Дневник. 27-31 августа 2014 года

Светлана Красавцева
                27 августа 2014 года.

   С канализацией - полный облом... Позавчера пошла в ЖЭК. Принимает молоденькая девушка. Люди приходят составить акты на разрушенные дома и квартиры. Одна женщина лет тридцати пяти рассказывает:

   - От дома остались только три стены! Мне ещё повезло - меня только привалило, но хоть не ранило! Доставали соседи, пока приехали МЧС-ники. Плечо вон до сих пор опухшее! И здорово, что перелома нет! Жить переехали к родственникам.

   И в её голосе радость, что она жива, и даже не ранена!

   Мужчина из очереди покачал головой:

   - Да, это Вы прямо в рубашке родились! У нас снаряд в крышу попал, но не разорвался. Но хоть стены целые! И никого не ранило!  Просто чудо!

   Я слушаю их и понимаю, что мои проблемы с текущим потолком - это такие мелочи! Просто стыдно по этому поводу и людей беспокоить! И вообще сейчас произошла полная переоценка ценностей! Люди радуются, что остались живы, пусть даже и дом разрушен, и жить негде! Всё можно восстановить, кроме жизни!

   Когда подошла моя очередь,  девушка, принимающая заявления, мне сказала:

   - Я запишу заявку, но связи с аварийной службой у нас всё равно нет. Поэтому будет  быстрее, если вы сами туда съездите.

   У неё было такое усталое, измученное лицо! А ей всего лет двадцать пять-двадцать семь. Ну да, обстрелы, бессонные ночи, а тут ещё люди со своими проблемами, которым невозможно быстро помочь (и когда будет возможно - тоже неясно!), и не все, наверное,  воспринимают отказы спокойно... Нервы-то сдают...

   Сегодня с утра на удивление тихо! Поехала на Героев Сталинграда в аварийную службу. Когда вышла на остановке, была очень удивлена оживлённостью улицы. Стоят машины с овощами и хлебом, работают кое-какие магазины (без света!). Вдоль дороги торгуют всякой всячиной: сигаретами, носками, батарейками, книгами (я даже купила за десять гривен двухтомник Марининой в мягкой обложке - не смогла себе отказать!).

   Нашла аварийку. Но там сказали:

   - У нас нет бензина, не на чем выезжать. Мы заявку запишем, а вот когда приедем - неизвестно!

   С тем и ушла... Но хоть накупила овощей: помидорчики-сливки (мамины любимые), сладкий перец, баклажаны, морковку - здесь это всё дешевле, чем на Юбилейном. Туда, видимо, из-за частых обстрелов ехать торговать боятся...

    Дома оставила сумки с продуктами, взяла десять литров воды и поехала к маме. И всё ещё тихо! Просто рай на земле! Оставила воду и продукты и побежала звонить ребятам. Какое счастье, что здесь, буквально в двухстах метров от маминого дома, нашлось место, где хоть и плохо, с перебоями, но ловит связь! Наверное, только с двадцатой попытки дозвонилась Саше. Они там за нас сильно беспокоятся. Саша посоветовал:

   - Мама, ты ходи ночевать в бомбоубежище!

   - Да у нас почти никто туда не ходит! У меня и так сон нарушен, а там я вообще спать не смогу. Лучше уж дома!

   Домой снова шла пешком. Но хоть не стреляли.

   А когда около пяти вечера вышла по воду, мне сказали:

   -Гуманитарку дают! Иди быстрее получай! Уже почти все получили!

   Вот здорово! А говорили, что наши две девятиэтажки будут получать завтра! Но вначале я всё же  принесла воды.

   Это из России пришёл долгожданный гуманитарный конвой. Украина никак не хотела пропускать, всё находила причины... А ведь некоторые люди здесь действительно уже голодают... Это ещё хорошо, что у мамы была небольшая сумма собрана на похороны ( как я называю её, "гробовые"). Если бы не эти деньги, то мы тоже бы голодали...

