Дневник. 1-4 сентября 2014 года

Светлана Красавцева
                1 сентября 2014 года.

   Новый учебный год! И у нас в городе заработали школы! Не все, конечно! Только шесть. Многие разрушены...

   Старейшая школа №7, которой исполнилось девяносто пять лет, уничтожена почти полностью! Её обстреливали (нет, вернее, РАССТРЕЛИВАЛИ!) трижды с тупым упорством садистов... В подвале находилось одно из самых оборудованных бомбоубежищ города. И люди бежали туда спасаться от обстрелов. Некоторые ночевали... Но во время последнего, самого массированного артобстрела погибло пять человек. В том числе шестнадцатилетний мальчик... Пожар не могли потушить двое суток...

   Детей в городе мало. Но как приятно видеть нарядных  деток с букетами цветов! Жизнь продолжается!  Правда, не знаю, конечно, как, с каким сердцем, родители будут отпускать своих школьников на занятия, когда город то и дело обстреливается... Некоторым придётся добираться довольно далеко - своя школа не работает. Хотя... Я уже писала, что мы уже приняли, как данность то, что снаряд может настичь где угодно и когда угодно. Не спасает иногда ни бомбоубежище, ни подвал... У нас уже почти все говорят: если судьба, то от неё не уйдёшь... Так что в школе не опаснее, чем дома или на улице, или в маршрутке...

    И вообще, то, что школы заработали, даёт НАДЕЖДУ, что всё будет хорошо! Мы не сдались, мы живы!

   Еду в маршрутке на рынок. Четыре стекла выбиты осколками и заменены фанерой. Ветровое стекло всё в трещинах, но уцелело. Где же были люди, ехавшие в ТОТ страшный момент?!! Что делали? Может, водитель успел остановить машину, и все выскочили на улицу? Или упали на пол? Были ранены? Нет ответа...

   Я смотрю на луганчан, живущих в осаждённом городе вот уже полтора месяца без света и воды, без завоза продуктов и медикаментов и восторгаюсь! Нет никого с грязными волосами или в вонючей одежде. Все чистые, опрятные. Мужчины гладко выбриты, женщины - с причёсками и макияжем! Даже бомжей, которых раньше в городе было многовато, теперь не видно. Перебрались в более безопасное и хлебное место?

   Я восторгаюсь людьми, которые достойно приняли нелёгкие испытания, и под обстрелами способны жить обычной жизнью, шутить, смеяться и даже радоваться каждой мелочи, которую раньше бы и не заметили! Я горжусь вами, луганчане!!!

   Интересно, способны ли были бы те, кто назвал нас "ватниками" и колорадами", кто прыгал и кричал : " Хто не скаче - той москаль!" "Москаляку - на гилляку!" вот так жить в условиях блокады и обстрелов?!! И помогать старикам и инвалидам, и кормить оставленных уехавшими хозяевами кошек и собак? Или перегрызли бы друг другу глотки и съели всех животных?

   Сегодня, когда я пошла на Юбилейном по воду, вижу чудную картинку! Возле общежития весной, перед самой войной, умельцы оборудовали детскую площадку: из старых шин сделали лебедей, жирафов, слонов, пальмы! Раскрасили их весёлыми красками. Установили качельки, карусельки! Замечательная получилась площадка! И вот на качели лихо раскачивается... худенькая бабулечка в платочке,  лет восьмидесяти! И что-то ещё и напевает! Я прямо умилилась! Да с таким народом мы непобедимы! Нам всё нипочём! Даже то, что тут же, на площадке, воронка от снаряда, выбившая осколками окна у двух домов... Мы будем качаться на качельках и молиться за победу!



                2 сентября 2014 года.

    Ещё один признак близкой победы: возле стройфака двое рабочих косят траву бензокосилками. За лето весь студгородок зарос травой. Обычно её регулярно подстригали, и вид нашей территории всегда был ухоженным. Клумбы, декоративные композиции из цветов, кустарника и камней. Кто бы к нам ни приезжал, всегда восторгались:

   - Вы здесь, как в сказке, живёте! Такая красота!

