Киношное пророчество

Виктор Лысенков
Порой слышим, что многие сюжеты советского кино были не совпадающими с реальностью, как бы из области сказок. Особенно «бытовые», лирические.  Возможно отчасти это и так.

Но вот история моей женитьбы, думаю, вполне вписывается в драматургию советского кинематографа о «современном человеке». При том, что её напророчила заслуженная российская киноактриса. Судите сами. Перескажу «сценарий» со стороны как зритель.

Он – молодой комсомольский работник двадцати пяти лет от роду. Назначен районными властями руководить шефским ударным молодёжным отрядом на прополке овощей обширных совхозных плантаций у Москвы-реки. Каждый будний летний день с утра пораньше заспанные юноши и девушки, посланные с различных предприятий города, на большом автобусе выезжали на борьбу за урожай.

Кино без песни не бывает, и напрашивается мелодия из фильма о комсомольцах-добровольцах: «Хорошо над Москвою-рекой услыхать соловья на рассвете».

Надо сказать, работа была нелёгкой: в открытом поле под палящими лучами солнца на грядках, влажных после полива, согнувшись в три погибели выдёргивать закореневшую агрессивную массу сорняков. И не пару-тройку часов, а весь рабочий день с перерывом на обед в совхозной столовой. Не каждый так сможет. И к тому же этот сельский труд оплачивался до смешного дёшево – практически только на обед и хватало (благо родное предприятие продолжало выплачивать средний заработок). В таких условиях энтузиазм быстро улетучивается. И руководителю приходится возможности не только «кнута», но «пряника» изыскивать. То соревнование между бригадами за вкусных торт устроить, то артистов в поле привезти, то в выходной экскурсионную поездку организовать. Но, так или иначе, сменяемость в отряде была высокой – больше месяца редко кто выдерживал. И только командир до ранней осени бессменно был в борозде. В общем, за кадром вполне может звучать песня «Выходил на поля молодой агроном…».

Её – Любашу, молодого бухгалтерского работника – направили в комсомольский отряд на целый месяц заменить уже отработавшую свою смену коллегу. Не нравилось ей всё: ранний подъём, неквалифицированный труд, жара, ветер, непогода, грязь, нескончаемые грядки, уходящие за горизонт… И этот шибко строгий, даже нудный комсомольский начальник, который постоянно крутится возле них, – он, оказывается, давно знаком с её рядом работающей подругой. Очень уверенный в себе парень, наверняка семейный, детишек куча. Всё время подшучивает, да подкалывает.

Хоть не в тему и как бы не к месту, но фоном можно пустить песню «…Парней так много холостых, а я люблю женатого».

Он - Виктор – на самом деле не женат, но и не одинок. В отряде много симпатичных девчонок, но при установившемся на лето жизненном режиме для нового флирта как-то ни времени, ни сил не остаётся. Чем-то зацепила черноволосая Люба – подружка хорошей знакомой. Ладная, трудолюбивая, спокойная, скромная, но открытая. Непроизвольно стал чаще задерживаться рядом.

По законам жанра, во время экскурсии в Суздаль, то ли случайно, то ли нет, они в автобусе оказались рядышком на одном сидении. Всю дорогу болтали, шутили, пели песни. Но ничего большего. Не последовало и романтического продолжения. Виделись только в поле. Да и жили они в разных концах города – по прямой и то аж пятнадцать километров.

Пролетел месяц, и в последний день пребывания Любы в отряде, перед неизбежным расставанием, он неожиданно для неё, а может быть, даже и для себя самого, вдруг прилюдно, как бы полушутя-полусерьёзно сказал:

- Я жду тебя в понедельник в 9 часов у ЗАГСа, пойдём подавать заявление.

Ну, чем не киношный поворот сюжета?

Люба не знала, как отнестись к этому предложению. Он ей нравился, но к такому развитию событий она не была готова. Кроме как на работе и в той поездке, они не общались. И если всё так серьёзно – почему не пригласил на свидание в выходные дни? В итоге приняла эти слова за шутку.