   Место для выдачи гуманитарной помощи выбрали - лучше не придумаешь! У нас учебные корпуса выстроены так, что между ними образовался внутренний двор, закрытый со всех сторон.  Техника безопасности прежде всего! Рассказывали, что когда в районе магазина "Кохана" 23 августа стояла очередь, её обстреляли, и десятилетней девочке оторвало ногу... Она не выжила... И ещё несколько человек ранило...

   Во дворике поставили столы. Сразу несколько человек проверяли документы, выписывали талончик на следующий раз, а ребята споро выдавали пакеты. Очередь двигалась быстро. Вскоре и я получила свой набор, в котором было: 1 кг гречки, 1 кг риса, 0,5 кг сахара-рафинада (почему-то килограммовую пачку разделили пополам!) и три банки мясной тушёнки. Сказали, что дней через десять ещё выдадут. Ну что ж, уже неплохо!

 

                28 августа 2014 года.

   Мне почему-то катастрофически не хватает времени! Световой день уменьшается. В семь утра в моей квартире ещё сумерки,  а в девятнадцать-уже темно! Вчера даже дневник писала при свече.  А сегодня день облачный, и дома даже днём полутемно...

   У меня уже сложился свой распорядок дня. В шесть часов вставать сейчас уже нет смысла, поэтому сплю ( или просто лежу, если уже не спится) до семи. Пью кофе и иду или за молоком, или за рыбой на Гаевой, иногда - на центральный рынок за чем-нибудь мясным. И за рыбой, и за мясом обычно очереди, иногда приходится стоять по часу-полтора. Приношу домой покупки и еду или иду к маме (еду, если беру с собой воду). Общаемся с ней часа два (в это же время убираю в квартире, иногда стираю). Когда появилась возможность звонить в Харьков, мама нетерпеливо говорит, как только я захожу к ней:

   - Может, ты сначала позвонишь ребятам? Я ТАК хочу , чтобы ты к ним дозвонилась!

   И я иду звонить. На это уходит около часа - иногда приходит переходить с места на место, искать, где берёт связь. Набирать и набирать номер... А она вскоре прерывается, и снова ходишь ищешь... Как мы говорим, разговор получается "пунктирами"! Но мы рады и этому! По крайней мере теперь наши родные не сходят с ума от неизвестности: живы ли мы?!!

   Потом сорок минут на дорогу домой. Прихожу уже около двух часов дня. Обедаю, ложусь отдохнуть до четырёх. А с 16 до 17 часов качают воду. Очередь хоть и небольшая, но всегда есть. Делаю обычно два захода по пятнадцать-двадцать литров . Почему так много? Часть оставляю себе, часть - маме, часть или Кирилловне, или Тоне с Гавриловной. Иногда - Наташе с её мамой.

   Пока светло, надо быстренько приготовить ужин. Вот вчера нафаршировала очень вкусные перцы. Правда, без мяса - овощи и рис. Но получилось классно! Так хотела маму порадовать, а она забраковала... Капризничает... Съела, конечно, но без удовольствия. Я правда, ничего ей не сказала - не хватает из-за ерунды поссориться... Ну не нравится ей что-то - имеет полное право! Вкусы-то у всех разные!

   Минут по пятнадцать-двадцать сижу у Тони с Гавриловной. Развлекаю разговорами. Где что видела, что слышала. Они-то сидят дома безвылазно, представляю, как это тяжело! После случая, когда Гавриловна заблудилась, и её покусала собака, Тоня мать на улицу отпускать боится... Узнаю, что им нужно завтра купить.

   Наташа со своей мамой тоже ждут меня каждый день. Валентина Николаевна ещё выходит изредка в магазин, а у Наташи всё время кружится голова, она не рискует идти на улицу.

