Дневник. 22-23 августа 2014 года

Светлана Красавцева
                22 августа 2014 года.

   Второе утро тихо. Да и ночью сегодня спала на редкость неплохо. Просыпалась, конечно, надевала слуховой аппарат, прислушивалась- тихо... И снова засыпала.

   А утром побежала искать кошкам рыбу. В основном чужим. Моя-то Клёпочка рыбу ест только сырую, в первый день, когда килька только-только разморозится. Даже к вечеру, когда она полежит, уже начинает капризничать. Вареную, принцесса, есть вообще отказывается. Всё ещё выручает сухой корм, которого я успела в начале войны, ещё по старым ценам, купить три килограмма. Конечно, если бы не было корма, куда бы она делась! Ела бы, как миленькая, и вареную рыбу с хлебом или кашей. Вон Бася, Пушок и Катька как наворачивают! Только за ушами пищит! Есть же анекдот про кошку:

   Подходит кошка к тарелке, а в ней гречневая каша.

   -Фу, гречка!- Говорит кошка и уходит.

   На второй день подходит к тарелке- там опять гречневая каша.

   - М-м... Гречка?- Говорит кошка, но отходит.

   На третий день подбегает к миске:

   - Вау! Гречка!

   Думала, что придётся идти на Чапаева на рынок (это четыре километра). Но оказалось, что на Гаевом (до него на километр ближе) открыли рыбный киоск! Ура! Очередь, правда, оказалась приличная. И многие, если не большинство, выстаивают её ради своих любимых кошечек. Всё же война войной, а животных у нас жалеют, любят и подкармливают даже "ничейных". Голода настоящего, к счастью, пока тоже нет. Ну, пропали мясопродукты, но есть крупы, рыба, овощи. Правда, что-то овощей стало мало... Нет завоза, видимо. Исчезли сладкий перец, баклажаны. Помидоры есть только кое-где, и то уже мягкие. Люди боятся ездить к себе на дачу, жалуются, что там всё пропадёт...

   В очереди встретила знакомую. В таких случаях радуешься, как будто увидел родственника.

   - Привет! И ты здесь?!! (имеется в виду, в Луганске)

   - Здесь! А куда деваться?!! Где и кому мы нужны?!!

   - Как там у вас?

   - Да как? Бьют! Вот родственника недавно похоронили... Сорок лет всего... В подъезде собственного дома накрыло... Прямо в центре, недалеко от "Детского мира"!

   Разговоры в основном о разрушениях, об убитых и раненых знакомых. О том, что хотелось бы знать, КОГДА это всё закончится... Когда нас перестанут убивать... О ночной бессоннице под грохот снарядов. Об усталости и безнадёжности...

  Женщина, стоящая впереди меня с возмущением рассказывает:

   - Дозвонилась до родственников в Кривом Роге. Меня спрашивают: "А правда, что у вас там съели всех кошек и собак?" Я возмутилась, конечно. А они мне говорят: "Ну, вы сами виноваты в том, что у вас происходит! Не надо было русских звать!" Я бросила трубку! Всё, больше их и знать не хочу!

   Наконец я купила кильку кошкам, а себе - мороженые-перемороженые свиные рёбрышки. Небольшой кусочек. Что-то так захотелось жирненького мясца! Правда, мяса там с гулькин нос, в основном кости и жир. Но я уже слюну пускаю, как сварю из этого борщ! Хотела бы купить салаки - пожарить нам с мамой, но её не было. Другой рыбы, впрочем, нет тоже.

   По дороге домой решила посчитать, сколько воронок попадётся на пути. От Гаевого до "Дома природы" на одном километре насчитала их двенадцать!!! И это только по эту сторону дороги! То, что видно, не отходя с тротуара. Все сфотографировала. Вот и думай, что где бы ты не шёл, тебя ВЕЗДЕ могут достать мины, снаряды, осколки... Так что лучше не задумываться... И многие теперь рассуждают спокойно:

   - Если суждено попасть под снаряд - тут уж берегись-не берегись, а тебя достанет! Где угодно! Так что нечего заранее бояться!

   А если всё время пугать себя, то недолго и с ума сойти... У нас организм мудрый! Наверное, в условиях повышенной опасности порог стрессоустойчивости резко подскакивает вверх. Иначе уже полгорода были бы неадекватными!

   Пока стояли в очереди, где-то близко начали стрелять из гаубицы. Но никто не ушёл. Ещё и силы шутить находили!

   Покупаю продукты заодно и инвалиду Тоне с её мамой Гавриловной, потерявшей память. И своей бывшей сотруднице  Кирилловне, ходящей на костылях, и приятельнице Наташе с её мамой. Нельзя же бросить тех, кто не может сам ходить по очередям!

   Занесла продукты домой, взяла шестилитровку воды и поехала к маме. Уже на маршрутке. Тяжело пешком тащить и воду, и еду.

