Памятные встречи

Анри Малоян
Анри Малоян               
                Памяти выдающегося шахматиста, международного
                гроссмейстера   Виктора Львовича Корчного               
Памятные  встречи
     Я вовсе не собирался писать эти заметки, но мне кажется, что изложенное ниже может представлять некоторый интерес в плане информации о шахматной среде 60-х годов, одной из ярких фигур которой, несомненно, являлся  гроссмейстер Виктор Корчной. Многие эпизоды  общения с этой неординарной личностью я многократно рассказывал в дружеской среде, но идея обобщить и представить всё  это в полной  мере  с недавних пор все настойчивее овладевает мною. Здесь, на мой взгляд, не только факты и впечатления от довольно тесного общения с знаменитым шахматистом, но и эпоха через призму прошедших лет, нравы царящие в очень специфичной шахматной среде. Надеюсь  мои скромные наблюдения человека далекого от больших шахмат, но волею Судьбы имевшего возможность, в общем то благодаря случайному стечению обстоятельств, довольно близко соприкоснуться в с этой новой для себя средой, могут представлять некоторый интерес. Постараюсь быть предельно объективным и в то же время это заметки живого человека со всеми его слабостями. Заранее прошу прощения за возможные неточности, ибо эти заметки пишутся исключительно по памяти о событиях 20-40-летней давности.
Начало знакомства
    Зимой  1960 г. я вместе с товарищем –Эдуардом Арутюняном – приехал в Ленинград на стажировку в Радиевый институт им. В.Г.Хлопина, в стенах которого в дальнейшем проходила наша аспирантская учеба по специальности “Ядерная спектроскопия” под руководством член-корреспондента АН СССР Б.С.Джелепова.
     Зимой 1960 г. в Ленинграде проходил XXVII чемпионат СССР по шахматам, в котором участвовали все ведущие шахматисты страны. Надо заметить, что в те годы чемпионаты СССР вызывали большой интерес общественности, звание чемпиона СССР было очень престижным и по праву считалось вторым по значимости после звания чемпиона мира. В предыдущем XXVI чемпионате 1959 г. в Тбилиси впервые с блеском победил Тигран Петросян и, естественно, два молодых армянина не могли пройти  мимо такого мероприятия, тем более, что наш кумир (конечно же,Т.Петросян) был среди его участников.
     Чемпинат проводился в одном из популярных в Ленинграде доме культуры им.Первой Пяти-летки, около театра оперы и балета им.С.М.Кирова, бывшего ранее  и, слава Богу, ставшего снова  Мариинским оперным театром.
     Мы с Эдиком прогуливались по фойе, никто нас не знал и мы, конечно, никого не знали и, как часто бывает в подобных ситуациях, переговаривались исключительно на армянском языке. Это часто случается даже с русскоязычными армянами на чужбине и причина тут скорее в своего рода инстинкте самосохранения: все-таки как-то комфортнее, когда тебя не понимают, если даже и прислушиваются. И вдруг неожиданно лицом к лицу столкнулись с подругой моего тбилисского детства Беллой Маркарян. Это была очень радостная встреча - не виделись примерно лет 8-9 с 1951-52 г., когда она внезапно перевелась на учебу в Москву с Грузинского Политехнического института в Московский инженерно-строительный институт (МИСИ). За эти годы я успел в 1956 г. закончить физический факультет Тбилисского Госуниверситет им. И.В.Сталина (вот так не больше и не меньше) и переехать в Ереван, где до аспирантуры 4 года поработал в Ереванском физическом институте. Вот такая предыстория  встречи в Ленинграде. После многочисленных “ох” и “ах”–ов я наивно спросил :“Ты, конечно, пришла поболеть за Тиграна ?”. Она в свою очередь удивилась, что мне в голову пришла такая  странная мысль и ответила, что пришла поболеть за своего мужа. Этим мужем вот уже почти три года являлся не кто иной, как гроссмейстер Виктор Корчной. Тут уже немая сцена с моей стороны – я ведь ничего об этом не знал. Оказалось, что в 1957 г. они познакомились в Гаграх, где Корчной был на сборах, а Белла с московской компанией (среди них были довольно известные личности)  там же отдыхала. Белла мне уже много позже  говорила, что она немного стыдилась его ухаживаний, поскольку видите ли гроссмейстер был несколько не модно одет. Дальше  встречи были продолжены в Москве и вскоре завершились браком. Ко времени нашей встречи их сын  Игорёк был почти грудным ребёнком.
     Конечно, Корчной, увидев жену с незнакомыми мужчинами “кавказской национальности”, да к тому же оживленно беседующих, спустился со сцены и мы познакомились. Несколько позже Белла меня представила Тиграну Петросяну, добавив к обычным словам , что хоть это и друг моего детства, но болеет за тебя. На что Тигран с лукавой улыбкой сказал, что ему виднее за кого болеть. Тут же меня познакомили с Роной Яковлевной – женой Тиграна, очень приятной и милой женщиной, которая в отличие от Беллы немного играла в шахматы и поэтому болела за своего мужа несколько более профессионально.
     На этом чемпионате я все время сидел в амфитеатре, где располагались шахматные журналисты, не занятые в чемпионате шахматисты и жены играющих на сцене. Частенько Рона Яковлевна сохраняла мне место рядом с собой, наверняка зная, что я страстно болею за её мужа. Наблюдать за этим чемпионатом мне было безумно интересно, поскольку  он оказался очень боевым и драматичным. Кроме того, я оказался в гуще событий: когда мимо жен проходили шахматные специалисты, а среди них были такие легендарные личности, как С.Флор и А.Лиллиенталь, то милые дамы спрашивали – “Ну как там мой ?” – я невольно всё это слышал и мне были очень интересны все перипетии этого турнира, где я болел за Тиграна (а какой армянин за него не болел ?), но уже немного и за моего нового знакомого В.Корчного – мужа моей старой подруги.
     Сам я играю в шахматы примерно в силу 2-го разряда, причем этого уровня, насколько я помню достиг примерно в 11-12 лет, когда я, выиграл чемпионат пионерского лагеря, но  потом поняв, что этим надо заниматься серьезно, уже не рос. В этой связи кажется уместной фраза о шахматах, которую приписывают кому-то из великих, может даже К.Марксу –“Слишком серьезно для игры и все-таки это игра, чтобы ею заниматься серьезно”. Я  люблю следить за игрой               
                великих, у меня дома много
                шахматной литературы и я частенько
                на доске разбираю  интересные               
                партии, любуясь глубокими замыслами и красивыми комбинациями. Меня в шахматах, как и вообще в спорте, привлекает сам процесс борьбы, столкновение характеров и подлинность страстей. В школьные и студенческие годы я уделял много внимания спорту – занимался плаванием, водным поло и главное –легкой атлетикой. – бегом на средние дистанции. В течение 4 лет я входил в сборную Грузии, 2, а в 1956 г. был участником 1-ой Спартакиады СССР. Но это так между прочим. Теперь о Корчных, а к тому памятному чемпионату СССР вернусь несколько  позже.
     Конечно, знакомство с Корчными было продолжено. Белла вскоре пригласила меня на обед и я, купив бутылку сухого грузинского вина, переступил порог их квартиры на улице Некрасова. Они занимали довольно большую комнату в коммунальной квартире. Это тот район недалеко от Московского вокзала, где я пару лет после окончания срока аспирантуры снимал комнату на.улице Красной связи, около кинотеатра “Луч”, там же Некрасовский рынок и Басков переулок, где прошло детство президента России В.В.Путина. С этого вечера и началось наше многолетнее и довольно тесное знакомство с семьей В.Корчного.
