Глава 2. Даугавпилс

Александр Муровицкий
В ушах звенело от побоев и вопросов, которые задавались вновь и вновь…
- Ты шпион, потому что бывший офицер… Тебе дали задание и ты его выполнял… Какое задание – говори!
- Бывших офицеров не бывает, - вспомнил поговорку и как бы про себя сказал Анатолий.
- Я тоже бывший офицер, только милиции…, - начал боевик.
- Мент, значит…., - Анатолий закончить не успел… Удар в челюсть ногой одетой в берцы, свалил, стоящего на коленях со связанными руками, священника. Он на время потерял сознание.

__________________________________________________________


Школа промелькнула быстро меняющейся чередой каникул, которые любил проводить в деревне. Вот уже и восьмой класс заканчивался.

Отец и мать хоть и работали не покладая рук, но денег не хватало. Выручала деревня,  которая давала им продукты питания, позволявшие прокормить их немалую семью. 

- Иван! – товарищ отца поглядел на Анатолия, - А что давай сына твоего в техникум наш определим.., он же в этом году восемь классов заканчивает, да?
- Ну да! Надо подумать…, - отец затянулся папиросой.
- А что тут думать, тут и думать нечего! Профессия самая, что ни на есть рабочая… Хошь,  эксплуатация промышленного оборудования, хошь, обслуживание электрического и электромеханического оборудования, а еще можно и на переработку пластических масс или на сварочное производство… поступить. Он у тебя парень смышленый – на любом месте пригодится.
- И школу закончит и профессию получит. Стипендию опять же будет получать, пока учится, так?
- Так! – ответил мастер производственного обучения техникума, подводя итог разговору или сговору на учебу Анатолия.

Анатолий, приглашенный на беседу к старшим товарищам,  сильно не сопротивлялся. Правда, из школы уходить не хотелось: привык, да и друзья там остаются. Но понимал, что рано или поздно из школы уходить придется, годом раньше или годом позже принципиального значения не имеет. Да и семье помощь в виде его стипендии была нужна.

Без особых проблем после восьми классов поступил на специальность «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Тем более, что по физике у него была твердая четверка.
Учеба в техникуме нравилась, все-таки он сейчас самостоятельный человек – студент, да хорошая учеба обеспечивала финансовую самодостаточность в виде стипендии.

