Из жизни командированных советского периода 1

Ксения Шамшурина
Командировка в Пермь

    Для моей «сидячей» должности инженера-конструктора командировки – дело нечастое, и потому были они для меня событиями не рядовыми. А самая первая в моей жизни командировка и вообще была экзотической, поскольку не имела к моей специальности  никакого отношения.

    На большом заводе, куда меня распределили после института как молодого специалиста, было заведено раз в год отправлять свежеиспеченных инженеров на месяц на стройку. Понятие «стройки» было широким – от работы действительно на каком-нибудь заводском строительстве до работы подсобным рабочим в заводском озеленительном цехе. Туда я и попала. В большой цветочной теплице климат был прямо-таки тропический – душный, влажный и жаркий. Я приуныла от перспективы провести здесь целый месяц, оторванная от знакомых девчонок и коллектива, к которому едва начала привыкать. «Начальником  озеленения» оказалась жена нашего институтского декана, которая стала благоволить ко мне, как только это выяснилось. Она-то и предложила мне поехать в командировку в Пермь за саженцами, видя, что я заскучала. Я обрадовалась смене обстановки и легко согласилась.

    Рано утром мы встретились втроем, чтобы лететь самолетом, - я, моя добрая начальница и огромная толстая девица, которой оказалось всего семнадцать лет. Девица повергла меня в ужас своим внешним видом и манерами. Она имела прибалтийские корни и родню в Прибалтике, которая и в то время была для нас почти заграницей. Я искоса оглядела её. На ней был модный светлый плащ, очевидно, подарок от родни, поскольку в свободной продаже его было не найти, ужасно грязный и с недостающими пуговицами. Светло-коричневые капроновые чулки на полных ногах пустили стрелки, схваченные где-то черными, где-то  белыми нитками. До Перми девица эта, Ирка, была на попечении начальницы. А вот по прилету она была поручена мне, как старшей по возрасту и по статусу, так как начальница отправилась к родственнице, а нам полагалось устроиться в гостинице. Я чувствовала себя очень неуютно в компании с этой Иркой, воспитанием которой, по-видимому, никто никогда не занимался. Она была бесцеремонной, громогласной и курящей особой. При всем при том она невольно вызывала у меня жалость, подогретую рассказом начальницы о ее жизни в неблагополучной семье.

    Устроились мы с ней в многоместном номере. Мне хотелось отдохнуть с дороги после раннего подъема, поваляться с книжкой, хотя обстановка и не очень располагала. Но проклятая Ирка, это слоноподобное дитя, была на моей ответственности, хоть и превосходила меня вдвое по всем параметрам, кроме возраста. Я заметила еще у стойки администратора, что она произвела впечатление на мужчин, торчащих в вестибюле. От нее это внимание тоже не укрылось. И только мы заняли свои места и разложили вещи в тумбочках, как в дверь постучали, и взрослый мужчина кавказской внешности пригласил Ирку развлечься игрой в карты в холле, который, видимо, служил комнатой отдыха на этаже. Я забеспокоилась и попробовала отговорить и даже запретить ей уходить, ссылаясь на указания начальницы. Но плевать она хотела на мои запреты, тем более что начальницы рядом не было. Ирка ушла в компанию, а я уже не могла ни спать, ни читать. Спустя какое-то время я не выдержала и пошла проверить, где она есть. Ирка громогласно хохотала в компании мужиков, держа в руках карты и, кажется, даже пила с ними вино. Я строго сказала, что завтра нам рано вставать на работу и встречаться с начальницей, а потому пора ей уже уходить. Ирка неожиданно согласилась, к моему облегчению. В номере я выговорила ей всё, что думаю о её поведении.

    На другой день мы занимались выдергиванием  из земли саженцев лоха серебристого, барбариса и еще каких-то кустов, предварительно подкопанных бульдозером. Не припомню в жизни более тяжелой работы! Ныли руки, спина, живот. У Ирки силы было куда больше, чем у меня, но и лени тоже больше. Приходилось уговаривать её, как ребенка, поработать еще немного: работы было много, а одной мне не справиться. После работы мы шли с ней в магазин купить что-нибудь к чаю. Я покупала, а она ждала в сторонке и иногда громко выкрикивала: «Ну, скоро? Что ты там, как корова?» Почему корова?! Какая из меня корова?! Люди с любопытством оглядывались на нас, и мне было очень неловко. Вообще, компания Ирки страшно надоела мне за одиннадцать дней командировки. Угнетало, что я никак не могла от нее отделаться. Иногда ругалась, что брошу ее и уеду к однокласснице на другой конец города. Тогда она ненадолго пугалась перспективы остаться одной в большом чужом городе и шла за мной, как большой побитый щенок.

    Я не выдержала и пожаловалась начальнице на свою несчастную жизнь. Мы пока не могли уехать, хотя сделали свою работу: должны были дождаться транспорта для отправки саженцев, а его все не было. Начальница пожалела меня и взяла Ирку на пару дней под свою опеку, а мне дала увольнительную. Я тут же поехала на экскурсию в Кунгурскую ледяную пещеру. Пещеру я видела первый раз в жизни, и она показалась мне необыкновенно красивой со своими разноцветно подсвеченными сталактитами и сталагмитами, большими сводчатыми залами и прозрачным подземным озером. Затем я разыскала живущую в Перми одноклассницу, с которой дружила в школьные годы, и навестила её. А еще успела побывать в художественной галерее и где-то там же увидеть выставки экзотических рыб и бабочек. Стоило мне забыть на два дня про Ирку – и жизнь снова стала в радость. Вот что я поняла после этой поездки: больше всего в жизни мне хочется общаться с теми людьми, которых я сама выбираю. Сама! Увы, жизнь нас не спрашивает и сводит…, да с кем только не сводит! Но вряд ли я запомнила бы эту командировку, не будь рядом Ирки.