Проблема оболочек для колбас

Леонид Рабин
в свете иудейской Галахи

2 марта 2016

Государственный раввинат Израиля готовится принять решение по важнейшему вопросу - можно ли изготавливать, продавать и употреблять в пищу колбасу из кошерных мясопродуктов, если она в некошерной оболочке? С историей этой проблемы нас знакомит ортодоксальный сайт "Кикар Шабат".

"Галахический спор между главными раввинами: Допустим ли ввоз некошерных оболочек для колбас?

После многолетнего спора в следующем месяце совет Главного государственного раввината должен принять решение о допустимости ввоза некошерных оболочек для кошерных колбас. Исторический обзор спора между раввинами.

Совет Главного государственного раввината Израиля вынесет на своем ближайшем заседании менее чем через месяц вердикт о том, можно ли импортировать оболочки колбас, изготовленные из кож некошерно убитых и непригодных евреям в пищу животных для колбас из кошерного мяса. В центре внимания галахический спор между президентом религиозного суда, Первым в Сионе, раввином-гением Торы Ицхаком Йосефом и президентом Раввинского совета, главным раввином Израиля, гением Торы Давидом Лау.

Галахический спор начался после публикации мнения раввина Лау, запрещающего импорт этих оболочек, после того, как в течение многих лет их ввоз разрешал тогдашний Первый в Сионе Шломо Моше Амар, ссылавшийся на галахическое постановление Мудреца Поколения, покойного раввина Овадьи Йосефа. Импортер оболочек обратился в Верховный суд Израиля с просьбой возобновить практику их ввоза, и Верховный суд постановил, что решение по этому вопросу должен принять Главный государственный раввинат.

Совет раввината должен был рассмотреть этот вопрос в на прошлом заседании, но в связи с открытием реформистского участка Стены Плача и скандалом по этому поводу рассмотрение вопроса об оболочках было отложено.

Тема, решение по которой должен принять Совет раввината, интересовала на протяжении последнего десятилетия многих раввинов - главных раввинов Израиля и галахических авторитетов. Их аргументы базируются на том, что желатин, входящий в состав колбас, тоже изготавливается из некошерных ингредиентов, которые отказывается есть собака, а следовательно, в результате производства возникает нечто новое, и соответственно, запрет отменяется. Другая сторона исходит из того, что даже если какие-то ингредиенты не ест собака, все равно они должны рассматриваться в качестве "источника".

(Разъяснение - если надо решить, является ли что-либо квасным, то есть непригодным для Пасхи, используется правило "пригодности для собаки". То, что собака не ест, не считается пищей, а следовательно, не является квасным. Такой подход расширительно распространяется и на дилемму "кошерно - некошерно").

-----

Далее по ссылке можно прочитать длинную историю заседаний, командировочных поездок раввинов в разные страны за государственный счет и галахических постановлений. Сторона, разрешающая ввоз некошерных оболочек для колбас, ссылается на мнение покойного Овадьи Йосефа, который во всем прав. Сторона, настаивающая на запрете их ввоза, исходит из того, что сейчас в мире много производителей такого сырья, изготавливающих его вполне кошерным способом. В частности, там называют Австралию. Поэтому нет никакой необходимости "принимать вынужденные решения".

Вот какие судьбоносные вопросы решают государственные раввины в Израиле в наши дни.