   А за войну сорняки подняли голову, захватили всю землю, запылили пыльцой. Прямо, как фашисты! Некоторые жители стали жаловаться на аллергический насморк. И вот - наконец-то !- с сорняками решили разобраться, как с нацгвардией! Мелочь, а приятно!

 -----------------

   Наши наконец-то взяли аэропорт! Ура-а!!! Несколько месяцев держали там  нацгвардию, и всё же удалось их разбить! Хотя среди нациков был дядя моей однокурсницы из Винницы. Она мне звонила и сообщила об этом, когда ещё в городе была связь. Самое интересное, что он пошёл туда добровольцем(!!!) спасать Донбасс от российской агрессии!!! Когда Валя сказала мне об этом, я была просто в шоке!

   - Валя, очнись, причём здесь Россия?!! Идёт война правительства Украины с НАРОДОМ Донбасса! Это ВСУ обстреливают наши города и убивают больше мирных жителей, чем ополченцев! И блокаду нам устроили "свои"! Почему пенсионерам перестали выплачивать пенсии, ведь мы всю жизнь работали на Украину! И налоги платили!

   - Но вы же сами этого захотели! Не надо было голосовать на референдуме!

   Я просто чуть не онемела от таких слов!

   - Да мы же голосовали всего-навсего за ФЕДЕРАЛИЗАЦИЮ! Разве за ЭТО убивают?!! Есть же ФЕДЕРАТИВНАЯ республика Германии! В США вообще у каждого штата своя законы. А нас за это уничтожать начали! Объявили всех жителей пособниками террористов!

   - Но Россия же воюет у вас! Там же российские войска! - С пеной у рта доказывает мне та, с кем я когда-то вместе пела советские песни и гордилась победой Советского Союза над фашизмом.

   - Ну не видели мы никаких российских войск! Ополченцев - да, видим. Знаем, что есть ДОБРОВОЛЬЦЫ из разных стран, с том числе и из России. Если бы Украина воевала с Россией, уже бы и во Львове бегали с российскими флагами и забыли слово "москаль"!

   В общем, мы так и прекратили разговор, не поняв друг друга... А потом не стало света, связи, интернета, кольцо блокады сжалось плотнее... Интересно, поймут ли когда-нибудь друг друга запад и восток?!!

   Освободили сёла Новосветловка, Хрящеватое, Новоанновка. Но... больше семидесяти процентов жилья не пригодны для жизни после атробстрелов... Бедные люди жили в подвалах... Им ещё больше досталось, чем нам! По "сарафанному радио" вообще доходят жуткие слухи о зверствах батальона "Айдар". Людей закрыли в храме и заминировали дверь. Младшему из пленных "сепаратистов" было семь месяцев... Расстреливали прямо на улице... А в Хрящеватом расстреляли хирурга, выведя из больницы...

   Тех, кто остался без жилья, расселяют по общежитиям. А после войны собираются объявить клич по всем республикам - помочь построить жилье для оставшихся без крова.

   Это ( про расселение) я прочитала в сегодняшней газете "ХХ1 век", которая, оказывается, выпускается ежедневно. Правда, она пока и газету не похожа -просто сложенный пополам листок с напечатанным на принтере текстом. И раздают её бесплатно. Мне второй день прямо везёт: вчера в автобусе выпросила у мужчины ( у него было несколько экземпляров). А сегодня стою на остановке, жду бесплатного (!!!) автобуса. Их пустили по городу на несколько самых важных маршрутов. Это зелёные "Богданы", и проезд в них бесплатный для ВСЕХ! Не только для инвалидов или пенсионеров! Это просто здорово! Ведь денег у населения почти не осталось! И стоит выбор: заплатить за проезд или хлеба купить... Так вот, стою и жду автобуса. Подъезжает легковая машина (я в их  марках совсем не разбираюсь!), останавливается. Мужчина, сидящий рядом с водителем в открытое окно протягивает несколько газет:

   - Кто желает почитать?!!

