О поиске повода для общинного скандала

Леонид Рабин
16 марта 2016

Русскоязычная община Израиля возмущена решением отнять у нас день Победы. Вот отрывок из одной из статей на эту тему:

"Очень берегущие свои чувства, обижающиеся на каждую мелочь, депутаты от партии ШАС порой сознательно оскорбляют чувства других секторов. Какими только грязными словами не клеймили шасники и их духовные руководители алию из бывшего Советского Союза: «прибывшие из ада», «дети менструации», «гои и шиксы». ШАС — это определенно партия враждебная русскоязычному Израилю. При этом они совершено не прочь за деньги выполнять грязноватые поручения «русских сефардов», которые тоже к этим ашкеназам относятся с малоскрываемой неприязнью.

Последним подвигом партии ШАС на этом поприще стала попытка отнять у русскоязычных израильтян празднование Дня Победы. Отнять праздник у ветеранов. Отнять гордость победы над фашизмом у тех, кто в отличие от электората ШАСа, помнит страшную историю ХХ века. Отобрать память у тех, чьи родственники, в отличие от родственников электората партии ШАС, воевали с Гитлером на фронте, сражались в партизанских отрядах, гибли в гетто и концлагерях.

К нашему позору Министерская комиссия по законодательству поддержала предложение партии ШАС о проведении празднеств по случаю Дня Победы над нацистской Германией не 9 мая, а по еврейскому календарю – 26-го Ияра. Еврейское государство, которое возникло благодаря Великой Победе, вдруг решило от нее отмежеваться".

Давайте все же ознакомимся с историей вопроса, прежде чем возмущаться.

Речь идет о записи в еврейский календарь Дня победы над фашизмом (Дня освобождения и спасения), произведенной по инициативе председателя Международного благотворительного фонда кавказского еврейства Германом Закарьяевым. Это предложение было выдвинуто и принято еще в 2014 году.

Вот источник -
"В еврейском календаре появилась новая памятная дата

21 мая в Кнессете состоялось знаменательное событие: в еврейский календарь официально записан день Победы - 26 Ияра как день спасения и возрождения. Предложенная президентом Международного благотворительного фонда СТМЭГИ известным общественным деятелем, одним из первых поддержавших и спонсировавших памятник Красной Армии в Нетании, - меценатом Германом Захарьяевым оригинальная идея обсуждалась раввинами России, Израиля и Европы.

В результате пришли к выводу о необходимости поддержки этой идеи, среди них - Конференция европейских раввинов и мемориальный музей «Яд ва- Шем», в лице Меира Лау и Пинхаса Гольдшмидта, раввины России и Израиля, главное - духовного руководителя литосвского направления в ортодоксальном иудаизме Аарона Штейнмана.

Это усиливает значение Дня Победы, особенно на фоне пересмотра вклада Советского Союза в победу над нацизмом, активизации антисемитов и националистов в Европе и на постсоветском пространстве. Приятно, что активную позицию изначально заняли Союз ветеранов и Союз инвалидов Второй мировой войны и ее руководители Абрам Гринзайт и бригадный генерал Роман Ягель. На подготовительном этапе помогал Израильский фонд правовой и культурной поддержки соотечественников в лице президента Юрия Вольдмана. Таким образом, мероприятие по поддержке Германа Захарьяева и церемония написания Свитка Торы в честь этого дня в Кнессете, говорят сами за себя, кстати, это будет первый сефардский Свиток Торы в синагоге Кнессета.

В зале можно было увидеть почетных гостей из России, известных раввинов Меира Лау, Пинхаса Гольдшмидта, министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана, Чрезвычайного и полномочного посла РФ в Израиле Сергея Яковлева, депутата Арье Дери, общественных деятелей Израиля. Теперь День Победы приобрел и религиозное звучание - потому 26 Ияра во всех синагогах будут звучать поминальные молитвы в память о героизме воинов и спасении еврейского народа от нацизма. Мероприятия, посвященные новому празднику проходят не только в Иерусалиме и Тель-Авиве, но и в Москве. В Нью-Йорке в штаб-квартире ООН прошло мероприятие в поддержку идеи Германа Захарьяева. В нем принимали участие: Постоянный представитель Израиля при ООН Рон Просор, генеральный секретарь НДИ Фаина Киршенбаум, президент Американского форума русскоязычного еврейства Игорь Бранован, представитель «Керен аесод» Ронни Винников, представитель Фонда СТМЭГИ в Нью-Йорке Рашбиль Шамаев, представители общественности. 26 Ияра такое же моральное значение как принятое в 1996 году решение о объявлении Дня Победы над фашизмом общенациональным праздником.

В настоящее время в Тель-Авиве проходят заседания Оргкомитета по проведению Международной военно-исторической конференции и выставки, посвященных роли стратегического наступления Красной Армии и союзников в 1944 году в победе над нацистской Германией. Сопредседатель Оргкомитета, первый секретарь Посольства Российской Федерации в Израиле, директор РКЦ Наталья Якимчук сообщила что они пройдут 25 июня в Российском культурном центре.

Материалы конференции станут основой книги, приуроченной к празднованию 70-летия Победы".

