться. Видимо, впечатление среди иранцев руссы оставили немалое, если и через триста лет Низами обратился к данному сюжету, приписав победу над руссами Искандеру. Это понятно, Искандер – Великий воин, он и с руссами в силах справиться.
А теперь внимание: РУССЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ В БОЮ НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО!
Именно так: НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО.  Иранцы в растерянности. Они никогда прежде не встречались с этим существом и затруднились в его классификации. Вряд ли Низами выдумывает, во-первых, все его сведения о руссах имеют высокую достоверность, а во-вторых, слишком неподдельно изумление. Посмотрим на НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО глазами иранцев и попытаемся идентифицировать его, тем более, иранцы точны в описаниях, так, как может быть точен человек, столкнувшийся с непонятным явлением и пытающийся его осознать.
Прежде всего, отметим, что  НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО не является сверхъестественным. Оно не обладает магическими и прочими невероятными способностями. Это существо материального мира. Оно облачено в лохматую шубу. Бой ведет в пешем строю, но тут же отмечается, что лучше повстречаться с сотней всадников, чем с одним этим существом. И еще, оно приковано цепью за ногу. Цепь достаточной длины, чтобы не мешать движениям и свободно передвигаться по полю боя. Существо тяжелое, земля проминается под его шагами. Шкура  настолько прочна, что ее не берет меч, но опять же, это не волшебная неуязвимость, это – ее физическое качество. Вооружено существо некой большой крючковатой палкой. Интересна техника боя: оно подцепляло палкой противника и мяло между пальцами, также загребало, ломало шеи, рвало  головы и ноги. Вам это никого не напоминает? Огромное лохматое … когтистой … а может не палкой, а лапой? загребает человека, мнет, ломает шею, рвет кожу с головы… Медведь! Он описан так, как его мог описать человек, никогда не встречавший медведями ранее и видевший бой издали. Дальнейшее описание только подтверждает эту версию.
Мудрецы удивлялись: не зверь он... а кто же?
С человеком обычным не схож он ведь тоже.
Да, медведь очень похож на человека, а для человека средневековья, который осведомлен о наличии разных псоглавцев, медведь представляется действительно, НЕИЗВЕСТНЫМ СУЩЕСТВОМ, одновременно и человеком, и зверем.
Далее, персидские мудрецы дают Искандеру справку о жизни НЕИЗВЕСТНОГО СУЩЕСТВА. Она очень познавательна и для нас. Оказывается, эти существа живут в краю вечной тьмы, в тех же местах, где добывают соболей. Так, тайга. Существа спят на деревьях, причем сон их очень долог. Руссы охотятся на существ таким образом: выслеживают их, пока они спят на деревьях, обвязывают веревкой, заковывают в цепь и спускают на землю. Метод охоты довольно фантастический, скорее всего, информатор царя Искандера сам такую охоту не видел, а мысленно реконструировал ее. Но дальше рассказ перса становится еще интереснее: оказывается руссы водят данных существ на цепи по селеньям, и все подают вожатым деньги и пищу, так же руссы используют данных существ в войне. Вопросы есть?
Правда, информатор рассказывает, что у НЕИЗВЕСТНОГО СУЩЕСТВА на лбу есть рог, и он спит на деревьях, уперевшись рогом в ствол. Так же СУЩЕСТВО  описывается подобно руссам красноликим, с бирюзовыми глазами. Одним словом,
Если б их не отметил чудовищный рог, —
С мощным русом сравниться б любой из них мог.