Детство. Белла.
     Мы жили в Тбилиси в районе Чугуретти на улице Горького (бывшей Красногорской) в доме №7. Это был П-образный 3-х этажный дом с небольшим двориком с краном для воды посредине двора. В доме №3 в начале 20-го века жил М.Горький. Семья Беллы состояла из 5 человек: Отец - Егише, его жена – тетя Нина, Белла, её сводный брат Тенгиз и младший –Вова. Жили они напротив нас в узкой комнате без окна с застекленной дверью. Эта семья отличалась от других несколько непривычным составом. Нина –толстоватая, не очень образованная, была властной  и активной женщиной, чей голос, зовущий детей домой на не очень грамотном русском языке, до сих пор стоит в моих ушах. Отец Беллы – очень приличный человек, занимал довольно высокую должность в профсоюзных органах  г.Тбилиси. Во всяком случае,  в тяжелые военные годы семья Маркарянов получала паек по литеру и питалась много лучше других. Брат  Беллы – Тенгиз Хвадагиани –мой ровесник, друг детства и одноклассник был славным, очень добрыми  малым. Помню где-то в пятом классе классная руководительница по очереди поднимала нас на ноги и спрашивала сведения о родителях, когда очередь дошла до Тенгиза он четко и громко сказал : “Секретарь ЦК”, пауза- класс, конечно, вздрогнул, а он спокойно  продолжил –“профсоюзов стройматериалов Закавказья”. В дальнейшем он стал отличным инженером-строителем и руководил строительными работами по грузинской доле после Спитакского землетрясения. Трагически погиб несколько лет тому назад. Белла была постарше нас с Тенгизом на 1-1.5 года и очень нравилась моему старшему брату-Эмилю: мне приходилось выполнять роль переносчика его любовных писем к ней. Семья Маркарянов сложилась так: Отец с дочкой женился на Нине с сыном и затем появился общий мальчик – Вова. У Беллы были довольно сложные отношения с мачехой. Помню приходила во двор какая-то женщина и поднимался шум, слышались крики, но я тогда плохо понимал, что происходит. Только много позже, уже в Ленинграде, прояснилась вся картина. Оказалось, что отец Беллы уехал учиться в Москву, оставив в Тбилиси жену с грудной дочкой. Мать Беллы Эмма Овнанян происходила из известной армянской семьи, отличалась приятной внешностью и некоторой экстравагантностью. Родив Беллу в 17 лет, она увлеклась очень популярным в те годы артистом Левоном Айказуни и даже была его ассистенткой в аттракционе “Гонки на мотоциклах по вертикальной стене”. Отцу Беллы об этом сообщили в Москву, он бросил учёбу и приехал в Тбилиси. Был скандальный развод и суд присудил Беллу отцу. Вот почему матери не давали видеть дочку. Завершая эту тему отмечу, что живя в Ленинграде, я многократно общался с матерю Беллы – очень приятной, сохранившей привлекательность женщиной. Она уже после развода окончила в Москве институт связи и каждый год проводила свой отпуск у Беллы, любила внука и гордилась зятем. Как-то вспоминая годы, когда её не допускали к дочке, она сказала фразу неплохо звучащую в доме шахматиста, что “зато я теперь осталась в хорошей позиции и с лишней пешкой”. В начале 50-х годов у Беллы очень обострились отношения с мачехой, что и явилось причиной её переезда в Москву к тёткам живущим  где-то на Ямской-Тверской улице.

Чемпион СССР 1960 г. – В.Корчной
     Однако, вернемся к чемпионату СССР. Он проходил весьма напряженно и увлекательно. Попеременно лидировали Т.Петросян и Е.Геллер. Поблизости находился мой новый знакомый – В.Корчной. В предпоследнем 18-ом туре игралась ключевая партия Геллер-Корчной. Вокруг жен шахматистов все время кружились шахматные специалисты и я невольно оказался в курсе событий. В несколько лучшей позиции Е.Геллер стал повторять ходы намекая на ничью, которая сохраняла его лидерство. Корчной не вняв намекам, отклонился от троекратного повторения позиции, в обоюдном цейтноте переиграл противника, и одержав важную победу, перед последним туром вырвался на 0.5 очка вперед.
     Итак 25-го февраля наступил последний тур. Положение лидирующей группы – В.Корчной – 13 очков, Е.Геллер и Т.Петросян по 12,5. Зал переполнен, ленинградцы страстно болеют за своего земляка. Следует заметить, что В.Корчной по сравнению с другими ленинградскими шахматистами, такими как Б.Спасский., М.Тайманов и др. пользовался большой любовью своих земляков. Им, видимо, импонировал боевой, бескомпромиссный характер Корчного и тот фактор, что он был свой, питерский, прошедший с ними тяжелые годы блокады. В последнем туре Корчной
                белыми играл с А.Суэтиным, Петросян белыми с Н.Крогиусом, а Геллер черными с Д.Бронштейном. К концу пятого часа игры Т.Петросян в позиционном стиле переиграл противника и набрав 13.5 очков стал дожидаться своей участи. Вскоре Е.Геллер тоже выиграл у Д.Бронштейна, игра которого в этом турнире производила странное впечатление: он подолгу задумывался (подчас даже над первым ходом) и непонятно, что искал – может смысл и красоту в шахматах. В этой партии он затеял атаку с жертвами, которая захлебнулась. Итак, уже двое делят первое место и все внимание к партии Корчной-Суэтин, в которой, как это часто бывает, Корчной стоит чуть хуже, но на доске полно фигур и вся игра впереди. Надвигается цейтнот и у ложи жен заметно усиливается движение. Приносят новость – Корчной предложил ничью, а это означает, что предстоит увлекательный тройной матч Петросян-Геллер-Корчной за звание чемпиона СССР. Рона Яковлевна говорит –Суэтин обожает Тиграна и будет играть на выигрыш. Новая информация - Суэтин советуется с Тиграном и Ефимом. Советы совершенно противоположны : дальновидный Тигран советует ничью принять, считая, что в цейтноте Корчной может переиграть Суэтина; а Е.Геллеру уж очень не хочется играть тройной матч и он убеждает Суэтина продолжать игру – мол твоя позиция лучше и играй на выигрыш. Ничья отклонена, зал гудит, а на сцене твориться нечто невообразимое: фигуры слетают с доски, слышится стук от нажатия кнопок шахматных часов, демонстраторы не успевают показывать ход партии. И вдруг все  заканчивается – контроль времени прошел, демонстраторы с опозданием устанавливают отложенную позицию и вывешивают табличку “Партия отложена”. Искушенные болельщики видят, что у Корчного позиция по крайней мере уже не хуже. Мы с Беллой не можем пробиться к Виктору, окруженному плотной, возбужденной толпой болельщиков. В воздухе висит один вопрос –“А есть ли выигрыш ?”. Корчной едет на дачу к своему тренеру Я.Заку и всю ночь идет поиск выигрыша. На следующий день Корчной выигрывает и к всеобщему ликованию ленинградцев впервые становится чемпионом СССР. Все-таки Тигран Петросян, как в воду глядел.
