52. Цвет фронтовых писем

Ольга Мартова
52. Цвет фронтовых писем

Серы письма со II мировой.

Сложенные треугольником листы писчей бумаги. Черно-белые ряды строчек. Выцветшие почтовые штампы.

Единственные фронтовые письма, которые я держала в руках — моего деда, Филиппа Дмитриевича Дутова.

Это были письма, адресованные маленьким тогда его сыну Юрию и дочери Вике.

В будущем послевоенном — моему дяде и моей маме.

В  письмах не было повествований о боях, о подвигах, о славе.

Ни даже эпизодов.

Не было отцовских нравоучений.

Ни пожеланий, ни просьб.

Там были пересказы русских сказок.

Теремок.

По щучьему веленью.

Морозко.

Репка.

Кот, Петух и Лиса.

Всё истинно сакральные тексты, магические, никем о конца не понятые и не расшифрованные, воспитавшие всех нас, рожденных в России.

И рисунки к ним.

По-моему, очень талантливые.

Из них помню: лису, бегущую по лесной дорожке, с петухом под мышкой.

- Несет меня лиса, за темные леса, за широкие поля, за высокие горы!

Котик, братик, выручи меня!

Волка, сидящего на льду замерзшего озера, с хвостом, опущенным, по лисьему  совету, в прорубь:

- Ясней, ясней на небе звезды!
Мерзни, мерзни, волчий хвост!

И того же волка, уже бесхвостого, запряженного в рыбацкие санки.

- Битый небитого везет!

Дед был художник, закончил Суриковское училище в Красноярске.

А по второй профессии — врач, хирург.

На войне он весь день оперировал раненых бойцов.

Вправлял кости.

Обрабатывал ожоги.

Накладывал гипсы.

Ампутировал конечности.

А вечерами где-нибудь в блиндаже, в землянке вспоминал русские сказки.

И рисовал. Пером, по грубой почтовой бумаге, другой не было.

Лиса, всему свету краса.

Петушок-золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка.

Ежик, сторож с берданкой, охраняющий теремок.

Пращур, как думается, милого Ёжика в тумане.

Крепко заперт теремок,
На засов и на замок.
Лучше нас, лесных ежей
Нет на свете сторожей.

Зайчик.

Серым-серехонек, серешенек, вовсе серый весь.

- Ах ты зверь, зверина,
Ты скажи свое имя,
Ты не смерть ли моя?
Ты не съешь ли меня?

- Я не смерть твоя,
Я не съем тебя.
Я ведь заинька,
Я ведь серенький.