   Я быстренько схватила желанный листок. И ещё нескольким хватило. Правда, не всем... Я так обрадовалась, что даже автобуса ждать не стала! Чуть ли не вприпрыжку побежала домой! Кстати, я уже дошла до поворота к дому, а автобуса почему-то так и не было!

   Вечером почитаем вслух на "посиделках"! То-то радости будет!

-------------------------------

   Встречаю нашу профессоршу Ирину Владимировну. Идёт, хлюпает носом.

   - Ирина, что случилось?

   - Ты представляешь, наши ради прекращения огня согласны на федерализацию!

   - Не может быть! - Удивилась я. - Ради чего тогда воевали?!! Ради чего столько крови?!! Чтобы теперь отступить назад и жить в "единой Украине"?!!

   - Вот и я тоже не поняла!- Плачет Ирина. - Мы же уже этих укропов погнали! Зачем было на уступки идти?!!

   - Не знаю, мне что-то не верится...- Заявила я. - Может, ты что-то не так поняла? Не расстраивайся раньше времени!

   А у самой на душе тоже паршиво стало... Неужели, придётся жить с теми, кто нас убивал, разрушал наши города, устроил блокаду, сравнимую с блокадой Ленинграда и не считал за людей?!! С теми, кто набрал на войну с собственным народом кредитов, а теперь нам же придётся за них расплачиваться?!! И нам надо будет признать ЭТИХ своим правительством?!! Не дай Бог!!! Да они попросту уничтожат нас!!!

---------------------------------------

   Днём было относительно тихо. Несколько залпов и дым в районе Металлиста - не в счёт. А вечером вышли к гаражам на "посиделки", только начали вслух читать газету, которая досталась мне так неожиданно, как вдруг как будто бы прямо за гаражами : "Та-та-та-та-та!"- автоматная очередь. Пришлось спешно разбегаться по домам... Бережёного Бог бережёт!!!

   А дома темень... Уже знаю всё наощуп.  И вещи стараюсь класть на свои места, чтобы даже в темноте можно было легко найти. Свечку экономлю, но сегодня что делать с восьми часов?!! Не спать же ложиться?!! Вот и пишу дневник! И лакомлюсь виноградом и яблоками, которыми меня угостили!

   Витя, друг моего Славика, сегодня привёз свою девушку из Комиссаровки. Ходит счастливый:

   - Тётя Света, представляете, я же почти месяц с Олькой созвониться не мог! Даже не знал, жива ли она! И вот наконец-то удалось её привезти! С третьей попытки! А знаете, сколько трупов распухших вдоль дороги валяется...

  Оля маленькая, худенькая по сравнению с рослым накачанным Виктором, выглядывая у него из-под мышки добавила:

   - Хорошо, что он за мной приехал! Мы там из подвала не вылезали! Уже просто сил никаких не было! Я простыла вся!

   Удивительно, что ещё таксист согласился ехать за тройной тариф! Это же риск какой!



                3 сентября 2014 года.

   Да-а, расслабились рановато... Вчера только начала засыпать, как: "Бах! Дз-з-з-з!!!" Зазвенели стёкла в моей спальне, "отвёрнутой" от опасного направления со стороны Счастья. И ещё! И ещё!!! Сна, как ни бывало! Надела слуховой аппарат. Стрельба всё продолжается и продолжается... Включила фонарик, посмотрела время: пол-одиннадцатого... Всего-то навсего! Читаю молитвы, чтобы успокоиться. Страха, вроде бы, и нет, но сердце колотится: бух-бух-бух! Организм не обманешь! Полная темнота, и эти жуткие звуки... И содрогание кровати при каждом выстреле... И думаешь - попадут в дом или пока ещё пронесёт?!!

