Каникулы Ветхозаветного Ангела полная версия

Джейк Нооле
КАНИКУЛЫ ВЕТХОЗАВЕТНОГО АНГЕЛА  (сказка на ночь или сюжет для пьесы, в двух частях, но без перерыва на буфет)

Действующие лица:

Ангел  -    довольно потрепанная личность, с крыльями и чувством юмора.
Полицейский  -    старый служака, которому все осточертело, спокойный и в меру добродушный.
Прохожий  -    молодой мужчина, волей обстоятельств и некоторой доли любопытства, оказавшийся втянутым в эту историю.
Демон  -   внешне, чем-то похож на ангела, хотя и мрачен по свой сути. Вопреки
стереотипу, хвост и рожки отсутствуют.

Формат пьесы для 2 - 4 исполнителей, но возможен и моновариант.
               
                Акт 1

"Клочок старого снега в углу,
Как я вначале предполагал,
Оказался обрывком бумаги, что дождь
Притащил и оставил.
Пятно грязи, будто
маленький отпечаток, его покрывал.
От газеты, с "новостями", которые я забыл -
Если вообще когда-либо читал".



Канун Рождества, однако нет даже намека на что-нибудь, похожее на снег. Фешенебельный район. Позднее время. Небо в тучах и льет дождь. Мелкий и противный. На улице ни души. Всех разогнала промозглая погода. Хотя, нет, не всех. Вон идет, точнее, нетвердо шагает, чертыхаясь и пряча лицо в воротник плаща, какой-то прохожий.
-  дьявол бы побрал все эти дни рождения. Ну, как я теперь доберусь домой? Жена, стерва, отняла ключи от машины и портмоне. В карманах мелочь - только на подаяние. Ладно бы еще погода стоящая. Нет, все как назло! Кстати, где бы здесь отлить?
Мужчина останавливается и осматривается. Затем решительно направляется через дорогу, наискосок. Его внимание привлек какой-то слабоосвещенный закоулок. Свет от фонаря не проникает вглубь, возможно это тупик. Ветер, видимо, неплохо погулял по мусорным бакам, растаскивая по углам бумажные лохмотья и пластиковые пакеты. Повсюду, куда ни плюнь, грязь и мерзкий запах нечистот. 
-  да, достойное завершение праздника. Ну, зараза, я тебе устрою ...
Он делает, по-быстрому, все неотложные дела и собирается уже было уходить, но, вдруг, замечает у кирпичной стены слабое движение. Прищуриваясь, напрягает глаза. Не более чем в десяти шагах, на земле в окружении мусора, сидит нечто живое.
-   ну вот, еще один бездомный, потерявший человеческий облик. Странно, что-то в этом  существе не так.
Желая рассмотреть, мужчина подходит ближе. Вернее, пытается подойти. Пока не натыкается на невидимую преграду, которая словно упругая резина отталкивает его. И все его дальнейшие попытки также безуспешны.
Внезапно, сзади слышится звук двигателя и свет фар освещает переулок. Патрульная машина. Она останавливается и из нее вылезает полицейский.
-   не помешал? Пустые хлопоты, парень, ближе тебе к нему не подойти.
-   а ... кто это там такой?
-   давай сначала выясним, кто ты. Возражений нет? Тогда вперед, не торопясь, к машине. У меня там  сканер, снимем твои отпечатки.
Полицейский по виду не молод, говорит спокойным, чуть усталым голосом.
-   клади правую ладонь на экран прибора, прижми плотно. Все, подождем результата, а  пока рассказывай, кто такой и как здесь оказался.
Проходит некоторое время. Дождь закончился. Аппарат в машине что-то "прочирикал" и из него, как из кассового терминала, ползет бумажная лента с текстом. Полицейский достает из кармана очки и читает ее.
