Дневник. 18 августа 2014 года

Светлана Красавцева
                18 августа 2014 года.

     Утром непривычно тихо. И прохладненько впервые за много дней. Устали уже от жары. Ходят хмурые тучи. Наверное, будет дождь.

   Воду к маме снова повезла на маршрутке. Пешком тяжеловато нести десять литров четыре километра. Тем более, что дорога идёт в гору. Приличный тягун.

   Вчера поздно вечером опять поймала момент, когда хоть и минимально, но горел газ. И я уж оторвалась по полной! При свечке, конечно, сварила борщик (без мяса, естественно, где же его взять?!!), омлет с колбаской и помидорами на завтрак, сухариков в духовке насушила. Хоть газ и слабенько горел, но они румяные получились. Я хлеб режу крохотными кубиками и слегка подсаливаю, и сухарики такие мне нравятся больше, чем печенье. Особенно с молочком! А в довершение ещё и нагрела воды и искупалась наконец-то! Просто здорово!

    Сегодня я решила схитрить. Мама отказывается что-либо есть, кроме помидор, рыбы и печенья. Так я взяла с собой борща и говорю ей:

   -У нас газа нет, я у тебя нагрею и вместе пообедаем.

   -Да я не хочу борща...- закапризничала было мама.

   Но я уже налила ей в маленькую её любимую мисочку. Он так вкусно пах, что она безропотно и с видимым удовольствием съела! Ну прямо, как с маленькими детками: ложечку за папу, ложечку за маму! И такое же чувство удовлетворения, когда она поела, как когда-то плохо кушающего Сашу удавалось накормить. Сказано- что старый, что малый...

   Развлекала её сегодня- читала свой дневник. Маме понравилась моя писанина:

   -Интересно! А я тоже пишу, хоть и не вижу строчек. Но записываю, может потом вы почитаете и меня вспомните. А может, и ещё кто прочтёт и узнает, как нас наше же правительство убивало!

   Бедная ты моя полуслепая мамочка! Как мне тебя жалко! Она сейчас не жалуется, что где-то что-то болит. Не жалуется на слепоту. На недостаток питания. Только про бесконечные страшные ночи говорит:

   -Мне боязно, что ночь никогда не закончится... И что следующий снаряд может залететь прямо в спальню! Я каждые полчаса включаю радио и слушаю пять минут новости и свечу вот так фонариком на часы- смотрю время. Иногда кажется, что оно остановилось... А когда стреляют- считаю выстрелы. И молюсь за тебя, и за Сашу со Славиком. Как они там? В чужом-то городе! Да еще и о нас ничего не знают... Может думают, что нас уже убило... Ты пробовала звонить?

   -Конечно, мама, я всё время проверяю, нет ли связи. Но никак поймать не могу...

   -В ТУ войну не так страшно было... Да и тогда мы с фашистами воевали! А сейчас?!! Видано ли дело, чтобы свои своих же убивали!

   Такие разговоры у нас каждый день. А когда я ухожу, мама крестит меня:

   -Ну, иди с Богом, мой Ангел-Хранитель! Я за тебя молюсь! И только на тебя надеюсь! Что бы я без тебя делала?!!

   Вышла от мамы позже обычного- во втором часу. Было тихо. Но традиция есть традиция: только перешла дорогу на Садовой, как началось! Иду теперь не по своей любимой тропинке вдоль подсолнухов, а по противоположной стороне- там недавно отстроенные дома частного сектора. Стреляют, конечно же, со стороны Счастья, так что меня как бы немного прикрывают дома и заборы. Почти дошла до тридцать второй школы. В ней выбито большинство стёкол в окнах. Но само здание пока цело.

  Чтобы идти дальше, надо пройти довольно большой открытый участок. А стреляют куда-то так близко, что мне страшно продолжать путь. Остановилась рядом с каким-то шикарным гаражом. И дом, и гараж, видимо, стоили с любовью и вкусом. Даже скамеечка есть. На ней лежит маленький рыжий пушистый котёнок. Дремлет. На стрельбу ноль внимания. На меня взглянул, мол, ты кто такая? И опять задремал. Раз ничем не угощаю, какой во мне интерес?!! Вот тут я застряла почти на полчаса! Только затихает стрельба- я сунусь было перейти открытую местность, как снова ВЖ-Ж-Ж!!! Совсем близко! И я возвращаюсь назад, на скамеечку. Тихо. Высовываю голову: БА-БАХ!!! На скамеечку! Котенок перестал дремать и с интересом наблюдает за моими маневрами. Мне даже кажется, что он посмеивается в усы. На звуки выстрелов не реагирует. Привык!