В понедельник на работе, рассказывая о завершившейся командировке, поделилась с коллегами и этим эпизодом. Все нашли его забавным. Тем более что по понедельникам в ЗАГСе день не приёмный.

И вдруг телефонный звонок: молодой человек с обидой вопрошал, почему она не пришла, – он взял на работе отгул и уже давно ждёт у дверей брачного учреждения.

Пришлось объяснить ему, что так быстро серьёзные дела не делаются и надо хотя бы родителей поставить в известность, да и ЗАГС сегодня закрыт.

Он приехал к ней к концу рабочего дня. Весь отдел специально задержался на службе - ну страсть как любопытно увидеть необычного жениха.

Затем состоялось знакомство с её родителями (у него родителей уже не было). Сказать, что это стало громом среди ясного неба, – не сказать ничего. Он своей непринуждённостью и весёлым напором просто ошеломил будущих тёщу и тестя, застав тех врасплох.

На этой сцене экран гаснет, и через секунду – новые декорации.

Свадьбу играли 6 октября 1979 года на турбазе химкомбината в Берёзовке. Гостей около сотни, гуляли два дня, было весело… Если бы это был киносценарий, то тут на фоне радостных лиц молодожёнов и марша Феликса Мендельсона могли появиться титры: «Конец первой серии. Продолжение следует».

С той поры минуло много лет, уже  давно и серебряную свадьбу отметили. В доме совета да любовь. Выросли и создали свои семьи сын Андрей и дочь Елена, растут любимые внуки Сонечка, Дашенька, Сашенька и Дима.

Спросите: кто бы мог заранее это всё предвидеть? Отвечу: актриса кино и театра, заслуженная артистка РСФСР Валентина Владимирова.

И вот начинается вторая серия, которую по хронологии можно вполне определить ныне модным английским словом «приквел» - то, что предшествовало показанному ранее.

В последних числах января того же 1979 года на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку Воскресенского химкомбината прибыл агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Ленинский комсомол». Он отсюда стартовал в железнодорожную поездку по молодёжным стройкам Советского Союза. Несколько красочно оформленных вагонов остановились на три дня на станции Воскресенск. В них разместились кинозал, книжный киоск и ещё что-то. А в купе – музыканты, танцоры, лекторы, артисты. Мне поручено денно-нощно помогать гостям в бытовых проблемах: поесть-попить и прочее, сопровождать на выступления в заводских цехах.

Здесь я познакомился с актрисой Валентиной Харлампиевной Владимировой. Тогда она была одной из самых снимаемых и любимых актрис советского кино, играла простых русских женщин, была настоящим мастером эпизодической роли. Её запомнили по фильмам «Председатель», «Женщины», «Не забудь… станция Луговая», «Любушка», «Самый медленный поезд», «Угрюм-река», «Шаг навстречу», «Тени исчезают в полдень» и многим другим. Незадолго до приезда в Воскресенск состоялась премьера кинокартины «Белый Бим Чёрное ухо», где Валентина Харлампиевна сыграла злющую тётку-соседку. А вообще она была женщиной доброй, весёлой, «незвёздной». С ней было легко и приятно общаться.

Наверное, и я ей понравился, потому, что по прошествии трёх дней, при прощании, она подарила свою фотографию с тем самым псом Белым Бимом – Стёпой. И надписала пророческий автограф: «Дорогой Виктор! Желаю, чтобы наступивший 1979 год принёс Вам радость, удачу, счастье и пожизненно-верную подругу! 1-II-79. Ваша Валентина Владимирова». Потом улыбнулась мне и добавила: «Приглашайте на свадьбу. Приеду», – а на обороте фотоснимка дописала свой московский домашний телефон.

Через полгода пророчество сбылось – есть у незаурядных людей дар предвидения!

Об одном очень сожалеем с Любашей – постеснялись тогда провидицу нашего семейного счастья пригласить на свадьбу.