   Я не злой человек, но мне бы очень хотелось, чтобы Порошенко и его приближённые на недельку вдруг оказались на нашем месте. Со своими жёнами, детьми, внуками, престарелыми родителями! Без денег. В домах без света и воды. Чтобы они вот так же прислушивались длинными-предлинными тёмными ночами и думали: "Куда полетел очередной снаряд?" Чтобы им пришлось стоять в очереди под обстрелами, где даже и спрятаться негде. Чтобы они так же, как мы,  бросались к дрожащим стенам храма, во дворе которого качают воду, как к единственной надежде на защиту!

   Я бы хотела, чтобы их внуки забегали в подъезд при звуках летящих снарядов, которые свистят прямо над головами, как мальчик и девочка-близняшки из маминого дома. Они бросают игру с котёнком (теперь он остался один после того, как второго убило осколком) и привычно, даже кажется уже без особого страха, прячутся в подъезде. Дети не кричат, не плачут, не зовут маму. Они просто бегут в укрытие! Вдумайтесь: дети привыкли, что город обстреливают днём и ночью!

   Я бы хотела, чтобы наши правители собирали сухие ветки и готовили на костре супчик без мяса или варили картошку в мундирах. Как мы, когда у нас неделю не было газа. И как жители девятиэтажки, в которой установлены электроплиты - они скоро вот уже два месяца бегают с этажей к костру! Даже чтобы просто выпить чая или кофе... И костёр ещё надо разводить в таком месте, чтобы он был закрыт со стороны, откуда летят снаряды...

   Я бы хотела, чтобы те, кто послали на нас армию и сделали нам полную блокаду, заболев, вдруг поняли, что врач не придет, а "скорую помощь" вызвать невозможно - связь отсутствует! И аптеки почти все закрыты! А если и открыты, то лекарств почти никаких нет...

   Я бы хотела, чтобы эти изверги, оставившие пенсионеров без средств к существованию, вдруг ощутили, что у них нет никаких миллионов, да и вообще нет денег, потому что банки закрыты, а банкоматы не работают... И денег взять просто неоткуда!!! Даже на хлеб!

   Я бы очень хотела, чтобы даже уехать из блокадного города они не могли! Нет железнодорожного сообщения, а на блокпостах запросто могут расстрелять беженцев, как террористов! И не посмотреть, что в машине женщины и дети!

   Нет, я не кровожадная и не злая! Просто очень хочется, чтобы те, кто всё это сотворили, вдруг по мановению волшебной палочки оказались на нашем месте! Где ты, волшебник?!!



                4 сентября 2014 года.

   О-о! Кайф! Кайф! Кайф! Впервые вечером писала дневник и читала без свечи! Нет, свет, конечно, не дали! Трансформатор нацики разбили так, что он не подлежит восстановлению... Поэтому сколько ещё у нас "каменный век" продлится - неизвестно! Но вчера несколько наших жителей вечером вынесли с собой фонари для дач на солнечных батареях. Оказывается, открылся гипермаркет "Эпицентр" в километре от нашего дома, а там продаются эти чудо-фонари! Из можно заряжать от солнечного света! И не надо будет покупать дорогущие батарейки или свечки!

   Я так загорелась желанием купить себе такой фонарик, что даже ночью не могла спать! Всё переживала: вдруг утром приду, а их все разобрали?!! Побежала ещё до открытия магазина. Думала, что там уже толпа из желающих стоит! Ан нет! Я одна-одинёшенька у входа топталась, пока открыли. Супермаркет, вроде бы, генераторами освещают. И у  них там, оказывается, свои предрассудки! Девушка. которая открыла дверь, когда подошло восемь часов, смутилась, увидев меня:

   - Ой, женщина, а можете подождать во-он того парня, - Кивнула она на молодого человека, как раз подходящего сюда.- А то лучше, чтобы первым вошёл мужчина!