      Знакомство продолжается, Корчному 29 лет , он в расцвете сил, обласкан болельщиками и ленинградскими властями. Ему была предоставлена 2-х комнатная квартира на Васильевском острове на Весельной улице. Вскоре нам с женой – аспиранткой ЛГУ - была выделена комната в общежитии на Детской улице около Стеклянного рынка в 350-400 метрах от квартиры Корчных. Этот период оказался началом нашей близости , мы дружили семьями : вместе проводили праз-дники, дни рождения. Корчные  бывали у нас в общежитии, где мы с Виктором играли в насто-льный теннис. В этой игре, в  отличие от шахмат, я был заметно сильнее его. Но все  же чаще мы бывали у них. Там почти всегда мы встречали Сергея Борисовича Лаврова, их соседа по дому, впоследствии проректора ЛГУ, депутата Госдумы - специалиста по экономической географии. Часто  был и друг Виктора Борис Гуревич – очень приятный человек и неплохой шахматист – кандидат в мастера. Мы много беседовали , а иногда играли в разные игры. Запомнилось, что Корчной оказывался на голову выше нас в известной игре, когда за определенный срок из букв длинного слова надо составить как можно больше  слов покороче. Здесь, видимо, сказывалась быстрота мышления, специфичная для шахматиста. Бывая у Корчных я имел возможность познакомиться с такими известными шахматистами, как Л.Штейн (рано ушедший из жизни) ,С.Фурман, М.Тайманов, М.Таль и др. М.Тайманов оказался очень приятным в общении человеком, рассказывал интересные истории. Рядом с ним за столом сидела изящная женщина - Любовь Брук, его тогдашняя жена, вместе с которой они долгие годы составляли  фортепьянный дуэт –один из лучших в стране. Свои впечатления о встрече с М.Талем я  изложу несколько позже. Кроме шахматных знаменитостей у Корчных собирались и другие известные люди , например, композитор Дмитрий Толстой, который узнав, что я физик  весь вечер пытался дознаться, верно ли  у Ленина, что электрон столь же неисчерпаем, как и материя. Зачем ему это надо было знать? Пришлось кое-как  выкручиваться. В те годы я часто сопровождал Виктора в шахматный клуб около универмага ДЛТ и театра Райкина. Многие ленинградские шахматисты уже знали меня в лицо и здоровались: видимо, и на меня падала часть той громадной популярности и уважения, которое они испытывали к Виктору. Несколько раз по его приглашению я  сопровождал  Виктора на сеансы одновременной игры, которые он давал в разных местах города и даже в пригородной зоне. Запомнился воскресный день в Петергофе во время какого-то молодёжного праздника, в котором в одном из открытых павильонов Виктор давал сеанс для массового шахматиста на 20 досках. Состав был очень слабый – чуть ли не гуляющие по парку – и уже через час больше половины или успела сдаться, или сидела без фигуры. Виктор рассказывал, что примерно каждый пятый сеанс он, как и любой советский гроссмейстер, дает бесплатно в качестве общественной нагрузки. Ещё помню сеанс в доме офицеров на 48 досках. Мы собрались у Корчных, но он все опаздывал и мы поехали в Дом офицеров, где застали самую концо-вку сеанса - осталось доиграть на 7-8 досках. Боря Гуревич попросил молодого парня – мол, дай доиграю, не бойся позицию не испорчу –я кандидат в мастера. Корчной вначале не заметил подмены и, только сделав несколько кругов, заметив, что противник стал делать более сильные ходы, поднял голову и погрозил Боре пальцем. Дольше всех сопротивлялся мужчина лет сорока. Корчной предложил ему ничью и тот с радостью принял. Потом меня удивило, что обычно очень корректный Виктор стал этому мужчине выговаривать, что какой вам интерес играть в таком сеансе. Тот начал оправдываться, что дескать давно не играл и т.п. Оказалось, что Виктор давно его знал по клубу и претензии сводились к тому, что если хотите играть, идите в клуб и  найдите себе подходящего по силам партнера. Как я потом выяснил, для шахматиста 1 разряда и выше играть в массовом  сеансе  считается неприличным. Я имел случай спросить у Вити в какую силу он играет в таких массовых сеансах. Ответ – дебюты, планы на уровне мастера, а зевки на уровне второго разряда  Другое дело - сеанс с часами на 8-10 досках. Как-то Корчной пришел домой уставший, но довольный собой. Оказалось, что он сыграл сеанс на 10 досках с часами со сборной юношеской  Ленинграда. Результат - 8 побед, 2 ничьи, а ведь против него сидели в основном молодые мастера. Он повторил результат В.Смыслова, многолетней давности, когда Корчной был одним из юношей.  Рассказывал, что это адски изматывающее занятие, особенно тяжело в последние минуты, когда бегаешь от одной доски к другой и сразу в нескольких местах висит флажок на часах. 
     Меня много раз спрашивали - играл ли я с Виктором в шахматы ? Нет, никогда и не пытался и даже признаюсь, что это мне было неинтересно (?!?). Более  того, общение с ним надолго отбило у меня желание самому играть в шахматы. и я, общаясь с ним и где-то почувствовав уровень больших шахмат, посчитал, что это то же  самое, что выйти на ринг против Мухамеда Али. Правда, в шахматах по морде не бьют. Мне кажется, что Виктор ценил это. Однако, шагая рядом с ним после его игры на турнирах, я позволял себе спросить, а вот на таком-то ходу почему не сыграл, например Сd3 ? Он неизменно спокойно отвечал, что он этот ход видел, но другой ход был сильнее. Мне казалось, что он, видимо, просто щадил мое самолюбие, хотя иногда, когда по нескольку часов следишь за партией, начинаешь кое-что понимать. Зато Виктор никогда не отказывал мне в консультации. Особенно во время матча Ботвинник – Петросян и первого матча Петросян-Спасский. Сидим вечером в лаборатории, передают ходы с этих матчей, фигуры расставлены и идут жаркие споры – у кого лучше, как играть дальше и т.д. Получалось, что нам двум армянам приходилось отстаивать позицию Тиграна. Ну и ребята просят меня позвонить Виктору. В первый раз я по наивности спросил его – мне подождать пока ты расставишь фигуры ? Ответ – ждать не надо, диктуй ходы. Ну и, конечно, полная ясность. Вот еще и почему я и не пытался с ним играть в шахматы. Меня удивляло, что Виктор не очень следил за этими матчами, хотя говорил, что позже он все партии этих матчей разбирал. Кстати, после первого матча Петросян-Спасский он мне сказал, что перевес в одно очко реально не отражает большого преимущества Тиграна. Но это я, кажется, забежал на пару лет вперед.
     Во время матча Петросян-Ботвинник в 1963 г. со мной произошел забавный эпизод. Стою на трамвайной остановке на 8-й линии Васильевского острова в ожидании трамвая, едущего к Стеклянному рынку. Там на стендах вывешивались ленинградские газеты “Смена”и ”Ленинг-радская правда”. В матче был период, когда счёт был 2 : 1 в пользу Тиграна, а Ботвинник прикл-адывал неимоверные усилия, чтобы сравнять счёт.  Было 8 ничейных партий подряд с доигры-ваниями, когда Ботвинник тщетно пытался дожать нашего Тиграна. Я стоял у газетного стенда и смотрел на диаграмму отложенной партии. Ко мне подошла пожилая, полноватая женщина,  тоже посмотрела на отложенную позицию и явно ища у меня сочувствия спросила: “Когда же он, наконец, выиграет ?”. Я в свою очередь спросил : “А вы  кого собственно имеете в виду ?”. Женщина удивилась и сказала :”А вы разве не еврей ?”. И когда я сказал, что я армянин, стала долго мне объяснять, что это вовсе не случайно, что титул чемпиона мира оспаривают еврей и армянин – представители двух самых умных народов. Меня несколько удивила такая подоплека шахматного матча и, наверное, не очень вежливо , заметил, что если вопрос ставите в такой плоскости, то в матче победит Тигран Петросян.  Тут как раз подъехал мой трамвай.