   Отношу еду кошкам к двухэтажному дому. Вначале это была одна Бася - кошка моей приятельницы, но очень быстро про это прознали ещё Пушок и Катька, и теперь кормлю уже троих.  Мешаю им вареную кильку с хлебом или пшеничной кашей. Кильки, правда, чуть-чуть, больше для запаха. Так смешно: когда подхожу к двадцать четвёртому дому, эти двое приблудышей бегут впереди меня за дом, где я зову Басю и раскладываю им корм в три мисочки-каждому в свою! Сегодня дозвонилась до Лены - хозяйки Баси. Боже, как она была рада, что её кошка жива и что я её кормлю!

   - Я уже и не думала, что Басечку увижу! - Плакала она от радости в трубку.- Думала, что она погибла! Спасибо тебе огромное, что кормишь! Она же у меня одна осталась из семьи! (муж у Лены умер год назад, а сын живёт сейчас в другом городе).

   Дома ужинаю уже в полутьме.  И выхожу на улицу, на традиционные вечерние "посиделки". В девять вечера (если нет сильного обстрела) мы расходимся. Я ещё минут тридцать-сорок читаю при свечке. И спать!

   И так изо дня в день! Но это хорошо, что всё время чем-то занята. Хуже, если бы сидела и боялась... А так, бояться некогда!

-------------------------------------

   Сегодня только собралась идти по воду, как вдруг "Бах! Вж-ж-ж!!! Бум!!!" Стреляли где-то совсем рядом, как будто из-за гаражей. Я заскочила домой. Благо, что только вышла из подъезда. И ещё выстрел! И ещё! Всего около семи-восьми... Когда затихло, пошла всё же по воду. Ребята, которые включают генератор, сказали, что якобы попали в тот дворик, в котором вчера мы получали гуманитарку! Вот это да! У меня прямо волосы встали дыбом! Ведь наши два девятиэтажных дома должны были получать продукты СЕГОДНЯ! В СЕМНАДЦАТЬ ЧАСОВ!!! И именно в это время обстреляли тот безопасный и закрытый со всех сторон дворик! А знали об этом только СВОИ!!!  Переиграли-то всё спонтанно, когда решили и нашим двум домам выдать помощь вчера. Просто быстро справились, а людей на весь городок осталось всего двести с небольшим человек.

   Это что же получается? Что наводчики - это те, кто живут с нами в одном городке, а может, и в одном доме... Или и стрелял кто-то "свой" ?!! Просто уму непостижимо... Хотя... Подозрения на кое-кого есть...

   Когда вышли на "посиделки" к гаражам, мы с Татьяной не удержались, пошли посмотреть, куда же попали... И, надо сказать, увиденное впечатлило! Старый корпус агрофака на пятом этаже прострелен насквозь!  И дворик, где вчера мы себя чувствовали в такой безопасности, весь усыпан осколками! Самого разного размера! Валяются срубленные ветки деревьев... Стреляли, видимо, действительно из-за гаражей, возможно, из ручного миномёта... "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" Как говорится, "без комментариев!"...



                29 августа 2014 года.

  Утром тихо. Съездила на центральный рынок. Купила кильки кошкам, себе и маме - куриную рубку (из неё маме вырезаю филе, а себе-"пёрышки-крылышки", так как мама ест только белое мясо). Взяла попробовать копчёную мойву - восемь рыбок. Хранить-то негде, надо сразу съесть! И у меня получилось на сегодня шикарное меню! На обед - жареная картошечка, салат из сырого кабачка, помидора и лука с подсолнечным маслом. А главный номер "программы" - копчёная мойва. Она, кстати, оказалась очень вкусной! На ужин - картошка с куриным крылышком, соте из баклажана, перца, моркови, лука и помидоров. Что ж нам жаловаться на жизнь?!!