   Я развеселилась и, конечно же, согласилась войти в магазин второй.

   Раньше это огромное помещение хорошо освещалось, а сейчас тут полумрак. Я спросила у работника:

   - А где продаются фонари на солнечных батареях?

   Думала, что услышу:

   -Ну что вы! Их ещё вчера все разобрали!

   Но нет, продавец спокойно указал вперёд:

   - Видите, там товары для дачников. Справа лежат фонари.

   Фу, слава Богу! Я помчалась в дачный отдел. И вот они, любименькие! Лежат себе-полёживают в коробочках - целая полка! По пять штук в упаковке. И цена более-менее приемлемая - сто двадцать семь гривен. 

   Купила! Ура-а!!! Оставить бы себе все пять, но денег мало. Придётся два продать. Один маме отвезу, а два себе оставлю.

   И ещё тут же купила корм своей Клёпочке! По старым, довоенным ценам! Я просто глазам своим не поверила, когда их увидела! Вот это радость! Ну, просто счастливый день сегодня!

   А когда обнаружила ещё и шампунь и бальзам-ополаскиватель  Pantene Pro-V и тоже по прежним ценам, я просто чуть не запрыгала до потолка! Дело в том, что мне только этот шампунь подходит, от другого волосы делаются, как пакля... Я уже замучилась мыть, чем попало...

   Ох, денег я, конечно, угрохала недопустимо много! Но всё такое необходимое, а главное - цены! ЦЕНЫ!!! Я сэкономила по сравнению с рыночными больше половины!

   Дома первым делом проверила фонари в работе и пришла в полный восторг! У меня в квартире даже днем полумрак (деревья закрывают окна), поэтому стоило вставить батарейку, как фонарик начал светить! Не ярко, конечно, но вполне нормально! В туалете, где стены облицованы белым пластиком-вообще светло, как днём! Стоило подойти к окну - как он автоматически выключается. Как мне объяснили, на ЛЮБОМ свету, он заряжается, но лучше, когда на него падают прямые солнечные лучи. А чтобы в темноте не разряжался, когда свет не нужен (например, спать ложишься), надо вытаскивать батарейку. Ой, как же я рада такому приобретению! Поставила на лоджию заряжать и пошла к маме.

   Так же обрадовалась и Лида, которой я предложила купить один фонарик:

   - Ой, какая прелесть! Дома без свечки всё видно! Спасибо тебе огромное!

   У Лиды больные ноги, и сама в "Эпицентр" она бы не пошла. Да и пять фонариков для неё много. А так - как раз хорошо! И идти не надо, и думать, куда девать остальные фонари - тоже.

   Маме показала, как вытаскивать батарейку, но она говорит:

   - Нет, я не смогу! Не увижу! А без этого нельзя?

   - Ну, попробуй просто днём на окно ставить на зарядку, а вечером - на сервант. Фонарик будет светить, пока батарейка не разрядится.

   На том и порешили.

  Вечером после "посиделок" пришла домой, включила своё приобретение и чуть не прослезилась от радости! По квартире вполне можно перемещаться, и видно гораздо лучше, чем при свечке или от обычного фонаря - там светит лучом, а здесь свет рассеянный, помещение освещается лучше.

   А уж когда я решила почитать, то прямо засмеялась от радости! Я сняла колпак с фонаря, положила его без ручки на подушку. Когда придвинула к нему книгу, то поняла, что вот оно, спасение в долгие бессонные ночи! Страница освещается вполне прилично! И можно читать, не напрягая особо зрение, как при свече! И когда захочу, и сколько захочу! Ура! Ура! Ура-а!!! Во они маленькие радости нашей жизни!

   У Клёпочки сегодня тоже праздник! Кроме сухого корма, я скормила ей целый пакетик рагу! Давно её этим кормом не баловала!

  День удался!!!


   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/10/1914