     ХХVIII чемпионат СССР проходил в Москве в феврале 1961 г.и носил отборочный характер. Первую половину турнира  Корчной провел очень вяло, игра у него явно не шла и он держался на 50 % -ой отметки. Белла в Ленинграде страшно нервничала и, наконец, не выдержав, взяла на работе отпуск и отправилась к мужу. И, о чудо, Корчной преобразился, резко прибавил и в итоге , отстав от победителя – Тиграна Петросяна на 0,5 очка занял 2-е место и получил путёвку на претендентский турнир на острове Кюрасао. Когда они вернулись мы , естественно, поинтересовались, что же произошло. Оказалось, что они ( Белла назвала несколько фамилий, я их не запомнил, но точно помню, что среди них был Э.Гуфельд) по ночам играли в карты и поэтому времени для полноценного отдыха не оставалось. Белла энергично взялась за дело, перевела его в другую гостиницу, посадила на режим и в итоге своего добилась. Тут , конечно, был и личный интерес. Дело в том, что только на шахматные олимпиады и турниры претендентов власти милостиво разрешали брать с собой жен, а на остальные турниры - нет. Вот почему жены шахматистов  были кровно заинтересованы.
     Началась подготовка к турниру претендентов. Корчному был назначен новый тренер - не кто иной, как гроссмейстер Семен Фурман, с которым Корчной в те годы был в очень хороших отношениях. Это много позже – через 10-12 лет Фурман переметнулся в лагерь А.Карпова. Но я пишу о начале 60-х, когда мы обычно встречали Новый Год у Корчных и пару раз за столом сидел Фурман с женой много моложе его. Так вот, после первого занятия с новым тренером Корчной поделился, что непонятно почему на турнире претендентов должен играть он, а не Фурман, обширные познания которого произвели на него большое впечатление. Касаясь этой темы, я как-то спросил у Виктора за счет чего один гроссмейстер выигрывает у другого. Корчной ответил, что если противник в возрасте, то надо играть на пятый час, когда надвигается цейтнот и дает о себе знать усталость. Другой способ – как-то вывести противника в неведомое русло осложнений. Сам Корчной часто немного ослаблял свою позицию, чтобы вызвать противника на атаку, а затем, в цейтноте надеялся переиграть соперника, когда времени на обдумывание уже немного и противник не находит единственного правильного продолжения атаки. Такая манера игры требует большого нервного напряжения, уверенности в своих возможностях и большой силы воли. На мой взгляд , я дал достаточно точную характеристику Корчного – шахматиста.

Кюрасао
     На этом небольшом острове в Караибском море проходил матч –турнир гигантов и победитель получал право бросить перчатку чемпиону мира  М.Ботвиннику. Об этом турнире написано очень много и его перипетии хорошо известны. Корчной поехал вместе с Беллой, а свою квартиру предоставили нам с женой. Мы были очень рады 3 месяца пожить в нормальных условиях. К нам приезжали погостить сестра с мужем и перед их отъездом произошел курьезный случай : мы по телефону заказали такси и, конечно, была названа фамилия хозяина квартиры –Корчной. Когда подошла машина, таксист подозрительно спросил меня – “Вы Корчной ?” Пришлось его успокоить, что я не Корчной, а просто заказ был сделан из его квартиры, где я временно проживаю. Вот так - не обманешь – гроссмейстера Корчного знали в лицо.
     Первую половину турнира Корчной провел очень сильно и лидировал, потом проиграл подряд 4 партии и в итоге , набрав чуть больше 50 % возможных очков, занял 4-ое место. В газетах написали, что от Корчного ждали большего. После окончания турнира Корчной не захотел возвращаться домой и нуждался в отдыхе подальше от ненужных расспросов.. У Беллы в Лори, селении Туманян (бывший Колагеран) жили родственники и они провели там почти месяц. По возвращении  в Ленинград мы собрались в обычном составе и всем было интересно, что же произошло. Корчной был очень недоволен результатами матча претендентов (выиграл Тигран Петросян и далее П.Керес и Е.Геллер, отставшие на пол-очка) и считал , что они несправедливы. Дело в том, что турнир был очень тяжелым – играли по 28 партий – по 7 микроматчей из 4-х партий и к тому же  в условиях тропической жары. Выяснилось, что тройка Петросян-Керес-Геллер договорилась все партии друг с другом играть вничью, причем все эти партии были короткими – так называемые гроссмейстерские ничьи. Таким образом, вышеуказанная тройка организовала себе дополнительные дни отдыха, остальным приходилось все партии играть в полную силу. Вот этих сил то Корчному и не хватило. Известно, что Тигран Петросян после турнира объяснял, что такая тактика имеет право на жизнь и надо было правильно распределить силы на весь турнир, Мне видится , что включить в этот сговор Корчного они просто не стали, зная его принципиальность и несговорчивость. Словом игра была сделана  и жизнь продолжалась. Тем не менее напомню, что свой микроматч с Р.Фишером (правда 19-и летним) Корчной выиграл.
     Меня часто спрашивают, какова была жизнь шахматистов такого класса, как В.Корчной в материальном плане. Не могу сказать точно, но в моем представлении дело обстояло следующим образом. Членам сборной команды СССР была положена стипендия в 300 рублей. К этому надо прибавить гонорары за лекции со сеансом одновременной игры. Конечно в 5-и миллионном Ленинграде у гроссмейстера такого класса приглашений хватало. Это давало около 50 рублей, из которых 10-15 рублей отчислялось шахматному клубу, через который и организо-
вывались подобные мероприятия. Это ещё  примерно 250-300 р. в месяц.  Ну и самое главное – это участие в зарубежных турнирах. В среднем в год их было около 4, из которых 2 -  в капит-алистические страны. Доходы от призовых составляли по тем временам довольно существенную сумму. Но тут была одна особенность – какое место займет участник турнира определяется после его окончания, к тому времени заканчивался  и срок пребывания в стране. Получив призовые деньги часто оказывалось , что из-за нехватки времени их невозможно потратить и приходилось везти домой, а там отбирали довольно существенную часть (около 30%), а остальное переводилось в переводные рубли. Насколько я помню Корчные в основном одевались на эти деньги и первая их автомашина – белый “Москвич”- фургон был куплен именно так за сумму порядка 1200-1300 инвалютных рублей. Как–то после турнира в Неаполе Виктор в какой-то небольшой мебельной лавке купил спальный гарнитур, о котором не было никаких известий почти полгода и вдруг к их радости груз благополучно прибыл. Надо отметить, что в те годы шахматные призовые фонды были очень низкими : достаточно сказать, что на матчах на первенство мира с участием Т.Петросяна призовой фонд был всего 8000 $, из которых победителю доставалось 5000.  Корчной впоследствии при  мне говорил, что шахматисты в этом плане очень обязаны Р.Фишеру, который перед матчем с Б.Спасским в 1972 г. в Рейкьявике взял на себя финансовую сторону матча. В итоге призовой фонд составлял 400000 $ - неслыханная по тем временам сумма.