-   молодец, ничего не наврал. Значит, тебя зовут Ричард, для друзей ты Дик. Хорошо. Меня зовут Вэст. Детектив Вэст. Конечно, справлять нужду, даже в таком месте, неправильно, но учитывая обстоятельства - ненаказуемо. Так вот, Дик, я вижу твое  любопытство рвется наружу. Понимаю, но я сам мало что могу тебе рассказать. Посмотри на это существо внимательно. Подойди так близко, как можешь. Это не  мусор вокруг него. Это крылья. Грязные крылья, наверное когда-то они были белыми.
-   действительно, крылья. Детектив, это что, ангел? Бред какой-то ...
-   да, ангел. И, что интересно, очень пьяный, просто "в хлам".
-   вы так спокойно об этом говорите, словно о чем-то... обыденном.
-   привык, так как вижу его не в первый раз.
-   он здесь что, живет?
-   нет, появляется иногда. Но всегда в плохую погоду, в одном и том же состоянии, и  только в этом переулке. Во всяком случае, в других местах я его не встречал.
-   а еще кто-нибудь, ну, кроме нас, его видел?
-   (полисмен смеется) Мне до пенсии пару лет, поэтому среди своих я не спрашивал.
-   Вэст, а вы не пробовали с ним разговаривать, как-то общаться?
-   а как же. С первой встречи. Но безрезультатно. Хотя, я точно знаю, что он все слышит и  понимает. Иногда он встает, делает пару шагов и снова "приземляется".  Поверь, я за свою жизнь повидал разных "ценителей Бахуса", но это экземпляр ...
-   так он все время молчит?
-   временами  что-то бормочет, похоже на псалмы, ворчит, ругается ...
-   на нас?
-   и на них тоже.
Полицейская дубинка делает красноречивый жест, указывая куда-то вверх.
-   как же так? Ведь там "небесное блаженство", если верить проповедникам.
-   по-видимому, библейскую фразу о том, что мы созданы "по образу и подобию", нужно  рассматривать несколько шире ...
-   детектив, я тут когда шел, заметил невдалеке что-то похожее на церковь или костел. Может, пригласить священника, пусть он с ним побеседует. Думаю, польза будет  обоюдная.
-   ты не ошибся, Дик, это была церковь. Только она сейчас закрыта. И твоя идея не  оригинальна. Меня тоже посетила как-то подобная мысль. И я их свел. Каких трудов  мне это стоило, даже вспоминать не хочется. Не мог же я сказать правду! Пришлось соврать, что "заблудшую овцу нужно привести в стадо". Да-а. Ты бы слышал, чего  они друг другу наговорили, какими только словами не обзывались. Думал, до драки  дойдет. Ха! Содом и Гоморра! Было  смешно. Поначалу. Конец вышел печальный. Настоятель, мать его, стащил у меня оружие, когда успел, я и не заметил. И в тот же  день, представь, застрелился прямо в храме. Вот так! Велось следствие. Мой кольт - улика. Хорошо еще священник оставил письмо, в котором признался, что украл ствол и я не виноват. И об ангеле ни слова не написал. Хватило ума. С тех пор церковь и закрыта.
-   может, каких ученых позвать? Все-таки такой случай, не каждый день встретишь ... Интересно же ... люди с ума сходят по каким-то "тарелкам", а тут ...
-   максимум, что можно сделать - притащить газетчиков. Результат известен. А мы с  тобой, как два клоуна под дождем ... Я ведь тоже не раз думал, прикидывал. Но решил, пусть все остается, как есть. Чего его нервировать, может он так отдыхает от "трудов праведных". Представь себя на его месте. Тебе бы понравился "зоопарк"?
-   возможно вы правы ...  я, наверное, сюда еще как-нибудь приду ...
-   приходи, если в мое дежурство, то увидимся ...
-   и долго этот ангел здесь будет "отдыхать"?
-   скоро исчезнет, дождь уже закончился.
-   черт, а времени-то сколько! А мне топать и топать, не ближний путь ...
-   слушай, Дик, давай-ка я тебя отвезу домой. Только дай слово, что не станешь на ночь  глядя "воспитывать" свою половину. Бесполезное это занятие, поверь старому копу.


