Книжный скандал на тему израильского расизма

Леонид Рабин
1 января 2016

В Израиле очередной скандал на тему расизма. Его причиной стала книга писательницы Дорит Рабинян, которая на иврите называется "Живая изгородь", а в англоязычном варианте "Жизнь на границе".

Этот роман был рекомендован в программу факультативного чтения для светских израильских школ, но секретарь педагогического совета министерства просвещения Далия Фениг вычеркнула его из списка. Министр просвещения Израиля Нафтали Беннет поддержал ее решение.

Роман "Живая изгородь" посвящен любви араба из Самарии, сидевшего в израильской тюрьме, и еврейки из Израиля, его действие происходит в Нью-Йорке. Согласно пресс-релизу министерства просвещения, исключение романа из списка рекомендованной литературы вызвано тем, что "необходимо сохранять национальную идентичность и бороться с ассимиляцией", и что "значительная часть как евреев, так и неевреев считает интимные отношения евреев с неевреями угрозой национальной идентичности".

Нафтали Беннет напирает на то, что роман Дорит Рабинян был исключен из списка рекомендованной литературы не за это, а за то, что в нем солдаты ЦАХАЛа изображаются преступниками в духе информации, поставляемой организацией "Прерываем молчание". Когда героиня рассказывает герою о принятии присяги в израильской армии с рукой, лежащей на ТАНАХе, герой отвечает, что так же у них принимают присягу в ХАМАСе, только руку кладут на Коран. Однако критики слева утверждают, что роман был вычеркнут из списка в рамках "борьбы против ассимиляции".

В газете "Гаарец" в связи с этим появилась сегодня редакционная статья "Веха на пути националистической индоктринации израильских детей".

Беннет отвечает на это: "Я не буду заставлять школьников изучать книгу, в которой солдат ЦАХАЛа изображают военными преступниками и садистами":

В связи с этим местечковым скандальчиком хочется добавить пять копеек: почему-то ни левых, ни правых в Израиле не волнует тот факт, что в Израиле невозможно заключить брак не только между еврейкой и арабом, но и между евреем и дочерью отца-еврея, которая не считается еврейкой. Речь идет о 300 тысячах неевреев по Галахе, но часто евреях по самосознанию, приехавших из бывшего СССР. Их интересы в Израиле, в отличие от интересов арабов и однополых пар, никто не представляет, поэтому если и когда у нас будут легитимизированы однополые браки, это произойдет раньше, чем будут легитимизированы гетеросексуальные браки евреев по Галахе с теми, кто таковыми не является. Даже если оба желающих заключить такой брак служили в Армии обороны Израиля, а не "она из ЦАХАЛа и он из ХАМАСа".