     Еще об одном часто спрашивают – кто Корчной по национальности - не еврей ли? Насколько я знаю – если и еврей, то только наполовину – по матери. Отец рано скончался и его воспитывала мачеха Роза Абрамовна, которую Виктор нежно любил. Однажды она , рассказывая о трудном детстве Виктора, произнесла забавную фразу , мол жизнь была трудная, без отца и я недоглядела - он стал шахматистом. Звучало это, как если бы он стал хулиганом. Вообще - Корчной фамилия украинская. Во всяком случае в паспорте в графе национальность стояло –“русский”. Может вводило в заблуждение, что, во-первых, шахматист, а, во-вторых, Виктор слегка картавил. Здесь мне кажется уместным сделать небольшую вставку . В лаборатории Б.С.Джелепова работал в качестве материально ответственного Владимир Родионов – душевный человек, отчаянный матерщинник из разряда солдатских балагуров. Как-то подходит он ко мне , явно озабоченный, и вроде ищет  совета. Оказалось, что его сын просит купить ему скрипку. Володя на полном серьезе  говорит: “Слушай Анри , зачем ему скрипка, вроде бы в нашем роду евреев никогда не было?”.
В.Корчной о Т.Петросяне
     Я неоднократно спрашивал мнение Виктора о Т.Петросяне. Может то, что я напишу ниже надо воспринимать с поправкой на то, что в моем лице он имел страстного болельщика Тиграна. Я, как и любой армянин, боготворил Тиграна и очень гордился, что 9-ый чемпион мира по шахматам был армянином. В моем случае тем более, что Тигран, как  и я, был тбилисцем и даже тетя моей первой жены – Гаяне Тер-Акопова преподавала Тиграну в школе русский язык . Я чувствовал, что Корчному не очень нравился Тигран и как-то прямо об этом спросил. Оказалось, что он его очень уважал за шахматный талант, но осторожно-рассчетливый стиль,  чрезмерное стремление оградить себя от поражений  не могли нравиться Виктору. Он даже сказал, что предпочитает одну партию проиграть, а другую выиграть, чем обе  свести вничью. И вообще ему претила бухгалтерская плановость, когда заранее считают с кем сыграть вничью  (конечно же с сильным соперником к тому же черным цветом), а у кого постараться выиграть. Корчному это было просто противно – на ничью играть нельзя – говорил он– она может получиться, когда оба противника играют точно. Я знаю, что дружеские отношения были у Тиграна с Беллой и они с Виктором всегда навещали Петросянов, когда бывали в Москве. В 1966 г. я был на конференции в Москве накануне первого матча Петросян-Спасский и навестил Виктора в номере гостиницы “Москва”. Оказалось., что Тигран пригласил Корчного и 5-ых других шахматистов сыграть тренировочные матчи по две партии с каждым. Одну выиграл Тигран, а вторая закончилась вничью и Виктор сказал, что Тигран в хорошей форме и Спасскому придется нелегко.
     Теперь несколько забегая вперед о не очень приятном. Во время нашей последней встречи (о которой я расскажу подробно) я попросил Виктора объяснить, что же произошло между ним и Тиграном во время полуфинального матча на первенство мира в 1974 г. в Одессе.. Напомню, что матч закончился досрочно и ходили слухи о произошедшем там скандале. Я, естественно, не упустил случая  расспросить Виктора о подробностях. Дальнейшее только со слов Корчного, в безупречную правдивость которого я всегда был склонен верить. Матч Корчной-Петросян проходил в Одессе  (родном городе Е.Геллера) в старом помещении какого-то театра и шахматный столик стоял на вращающейся сцене. По словам Виктора он не припомнит, чтобы Тигран бывал в такой плохой форме : играл он тяжело, подолгу задумывался, нервничал и т.п. Я спросил, какой у вас личный счет с Тиграном ? Они сыграли около 40 партий, считая партии юношеского возраста, и счет примерно 12:11 в пользу Тиграна не считая ничьих. Во время второй партии матча в трудной позиции Тигран стал нервно дергать ногой и поскольку сцена была подвижная, то шахматные фигуры подпрыгивали, что мешало Корчному думать. Я спросил, как ты думаешь, он это делал нарочно ? Корчной ответил, что, наверное, нет. Но потом дергание ногой повторилось и когда Виктор попросил перестать, то Тигран ответил, что ему так удобнее. Пришлось обратиться к судье матча и инцидент был исчерпан. Во время пятой партии матча при счете 2,5: 1,5 в пользу Корчного, Тигран в худшей позиции снова стал подергивать ногой, и по мнению Виктора, на этот раз  специально. Опять обращение к главному судье, но через некоторое время всё повторилось и тогда Корчной, не выдержав, произнес сакраментальную фразу: “Вы ловите свой последний шанс ?” Тигран вскипел и ударил Корчного ногой под столом, тот ответил тем же. Тигран, вскочив, покинул сцену, и, как потом выяснилось, уехал из Одессы, сдав матч со счетом 3,5:!,5. Из Москвы была послана справка о плохом состоянии здоровья, хотя по регламенту матча было необходимо мнение врача, обслуживающего матч. Вот так закончилась эта неприятная история, хотя я не исключаю, что люди, близко знавшие Тиграна, могут иметь совсем другую версию.
* * *
     В 60-х годах было много встреч с В.Корчным, и о некоторых, которые запечатлелись в памяти, хотелось бы рассказать.
     Я обещал рассказать о М.Тале и поведать о блиц-матче Таль-Корчной, свидетелем которого я был. Хорошо известно, что оба были блестящими блицерами и я многократно сопровождал Виктора во время традиционного Новогоднего блиц-турнира на приз газеты “Вечерний Ленинград”. Виктор почти всегда выходил победителем и его основным конкурентом был мастер Чепукайтис. Однажды Белла мне позвонила и пригласила домой, намекнув, что  будет интересно .У них в гостях был экс-чемпион мира М.Таль, который держался весьма просто и оказался очень интересным и остроумным собеседником. Нас познакомили и он представился  просто –“Миша”. Я оказался свидетелем совершенно феерического зрелища – блиц-матча Таль-Корчной из 14 партий. Оказывается, после окончания первенства Ленинграда, который Корчной выиграл с невероятным результатом 16,5 из 17, они с М.Талем сыграли 3 блиц-партии и все выиграл Таль. Матч был продолжен дома. Вначале было сыграно 7 партий и Таль выигрывал со счетом 4:3. Затем был накрыт стол, за которым была  выпита всего одна бутылка водки на 4-5 мужчин (был, помню, ещё С.Б.Лавров). После трапезы матч был продолжен. Было заметно, что Таль слегка побледнел, а Корчной, наоборот, - покраснел. Все 7 партий выиграл Виктор. Мне трудно судить насколько тут сыграла роль выпивка. Конечно, я не могу дать описание этого зрелища, но игра сопровождалась шутками и подначками. Дебюты разыгр-ывались скоротечно, а потом в течении пятиминутки каждый из соперников по паре раз задумывался примерно на минуту. Видимо, тогда вырабатывался план на игру. Концовки были молниеносны, фигуры летели с доски, а несколько раз имея недостаток в материале, но заметив, что у противника висит флажок на часах, игра продолжалась, пока фражок у кого-то не падал. О качестве сыгранных партий мне судить трудно, но зрелище было впечатляющим.