                Занавес

                *     *     *

                Акт  2

Ночь. Все тот же загаженный закоулок. Дождь. Изредка видны проблески молний. На пластиковой упаковке из-под бутылочного пива сидит Дик. Он в непромокаемом плаще, в руках большой зонт-трость. Опершись спиной о кирпичную стену, положив ногу на ногу, наблюдает за ангелом. Тот ходит. Два шага вперед, два шага назад. Голова низко опущена. Грязные крылья волочатся по земле. Занятное зрелище. Дик, не отрываясь, следит за ним. Внезапно, ангел останавливается, разворачивается и оказывается перед единственным "зрителем".
-   слушай, ты приходишь сюда уже, считай, полгода. Зачем? Я сижу молчу, ты молчишь. Мне любопытно! Давай, "как на исповеди". Только есть три условия. Не называй меня на "Вы". Я ни "сэр", ни "пэр" и вообще мало похож на "джентльмена". Далее, денег не  проси! Я обычный ангел, а не бесхребетный, мягкотелый джин или беспринципный, жадный демон. Один покорно сидит в бутылке или в лампе , идиот, никакого чувства собственного достоинства. Я бы на его месте взбесился! О другом даже и говорить не  хочу, "гобсек хренов", зимой снега не выпросишь за просто так. И последнее. Никаких  вопросов по истории и проблемам мироздания! Старый я уже, устал от этого всего, да и  надоело. Обратись ко всяким "гегелям, кантам" и прочим любителям дурачить людей. Ясно? Тогда вперед.
-   класс! Ты практически оставил меня, как говорят, "с одной картой". Выбор не велик. Правда, я и не собирался просить у тебя "мешок золота", хотя ты ведь знаешь нашу экономическую ситуацию и отказываться от денег было бы неразумно. Но, на нет и суда нет. Что ж, пара-тройка отвлеченных вопросов у меня найдется. Ты какой ангел? Который за людьми присматривает?
-   с ума сошел? Поменьше читай сказки на ночь. Где ж взять столько надзирателей?  И  кто, по-твоему, в свою очередь будет "присматривать" за всей этой армией крылатых  бездельников?  И, кстати, Вам что, действительно нужен пригляд? К чему все эти  глупости?
-   эй, перестань отвечать вопросом на вопрос! Как у нас говорят "бросай свои еврейские  штучки".
-   не понял. Евреи и их штучки? Это о чем?
-   ага, попался. На один незаданный исторический вопрос ты ответил.
-   ты не ответил на мой.
-   они написали Библию, текст которой им продиктовал сам создатель Вселенной.
-   ты серьезно? Можно подробней?
-   подробностей не будет, ты запретил разговоры на тему мироздания.
-   ответь только, давно это было?
-   примерно шесть тысяч лет назад.
-   какие-то "мифы и легенды". Видимо, я что-то пропустил. (задумчиво) Может болел?
-   (Дик смеется) Я так и думал. А про десять заповедей ты тоже не слыхал?
-   не понял ... про что?
-   ну, "не убий, не укради, не прелюбодействуй" и тому подобное.
-   теперь мне смешно. Что, закончились войны? Планета кипит от ненависти, как горшок  с чечевичной похлебкой. Нет большего греха, чем занятие ростовщичеством. А у Вас на  каждом шагу банки, банкиры, налоги, проценты. И толпы наивных ротозеев. Блуд? Кто  сказал, что это мерзость? Всего лишь естественная человеческая реакция на особь  противоположного пола. Как говорит твой полицейский друг - "ненаказуемо".
-   кратко, но емко. Ладно, ответь мне на простой вопрос. Чего это ты выбрал такое, мягко  говоря, неподходящее место?
-   а я не выбирал, я его выиграл.
-   в карты или кости? У кого?
-   я выиграл спор. У демона.
-   ты спускался в преисподнюю? Вы с "падшими" вроде бы не должны общаться. У вас  же вражда на "веки вечные". Проклятие и прочие ужасы подземного мира. Или вы  пытаетесь "наставить друг друга на путь истинный"?  Но ты не любитель "адской"  жары, а предпочитаешь иной климат, как я заметил.
-   еще одна глупость. В твоей голове такой же мусор, как и в этом свинарнике. Кто будет  жить в недрах Земли, в условиях расплавленной  реальности? Опусти зонтик, взгляни  вверх (усиливается ветер, тучи начинают медленно  расходиться, дождь заканчивается). Обрати внимание на то, что у тебя над головой. Не на "небеса", а на звезды. Вся жизнь там. И только там.
-   получается, что и ангелы и демоны "живут" в одном месте? Чудно! Я бы сказал иначе: неестественно.
-   отчего же? Мы занимаемся одним делом и никто еще не отказывался от благоприятного и комфортного обитания. "Ангелы и Демоны"? Ты не представляешь, насколько эти определения условны.
-   ну, и о чем был ваш спор?
-   есть одно стихотворение, короткое, всего несколько строчек. В нем интересный вопрос. Звучит он, примерно, так:

    "и голос произнес - взгляни на звезды
    и скажи правдиво мне, человек Земли:
    все твои душевно-телесные раны,
    не слишком высокая плата за то,
    что ты родился?"