   Время всего одиннадцать, а на Юбилейном всё закрыто... Только и смогла маме виноград купить. Довольно хороший, сладкий и крупный! Такой, как она любит! И радуюсь, что она хоть что-то поест с удовольствием!

   Вчера, когда я пыталась дозвониться в Харьков, начался дикий обстрел! Мины свистели прямо над головами! Все, кто стояли на пятачке, где кое-как ловит связь, упали на землю! И лежали, пока не наступила тишина... Фу! Эти снаряды не мои!

   А сегодня я увидела последствия: на клумбе роз, прямо возле рынка - воронка! И висят оборванные троллейбусные провода! Чтобы машины их не задевали, на них повесили ветки деревьев.  Дикая картина!

   Забежала к маме, оставила воду и продуты и побежала звонить. Да-да! Туда же, где вчера валялись в пыли! Еще и жалею, что раньше не узнала об этом месте. Хотя... Все предыдущие дни были дикие обстрелы. Где-то совсем рядом с этим местом. В Сабовке, где у людей дачи, что ли? Или в Александровске - это тоже совсем близко. Тут не только звонить - из дома страшно выйти было...

   С огромным трудом, но дозвонилась! Поговорила и с Сашей, и со Славиком. А потом ещё попробовала набрать номер подруги из Харькова - Любаши, с которой дружим с шестнадцати лет. Ура! И к ней дозвонилась! Попросила написать моему двоюродному брату в Питер через "Одноклассники", что мы с мамой живы-здоровы, а ребята в Харькове. Ух, большое дело сделала! Брат, тоже, наверное, уже не знает, живы ли мы. Он ведь перед войной ещё предлагал нам всей семьёй ехать к ним. Но мама наотрез отказалась уезжать куда бы то ни было, денег нам даже на проезд не хватало, а ехать в чужой город без копейки - нерационально: не сядешь же на шею брату! Так и остались дома...

   Мама уже который раз высказывается:

   - Мне уже так жизнь такая надоела! Ну какой в ней смысл?!! Только сижу, да выстрелы считаю! Пусть бы меня убило, а война бы закончилась!

   И я её понимаю. Плохо видит, еле ходит... Её лишили последней радости - возможности смотреть телевизор. Телепередачи заменили звуками гаубиц, миномётов, "Градов"... А жить в темноте?!! Она свечку зажигать боится - вдруг пожар случится, поэтому только при крайней необходимости светит фонариком. Его она привязала на верёвочку и носит на шее, чтобы, не дай Бог, не потерять! Второй, запасной - у неё в кармане. Что я могу ей сказать, чем утешить?!! Соврать, что война скоро кончится?!! Но в это верится с трудом! Правительство Украины решило уничтожить город и планомерно это делает... Забрать маму к себе? Она не хочет. Да и в нашей квартире только одна моя спальня расположена на южной стороне, а стреляют с севера, в остальных комнатах при обстрелах гораздо страшнее и опаснее, чем у мамы дома.

   Переселиться к маме - тоже невозможно. Нельзя бросить квартиру на первом этаже без решёток на окнах и металлической двери. Да ещё с проблемой канализации - я каждый день по несколько раз вычерпываю из раковины на кухне по ведру чёрной вонючей жижи... А если она по полу разольётся?!! Вот и приходится ходить к маме по четыре километра туда и обратно...

   Сегодня иду от мамы по аллейке нашего городка и вдруг обомлела: каштаны, которые уже в июле начали сбрасывать листву, вдруг снова зацвели!!! Вот это чудо! Давай фотографировать! А тут вдруг ка-ак началось! Еле домой добежала!!!



                23 августа 2014 года.

   С утра стреляют. Но, вроде бы, где-то в районе Вергунки. От нас далеко. Хотя... Это нам кажется, что далеко, а дальность стрельбы из "Града", например, говорят, что около сорока километров. Так что стОит развернуть в другую сторону - и принимайте "подарок"! Но всё же иду за молоком к Наде. Вкусное у них молочко! И мама с удовольствием его пьёт. Я даже больше из-за мамы пошла. Да заодно Тоне с Гавриловной принесу. Они вообще сейчас зависят от помощи соседей.

  Гавриловна вон недавно пошла огород полоть (у нас тут недалеко от дома народ разработал пустырь, и получились небольшие огородики). И заблудилась! Двенадцать часов её не было... Тоня вся извелась, плакала, я бегала по огородам искала... Хотя страшно было до жути - вдруг там мины или растяжки, или снаряды неразорвавшиеся... Потом женщина из частного сектора привела -хорошо, что знакомая оказалась! Бедную бабулю где-то ещё и собака покусала! Ногу и даже голову! На голове так, ссадина (может, там и не собака, а где-то за ветку зацепилась), а вот икроножную мышцу сильно разорвали... Зашить бы не мешало, да сейчас ведь и "Скорую" не вызовешь... Промыли, намазали мазью синтомициновой и забинтовали. Кто-то дал антибиотика несколько таблеток. Вот и всё лечение. Но Тоня говорит, что ничего, рана чистая, потихоньку затягивается. А  Гавриловну она уже не отпускает даже по воду. Хотя теперь вода и возле самого дома почти. Носим им по очереди.