Но все время его преследовала детская мечта о военной службе, чтобы как и его предки служить в армии и быть защитником.
Как-то после уроков Анатолий подошел к преподавателю по начальной военной подготовке…
- Виктор Петрович! А можно Вам задать один вопрос?
- Конечно Чистов, задавай, что случилось?
- Да ничего не случилось, просто хотел узнать – как стать военным, ну в смысле стать офицером, как Вы.
- Вот оно как! Ты  хочешь после техникума в военное училище пойти, - военрук задумался, посмотрел на студента пристальным взглядом и продолжил, - Это дело не простое, тяжелое и, в тоже время - почетное. А что у тебя в семье кто-то военный есть?
- Да нет, -  замялся Анатолий, - у меня и в семье военных никого нет, раньше воевали деды - прадеды. А прадед в первую мировую офицером был. С детства у меня мечта такая есть – стать военным. А вот скоро окончание техникума, вот и подумал. 
- А вот и хорошо – первым станешь, - преподаватель начальной военной подготовки техникума майор запаса, в военной форме с голубыми летными петлицами, стал ходить  по классу и одновременно разговаривая со студентом, как бы размышляя,  - Много трудностей в армии – дисциплина, четкость, порядок, подчинение строгое – с одной стороны. С другой - на полном государственном обеспечении будешь от училища и до самой пенсии, а потом и пенсия будет после увольнения нормальная. Вот, к примеру, меня возьми, училище закончил, служил в разных местах и за границей – в Германии. Дослужился до майора, замкомандира ОБАТО (отдельный батальон аэродромно-технического обслуживания. Примечание автора),  теперь и пенсию получаю и работаю, после увольнения приехал сюда в Киров, мне квартиру дали. И сам будешь обеспечен и родителям поможешь.
- Я знаю, что военным быть – это сложно, строгости всякие! – согласился с первым доводом студент.
- Строгости! А ты не бойся их, строгостей этих. Служи, как положено и всех проблем. Вот ты посмотри: служить в армии все равно придется, так? Так! А это два или три года если в морфлоте. А за эти три года ты и училище военное закончишь, правда, со средним специальным образованием техника самолета – как я. Захочешь, можно поступать сразу в высшее военное училища, или потом  дальше – пожалуйста, в академию.
- Еще вот у меня мысль есть, ведь в армии призвание нужно, удача военная, чтоб была, а есть у меня это – пока не знаю, - продолжал  Анатолий.
- Что я скажу тебе по поводу твоих сомнений. Много сейчас шалопаев среди молодежи. Ты – особенный, не такой как все, дисциплинированный, ответственный. В общем, такой, какой нужен в армии. Опять же учишься хорошо, технические дисциплины тебе легко даются, а это тоже важно.
Военрук остановился напротив Анатолия и посмотрел на него, потом продолжил:
- А удача, сынок, это вещь, которая имеет свои имена и места. Вот когда хорошие родители – это удача. На жизненном пути встречаются хороши правильные люди, тоже удача. А эти правильные люди направляют тебя в нужное русло. Это тоже удача. А ты как думаешь, все так просто? Нет, дорогой! Вот на твоем пути будет много людей попадаться и каждый тебе будет что-то приносить, а ты бери и другим отдавай. Отдавай хорошим людям, чтобы не растеряли, а приумножали хорошими делами твою и свою жизнь. Я так и жил-служил. Попадались хорошие люди и все у меня в службе было хорошо и я соответственно хочу, чтобы хороших людей было больше в армии, вот тебе и предлагаю. В общем, думай. А в свое училище, если хочешь,  я напишу письмо, у меня там мои однокашники теперь преподавателями служат, курсантов учат и тебя рекомендую. А училище это -  Даугавпилское военное авиационное техническое училище.
- Это где ж такое? – Анатолий стал вспоминать города и их местоположение.
- Это Латвийская ССР. Город там есть такой Даугавпилс, а там и училище. Кстати, второй по величине город в Латвии после столицы – Риги. Это кажется что далеко: от Кирова до Москвы тринадцать часов на поезде и  от Москвы до Даугавпилса – примерно столько же. Сутки всего-то пути. В отпуск будешь два раза в год приезжать: зимой и летом. И это за счет государства, билет тебе будут предоставлены.
- Все равно далеко. Да не знаю как родители… Я ведь старший среди братьев – сестер, как они на это посмотрят.
- А нормально посмотрят, - продолжал военрук, - я с ними поговорю. Это же, какое подспорье в семье, когда сын на полном государственном обеспечении.

Техникум закончен, медкомиссия пройдена и военкомат оформил Анатолию документы на поступление в училище, в то самое, в которое рекомендовал военрук.  И вот, перед Анатолием через сутки пути открылась дорога в новую  для него  жизнь – армейскую.

Первое, что увидел молодой парень – это КПП (контрольно-пропускной пункт) училища. Рядом, на постаменте самолет МиГ-19с с бортовым номером 25. Училище располагалось в старинной крепости. А при  входе в крепость, сразу бросались в глаза развалины крепостного собора. 

Даугавпилсское военное авиационно-техническое училище носило имя латышского революционера и героя гражданской войны, разбившегося на самолете в Сочи Яна Фрицевича Фабрициуса.

Экзамены сдал успешно и уже первого сентября Анатолий в новенькой парадной форме с голубыми погонами курсанта и летными эмблемами принимал воинскую присягу.

А перед тем как принять присягу, готовили парадную форму и, отстояв очередь в парикмахерскую, стриглись у знаменитого на все училище парикмахера дяди Миши.
Потом, все три года учебы этот самый дядя Миша делал им классные прически. У Анатолия они получались особенно красивыми: его светло-русые волосы с легкой волной кудрей, умелой рукой парикмахера превращались в прическу, которая вполне могла претендовать в журнал мод или на фото, которыми украшали парикмахерские всего Советского Союза.