-   и ты предложил демону "раскусить этот орешек"? Я ему сочувствую.
-   да. Он проиграл. И за это я забрал на некоторое время его место отдыха. И это время  заканчивается.
-   так вот почему ты вдруг стал такой разговорчивый. Тогда может подскажешь правильный  ответ на  вопрос?
-   да, одна из причин. И нет, не скажу. Из вредности.
-   а что будет, если я продолжу сюда приходить?
-   ничего занимательного. Увидишь беспробудно спящее существо. По виду слегка
     напоминающее  конус потухшего вулкана.
-   я все-таки спрошу, а если его попытаться разбудить?
-   дрыхнущий "вулкан"? Не советую. Поверь на слово старику ...
-   что вышло "не так" со священником? Ведь после беседы с тобой он застрелился. С чего бы вдруг?
-   я просто разъяснил ему некоторые основополагающие заблуждения.
-   например?
-   у тебя склероз? Третий пункт нашего договора.
-   сурово ты со мной обходишься. Поставь себя на мое место. Уникальный, можно
    сказать, случай, а ты мне рот затыкаешь.
-   (ангел ворчит) не такой уж уникальный, если считать в масштабе мироздания ...
-   а если в пределах этого переулка? Хмель, я смотрю, почти выветрился, давай, поговори  со мной.
-   хамишь. Ладно, в порядке моральной компенсации за жесткие условия нашего
    договора. Вышел у меня с церковником скандал. Высказал я этому (бормочет что-то на  непонятном языке, но судя по интонации, явное ругательство) все, что на душе было. А  сцепились мы с ним из-за "краеугольного камня" библейских текстов. Спросил я его, почему в вашем мире женщину смешали с грязью. Он не понял. Я объяснил. Интересуюсь, мол, о какой такой вине в "грехопадении Человека" идет речь, что ей теперь нести это пятно позора (несмываемое, между прочим),  до "скончания веков"? Интерес мой - не обычное любопытство. На этом самом "факте" вся ваша религия построена, говорю. Он возмутился. Есть, говорит, доказательства. И сует мне под нос толстенный фолиант в кожаном переплете. Старая книга, вся мышами провоняла. Что это? - спрашиваю. Он отвечает, "то самое, где со слов создателя все записано". Оригинал? - задаю вопрос. Выясняется, что копия. Ну, ты ведь понимаешь, мне достать рукопись труда не составило. Предъявляю свой вариант. Читай, говорю, и покажи, в каком месте все твои доказательства. А их-то и нет! Два примера. Первородный грех. Когда Адам
якобы куском яблока, который Ева стащила с древа Познания, подавился. Про "адамово яблоко" знаешь? Почему оно у мужчин есть, а у нормальных женщин нет? Все молчат.
-  у некоторых женщин есть. Хотя ты прав, только у тех у кого тестостерон зашкаливает.
-  далее. Записано, что Ева была сотворена из  ребра Адама. Из какого такого, простите, ребра?  Неверный перевод! Не "ребро", а "суть". Она  по  сути  своей  такая  же  как и Адам. Какой-то неграмотный толмач  наврал, может и не по злому умыслу, наверняка по "заказу заинтересованных лиц". И пошло-поехало. Другое мне удивительно. Были бы времена дремучие, народ неграмотный, но сейчас-то? Видно кое кому выгодно считать женщину существом  низшим. И всех все устраивает. Ты в церкви давно был?
-   вообще не хожу.
-   зайди, "расширь кругозор", посмотри на посетителей. В основном, одни женщины, разного возраста. Обрати внимание на лица. Постные, хмурые, глаза в пол, а в них страх, покорная забитость, веками вколоченная в их отсталое сознание. Они ведь как зашоренные лошади, света белого не видят. Их унижают, над ними издеваются, а они только согласно кивают, "грех" свой, мерзавцами выдуманный, замаливают.
-   ну, ты загнул. Их и президентами выбирают и работают кем хотят, никакого
     ущемления прав и достоинства.
-   сам-то веришь тому, что говоришь? Обыкновенная PR-акция. Это как ваше
    телевидение - сплошное вранье! Ты оглянись вокруг. Вот такой срач по всему вашему миру. Грязь, гнилостная вонь, голод, нищета, болезни. Но все делают вид, что этого нет  и в помине (голос у ангела вдруг становится совсем не "ангельский").
-   эй, хорош нервничать! Ты во всем прав, только успокойся.
-   сам напросился. Это я тебе отредактированную версию рассказал (ухмыляется), с "купюрами".  Еще вопросы есть?
-   "закройте окна, чтоб не слышать ветер,
     но видеть, как сметет все ураганом!"
-   ты это о чем?
-   да так, пришло в голову ...
-   все, твоя болтовня меня утомила.