   Маме мойва тоже понравилась. А из филе она отбивнушек нажарила. Соте не захотела. Ела просто помидоры. Но я ушла удовлетворённая, что она наелась, и ещё на вечер и на утро осталась еда. Правда, она обед называет ужином. Говорит:

   - Вот я сейчас поела и всё. Потом уже темно, я на кухню выходить боюсь -вдруг упаду в темноте! Мне потом не подняться! Я ведь как-то,  ещё до войны, упала в комнате возле балконной двери и потом ползла в спальню до кровати! Только там сумела кое-как вскарабкаться... Все локти содрала...

   Она совсем слабенькая стала. Чтобы легче было вставать с кровати, я ей привязала к ножке серванта крепкую верёвку в четыре слоя. За неё она берётся, тянет на себя и так встает...

   - А ночью я есть хочу и из-за этого спать не могу. Да и прислушиваюсь всё время. Если стреляют, выстрелы считаю, а если тихо, то жду, когда начнут стрелять... С собой беру несколько печенинок и конфеты сосательные. Съем, и вроде, голод приглушу.

   Я советую:

   -Ну, не хочешь или боишься на кухню выходить, бери с собой ту же отбивнушку. Или хоть молока с с хлебом.

   Но мама упрямится:

   - Нет, я так не привыкла!

   И каждый день жалуется, что ночью хочет есть... Конечно, если с двух часов и до ночи ничего не есть, поневоле зверский голод почувствуешь! Но не переубедишь её!

   Купила и сегодня маме винограда у той же женщины, что и несколько дней назад. Она уже меня узнаёт, и немного уступает в цене. Сама съедаю несколько ягодок, остальное - мамочке. Она его любит, пусть сил набирается!

----------------------------------------------

   Ночью сегодня стреляли. Да так, что опять кровать ходила ходуном , и мне не надо было слуховой аппарат надевать, чтобы слышать... Дрожали стёкла в окнах. Они, наверное, и держатся только благодаря тому, что мы все окна заклеили скотчем крест-накрест. А так бы давно уже потрескались... Вот ведь, вспомнили опыт Отечественной войны... Пригодился...

  Лежу и думаю: переодеваться или нет?!! А потом махнула рукой: а-а, надоело всё! Ну, выскочу в случае чего в ночнушке!  Правда в пакет с документами положила спортивный костюм на всякий случай. И читаю, читаю "Живый в помощи..." Отвлекает, по крайней мере!

   А день прошёл более-менее спокойно. Наверное, нацики ночью, "отработали" свою норму! Я спокойно и на рынок съездила, и к маме сходила (пешком туда и обратно), и ребятам в Харьков позвонила - тихо! Просто даже кажется, что и войны нет!

   Только под вечер началась какая-то стрельба. Но жители спокойно идут по воду к скважине. Значит, это стреляют от нас. Наши.

   Хотя... некоторые "нашими" считают нациков... И таких, по моим подсчётам, процентов тридцать... Некоторые устали бояться обстрелов и говорят:

  - Да хоть бы ополченцы сдались! Или ушли куда-нибудь!

  Не понимают, что ничего хорошего нас в этом случае не ждёт... Фильтрационные лагеря и переселение в какие-нибудь Богом забытые сёла... Мы ведь сепаратисты!

   Днём, когда собралась идти к маме, кто-то навёл панику. Когда я вышла на улицу, ко мне подбежала взволнованная Нина Сергеевна:

   - Нас собираются стереть с лица земли! Идите все к пятому общежитию!

   Я пошла посмотреть, что это за фигня. Всё равно по пути. Оказалось, что кто-то сказал, что на крыше девятиэтажного общежития ополченцы хотят установить... "Град"!!! Умнее ничего не придумали! Хоть бы сообразили, что это не ручной миномёт, а огромная махина - КАК его втащишь на крышу?!! Кто-то пустил панику... Люди перепуганы - подхватили... Хорошо хоть вышел кто-то из руководства университета и спокойно объяснил. Толпа разошлась. Паника не состоялась...

  ---------------------------

  Несу воду от скважины домой. Навстречу женщина - рыдает навзрыд! Её остановили:

   - Татьяна, что случилось?