Первый караул. В середине первого курса Анатолий со своими товарищами впервые пошел в караул.  Его, как отличника по итогам первого семестра и одного из самых дисциплинированных назначили в караул на «первый» пост – пост по охране Боевого Знамени училища.
В штабе, где размещался пост «номер 1» было  печное отопление. Во время «собачьей вахты» ранним-ранним утром вдруг заскрипела входная дверь Анатолий  резко прыгнул за угол каменной стены и принял свой СКС (самозарядный карабин Симонова) на изготовку для стрельбы стоя. И тут из-за двери скрипучим голосом прозвучало робкое: "Часовой, не стреляй, это я, истопница..."
- Уф! – вырвалось у часового.
Больше он ничего не сказал – по Уставу не положено. Тут же вспомнил, что в табеле постам было указано: истопниц допускать беспрепятственно…
Это потом уже истопниц узнавали по шагам, голосу, а сейчас  времени на опознание не было, а ведь проверяющие, которые отличались суровостью, могли и таким образом проверить, насколько чётко часовой знает обязанности и бдительно несет службу. 

Тем более, что все командиры у курсантов были офицерами пехотинцами или танкистами. А командир батальона и вовсе был фронтовиком, имел ордена и медали за взятие различных городов, встречавшиеся на его пути в составе 1 Прибалтийского фронта. Да и город Даугавпилс освобождался при его непосредственном участии. Ну и спрос был соответствующий: готовили офицеров, способных не только принимать грамотные выверенные решения, но при этом и уметь воспитывать подчиненных своим личным примером. Короче, выпускник училища должен был все знать и все уметь!

Анатолий потом, после окончания училища осознал их воспитательный подвиг, когда столкнувшись с первыми проблемами офицерской службы,  понял, что он если не всё, то почти всё умеет и знает. И его этому научили его училищные командиры, которые день и ночь пропадали на службе, а сами жили в мягко сказано не самых лучших условиях в маленьких комнатках в этой же крепости, где и жили курсанты. Служба и воспитание будущих офицеров была их жизненной целью!
 
Еще, очень хорошие воспоминания о себе оставили так называемые «деды»  - отставные офицеры-техники, которые были и преподавателями и инструкторами и лаборантами. Руки выпускников училища навсегда запомнили их тренировки по  накладыванию бандажа на кабелях, креплению «кембриков» на проводах, установке  «контровки» на «шээрах» и многим другим «технарских» премудростям.

После отпусков всегда все курсанты училища, ехавшие с разных концов Советского Союза собирались на Белорусском вокзале Москвы. Бурно праздновали встречу и ехали дальше до Даугавпилса, развлекая попутчиков по плацкартному вагону песнями и анекдотами.

Так, незаметно и подошло время выпуска.

- Комсомольцем пойдешь? - замполит курса вопросительно посмотрел на будущего лейтенанта, - Ты парень правильный, коммунист опять же… А мне помощник нужен… Скоро выпуск, распределение. Знаешь, что наш секретарь комитета (БЮРО) ВЛКСМ курса пошел не повышение, стал главным комсомольцем училища. Кстати он тебя и рекомендовал. Ты ему очень много помогал в работе.
- Да я даже и не знаю, товарищ подполковник! – смутился курсант Чистов, еще не понимая, что сейчас решается его военная судьба.
А судьба эта военная дает шанс – остаться в училище, которое за три года стало тебе родным, или ехать куда-то в далекие просторы необъятной родина под названием Советский Союз техником самолета на один из многочисленных военных аэродромов.
- А ты не сомневайся, считай, что это тебе партийное поручение, товарищ коммунист. Понял? – замполит с улыбкой, вроде бы как в шутку, но при этом Анатолий понимал, что в этом вопросе есть серьезные нотки, - Или у тебя есть принципиальные возражения? Слыхал, ты жениться собираешься сразу по окончании училища и жена твоя будущая от сюда из Даугавпилса, да?
- Товарищ подполковник! - Анатолий в замешательстве не знал на кокой из вопросов отвечать, но понял, что конечно на первый, - Я все понял! Это предложение, от которого я не имею права отказываться?
- Да, ты правильно понял, я тебя выбрал и ты должен с этим выбором согласиться.
- Я – согласен! А моя невеста, действительно местная и учится в пединституте на втором курсе.
- Вот видишь, все продумано – ей нужно институт заканчивать, а ты мне здесь нужен.

Вот так, нежданно-негаданно лейтенант Анатолий Иванович Чистов, вчерашний курсант стал секретарем комитета ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи) 1 курса училища.

 Потом, чтобы получить высшее образование, Анатолий поступил заочно в Даугавпилсский пединститут на исторический факультет. Тот самый, который закончила его жена. И закончил его …

Продолжение: http://www.proza.ru/2016/08/08/1522