Сильный порыв ветра убрал завесу дождя, а вместе с ней растаял и силуэт ангела. Облака исчезли и над головой засверкали кружева из мириад звезд.


               
                *     *     *


Ангел летел меж звездных скоплений, солнечный ветер согревал душу, а мысли были спокойны. Внезапно, он ощутил чье-то постороннее присутствие. "Демон, кто же еще?", мелькнула догадка. Не оборачиваясь, чуть притормозил.
-   ты-то, как здесь оказался?
-   дела, дела.
-   какие у тебя могут быть "дела", трепач?
-   навещал на Земле одно интересное место.
-   женскую баню?
-   знаешь, твои "подначки" ...
-   давай, рассказывай, где это?
-   так я тебе и сознался. Если смотреть отсюда, то чуть правее Воронежа. Такой ответ устроит?
-   вполне. И чем оно интересно?
-   черт с тобой, слушай. Есть там один заброшенный хуторок, четыре дома. И только  в   одном живут, остальные заколочены. Уютное место среди леса, на краю маленького глубокого озера. Даже не озера, а пруда. Вода прозрачная, с желтизной, торфяная. Живет там дед. Дрова рубит, печку топит. Библиотека у него хорошая, книг много. Залетаю я, изредка, к нему на огонек. Поболтать, в шашки-шахматы поиграть. Чайку душистого с медом попить. Он - не ты, старый пропойца!
-   "старый"? Да, я моложе тебя на две недели! 
-   ладно, не заводись. Так, вот. Неприятность там случилась. Деда убили.
-   как так?
-   места глухие, кто за порядком следить будет? Милиция - полиция? Им "до лампочки". Вот банда и объявилась, "гнездо свила". И первым делом прошлась по хуторам. Заглянули и к деду. Забрали все, что было. Вещи, деньги, еду. Все перерыли, но выпивки не нашли, ее у него сроду не было. Со злобы и полоснули из автомата. Уходя, запалили дом.
-   и что? Конец истории?
-   (демон ухмыляясь) это еще не конец. Узнал я, где подонки обитают. Оказывается, неподалеку амбар себе под " дачу" приспособили. Их там целый взвод обосновался. Склад оружия. Не поверишь, два ящика гранат, "ака" и "узи" израильские. Короче, навестил мерзавцев. Мне ведь внешность сменить, как два пальца... И вот, представь. Открывается дверь, на пороге мужик, в форме при погонах со звездами. Народ сидит за столом, ужинает. Начинаю разговор. В ответ тишина, затем гаснет свет, крик, мат и стрельба. Я даже первую фразу не успел договорить ...
-   ты мне "беллетристику" не разводи. Чем дело кончилось?
-   все, как обычно. Амбар и содержимое "провалились в преисподнюю". Amen!
-   да будет так! 
-   деда я "вернул".
-   ишь, ты, сердобольный какой.
-   вот этого во мне точно нет!  Я настоящий демон, а не какой-нибудь Данилов.*  Без ограничений,  и надо мной "люстра не висит"... Дед теперь обживает дом по соседству. Помог ему кое в чем, библиотеку восстановил. Смешно, местная шпана этот район обходит за версту. Слух прошел, что "аномальная" зона. Вот, такие у меня были внизу дела. Да, хотел спросить. Как тебе моя "заграница"?
-   дерьмо! Будешь там отдыхать, парня не трогай.
-   кто такой?
-   любознательный прохожий.
-   как скажешь.
-   ладно, летим вместе. Нас, авось-небось, уже заждались ...


                Занавес


                *     *     *

*  Данилов  - "демон на договоре", персонаж повести В. Орлова "Альтист Данилов".



