Умер Йоси Сарид

Леонид Рабин
5 декабря 2015

Вчера поздно вечером умер израильский политик Йоси Сарид. У него случился сердечный приступ. Бригада врачей, вызванная к нему домой, пыталась "откачать" Сарида, но безуспешно.

Йоси Сарид родился в 1940 году, оба его родителя - репатрианты с территории нынешней Украины. Сарид отслужил в армии артиллеристом, после чего работал военным корреспондентом и пресс-секретарем партии "Маарах", она же "Авода". В 1974 году впервые был избран депутатом Кнессета от "Маараха". Он был депутатом Кнессета с 8-го по 16-й созыв. В 1984 году Сарид вышел из "Аводы" и стал одним из основателей движения "Рац", впоследствии объединившейся вместе с двумя другими в партию "Мерец".

Звездным часом Сарида стало начало 90-х годов. Йоси Сарид был одним из авторов "процесса Осло" и того, что впоследствии было названо идеологическим наследием Ицхака Рабина. Сам Рабин сомневался, колебался и часто шел на попятную, но для Сарида все было ясно с самого начала. Его идеология основывалась на двух основных пунктах: мирный процесс, цель которого - развод с палестинцами и создание двух государств в Эрец-Исраэль, и отделение религии в Израиле от государства и превращение Израиля в светское социал-демократическое государство скандинавского типа. Йоси Сарида можно считать главным идеологом так и не состоявшегося левого израильского проекта.

Этот проект мог состояться, если бы в середине 90-х годов, когда он был еще реален, он был бы массово поддержан израильской общественностью. Но произошло, как мы все знаем, обратное.

Сарид очень большое внимание уделял образованию и был одним из лучших министров просвещения в истории страны.

Йоси Сарид считал, что добиваться поставленных целей следует решительно. После теракта в пещере Махпела, устроенного в 1994 году еврейским экстремистом Барухом Гольдштейном, расстрелявшим 39 молившихся арабов, Сарид потребовал эвакуировать из Хеврона еврейский ишув, насчитывавший тогда около 300 человек, утверждая, что его присутствие там станет источником напряженности и конфликта на долгие годы. Рабин отказался. Тогда Сарид ответил ему, что половинчатость провалит мирный процесс. Так и произошло.

Йоси Сарид был противником участия религиозных партий в правительствах и всегда ссорился с их представителями. В 2000 году он вывел Мерец из правительства Барака из-за перевода больших сумм денег ортодоксам вне бюджетных рамок. Духовный лидер ШАС, "гений поколения" раввин Овадья Йосеф назвал тогда Йоси Сарида "современным Аманом" (Аман а-раша) - заклятым врагом еврейского народа.

После поражения партии Мерец на выборах 2003 года Сарид подал в отставку с поста ее председателя, а в 2005 году объявил о своем уходе из политики. Так же, как Йоси Бейлин и Эхуд Барак, Сарид понял бесперспективность своей идеологии в Израиле с его нынешними демографическими, геополитическими и идеологическими реалиями. Будучи человеком принципов, Йоси Сарид не мог бороться за цель, в достижимость которой не верил.

После отставки Йоси Сарид несколько лет работал преподавателем истории и обществоведения в средней школе в Сдероте.

Сарид был замечательным публицистом. У него был великолепный иврит, и его образные статьи можно считать образцом публицистики на этом языке.

В начале 1990-х годов Йоси Сариду прочили блестящее политическое будущее, включая пост премьер-министра. Это же говорили про одного из молодых лидеров Аводы Хаима Рамона, тоже вылетевшего из израильской политики. Жизнь показывает, что такие люди остаются в Израиле невостребованными.

Йоси Сарид в период своей политической карьеры был одним из немногих руководителей Мереца, пытавшихся приблизить к этому движению общину русскоязычных репатриантов. Именно он инициировал включение в список этой партии в обход праймериз Романа Бронфмана.

Это, однако, не принесло Сариду симпатии русскоязычных. Правые русскоязычные активисты ненавидели Сарида, пожалуй, даже больше, чем правонастроенные израильтяне, за исключением религиозных. Писательница и журналистка Софья Рон-Мория в разгар "мирного процесса" написала роман-антиутопию "Пережить фараона", в котором Сарид, выведенный под именем Йоси Харид, захватывает власть в Израиле в результате переворота, запрещает все партии, не поддерживающие мирный процесс, а их сторонников и активистов помещает в концлагерь в Негеве. В конце повествования патриотически настроенные военные берут власть, и Харида судят по законам Торы.