   Она аж захлёбывается, не может говорить. Кто-то подал её бутылку с водой. Не может пить, зубы стучат о горлышко, вода проливается... В мыслях сразу же: наверное, убили кого-то из родных... Или сильно ранили...

   Наконец, она смогла выговорить:

   - Всё плохо! Нам не начислили заплату ни за июль, ни за август! Больница разбита! (Она, оказывается, врач!). Я так от всего этого устала!

   Женщины окружили беднягу, давай успокаивать:

   - Да всё будет хорошо! И город восстановим! И больницу!

   - И зарплату выдадут! Надо только немного потерпеть!

   Татьяна ещё поплакала, успокоилась и пошла по воду. Нервы нервами, а "без воды и ни туды, и ни сюды..."

   А вообще-то я смотрю,что большинство настроены оптимистично. И держатся здорово. Не паникуют при обстрелах, не жалуются на отсутствие удобств. Даже когда неделю не было газа, с шутками шли готовить на костре. Бывают, конечно срывы, наподобие сегодняшнего. Но недолго. Потом человек берёт себя в руки и ЖИВЁТ!!! Живёт на зло тем, кто ждёт, что мы здесь все попередохнем от голода или страха, что будем драться за кусок хлеба и отнимать у более слабых. Всё получилось наоборот! Помогаем тем, кто сам не в состоянии носить воду или покупать продукты, успокаиваем потерявших ВЕРУ. И главное - остаёмся ЛЮДЬМИ!!!

   И ещё я заметила одну очень странную вещь: некоторые стали выглядеть лучше, чем до войны! Вот уж парадокс так парадокс! Мамина ровесница (а маме восемьдесят шесть лет) Светлана Яковлевна зимой и весной еле ноги таскала. Лицо было какое-то жёлтое и отёчное. Я уж, грешным делом, думала, что ей немного осталось жить... А сейчас возит на тележке по десять литров воды и ещё в руке пятилитровое ведёрко. Идёт споро, наравне с молодыми! Сегодня её на рынке встретила. Активная, ни на что не жалуется! Просто молодчина! Мне говорит:

   - Светуля, я ведь свою зарядку всё равно каждый день делаю по сорок минут! На все суставы! Хоть и война! И водой холодной обтираюсь. Обливаться, как раньше, не могу - воды много надо.

   И лицо свежее, и отёчности нет и в помине...

   Профессор Никитина до войны начала резко худеть - началось заболевание щитовидной железы. А теперь говорит:

   - Не пойму: раньше у меня сил совсем не было, а сейчас я прямо летаю! И вес начала набирать! Хотя раньше-то лучше питалась! И таблетки не пью - их купить негде!

   Странно... Возможно, не стало электромагнитных излучений - электроприборы-то никакие не работают!  Еда стала проще, безо всяких изысков. Режим изменился - рано ложимся и рано встаём. Вот и не верь, что в каждом плохом есть что-то хорошее!!!



                30 августа 2014 года.

   Проснулась в семь утра. Спала отвратительно!  Ночью жалела, что нельзя включить свет и почитать. Свечку экономлю - парафина осталась всего четверть от того, что было. А покупать очень дорого! Крутилась с боку на бок, и считала, и молитвы читала. Передумала обо всём-и о войне, и о ребятах, и о маме...

   Выхожу на кухню-СЮРПРИ-ИЗ!!! С потолка опять течёт! Оно уже как-то немного поутихло. То ли и правда мои просьбы были соседями по стояку услышаны, то ли ещё что, но эти дни почти не текло. А где капало - стояли кастрюльки, ведерки... На пол, по крайней мере, не попадало! А сегодня с пола пришлось убирать большую лужу. Хорошо, что ещё белизна есть! И ведро наполнено наполовину густой,  чёрной, вонючей жижей...