     Где-то в 1964 или 1965 году после чемпионата СССР в Киеве В.Корчной в очередной раз стал чемпионом СССР. К нам из Еревана приехал мой шурин Эмин Суренович Матоян – известный в нашей республике  инженер-строитель, прекрасный организатор и очень хлебосольный человек, Он захотел встретиться за столом с нашими ленинградскими друзами. Вместе с аспирантами пришли  Корчной с Беллой и С.Б.Лавров с женой. Всего собралось 11-12 человек и мой шурин показал себя во всем блеске кавказского гостеприимства. Виктор привел с собой гостью из Киева, девушку по имени Нора , лет 25-26  приятной наружности. К общему восторгу, через некоторое время она взяла в руки гитару и около часа пела песни из репертуара только вошедших в моду бардов Б.Окуджавы, В.Высоцкого и Клячкина. Я все это записал на магнитофонной ленте и, прослушав записи, обратил внимание, что Виктор был хорошо знаком с её репертуаром, комментировал (“Вот это очень хорошая песня”) и подпевал почти во всех песнях.
     В 1962 г. чемпионат СССР проходил в Ереване и снова выиграл Корчной. Они с М.Таймановым очень весело вспоминали, как при торжественном закрытии турнира Председатель Президиума Верховного Совета Арм.ССР Ш.Арушанян забавно выступал и на плохом русском языке  выдал несколько словесных перлов: Виктора упорно называл “товарищ Корчнов” и произнес фразу  вроде - надо сделать так, чтобы был не один, а много чемпионов. Не правда ли чем-то напоминает Огурцова из с триумфом прошедшей по экранам страны “Карнавальной ночи” молодого Эльдара Рязанова?. Во время чемпионата Белла позвонила моей теще и та не упустила случая пригласить их на обед. В один из свободных от игры дней мероприятие состоялось, пришли ещё М.Тайманов с супругой. Можно представить лица пожилых джентльменов, постоянно играющих в шахматы во дворе дома 27 по улице Чаренца, рядом с немецким посольством,  когда они увидели на балконе двух ведущих шахматистов страны. Видимо, угощение было на высоком уровне, если много повидавший Тайманов не упустил случая уже в Ленинграде сказать нам, что стол был что надо. Теща постаралась на славу !
     Белла в свою очередь, когда мой шурин приехал в Ленинград, пригласила нас на обед и тут произошло забавное. По окончании обеда шурин сказал мне, что хочет сыграть в шахматы с Корчным. Я не знал, как с этим подойти к Виктору, ибо помнил, что как-то Белла рассказывала, что в Коллагеране её дядя тоже предложил Виктору сыграть в шахматы. На что последовал довольно резкий отказ –какой мне интерес с вами играть? Правда это было после неудачного турнира на Кюрасао, когда Виктор просто смотреть не мог на шахматную доску . Я все-таки решился обратиться к Виктору и, к моему удивлению, он охотно согласился, со словами – ну, как я могу отказать управляющему трестом. Последний играет в шахматы не сильно, но 4 партии с самим В.Корчным - в его активе. Во это время  транслировали футбольный матч СССР-ФРГ и мы с Виктором смотрели его. В то же время я обратил внимание на то, что Виктор относится к партиям достаточно серьезно и даже сказал шурину, что вот вы профессионал-строитель , а я шахматный профессионал и обязан относится к игре с уважением. В первой партии он у себя снял с доски пешку на f7 и на мое замечание, что он мог бы дать и большую фору заметил, что есть определенная последовательность фор. Партии длились недолго - по 15-17 минут . О результате говорить не стоит. Во второй партии Виктор убрал у себя ладью, а у шурина – коня; в третьей с доски был снят слон, а  в четвертой – чистая ладья. Я спросил, а что дальше. Дальше ферзь - ответил Виктор с улыбкой, но до этого дело не дошло. Шурин был очень доволен и до сих пор с удовольствием вспоминает, что сыграл один на один с самим В.Корчным целых 4 партии.

Последняя встреча
     В 1967 г. после защиты диссертации я вернулся  в Ереван и мои встречи с Корчными, естест-венно, стали гораздо реже и в основном происходили при моих наездах в Ленинград на Ежегодные совещания по ядерной спектроскопии. Они в  годы кратные 5 имели место в городе на Неве, где-то в конце января. Ну и, конечно, визит к Корчным, тем более, что 2 февраля - день рождение Беллы. Они бывали мне очень рады и складывалось странное ощущение как-будто я не отсутствовал несколько лет, а расстались всего лишь пару дней назад. Особенно запомнилась встреча в 1975 г., как по содержанию разговора, так и тем, что это оказалась моя последняя встреча с Виктором. Это уже было в их новой 3-х комнатной квартире на Гаванской улице. День рождения не справлялся, но оба были дома и был удобный случай вдоволь наговориться. Дело в том, что всего лишь месяц назад  закончился финальный матч претендентов Карпов-Корчной, где должен был определиться соперник тогдашнего чемпиона мира Бобби Фишера. Но на самом деле это, как оказалось позже, это был матч на звание чемпиона мира согласно дальнейшим событиям, о которых хорошо известно. Виктор был очень подавлен, как результатом матча , так и всеми перипетиями до, во время и после его - весь какой-то напряженный и даже слегка взъерошенный. Много пили, курили, постепенно напряженность спала и разговор получился долгий и душевный. Напомню, что матч состоял из 24-х партий и закончился со счетом 3:2 в пользу Карпова.
     Итак, по порядку
До матча.  Когда выяснилось, что играют два ленинградца, то, естественно встал вопрос, что матч надо играть в Ленинграде. Поначалу Карпов не возражал, но потом ему втолковали, что ты мол ленинградец молодой (он приехал туда учиться в Университет на экономическом факультете), а Корчной коренной, прошедший блокаду петербуржец и народ наверняка будет болеть за своего. Вот так возник вопрос о проведении матча в Москве. Корчной был сильно против, но на него было оказано давление, как по линии шахматной федерации, так и ленинградскими властями. Я уже не помню, но, кажется, речь шла о месте для гаража около дома. Ставили всякие проволочки и в конце концов прямым текстом было сказано, что при согласии на проведение матча в Москве все вопросы будут решены. Кроме того, при заключении договора о регламенте большинство пунктов было принято под диктовку Карпова. В частности, о начале игр не в 17-00, как это было общепринято , а в 18-00. Оказалось, что Карпов поздно просыпается и к 17-00 он еще якобы полусонный. Были еще какие-то нюансы, о которых я за давностью лет позабыл. Я тогда спросил – почему же была сделана ставка именно на Карпова. Ответ свелся к 3 пунктам:
1. Нужно Фишеру противопоставить молодого, прошедшего через успехи шахматиста.
2. Желательно, чтобы он был русским. Как известно Корчной по отцу – украинец, а мать - еврейка.
3 Всех маститых и именитых Фишер уже побил, поэтому нужен молодой и небитый, а следовательно не закомплексованный шахматист.
      Всем этим требованиям и удовлетворял А.Карпов. Корчной конечно же был другого мнения, Фишера он не боялся , имел с ним неотрицательный счет личных встреч. Помню, в год, когда Корчной был чемпионом СССР, а Фишер-чемпионом США, в Федерацию шахмат СССР пришел вызов организовать матч чемпион СССР- против чемпиона США. Когда обратились к Корчному, он охотно согласился и готов был сыграть, но по каким-то причинам матч не состоялся. Зная бойцовский характер Корчного, я уверен, что он никого и никогда не боялся.
