О свободе слова в Москве и Тель-Авиве

Леонид Рабин
16 декабря 2015

Вчера вечером я побывал на семинаре "Между Москвой и Тель-Авивом, границы свободы слова".

Семинар был организован порталом актуальной аналитики "Релевант" и некоммерческой организацией "Наше наследие - демократическая хартия".

Повестка дня конференции была озвучена на ее страничке в Фейсбуке:

"Тема конференции - свобода журналистики и альтернативные СМИ на постсоветском пространстве и в Израиле глазами ведущих журналистов из обеих стран.

На постсоветском пространстве журналисты, как утверждают многие, несвободны в выражении собственного мнения - и именно поэтому она может выступать как бы "зеркалом" для того, что происходит сегодня в израильской журналистике: статус журналиста ослабевает, журналисты подвергаются нападкам, а деньги и власть всеми силами стараются сделать прессу карманной, стремясь заткнуть рот несогласным, в том числе, и путем закрытия каналов СМИ. Возможен ли подобный сценарий в Израиле? Как повлияет на право на информацию в нашей общине кризис радио Рэка и 9 канала? И как влияет на свободу слова то, что называется "альтернативными СМИ" - сайтами, блогами, соцсетями?

Мы, как живущие одновременно в двух медиа-реальностях - ивритской и русской - можем, вероятно, посмотреть на эти вопросы с более широкого "угла зрения".

Но у нашей конференции есть и еще одна цель. У тех, кто занимается в Израиле русскоязычной прессой, часто возникает ощущение, что мы и ивритоязычная пресса существуем в параллельных плоскостях. Наша конференция - попытка встретиться, пересечься в точке, которая волнует нас всех: свобода слова и журналистики".

Программа конференции:

"1. Баланс: СМИ и альтернативные медиа-платформы

· Эйнат Фишбайн, сайт "Ha-Makom" («Место в аду»)

· Надя Айзнер, сайт «Релевант-инфо»

· Хагай Голдштейн, медиа-консультант

· Ольга Бакушинская, журналист

2. Свобода слова и политика: журналистика, власть, финансы.

· Павел Маргулян, «Первое радио»

· Лили Галили, «i24 news»

· Орен Персико, «the7eye»

· Ронит Варди, «Либерал»

· Евгений Сова, «RTVi»

Ведущая: Дина Марголина".

Итак, содержание конференции было задано ее анонсом. Как мы видим, со стороны ивритоязычных СМИ представительство оказалось хилым:

"-Бывшая журналистка "Йедиот Ахаронот" Эйнат Фишбайн, создавшая независимый сайт "Самое жаркое место в аду" и руководящая им.

-Медиа-консультант Тани Гольдштейн, работавший ранее в нескольких СМИ.

-Орен Персико, журналист с сайта "Седьмой глаз".

-Ронит Варди, политический обозреватель ежемесячного журнала "Либерал", хотя и ивритоязычного, но созданного бывшим российским, а ныне израильским олигархом Леонидом Невзлиным и принадлежащего ему".

Пригласить журналистов из мэйнстримных и центральных израильских СМИ у организаторов не получилось. Лили Галили в итоге на конференцию не пришла. Зато от "русских" на конференцию пришел создатель сайта Луркоморье Дмитрий Хомак, недавно репатриировавшийся в Израиль.

Уже из анонса ясно, что российские СМИ участники этой конференции по определению считали "несвободными". В этом сошлись как русскоязычные, так и ивритоязычные. Однако была и разница. Ивритоязычные участники утверждали, что израильская медиа быстро эволюционирует в сторону "путинской России", и в стране есть очень много тем, получить информацию по которым невозможно. В первую очередь это касается разных аспектов деятельности армии. Народ у нас "не хочет знать правду" и кушает то, чем его кормят мэйнстримные СМИ. Поэтому необходимы альтернативные медиаплатформы, которые доносили бы до потребителя новостей точку зрения как географической, так и социально-этнической "периферии" - арабов, русских и даже ортодоксов.

