Культурологическое. Пророк Иезекииль

Леонид Рабин
и раввин Рафаэль Зер

23 января 2016

В русскоязычной общине Израиля разгорается очередной скандал, связанный с высказываниями раввина Рафаэля Зера, возглавляющего ешиву "Ор Давид" в городе Ор-Иегуда. Уважаемый раввин процитировал изречение из Источников "Их плоть как плоть ослов" в применении к "гойкам", с которыми ходят евреи, и конкретно пояснил, что оно относится "ко всякого рода Светланам". Русскоязычный депутат от партии "Еш Атид" Константин Развозов потребовал объяснений.

Подробное описание скандала и перевод части проповеди уважаемого раввина на сайте 9-го канала - http://www.9tv.co.il/news/2016/01/23/220685.html:

"Сейчас на улицах полно гоек. Полно. В Израиле ими торгуют на развес. На каждом углу. Русские, индианки, камбоджийки, мхарбатайки, дженомки и кто там еще, - объяснил своей пастве раввин, обнаруживая склонность к изобретению несуществующих этносов. – И не спрашивайте. Филиппинки. Куча евреев берет в жены филиппинок. У них теперь дети – китайцы. Японцы (растягивает пальцами глаза, изображая азиата). Жесть! У тебя что, папаша в стену впечатался? Что это у тебя с глазами? Да нет, просто у меня жена филиппинка. Как это филиппинка? Гойка? Нет, она прошла гиюр. Гиюр? Если она прошла гиюр, почему же дети без кипы? Она приняла гиюр, но она не религиозная. Это же анекдот! Она прошла гиюр – это значит, что ей поставили штамп в паспорте. Сейчас я возьму осла, поставлю на него штамп: "кашрут БАДАЦ", что будет делать ослиную шаверму? Это же очень вкусно, в лепешке, с солеными огурчиками. БАДАЦ! Кто-то станет это есть? Ешь сам, дорогой, сам это кушай!"

Дальше следуют рассуждения про "Светлан", у которых "плоть как плоть ослов". Раввин говорит, что это высказывание "обсуждается в Гемаре", но оно на самом деле не из Гемары, а из ТАНАХа. Понятно, что еврейская традиция обсасывает и эту, и другие подобные "мудрости", сопровождая их многочисленными комментариями Мудрецов.

Высказывание про плоть ослицы принадлежит пророку Иезекиилю. Вот ссылка на первоисточник на русском языке - http://www.patriarchia.ru/bible/eze/23/.

Речь идет о двух женщинах, Оголе и Оголиве, блудивших с иноверцами. Имена им: большой - Огола, а сестре ее - Оголива. "И были они Моими, и рождали сыновей и дочерей; и именовались - Огола Самариею, а Оголива Иерусалимом". Ветхозаветный пророк борется с ассмиляцией, используя образный язык, характерный для его времени.

И вот какова была судьба Оголивы:

"И пришли к ней сыны Вавилона на любовное ложе, и осквернили ее блудодейством своим, и она осквернила себя ими; и отвратилась от них душа ее.

18 Когда же она явно предалась блудодеяниям своим и открыла наготу свою, тогда и от нее отвратилась душа Моя, как отвратилась душа Моя от сестры ее.

19 И она умножала блудодеяния свои, вспоминая дни молодости своей, когда блудила в земле Египетской;

20 И пристрастилась к любовникам своим, у которых плоть - плоть ослиная, и похоть, как у жеребцов.

21 Так ты вспомнила распутство молодости твоей, когда Египтяне жали сосцы твои из-за девственных грудей твоих.

22 Посему, Оголива, так говорит Господь Бог: вот, Я возбужу против тебя любовников твоих, от которых отвратилась душа твоя, и приведу их против тебя со всех сторон:

23 Сынов Вавилона и всех Халдеев, из Пехода, из Шоа и Коа, и с ними всех сынов Ассура, красивых юношей, областеначальников и градоправителей, сановных и именитых, всех искусных наездников.

24 И придут на тебя с оружием, с конями и колесницами и с множеством народа, и обступят тебя кругом в латах, со щитами и в шлемах, и отдам им тебя на суд, и будут судить тебя своим судом.

25 И обращу ревность Мою против тебя, и поступят с тобою яростно: отрежут у тебя нос и уши, а остальное твое от меча падет; возьмут сыновей твоих и дочерей твоих, а остальное твое огнем будет пожрано;

26 И снимут с тебя одежды твои, возьмут наряды твои.

27 И положу конец распутству твоему и блужению твоему, принесенному из земли Египетской, и не будешь обращать к ним глаз твоих, и о Египте уже не вспомнишь".

В первоисточнике на иврите, правда, не "похоть", а нечто другое - "плоть у них ослиная, а семя как у коней". Это выражение достаточно часто цитируется (погуглите, если интересно) в религиозной иудейской среде. Уважаемый раввин опустил вторую часть, потому что евреям приличествует скромность, но его слушатели наверняка знают продолжение.

Поэтому требование Развозова к Рафаэлю Зеру извиниться перед "Светланами" нелепо. За кого извиняться, за Иезекииля, который в рамках современных понятий - дремучий расист, а в рамках иудейской традиции - пророк и мудрец? Это так же глупо, как Бенци Гофштейну извиняться за Рамбама, которого он цитировал.

Апеллировать к Бенци Гофштейну и Рафаэлю Зеру глупо. Не менее глупо апеллировать к их формальному начальству в Государственном раввинате, действующему исходя из тех же традиций и тех же Источников. Апеллировать надо к русскоязычной алие, недостаточно хорошо представляющей себе культурный бэкграунд людей, среди которых мы живем.

Кстати, раввин Рафаэль Зер отнюдь не является упертым консерватором и ретроградом. В свое время он прославился тем, что жестко обрушился на ортодоксов, плевавших в репатриантку Татьяну Розенблит, нарушившую половую сегрегацию в предназначенном для ортодоксов автобусе. Рафаэль Зер в самых жестких выражениях раскритиковал плеваавших и сказал, что "как в каждом доме есть туалет, так и в ортодоксальном обществе тоже есть свой сортир, и он большой".

Изюминка ситуации в том, что отношение Рафаэля Зера к "Светланам с ослиной плотью" полностью разделяется и поддерживается большинством израильтян:

"86% евреев, живущих в Израиле, заявили о том, что для них важно, чтобы их дети вступали в брак только с представителями своего народа.

Согласно данным, которые проводит портал "Сругим", у евреев, частично соблюдающих национально-религиозные традиции, этот показатель достигает 96%, а среди людей, называющих себя «религиозными» и «харедим» почти никто не хочет видеть «гоев» среди своих новых родственников".

Источник -
Именно поэтому, а не из-за противодействия ортодоксальных партий, никак не удается легализовать в Израиле смешанные браки. Сопротивление им значительно сильнее, чем сопротивление возможности заключения в Израиле однополых браков. Но плевать в евреек, удалившихся от еврейской традиции, подобно Татьяне Розенблит, все равно не следует. Евреи - культурный народ, и большинство решительно осуждает ортодоксальных хулиганов, которые так делают.