      Через пару часов после меня к Корчным пришла его давняя приятельница – в прошлом очень известная шахматистка, неоднократная чемпионка СССР Лариса Вольперт, которая работала доцентом по русской филологии в Нарве и уже почти отошла от шахмат. Разговор принял более профессиональный характер и проходил вокруг прошедшего матча. Во время разговора Л.Вольперт спросила : “Что это за дебюты ты играл ?” Известно, что у каждого шахматиста есть набор шахматных начал, которые они предпочитают играть в турнирах. Этот их шахматный репертуар хорошо известен и при подготовке к матчу или даже к турниру это имеет громадное значение. Виктор ответил, что он не мог играть те дебюты, которые им были приготовлены, ибо за день до начала матча узнал, что его секундант- ленинградский международный мастер (впоследствии гроссмейстер) В.Оснос выдал все заготовки к матчу карповской стороне, вроде бы за улучшение жилищных условий в городе. Вот почему он применял начала, которые играл редко, чтобы не дать противнику использовать заготовки. Об этом , кстати, упоминает и А.Карпов в своей книге “Девятая вертикаль” в том плане, что Корчной играл несвойственные ему начала. Узнав об измене, Корчной никак не мог найти себе другого секунданта, поскольку его знакомые шахматисты под тем или другим предлогом отказывались, видимо опасаясь немилости Шахматной Федерации СССР. Согласился только грузинский еврей гроссмейстер Р.Джинджихашвили, вскоре эмигрировавший в США. Я помню, что Корчной был им недоволен и говорил, что секундант больше бегал по бабам, чем помогал ему.
Во время матча. Матч проходил очень напряженно и нервно. Как известно, вначале Карпов лидировал со счетом 3:0 и Виктор говорил, что совсем не мог играть, но потом собрался, во второй половине  одержал две победы и судьба матча стала непредсказуемой. Оставалось всего 3 партии и Корчному чуть не хватило, может быть еще 2-3 партий, и, наверное, уже и сил. Виктор показывал фотоснимки матча и один из них был очень выразительным: Корчной сидит за доской обхватив голову, а Карпов стоит напротив, положив руки на спинку своего стула, и, как коршун, смотрит не на доску , а в  глаза соперника. Виктор спросил меня – “Кого он тебе напоминает ?”, я замялся и он сам  же ответил, что Гитлера. На самом деле, волосы Карпова свисали на лоб и что-то похожее было. Тут я почувствовал насколько ему был ненавистен соперник. Впрочем, Корчной всегда был безжалостно справедлив и когда я спросил насколько сильно он играет, ответил, что Карпов играет очень сильно, но где-то после 13-15 партий начинает уставать ввиду слабого физического здоровья. Он даже предсказал, что в матче с Фишером вначале счет будет равным, а потом выиграет Фишер. Тогда Фишер всех страшно напугал разгромно выиграв у М.Тайманова (6:0), у Б.Ларсена (6:0) и у Т.Петросяна (6,5:2,5), а затем матч на первенство мира у Б.Спасского. Вот тут и кроется разгадка почему была сделана ставка на  А.Карпова: молодой, не битый Фишером и к тому же русский.
     После матча. В одной из югославских газет появилось интервью с В.Корчным, где он якобы непочтительно отзывался о Карпове. У Корчного всегда была своеобразная манера общения с прессой и я был свидетелем, как Белла отчитывала мужа за излишнюю откровенность и учила брать пример с М.Таля в смысле дипломатичности. Корчной возражал, что он уважает людей и, если ему задают вопрос, то их интересует именно его мнение. Вот и про Карпова он сказал,  тот ещё молодой человек, они провели за доской много часов, так неужели он не имеет право выразить свое мнение ? А оно сводилось к тому, что Карпов играет очень сильно, точно считает, уверен в своих силах, но немного поверхностно знает дебюты (что не грех для молодого шахматиста), играет несколько суховато, без особой фантазии. Мне кажется достаточно точно сказано о молодом Карпове. В прессе поднялся большой шум, что Корчной ненавидит всех своих соперников, ведет себя высокомерно и т.п. К моему сожалению, одним из организаторов этой травли был Т.Петросян. Может сказывались отголоски скандального матча в Одессе, о котором я уже поведал. Было памятное письмо ряда известных шахматистов и среди них был и М.Таль. В итоге этого беспрецедентного давления Корчной получил партийный выговор (!?)  и 1.5 года был не выездным. Я сам держал в руках 5-6 персональных приглашений на участие в крупных турнирах, куда его не пускали. Вот так закончилась эта памятная для меня встреча. Через полтора года  Корчной бежал за кордон, об этом было много разговоров и домыслов, которым я , естественно, не очень верил. В 1981 году, когда я навестил Беллу в их квартире не Гаванской улице, этот вопрос для меня совершенно прояснился. Со слов Беллы дело было в том, что Корчной после отбывания “срока наказания”, получил разрешение на участие в крупном турнире в Голландии.На самом деле.: сколько можно было не выпускать за рубеж на турниры гроссмейстера такого класса ? Во время этого турнира он сидел в ресторане с хорошо ему знакомым американским шахматным журналистом (ох, уж эти журналисты !)  и имел с ним очень откровенный разговор. По всей вероятности, он изложил все свое разочарование несправ-едливым к нему отношением и травлей. Как выяснилось, этот журналист весь разговор незаметно для Виктора записывал на портативном диктофоне и вскоре в каком-то издании появилось “интервью” с В.Корчным. Опять скандал, Корчного вызвали в Советское посольство в Голландии и и стали требовать объяснений – как  все это понимать ? Ответ в духе Виктора – беседа была за столом и вовсе не была предназначена для прессы. Последовала прямая угроза – дескать доиграете турнир и вопрос ваших дальнейших поездок вполне очевиден. После окончания турнира Корчной стал невозвращенцем. Я знаю, что и для Беллы это явилось полной неожиданностью и она ходила в КГБ и устроила там скандал : мол мой муж вовсе не собирался эмигрировать и  вы его до этого довели.

Прощание с Беллой.