   Побежала по соседям - надо всё же вскрывать квартиру, находящуюся над моей. И столкнулась с позицией "моя хата с краю!" Одному сказала, тот категорически ответил:
   - Я в таких делах не участвую!

   Молодой парень, к которому меня направили - мол, он раньше в милиции работал, сказал:

   - Мне срочно нужно уезжать! А вскрывают квартиры МЧС!

   Только один сосед по стояку согласился:

    - Света, собери ещё человека три мужчин. Я пока инструменты найду.

   Но, как назло, никто больше не соглашался участвовать во "вскрытии".

   Тут я вспомнила, что где-то был телефон хозяина злосчастной квартиры, живущего в Киеве.  Нашла в блокноте. Записала в телефон. Поехала на Юбилейный. На маршрутке, чтобы было побыстрее.  С трудом, не знаю, с какой попытки, дозвонилась. Трубку взяла женщина:

   - Алё! Вам кого?

   - Мне Андрея.

   - Зачем?

   - Его квартиру затопило!

   Женщина удивилась:

   - Какую квартиру?!! В каком городе?!!

   - В Луганске.

   - Но наш Андрюша ещё мальчик, ему  всего шесть лет. У нет никакой квартиры! Тем более в Луганске.

   - Ой, извините!  Я, наверное, ошиблась номером!

   -  Возможно.

   Вот невезуха! И ведь можно не верить в приметы, но когда шла на остановку, мне дорогу чёрная кошка перебежала... Верь-не верь, а облом капитальный! Придётся ехать домой, уточнять номер телефона...!

   А тут раз: "Ба-бах!!! И-и-и-и!!!" Прямо над головами! Все попадали на землю. Фу-у! Слава Богу, пронесло! Все живы и целы. Снаряд пролетел куда-то дальше! Но куда-то же он попал!

   Побежала, "отметилась" у мамы. Сказала, что не могу долго сидеть. Надо что-то решать с соседской квартирой.

   Дома оказалось, что я недосмотрела одну цифру. Она нечётко написана, и я вместо "0" написала "6". Вот и пришлось кататься туда-сюда!

   Приехала опять на Юбилейный. Дозвонилась! Ура-а!!! Андрей (хозяин квартиры) сразу заявил:

   - Квартиру вскрывать нельзя!

   - А что мне делать?!! Мне на голову канализация течёт! Пусть Ваша мать приедет и откроет квартиру!

   - У нас с ней связи нет уже месяц!

   - Ну, тогда скажите адрес, я съезжу!

   Он сказал. И я поехала... От остановки шла ещё около двух километров.

   Хозяйку увидела недалеко от её дома - она несла воду.

   - Людмила Ивановна, подождите!

   Обрисовала ей ситуацию. Она возмутилась:

   - Мы перекрыли все трубы: газ воду! Там не может ничего течь!

   - Но это не вода, а канализация забилась! И она течёт к ВАМ в квартиру!  А уже от вас - ко мне через потолок!

   - А что-я должна её убирать?!!- закричала она.

   Я удивилась:

   - А что - я должна убирать ВАШУ квартиру?!!

   - Ну вот что! Я никуда не поеду! Тем более под таким обстрелом!

   И правда, пока я шла к ней с остановки, велась где-то рядом непрерывная стрельба. Но, судя по поведению мужчин на улице, которые спокойно несли воду, разговаривали, курили, стреляли не сюда, а отсюда. Свои.

   - Вот что, - Решила Людмила Ивановна.- Подожди, я дам тебе ключи! И делай, что хочешь!

   И что мне оставалось делать?!!  Взяла ключи, поехала домой. С тремя пересадками! Ведь время работы маршрутных такси давно прошло... Это мне ещё крупно повезло!

   Приехала домой уставшая, голодная и злая, как собака! А когда заглянула в квартиру, куда так рвалась попасть, мне захотелось зарыдать в голос и затопать ногами от бессилия и злости!

