Обзор печати. Следуйте за деньгами

Михаил Абрамов
Айварас Абромавичюс, бывший министр экономики Украины, который подал в отставку в знак протеста против давления коррупционеров из окружения Порошенко, рассказывает корреспонденту Нью Йорк Таймс, как однажды, совершенно неожиданно, он получил по электронной почте письмо от совcем незнакомого человека, где тот предлагал свою кандидатуру в качестве его, Абромавичюса, заместителя.

Абромавичюс ответил неожиданному просителю, что в министерстве нет вакантной позиции заместителя министра. На что тот ответил, чтоб Абромавичюс не беспокоился, позицию создадут.

- Мне эту должность предложили люди из команды Петра Алексеевича, - сообщил незнакомец, ссылаясь на Президента Порошенко.
- А кто конкретно, - спросил министр.
- Игорь Кононенко, - последовал незамедлительный ответ.

Игорь Кононенко – друг Порошенко еще по армейский службе и его нынешний партнер по бизнесу.

Далее в статье под названием «Украина пытается стряхнуть наследие коррупции» (Ukraine Struggles to Shake Off Legacy of Corruption)
рассказывается о том, как люди Порошенко пытались с помощью закулисных сделок «распилить» между собой миллиарды, которые Запад выделил Украине. 

«Валютный Фонд, прослышав о намечающейся сделке, вынужден был приостановить выплаты. Когда совет Фонда соберется в Вашингтоне летом этого года, он должен будет решить, следует ли возобновить платежи. Чтобы возобновить финансовую поддержку потребуются доказательства, что эти деньги будут использованы на помощь украинской экономике, а не в карманы политиков страны и олигархов.», - пишет газета.

Несмотря на свой западный «вектор», украинское правительство нафаршировано так называемыми «наблюдателями», которые занимают должности среднего звена в парламенте и различных министерствах, срывая усилия по внедрению правил, которые ограничивают возможности закулисных сделок.

В качестве примера как это делается в статье рассказывается о Николае Мартыненко.
«К примеру, полагают, что Николай Мартыненко был «наблюдающий» за предприятиями энергетического сектора. Он был вынужден в декабре 2015 г. уйти в отставку со своего места в парламенте и с позиции  заместителя главы «Народного Фронта», партии бывшего премьер-министра Арсения Яценюка. Он сложил полномочия после того, как стало известно, что швейцарские прокуроры начали расследование по подозрению во взяточничестве и отмывании средств, во время работы Мартыненко в правительстве, когда, согласно обвинению, он помог поставщику оборудования выиграть пухлый контракт с национальной энергетической компанией Энергоатом, в обмен на взятку в размере $ 29 млн.»

Новый премьер-министр Украины, Владимир Гройсман, назначенный в апреле, служил ранее в качестве мэра Винницы, где расположен крупный завод кондитерской корпорации Roshen, одного из ведущих производителей конфет в Восточной Европе, главный бизнес Порошенко.

Г-н Кононенко, в свою очередь, является первым заместителем председателя политической фракции президента Порошенко в парламенте и был совладельцем, с президентом, украинского банка.

В 2014 году государственные компании потеряли около $ 9,7 млрд, в основном из-за энергетических субсидий, но также из-за хищений и злоупотреблений. Это сумма была покрыта кредитованием МВФ и двусторонней американской и европейской помощью.

В своем заявлении об отставке г-н Абромавичюс обвинил г-на Кононенко в маневрах с целью контроля государственной компании Укрхимтрансаммиак.

Виталий Касько, видный киевский адвокат, который защищал протестующих на безвозмездной основе во время революции на Майдане, бывший заместитель Генпрокурора Украины, был уполномочен выяснить, почему действующие прокуроры не проявляют никакого интереса в преследовании очевидных случаев коррупции. Но достаточно скоро он наткнулся на глухую стену.

- Есть негласное соглашение, - сказал г-н Касько в беседе с корреспондентом в Tr;s Fran;ais, популярном кафе недалеко от Майдана. - Прокурор будет смотреть в другую сторону, если это в интересах руководства. Выяснение преступного происхождения денег этих бывших чиновников неизбежно выявит и уничтожит прибыльные стратегии коррупции. Простейшей схемой является перекачка денег из государственной компании, - сказал он. - Одни и те же схемы, используемые при Януковиче, используются сегодня.

Г-н Абромавичюс, будучи министром экономики, сделал приоритетом чистку государственных компаний, которых аж 1824 в Украине, некоторые не больше одного жилого здания арендуемого правительством. Чтобы сократить подкуп и взяточничество, он создал электронную систему, под названием ProZorro и организовал независимую комиссию для назначения топ-менеджеров по их заслугам.

- Вот когда все мои проблемы начались, - сказал он. Тогда он попал под сильное давление со стороны администрации Президента с требованием, чтобы  люди Порошенко  были назначены на ключевые посты в государственных компаниях.

Г-н Кононенко отрицает свое участие. Заявитель на должность замминистра, Андрей Пасичник, топ-менеджер государственной нефтегазовой компании, позже сказал, что он не пользовался поддержкой ни Петра Порошенко, ни г-на Кононенко, что он просто блефовал.

- Парень, ни с того ни с сего, посылает мне текстовое заявление: " Я хочу быть вашим новым заместителем министра", - г-н Абромавичюс вспоминал в одном из интервью в Киеве. - У меня нет никаких оснований полагать, что этот парень блефовал.

Так заканчивается статья в Нью Йорк Таймс.

На самом деле, конечно, трудно разобраться кто есть кто в Украине, поскольку воруют все. Тот же бывший заместитель Генпрокурора Украины Касько, который был призван бороться с коррупцией, обвиняется ныне в том, что он незаконно присвоил себе служебное жилье, предоставив ложную информацию о наличии у него квартиры и завысив количество членов семьи, которые вместе с ним проживают.

Здесь интересно проследить за денежными потоками. Как говорит американская мудрость, Follow the money, следуй за деньгами.

Куда же вкладывает Украина свои капиталы? Оказывается излюбленное место украинских инвестиций – это Кипр, почти 94% вложений. Да, Кипр, налоговое убежище всех скрытных капиталов. На втором месте (сюрприз!) – Россия, 2%. Не так много, но больше чем вкладывают в дружескую Польшу или дружескую Латвию. Что ж, ворон ворону глаз не выклюет.