     Мои воспоминания близятся к своему завершению. Уже упоминалось, что зимой 1981 г. я был в командировке в Ленинграде и навестил Беллу в последний раз. Это было после матча в Мерано, который Корчной проиграл уже без всяких  “но” со счетом 2:6. Белла была одна, очень подавлена, вся какая-то поникшая и всего 4 дня, как приехала из Мордовы, куда она ездила навестить сына Игоря, который там отбывал срок (уже без всяких кавычек). Дело было в том, что Корчной через своих родственников послал  визу  Белле  с сыном для отъезда в Израиль. Сам он их вызвать не мог поскольку находился в беглом состоянии. Мальчик вышел из Политехнического института и из комсомола (таковы были условия для покидающих СССР) и они готовились к отъезду. Однако, поездка откладывалась, а потом и вовсе был получен отказ. Оказалось, что мальчик нигде не учится и тут их стал тревожить военкомат на предмет выполнения воинского долга. Не очень логично и даже абсурдно по отношению к человеку, который собирается навсегда покинуть страну, но какая могла быть логика по отношению к сыну “предателя” Родины. Белла отправила сына в Москву к родственникам, но перед началом матча в Мерано его схватили в Москве и отправили в лагерь в качестве дезертира. Белла рассказывала, что мальчик в очень тяжелом положении: над ним измываваются,  называют сыном предателя и стоит ему возразить, избивают и сажают в карцер. Корчной во время матча звонил почти каждый день и был в курсе мучений сына. Может это и было в какой-то степени причиной неудачной и какой-то тяжелой игры Виктора в этом матче. Когда я поднялся  и вошел в квартиру, Белла спросила не заметил ли я “мальчиков” из органов в их подъезде и когда я сказал, что вроде никого не было, она сказала, что, наверное, поскольку матч уже завершился, то и нет смысла оставлять “наружку”. По её словам во время всего матча у её подъезда паслись мальчики из органов, а для зарубежных журналистов она была второй после А.Д.Сахарова по значимости фигурой. Она говорила, что написала 5 писем Л.И.Брежневу с просьбой о воссоединении семьи, а в последнем письме, я помню, были слова о том, что теперь, когда матч окончен и шахматная корона осталась в Советском Союзе может смените гнев на милость и выпустите нас к мужу и отцу. У нас с Беллой в тот вечер получился долгий и откровенный разговор. Меня, конечно, интересовали перипетии предыдущего, наверное, самого скандального  шахматного матча на первенство мира в Багио между теми же соперниками в 1978 г. Это был один из самых грязных матчей на первенство мира за всю историю шахмат. Матчу предшествовало необычайное поношение изменника Родины В.Корчного и на этом фоне отменно выглядел его антипод - наш советский человек А.Карпов. Об этом матче было написано очень много в советской прессе и почти ничего, кроме поносных слов, в адрес В.Корчного. Ну, прямо плохой с ног до головы. Мне, конечно, приходилось всё это читать, но не покидала мысль, что всё это не столь однозначно. Напомню, что матч закончился победой А.Карпова со счётом 6 : 5, о чём он победно рапортовал аж самому Генеральному Секретарю ЦК КПСС тов.Л.И.Брежневу. По окончании матча было награждение А.Карпова орденом, во время которого Л.И.Брежнев трогательно признался, что по-отечески переживал за Толю. Поначалу в матче Карпов выигрывал со счетом 5 : 2, а потом  почему-то Корчной уехал в Манилу, отказавшись продолжать матч. Потребовалось вмешательство Президента Филлипин Маркоса, чтобы уговорить Корчного вернуться в Багио. В прессе писали, что Корчной впал в мистику, окружил себя какими-то странными личностями. Матч продолжался и Корчной, выиграв три партии, сравнял счёт. Всё решала одна единственная победная партия и Карпов её выиграл. Многое было непонятным и из разговора с Беллой все стало на свои места. В составе делегации А.Карпова было 14 человек, из которых только 5 имели отношение к шахматам, остальные – сотрудники спецслужб и два психолога -доктора наук Зухарь и Герценштейн (а может и Герцензон не помню). Последний был для поддержания боевого духа А.Карпова, а вот Зухарь по словам Беллы был специалистом по Корчному. Многие шахматисты суеверны и подвержены различным влияниям. В 1971 г. в Ереване игрался матч СССР-Югославия и Виктор играл на первой доске. Я навестил его в номере гостиницы “Ани” и обратил внимание на провод протянутый между кроватью, на которой спал Виктор и радиатором отопления. Я спросил - а зачем это ? и был удивлен ответом, что он по ночам заземляется, чтобы отводить накопленные за день электрические заряды. Белла сказала, что Корчной в свое время лечился от утомления гипнозом у Зухаря, который в Багио гулял по зданию и хвастал, что может сделать с Корчным всё, что угодно. Вот к примеру 17 партия матча в Багио, выигранная Карповым :  Корчной играет  Ла1-а3 ? (По принятой шахматной терминологии – “Плохой ход”) Следующий ход Ла3-а1 ?? ( “Проигрывающий ход”). Всё оказалось элементарно – Зухарь сидел в первом ряду и внушал своему бывшему пациенту бездарные ходы, что под  силу даже начинающему шахматисту. Вот и прояснилась причина отказа Корчного продолжать матч и только, когда ему дали гарантии, что Зухарь будет сидеть в последнем ряду , он продолжил матч. Однако, при счете 5:5  Зухаря загримировали и посадили в первом ряду и он сделал свое дело – решающую 32-ую партию Корчной проиграл, а с ней и весь матч. Всякие протесты во внимание не были приняты– поезд уже ушел. С точки зрения советской морали всё было правильно и справедливо - что же церемониться с перебежчиком, изменником Родины и вообще очень нехорошим человеком.
      Но вернусь к тому прощальному разговору с Беллой. Она прекрасно понимала, что семью склеить уже не получится: все-таки  6 лет они были в разлуке и в прессе усиленно муссировались слухи, что Корчной попал в лапы некой мошенницы-голландки, которая дурно на него вли-яет. В Ленинграде у Беллы были трудности, например, кончился срок доверенности на “Волгу” и было непонятно как быть. Мне показалось, что она уже начала понемногу распродавать вещи и рассчитывала , что к маю сына должны выпустить и  собиралась поехать по маршруту Тбилиси - Ереван. Я осторожно попросил подарить что-нибудь в память о Корчном, так чтобы особой материальной ценности не представляло, но было бы как-то связано с Виктором. Она мне подарила барельеф трактора “Кировец” с надписью и маленький шахтерский фонарик с гравировкой “Гроссмейстеру В.Корчному от шахтеров г.Прокопьевска”. Эти вещи я бережно храню. На прощанье Белла грустно сказала, что, если и поедет в Швейцарию, то не к мужу, а - с сыном. Где-то в середине того же 1981 года я узнал, что им неожиданно разрешили выезд и они уехали. В “Комсомольской правде ” появился гнуснейший пасквиль под названием “Гроссмейстер продает королеву” о встрече в Швейцарии, бракоразводном процессе и даже о сумме, которую суд присудил Белле. Лет через 15 я встретился со сводным братом Беллы –Тенгизом и узнал, что Белла  живет в том же швейцарском городе Порта, что и Корчной, на скромные проценты от своей доли и немного подрабатывает в качестве гида на русскоязычных туристах.
      И, наконец,  самое последнее. Осенью 1996 г. в Ереване проходила ХХХII Шахматная Олимпиада и я очень надеялся на встречу с Виктором: обошел все гостиницы пока не убедился, что Корчного среди участников Олимпиады нет. Во время Олимпиады я подошел к одному шахматисту из команды Швейцарии и спросил: “Почему не приехал Корчной “?  Ответ - “Он настолько велик и знаменит, что сам  решает, где и когда ему играть”. На наивный вопрос, а как ему можно написать? Я получил ответ, что можете просто на конверте написать Швейцария, гроссмейстеру В.Корчному, что я благополучно и сделал. Вскоре получил ответное письмо, в котором Виктор писал, что ему  незачем было ехать в нашу неблагополучную страну. Вот так – не больше и не меньше. Мне кажется, что не последнюю роль сыграл развод с Беллой (у нее в Армении есть родственники) и некий неприятный осадок от матча с Т.Петросяном в Одессе - у истинных армянских болельщиков память цепкая. Недавно из интервью с Корчным в газете  “Аргументы и факты” я узнал, что Белла скончалась в 1995 году. Вот, пожалуй, и все.
     Виктор Львович Корчной родился 23 марта 1931 года в Ленинграде. Выдающийся шахматист и шахматный диссидент был лишен всех советских почетных званий (мастер  cпорта СССР, гроссмейстер СССР и заслуженный мастер спорта СССР). Он 4-х кратный чемпион СССР, трижды играл финальный матч на звание чемпиона мира, многократный победитель Шахматных Олимпиад и крупных шахматных турниров,  международный гроссмейстер.