   Под раковиной расплылась огромная чёрная лужа... Всюду сновали тараканы самых разных размеров! Тучи! Полчища!!! Так вот откуда они и у на появились! И эту лужу мне надо убирать... Альтернативы нет... Надела перчатки - и вперёд! Даже тряпку пришлось нести из дома. У них ни одной не оказалось... Целое ведро чёрной густой жижи, больше похожей на смолу, вылила в унитаз. А из трубы продолжало сочиться... Причём, очень низко, почти над полом. Еле-еле туда подсунула лист из газовой плиты. Не могу же я тут круглосуточно сидеть и вытирать пол... И что делать?!! Придётся завтра ехать за хозяйкой.

   В общем, настроение то ещё! День "удался"! А за окном: "Бух!!!"  Бух!!!"

   Рано обрадовались затишью!

-------------------------

   Вечер. Сидим под гаражами. Общаемся. Звёзды горят такие яркие, каких раньше в городе увидеть было нереально! И вдруг: "Бах!!! Вж-ж-ж!!!" и совсем близко; "Бум!!!"

   Володя говорит:

   - На сельхозе упал! Надо расходиться!

   Забежала с фонариком в подъезд, перешагнула через Дину. Она вяло махнула хвостом, мол не мешай слушать, что там творится.

   Дома пишу при свечке. А за окнами: "Бах! Вж-ж-ж! Бум!!!" Стёкла дрожат, стены вибрируют... Как-то переживём сегодняшнюю ночь?!! Сажусь читать молитву задержания.  Вдруг поможет?!! И ведь казалось, что самое страшное уже позади, что нациков отогнали от города...

   Куда же упали снаряды?!!



                31 августа 2014 года.

   Вот и закончилось лето! И это чувствуется. Не так, конечно, как в песне, которую когда-то пела Майя Кристалинская: "Скоро осень. За окнами август. От дождя потемнели кусты." Дни ещё жаркие, и дождей нет. Но солнце уже не палит беспощадно, как ещё неделю назад, а греет ласково, приятно. А вот ночи стали прохладными. На "посиделки" уже приходится набрасывать лёгкую ветровку. Сегодня утром впервые достала спортивную мастерку и надела - в квартире тоже становится зябковато. Похолодание с одной стороны радует: дольше можно хранить продукты, пешком ходить стало приятно. А с другой стороны огорчает: грядут холода... И будет ли у нас отопление? На счёт отсутствия света и воды - все уже привыкли, даже не ропщут. Мне иногда даже кажется, что свет никогда уже не включат... Вода - Бог с ней!- её наносить можно. А вот что делать, когда в девять утра будет ЕЩЁ темно, а в три часа дня - УЖЕ темно?!! И холодно... И дожди... Что тогда делать в бесконечные темные вечера?!!

   Ну вот, начала "за здравие", радовалась, что спала жара, а закончила... Ладно, хватит ныть! На самом деле я всё же оптимистка. Да и большинство оставшихся в осаждённом городе - оптимисты.  Люди и шутят, и смеются, и находят, чему радоваться (даже самым мелким мелочам!), а отнюдь не рвут на себе волосы круглые сутки! И мало, кто жалуется. И помогают тем, кто сам не может ходить по воду или за продуктами. И угощают тех, у кого совсем не осталось денег - то тарелку супа нальют, то хлеба или крупы принесут.

   Я сегодня когда ходила за молоком, смотрю - Надя вынесла миску с горячим борщом. Объясняет:

   - Соседка инвалид. Несу ей.

   А мои соседи по подъезду Тоня и Гавриловна, которым я покупаю продукты, мне сегодня преподнесли царский подарок! Приехал их крестник из Харькова (добирались очень сложно и очень опасно! Даже обстреляли однажды автобус, в котором они ехали!) и привёз им продукты. Так они мне в пакет положили маленькую палочку полукопчёной колбасы - очень вкусной! Кусочек сала - оно такое нежное, что и жевать не надо! Сыр колбасный и конфеты! То-то маму порадую! Сало она не ест, но всему остальному будет очень рада!  А мне, видимо, не хватает животных жиров, так на сало я набросилась, как будто вообще тут голодаю! Три раза в день ела! И успокоилась! Отвела душу!