Помню эту историю, потому что я тогда работал в одном новостном ресурсе, и мне приходилось доказывать, что данная дата действительно включена в еврейский календарь.

Заметим, что идею Германа Закарьяева поддержали главный раввин России Пинхас Гольдшмидт и руководители ветеранских организаций Израиля, объединяющих в первую очередь репатриантов из бывшего СССР, в том числе совсем недавно скончавшийся Роман Ягель.

Прошло почти два года, и Кнессет озаботился включением этой даты уже в израильский календарь памятных дат. И тут наши соотечественники в Израиле, которые в 2014 году не верили, что "День освобождения и спасения" включен в еврейский календарь, вдруг очнулись и закричали "гевалт". "Нас лишают Дня Победы".

Во-первых, почувствуйте разницу между праздником Победы и Днем освобождения и спасения. Во втором случае слово "Победа" вообще не присутствует. Нас освободили и спасли благодаря вмешательству Божьему, и Всевышнего, пославшего освобождение и спасение еврейскому народу, мы благодарим за это по еврейскому календарю. Смысл тот же самый, что и в приближающемся празднике Пурим, когда тоже евреи были спасены и освобождены благодаря вмешательству Свыше, проявившемуся в успехе действий конкретных людей - царицы Эстер и ее дяди Мордехая.

Нас как русских всё это вообще не касается. Мы, разумеется, будем праздновать этот праздник 9-го мая именно как День Победы, а что и когда рекомендовано к празднованию в синагогах Израиля, в том числе сефардских - не наша забота. Выходцы из Ирака и Марокко все равно никогда не будут отмечать этот праздник со слезами на глазах как свой, и глупо заставлять их это делать, тем более не по еврейскому календарю. Спасибо, если вообще вспомнят, хотя бы 26 ияра.

Календарь вообще надо воспринимать как он есть. Нас ведь не удивляет, что Великая Октябрьская революция пришлась на 7-е ноября. Нас не удивляет почему-то странная дата "каф-тет бе-Новембер", соединившая в себе еврейский и международный календарь. Просто когда ООН приняла решение о разделе Палестины на два государства, израильские традиции еще не успели сформироваться, и эта дата вошла в календарь и закрепилась именно в таком виде.

Мы не просим отмечать Международный день памяти Холокоста по еврейскому календарю, потому что весь мир отмечает его 27 января, в день освобождения Освенцима, и именно в этот день в Польшу приезжают израильские делегации. Глупо было бы, если бы они приезжали в другой день.

Поэтому остановимся на том, что:

-9-е Мая никогда не будет общегосударственным памятным днем в Израиле.

-Спасибо тем, кто отмечает эту дату в синагогах 26 ияра.

-Выходцы из Марокко не заставляют нас праздновать Мимуну. Кто хочет - празднует. И вообще, скромнее надо быть.

-----

Некоторое время назад по русскоязычному Израилю прокатилась громкая кампания с требованием вернуть паре пожилых репатриантов старую мартышку по имени Яша, жившую у них в семье и отобранную злодеями из Управления национальных парков.

Об этой кампании и об истории Яши написали и в ивритской прессе. Другая сторона конфликта утверждала, что обезьяна является стадным животным и должна жить в стаде, и что в парке обезьян в Бен-Шемене для нее созданы все условия, однако "русские" были непреклонными - верните Яшу в семью, и всё.

Казалось бы, что плохого в распиаривании локального скандала вокруг одной семьи. Вот что плохо.

Центральные СМИ транслируют местные и общинные новости, которые поставляют им местные и общинные СМИ. Так происходит всегда и везде. И из истории с Яшей израильтяне, читающие эти СМИ, могли сделать напрашивающийся вывод. Если требование пары пожилых репатриантов, наверняка не заработавших себе пенсию в Израиле и живущих на пособие прожиточного минимума, вернуть им обезьянку озвучено так громко и так поддержано общинной общественностью, и если митинг в защиту владельцев Яши собрал больше людей, чем все митинги русскоязычных с социальной повесткой дня, из этого следует, что положение русскоязычных очень хорошее. Им не на что жаловаться, и если получатели прожиточного минимума с такой страстью дерутся за право держать дома обезьянку, это значит, что их остальные проблемы решены.

Но если спросить у простых людей с улицы, что их беспокоит, ответ окажется совсем другим. Русских израильтян, как и большинство других израильтян, больше всего беспокоит снижение уровня жизни в Израиле на фоне роста дороговизны и совершенно недостаточных на ее фоне зарплат. Люди не могут элементарно свести концы с концами. Причем касается это прежде всего работающих израильтян, а не пенсионеров. Пенсионеры могут жить там, где дешевое жилье, а работающие вынуждены жить там, где есть работа, и не могут питаться в благотворительных столовых, потому что они в это время работают.

Русскоязычных это касается даже больше, чем остальных, потому что процент получателей минимальных зарплат среди нас значительно выше, чем в среднем по стране, и половину работников подрядных фирм (хеврот коах-адам) в Израиле составляют русскоязычные израильтяне.

Но нерусскоязычные израильтяне об этом не узнают, потому что русские "кричат" о том, что у них кто-то пытается отобрать День Победы, и об издевательствах над обезьянкой Яшей.