   Рёбрышки свиные, на которые я вчера так слюну пускала, оказались гадостью несусветной! Я их вымачивала часа четыре. Приготовила с луком, морковкой, сладким перцем, но ... они, видимо, перемороженные до такой степени, что ничего в них "живого" не осталось! Есть просто невозможно! Я кусочек попробовала, так потом такое послевкусие, как будто дерьма наелась... Хотя, утрирую, конечно... Дерьма я, к счастью, не пробовала... И зубы почистила -ничего не помогало! Зато как была рада этим рёбрышкам Дина! Она их проглотила, не жуя! А улыбалась как потом мне! И хвостом так махала, что чуть ли не улетала, как на вертолёте! Хоть кого-то порадовала!

   К маме пошла пешком. По дороге меня окликнула Нина из частного сектора. Я как раз проходила мимо её дома:

   -Светик, ты к маме? Зайди-ка на минутку!

    И наложила мне в пакет всякой всячины: винограда, груш, яблок, кабачков, свёклы! Угостила яблочными оладьями. Надо же, я даже не знала, что яблоки в тесто можно класть! И такая вкуснятина получается! Ещё и для мамы положила. Мир не без добрых людей!

   По пути заняла очередь возле храма. Сегодня она не очень большая. И пошла за баклашками к маме.

   Вернулась к храму, а моя очередь через два человека! Вот это повезло! Но тут ка-ак началось! Такая стрельба, что люди метались, не понимая, откуда и куда стреляют! Казалось, что снаряды над нами летят со всех сторон! В стороне милицейской Академии поднялись клубы чёрного дыма... А тут моя очередь воду наливать! И что делать?!! Воды у мамы нет... Налила, конечно! Хотя страшно - жуть! В это время кто-то в храм забежал, кто-то к стене прижался, кто-то просто убежал, бросив очередь... Из столовой люди выбежали, которые покушать пришли... Паника... Но самое интересное, что воду всё равно наливали, не только я.

   Бегу, читаю "Живый в помощи...", стараюсь угадать, с какой стороны пятиэтажек бежать, чтобы в случае чего дом прикрыл от осколков. Хотя... если снаряд или мина упадёт здесь, то стена дома вряд ли защитит... На Бога одна надежда!

   Уф! Добежала! Вскочила в подъезд, взлетела на третий этаж. Мама, услышав шаги, открыла дверь:

   -Слава Богу! Жива! Я уже тебя по шагам узнаю! Будь проклят этот Порошенко! Пусть бы его родители, дети и внуки пожили в наших условиях! Под обстрелами! Да без света и воды!

   Посидели. От пережитого стресса мама даже вкусные яблочные оладьи с молоком ела без всякого аппетита. Спрашивается, в кого они стреляют, эти укры?!! Неужели непонятно, что в жилых кварталах остались одно пенсионеры да инвалиды...

   И снова мама говорит о смерти, как избавлении от мучений. Мне просто невыносимо её слушать... Что за нелюди пришли к власти, пославшие на свой народ армию?!! И ведь держат всех в страхе за себя и своих родных и близких - что могут в любой момент и в любом месте убить или ранить... Что снаряд может влететь в дом или квартиру и оставить без жилья... Самое интересно, что весь мир делает вид, что всё в порядке! Подумаешь, АТО (антитеррористическую операцию) объявили! Как будто здесь не люди живут, а призраки... И не убивают нас каждый день! Зато всё мусолят и мусолят сбитый Боинг...

   Когда-то, ещё в девяностые годы, я написала стихотворение, которое назвала

            Жизнь в аду.

   Церковь адом пугает нас,

   Попадём, мол, туда после смерти.

   Ну а я поняла вдруг сейчас -

   Мы уже все в аду, поверьте!

         Кто здесь счастлив, скажите мне!

         На Земле жизнь для всех мученье.

        За былые грехи мы попали сюда -

        Так нас учит Востока ученье.

    Все скафандры из тел получили

    И  проходим жестокую школу.

    Войны, ненависть, зависть, болезни -

    Всё подвластно земному закону!

        Как глупы мы, когда рыдаем

        Над могилой родных, любимых!

        Мы не их, мы СЕБЯ жалеем -

        Как же мы здесь без них, родимых?!!

   Не поймём, что для них страданья

   В прошлом все. И они СВОБОДНЫ!!!

   Это мы остаёмся здесь в ссылке -

   Нелюбимы, бедны, голодны...

   Вспомнилось это упадническое (как называли мои сыновья) стихотворение, а сейчас оно прямо в тему!


   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/09/1763