---------------------

   А стреляют со вчерашнего вечера знатно! Всю ночь кровать подпрыгивала, стёкла дребезжали! Спать было невозможно! Лежу в ночнушке, не переодеваюсь. Читаю и читаю "Живый в помощи..." Порой, видимо, проваливаюсь в сон, но и во сне продолжаю читать: "Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и ва­силиска наступиши, и попереши льва и змия."

   И нет уже ни страха, ничего... Только ожидание, когда закончится обстрел... А может, и ожидания уже нет... Просто ТЕРПЕНИЕ...

   Встала невыспавшаяся. Пошла за молоком - стреляют. Коровки Надины уже пасутся, привязанные к колышкам на полянке с зеленой травкой. На стрельбу-ноль внимания! И я иду как-то смелее, глядя на них. Там надо перейти большое открытое пространство. А это во время стрельбы всегда страшновато...

   Хотела съездить на рынок, но не рискнула. А к маме всё равно идти надо! Это даже не обсуждается! Она ведь сидит и ждёт меня. Как она говорит:

   - Я жду тебя, как Ангела!

   Иду пешком. Где-то за домами посёлка Екатериновка гулко ухает, как сваи в землю забивают: "Ух!!! Ух!!! Ух!!!"

   И на горизонте появляются клубы чёрного дыма. Это, видимо, в районе дороги, ведущей от Металлиста к Камброду. Когда иду через мост эстакады, стараюсь побыстрее проскочить его. Почти бегу. На мосту чувствуешь себя почти голой, уязвимо открытой со всех сторон! Дорога, ведущая к Металлисту пуста. По ней давно уже не ездят машины. Только иногда идет военная техника. И то редко. По трассе, вдоль которой иду, изредка мчатся легковушки, ещё реже - маршрутные такси, стекла которых заменены на плёнку, картон, фанеру...  А салоны покалечены осколками... Ополченцы едут всегда с мигающими подфарниками. Но вообще транспорта так мало, что можно переходить дорогу в любом месте.

   Звонить ребятам из-за стрельбы не пошла. Там как раз место, которое хорошо обстреливается со стороны Счастья. И, наверное, видно, когда собираются желающие дозвониться до своих родных и знакомых. А места скопления людей очень охотно обстреливают! Развлечение у них такое, что ли?!!

   Перед маминым домом встретила её соседку:

   - Света, в школе воду выдают на гуманитарку. Я очередь заняла. Бери у мамы документы и подходи.  А крупы и консервы я ей утром получила.

   Ну да, в России же знают, что город без света и воды. Вот и воду даже привезли питьевую. Спасибо им! Я когда смотрела по телевизору про осаждённый Славянск, думала: КАК же они там выживают в таких условиях?!! А сейчас сами в таком же положении. И ничего, выживаем! Человек может ко всему приспособиться!

   Возле пятьдесят третьей школы довольно много народа. Но Люда мне уже махала с крыльца - её очередь подходила.  Возле входа дежурят двое ополченцев с автоматами. Люди стоят спокойно, переговариваются. Одна очередь - для тех, кто ещё не получил продуктовый набор, вторая - за водой. Отпускают быстро. Выдали две пятилитровые бутыли. Что ж, питьевая вода - тоже неплохо (пьём-то обычную, неочищенную даже!). Хотя, конечно, было бы гораздо лучше получить по литру подсолнечного масла! Здесь его вообще нет в продаже! Но - даренному коню в зубы не смотрят! Спасибо России за такую помощь! Для многих эти продуктовые наборы - действительно возможность ВЫЖИТЬ! Это же сколько денег Россия выделила, сколько беженцев у себя приняла! Низкий им поклон!


   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/10/1192