Из жизни командированных советского периода 6

Ксения Шамшурина
Командировка в Киров

        Последняя командировка советских времен случилась уже во времена перестройки. На заводе начались невыплаты зарплат, стали ломаться налаженные цепочки, связывающие поставщиков и изготовителей, рушиться  вся система расчетов между предприятиями. Большую роль стали играть личные связи руководителей и способность вовремя подсуетиться.

       Однажды нас, инженеров, собрали в кабинете директора, разъяснили суть происходящего и предложили поехать в командировки выбивать долги, застрявшие в банках. В банках наше предприятие стояло в очереди на выплату долгов, а в это время мы работали без нормальной зарплаты. Задача в том и заключалась, чтобы тем или иным способом подтолкнуть эту очередь в пользу своего предприятия. Вот где нужны были дипломатические способности! Направления командировок нам можно было выбирать самим  из предложенного списка. Это был повод повидаться лишний раз с родными и друзьями. К тому же, как стимул, нам был обещан какой-то процент от возвращенной заводу суммы долгов.

      Я выбрала Киров, так как в этом городе жила моя подруга студенческих времен, а недалеко от нее – родная сестра. Моя подруга, с которой мы выехали в командировку, выбрала Казань: рядом был ее родной город, где жила мама. Рано утром мы сели с ней в междугородный автобус, но вернее было бы сказать «встали», так как всю дорогу больше трех часов нам пришлось стоять. Подруга небрежно перекинула через плечо назад свою сумочку, в которой находились деньги и все документы. Я удивилась ее беспечности: могут ведь вытащить всё. Но она лишь отмахнулась:
- Да я всегда так езжу, и никогда ничего не случалось.
Однако чуть позже мы получили наглядный урок недостаточной осмотрительности.
      Самолетом мы прилетели в Москву и добрались до площади трех вокзалов. Мой поезд уходил в Киров с Ярославского глубокой ночью, а её – с Казанского около полуночи. У меня было время проводить подругу и даже посадить ее в поезд. Дожидались мы ее поезда на площадке Казанского вокзала перед перронами, в которую упирались все железнодорожные пути. Народу здесь было множество.

      Недалеко от нас среди моря вещей, оставленных на него группой, сидел парень с наушниками на голове. Взгляд у него был отсутствующий, он совершенно отрешился от окружающей действительности. Я изредка перекидывалась с подругой замечаниями, не без интереса наблюдая за людьми вокруг. Впереди парня с наушниками стояли молодые люди, оживленно разговаривающие между собой. Вот в поле зрения появился невысокий коренастый парень в светлой куртке. Черты лица его были азиатские: смуглый, черноволосый, с живыми узкими черными глазами. Именно его бегающие глаза привлекли мое внимание. Он удивительно быстро успевал осмотреться вокруг одними глазами. Обойдя нас  и парня с вещами, он вдруг схватил за его спиной какую-то большую сумку и быстрыми шагами направился в угол площадки, где был один из входов в вокзал. Я растерялась: что это, воровство на глазах или я не поняла момента?.. Чуть помедлив, я всё же решила разделить свою ответственность за нерешительность и бездействие еще с кем-то. Подошла к молодым людям впереди парня и сказала:
- Мне кажется, вон тот человек стащил сумку у этого парня!- и махнула рукой в угол вокзала. Вор стремительно приближался к дверям. Еще минута-другая – и его светлая куртка скроется внутри. Хорошо, что эти ребята оказались гораздо решительнее меня! Они не размышляли ни минуты. Толкнув хозяина вещей и что-то ему крикнув, они бросились в погоню. Парень, опешив, кинул наушники прямо на вещи перед собой и, оставив всё на произвол судьбы, побежал за ребятами. В это время вор с большой сумкой в руках мелькнул спиной в проеме дверей и скрылся, но наши преследователи успели засечь его «светлый образ». Мы с подругой вынуждены были взять на себя присмотр за оставленными бесхозно вещами и возбужденно ждали развития событий. Вскоре вся группа вернулась с сумкой. Я спросила, как всё обошлось, но ребята как-то невнятно дали понять, что вор свое от них получил.
       
      Тем временем объявили посадку. Подруга зашла в вагон. Место оказалось в последнем купе с тремя мужиками, которые сразу загремели бутылками. Мы с ней, конечно, не обрадовались, что ей предстоит такое соседство на ночь в поезде. Кажется, у нее была верхняя полка. Но в итоге все как-то обошлось. А я направилась к Ярославскому вокзалу через длиннющий подземный переход под площадью. Было уже так поздно, что в переходе почти не было людей, и мне было ужасно неуютно идти одной. И вдруг я увидела знакомую коренастую фигуру в светлой куртке. Почему-то парень стоял один в переходе, никуда не двигаясь. Его темные глаза при слабом освещении показались мне какими-то ненормальными. Наверное, такие бывают у наркоманов…  Впрочем, я постаралась побыстрее проскользнуть мимо, как можно меньше привлекая к себе внимание. Ведь мне было неизвестно, не заметил ли он мою роль в этом небольшом происшествии. И кого, чего он тут ждал?.. На поверхность я выскочила с большим облегчением.
      
      Встреча в Кирове с давней подругой была радостной, - мы давненько не виделись, - но на бегу, в суете. Она работала, а мне надо было во что бы то ни стало выполнить свое задание по командировке. И я отправилась в банк. Управляющей банком была крупная красивая строгая женщина в темно-синем платье с короткой седой стрижкой. Она мне запомнилась тем, что, несмотря на строгую внешность, внимательно выслушала меня, задала несколько вопросов и дала распоряжение удовлетворить мою просьбу без очереди. На самом деле мне было очень стыдно «петь Лазаря», хотя мои аргументы и не были откровенной ложью. Я пожаловалась, что мы живем в национальной республике, где русскоязычного директора стараются оттереть в конец списка на выплату долгов. В то смутное время такое случалось сплошь и рядом. Но вот была ли такая ситуация конкретно с нашим предприятием? Я этот вопрос не изучила так глубоко, но бессовестно выставила это в качестве аргумента. И извинить меня могло только то, что старалась я не лично для себя, а для всего заводского коллектива. Таким образом, с заданием я справилась.

     А в дальнейшем, уже на других работах, мне приходилось еще бывать в командировках, но, пожалуй, они были ничем не примечательны.