Что сказать? Не будем слишком строги  к информатору то ли 10, то ли 12 века. Руссов и по сию пору называют медведями.  Что же касается рога, то это может быть либо преображение в мозгах персов, медвежьей длинной морды, либо в бою на ручных медведей могли надевать искусственные рога для устрашения противника и дополнительного поражения его живой силы. В конце концов, на морды лошадям в 12-13 веках в Западной Европе надевали длинные железные шипы, возможно, данным приемом пользовались не только в Западной Европе, и не только в 12-13 веках. Но это область догадок. Далее, информатор сообщает, что СУЩЕСТВА занимаются овцеводством. Ну, это не столь далеко от истины. Чукчи, например, называют волков – пастухами оленей, метафора, конечно. Подобную же метафору в отношении НЕИЗВЕСТНОГО СУЩЕСТВА персидский информатор мог воспринять буквально. В дальнейшем Искандер-Намэ описывает СУЩЕСТВО как не владеющее членораздельной речью, но понимающее человеческий язык. Искандер сумел захватить СУЩЕСТВО в плен с помощью аркана, затем он освободил его от цепи и подружился с ним. СУЩЕСТВО принесло Искандеру из русского плена прекрасную Нестан-Дареджан, девицу – воина, и само стало воевать против руссов. Устрашенные руссы сдались Искандеру, тот захватил богатую добычу, принял правителя руссов под свою руку, и руссы удалились из Бердаа. НЕИЗВЕСТНОЕ СУЩЕСТВО Искандер наградил стадом овец, с чем оно тоже ушло в свои земли.
Итак, что мы имеем в сухом остатке. В Иране медведи не водятся, и столкновение с огромным мохнатым мощным зверем, похожим и не похожим на человека, должно было впечатлить персов. Так оно и произошло. Они даже не рискнули никак его назвать, для персов он так и остался НЕИЗВЕСТНЫМ СУЩЕСТВОМ. Впрочем, острый, цепкий взгляд наблюдателя позволяет точно описать данное существо, а нам  узнать в нем медведя.  Он не садится не коня. Он не говорит, но понятлив.  У него тяжелая походка, он наносит рваные раны  когтистой лапой, его удары - загребающие, сминающие, он ломает бока, сворачивает шеи. Очень точные описания медвежьей повадки. Наблюдатель – воин – профессионал, он не понимает, кто является его врагом, но он точно схватывает его движенья, и мы можем увидеть бой его глазами, и, в отличие от него, понять, кто был его врагом. Это медведь. Описание информатора подтверждает догадку: да, он живет в тайге, в месте, где водятся соболя, в краю вечной тьмы, он лазает по деревьям, он подолгу спит, он охотится на овец. Руссы водят их на цепи по селеньям, а народ дает деньги и хлеб. Все так. Но информатор так же сообщает, что руссы используют медведей в бою. Боевой контакт, описанный в Искандер – Намэ не единичен, можно предположить, что это обычная практика руссов.
Мы имеем два независимых источника, описывающих боевое примененение руссами медведей. Значит, бой в  Ярославле не был  исключительным случаем. Славяне приручали медведей не затем, чтобы заставлять их плясать под бубен на потеху праздной толпе. Это позднее вырождение другого применения медведей, и то, что это был бой, доказывается тем, что медведей дрессировали для ведения потешного боя с человеком.  По сути дела, его притравливали на человека, как сейчас дрессировщик обучает служебных псов. Дрессировка медведей – национальная русская забава, отмеченная историками еще (или уже) для 14-15 веков. К этому времени методика полностью  отработана, так что сама идея, несомненно, восходит к более раннему времени. Стоит заметить, что скандинавы медведей не дрессировали, поэтому руссы Низами и руссы, воевавшие в Бердаа – это  славяне.
Последнее использование медведя в бою было зафиксировано во... Второй мировой войне.
Выдрессировал медведя  сержант вооруженных Сил Польской Республики Михал Скшинецкий. Опять наши братья славяне. Медведя назвали Войтеком. Главный подвиг медведь Войтек совершил в Италии, где подтаскивал ящики со снарядами  к артиллерийским позициям. Медведь был официально зачислен в штат 22-й роты снабжения артиллерии, с которой прошел боевой путь от  Ирана до Италии, через Сирию, Палестину и Египет. После войны Войтек вместе со своим хозяином приехал в шотландский город Глазго, затем медведь поселился в эдинбургском зоопарке, где  и прожил до  своей смерти в 1963 году.  Сейчас ему собрались установить памятник.