Люди и звери. Часть первая

Минин Евгений
               
На протяжении всей моей сознательной жизни я старался не «становиться на пути» у всех тварей  божьих ни с  какими намерениями. Ни с плохими, ни с хорошими. Вообще, без нужды, если это не касалось моей безопасности, старался не вмешиваться в их «деятельность», а просто наблюдать за ними. И представьте себе, иногда бывает очень интересно. Правда, в далёком беспризорном и босоногом детстве мы, все  пацаны, «драли» яйца в птичьих гнёздах и тут же выпивали их сырьём. Даже без соли, потому, что соль была продуктом дефицитным.
 
Били ужей и змей, били лягушек, ловили, варили и ели воробьёв, «выливали» водой из нор сусликов, снимали с них шкурки и сдавали их на пункт приёма, а тушки жарили в вёдрах и ели за милую душу. Военные, да и послевоенные годы были очень голодными. Нам повезло, что в степных краях, где мы росли, не было сильно ядовитых (кроме гадюк), пресмыкающихся  и очень кровожадных хищников (кроме волков). Но эти звери, обычно, стараются убежать, а нападают на человека только в исключительных случаях. Более поздние встречи с дикими зверями происходили уже  более осмысленно. Как говорят, «при ясном уме и трезвой памяти».
 
В первый раз вплотную, буквально нос к носу, я встретился с серой гадюкой в далёком 1955 году в селе Зеленга, Астраханской области. Мы с лучшим другом (ныне  покойном), после окончания средней школы приехали поступать в Астраханскую мореходку. До начала экзаменов мы остановились у моей тёти по отцу в с. Зеленга (65 км от Астрахани). Село на взморье в дельте Волги. Для нас  (сыновей степей) из сельской глубинки Украины, всё было шоком...

Воды, больше чем у нас в ставке, мы никогда не видели, а приехали на поезде в Сталинград, а там Волга – до горизонта сплошная вода (как  раз было время пАводка  и река  вышла из берегов). До строительства Волгоградской ГЭС пАводки были мощными, сильно поднимался уровень воды и «пОлая» вода заливала все низины на многие километры вокруг.

Приехав в Зеленгу, мы познакомились с тётиным  соседом  и он разрешил нам брать его деревянную лодку (бударку), весла и шест и мы учились сидеть в лодке, грести вёслами и толкаться шестом. Ездили мы, чуть выше  села, в Ерзовку (так называлось это место), и там (по нашим понятиям) отменно рыбачили.

В одном месте нужно было объезжать цепь кустов и, чтобы сократить путь, мы решили разогнать  лодку и, помогая шестом, по инерции проскочить эти кусты. Мы, как ещё неопытные мореплаватели, не учли, что против течения сильно не разгонишься и, что лодка уключинами может зацепиться за кусты.

Во время половодья все божьи создания (человек в том числе) ищут безопасные места на горках, на возвышенностях на деревьях и кустах.
Короче говоря,  кто  где сможет продержаться 3-4 недели. На крупных и толстых деревьях располагаются все ползающие и в больших количествах. Для них это идеальное место: нырнул, еду поймал, на это же дерево влез и кушай на здоровье – наедай шею. Да и невесту можно  приглядеть. Но мы, ведь, этого не знали... 

И случилось то, что должно было случиться : лодка остановилась прямо в гуще кустов…
Я сидел в середине лодки на вёслах, а друг на корме толкался шестом. Повернув голову в сторону, я увидел в 40-45 сантиметрах перед моим носом нос серой гадюки, с периодически высовывающимся язычком. В обычной ситуации все мелкие и средние звери стараются убежать от человека, а там, кто знает, что у неё на уме…

Я, мгновенно, понял, что по бурным просторам морей и океанов корабли мне водить не суждено, как и не суждено танцевать зажигательную румбу со знойной креолкой…(хотя бы, со страху, «оба якоря» в штаны не отдать, ведь памперсов в те времена ещё не было). Я был в ступоре, а она, не мигая, продолжала высовывать свой язычок. 

- Принюхивается,  гадина, - пронеслось в голове! Наверно ей моя физиономия и биография не нравятся: - значит, не договоримся…

- Замри! Не шевелись!  Даже не мигай глазами! – громко закричал   мой друг, а сам медленно начал поднимать шест.

До сих пор помню её оценивающий, немигающий взгляд. Наверное, она посчитала меня меньшей опасностью, чем мой друг, поднимающий шест. Друг сильно ударил по гадюке и кусту – она не успела меня отведать, а я «якоря отдать» в штаны. Так что мне крупно повезло и  я сухим, в смысле штанов, вышел из воды. Гадюке тоже повезло: ветки куста  спружинили  и сильно ослабили удар. Она упала в воду с криком :
- Ты  ш-што, ш-шопляк, вытворяеш-шь? Размахался тут!  Крыш-ша,  ш-штоли,  шо ш-штраха поехала?! -  и поплыла к ближайшему дереву. А у меня, наверное, повилась  первая сединка
Фото из интернета. Спасибо автору.