Русскоязычные возражали им: "Ну что вы, как можно сравнивать. До путинской России вам еще очень далеко. В Израиле не убивают журналистов". Бакушинская рассказала о том, что в России журналисты ведущих СМИ регулярно ходят на конференции в Кремль и выслушивают там инструктаж о том, что и как надо писать. Вот такая жуткая тирания. Про то, что и в канцелярии премьер-министра Израиля Биньямина Нетанияху проводятся брифинги для журналистов, она вряд ли знает.

И Бакушинская, и Хомак рассказывали о том, как в России закрывают оппозиционные СМИ, включая страницы в социальных сетях и интернет-сайты. Бакушинская упомянула о том, как ее вызывали в ФСБ. Короче, новый 1937-й год на пороге.

Ивритоязычные жаловались на то, что если в России прячут от народа нежелательную информацию, то в Израиле народ настолько туп, что сам не желает ничего знать. Поэтому нужны альтернативные источники информации для тех, кто все-таки желает знать подлинное положение дел. Читатели нашего сайта, знающие иврит, могут самостоятельно сходить по ссылкам на их сайты и оценить качество предлагаемой там альтернативной информации.

Была затронута и такая тема как отсутствие русскоязычных журналистов в центральных СМИ Израиля. Видимо, поднять эту тему организаторов конференции попросили представители "полуторного поколения" - авторы "Манифеста" и сочувствующие им.

Ивритоязычные гости ответили на это, что причина, видимо, в том, что русскоязычные сами не хотят работать в ивритских СМИ. Ну вот нет в Израиле "русских" футболистов, и что из этого? Только Орен Персико признал, что в Израиле существует элита "ахусалим" (это ивритское сокращение слов ашкеназ, светский, старожил Израиля, социалист национального толка), которая не пускает в главные СМИ страны всех остальных. Однако пробить стену можно, и вот смотрите, религиозные сионисты это сделали.

(Скажу от себя, что религиозные сионисты действительно пробились и в мэйнстримную журналистику, и в армию, и в другие силовые структуры. В журналистику их позвал в свое время Ури Орбах, выдвинувший лозунг "Лучшие - в журналистику". Однако у религиозных сионистов была четкая повестка дня. Есть ли она у "русских"? Большой вопрос).

Присутствующий на конференции Равид Гор задал с места вопрос, почему СМИ России априори считаются несвободными? Трибуна возмутилась: "Ну как же так, это всем известно. Там нельзя высказывать альтернативную точку зрения". В Израиле, как оказалось, альтернативные точки зрения высказывать в принципе можно, но только не в центральных СМИ, которые боятся потерять читателей и поэтому пишут то, что их читатели хотят читать.

Во время перерыва я поговорил с Хагаем Гольдштейном и поделился с ним своей историей увольнения с сайта Исраэльинфо за поддержку Русской Весны. Он ответил: "Ну и что, меня три раза увольняли из разных СМИ за то, что я высказывал свое мнение, не совпадающее с мнением хозяина ресурса. А вот в России журналистов убивают". "Кого?", поинтересовался я. "Политковскую". "А Вы знаете, кто ее убил?" "Путин". Моя попытка убедить его в том, что Владимир Путин не убивал Анну Политковскую, успехом не увенчалась.

Мне очень хотелось побеседовать с Ольгой Бакушинской, про которую я писал здесь, и понять, как сформировалась ее политическая позиция. Я задал вопрос, что побудило ее поддержать убийц русских людей в Новороссии. Бакушинская отвечать отказалась.

(К слову, интеракция русской и ивритской медиа все-таки идет. Статью Бакушинской "Между Северной Кореей и Южной Америкой", посвященную зажиму свободы слова в "путинской России" и опубликованную на "Релеванте", перепечатала на иврите "Валла" под заголовком "Превращается ли Израиль в путинленд?", хотя об Израиле там вообще речь не идет).

Короче, организация "Наше наследие - демократическая хартия" предприняла попытку скрестить ужа с ежом - резко отколовшуюся от израильского мэйнстрима влево электронную прессу, о существовании которой в Израиле знает только очень узкий круг людей, с антипутинской и в значительной степени русофобской русскоязычной израильской журналистской тусовкой. Получится ли из этого что-либо путное, покажет время.