   Наконец затишье. Перекуривают? Мне удалось перебежать злосчастную площадь! Бегу мимо школы. Вижу, что в стороне центра огромные клубы чёрного дыма... Вот куда стреляли... Куда же попали?!! Перебегаю через пустынную дорогу, по которой давно не ездит никакой транспорт, кроме военных машин и БТР-ов. Да гусеницами танков попорчено покрытие.  Прямо посередине зияет воронка. Сейчас вокруг ни машин, ни людей. Мне кажется, что я одна в пустом городе, по которому стреляют и стреляют какие-то садисты...

   Снова частный сектор. Бегу, не останавливаясь(спасибо тебе, спорт!). Наконец вот он, родной студгородок. Но расслабляться рано. Опять стреляют... Я помню, как свистели у меня над головой снаряды на этом самом месте и упали потом на стадион...

   Фу! Наконец-то возле дома! На импровизированных печечках  Люда с мужем что-то готовят, не обращая внимания на стрельбу. Да и то- они здесь закрыты нашей девятиэтажкой, чего бояться?!! А газа, значит, нет...

   Захожу в квартиру и все равно с тупым упрямством проверяю газ- а вдруг?!! И о чудо! И РАДОСТЬ, радость, радость!!! Газ есть! И не еле-еле, а с хорошим напором! Бегу на улицу, кричу:

   -Люда, газ включили!

   Зачем им мучиться возле костра?!!

   У мамы пообедала борщом, а дома с удовольствием выпила чаю. Да после такого "марш-броска" пить хочется, конечно! Прокипятила на всякий случай рыбу для кошек (а вдруг снова газ отключат?!!).

-------------------------------

   До вечера стрельба не прекращается. Но на посиделки все равно вышли. Что дома делать, когда темнеет все раньше и раньше?!! Сегодня что-то все рассказывают страшилки.

   -Водила маршрутки чуть с ума не сошел, когда ехал по городу во время обстрела, - говорит Лёша, - и тут вдруг ра-аз!-на лобовое стекло падает чья-то нога! Прямо в ботинке и брючине! Стекло треснуло, но не высыпалось. Он гнал несколько остановок, а пассажиры не видели всего этого и в непонятке- что случилось?!! Им выходить надо!

   -А на Юбилейном вчера убило восемь человек. Из них двоим головы оторвало... -Подлила масла в огонь его мама.

   -Я в храме была на службе,- вклинилась Лида в разговор,- там рассказывают, что на Буревестнике протоирей Владимир совершил чудо. На город сбросили с самолета пять кассетных бомб. Одна взорвалась, и его ранило в грудь и руку. Но он встал на колени и молился, пока не истёк кровью. Зато остальные бомбы не разорвались! И никто больше не погиб! Вот вам и сила молитвы...

   Все затихли. Переваривали услышанное. А по российским новостям хрипящий мамин приёмничек сообщил, что Россия требует НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО прекратить огонь на Донбассе.  Ага, так они и послушались! "А Васька слушает, да ест!"

----------------------------------

   В полдесятого легла спать. Только задремала- Дз-з-з-з!!!- звенят стёкла.- Дз-з-з-з!!! Сна, как ни бывало! Если уж без слухового аппарата так слышу... Посмотрела время- 22.30. Да-а! Ночка предстоит весёлая! Но вставать и переодеваться не стала. Надоело! Лежу, читаю 90-й Псалом: "... и рана не приближится телеси твоему..." Отвлекает и даже успокаивает. Да, собственно, страха почему-то нет. Я уже себе объясняла, что бояться нерационально. Страх ничего не меняет. Значит, нечего на него энергию тратить. А вот недоумение и удивление есть: да ТАКОГО просто быть не может! Хочется ущипнуть себя и проснуться от кошмара...


   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/09/1579