Стихи:   Robert Frost: "Patch of old snow", "Question", "Now close the windows" (отрывок) в переводе Jake Noole 


                *   *   *


Объяснение - разъяснение (коротко, даже очень коротко) для тех, кто ни черта не понял всю эту фантасмагорию, в двух актах и без буфета.
Демоны и Ангелы. Не совсем историческая справка.
По сути, это одни существа. Просто, в какой-то момент часть ангелов возмутилась
против существующих порядков. Надоело им. Ну, их и "уволили" (может, решили, что одумаются). Те, что остались, увидев такое дело, сообразили - бунтовать "себе дороже". Но ... ангелы бывают разные, иногда совсем не "ангелы". К демонам тоже относится.
И понятно, что тем и другим любопытна судьба людей, либо других существ (мы не единственная разумная форма жизни во Вселенной, как бы это не старалось опровергнуть  научное сообщество. Зачем оно это делает? Ему так удобно). Так вот, это же как компьютерные  онлайн игры. Стрелялки, бродилки. Только масштаб несколько иной. Не более. Вы же не задумываетесь всерьез о судьбе созданного вами персонажа в каком-нибудь Варкрафте.
Приблизительно такой расклад.
Итак, какой же спор мог возникнуть между Ангелом и Демоном?
Общеизвестно, что за проявленную любознательность, человек был сослан на Землю. И правильно. Нечего совать свой нос куда не следует. Знание ему видите ли понадобилось, информация. Сиди тихо, "кури бамбук" и верь всему безоговорочно. Вера не нуждается в подтверждении и научных доказательствах. Нет, елки-палки, свербило у него, понимаешь, в одном месте. Вот и получил "по мозгам": и рожать ему в муках и хлеб его тяжек, а временами и горек. Но вот какой парадокс. Не заинтересовался бы Древом Познания, не было бы и продолжения Рода Человеческого.
И гуляли бы в райских кущах два существа, не познавшие друг друга. 
А спор возник на тему, подброшенную автором короткого стишка-вопроса: "а не до хрена ли проблем и неприятностей получил Человек за возможность размножаться, говоря приличным языком". Ведь он кроме этого ничего другого не узнал. Возможно, не успел, так как получил пинок под зад. И пришлось ему до всего доходить своим скудным и примитивным умом. Результат, как говорится, перед нами!



Я не намерен полемизировать,  т.е. спорить.
Но у меня есть вполне конкретные вопросы к верующим и их оппонентам:

- как простому верующему правильно понять Священное Писание, если Библия - сборник текстов,  написанных  на  древних  языках, которыми  владеют единицы, а "божественные откровения"  переведены  полуграмотными  посредниками,  которые,  к тому же,  на  свой вкус  отобрали  только  те  книги,  которые  их  устраивали?  (из  почти  200  книг  изучать разрешено только 27)

Все  книги  Старого Завета,  нравится  вам  это  или  нет,  написаны  евреями.  История достоверно  знает  об  этом  народе с 13 столетия  до  нашей  эры. Евреи в то время были пастушеским кочевым племенем, своей письменности не имели, а религиозные сказания сочиняли  и  передавали  следующим  поколениям  устно.
Первые из канонизированных текстов  современной  Библии  были  написаны  только  в  7-м  столетии  до  нашей  эры. Большая  часть  книг  Старого  Завета  написана  на  древнееврейском  языке  гибрим, некоторые   разделы — на  арамейском (халдейском),  государственном  языке  Вавилона. В  третьем  столетии  до  нашей  эры  деятели  знаменитой  Александрийской  библиотеки перевели  религиозные  книги  иудаизма  на  греческий  язык. Текст  этого  перевода стал называться Септуагинта  (Перевод Семидесяти), поскольку к работе над ним, по легенде, было  привлечено  72  еврейских  мудреца.  В  Септуагинту  включены  книги,  которые иудаизм впоследствии не признал своими священными книгами. Христианство для своего Старого  Завета  позаимствовало  от  иудаизма  книги  не  из  еврейского текста,  а  из Септуагинты. В христианской  церкви  3-4  столетия  было 6  Апокалипсисов, свыше 40 Евангелий, около  сотни  апостольских  Посланий  и  до  десятка  Деяний.  В  конце  4-го столетия  христианская  церковь  на  Лаодикийском  и  Карфагенском  соборах  из всех многочисленных книг священного писания отобрала для своего канона только 27 книг (4-евангелия,  одно Деяние,  21 послание  и  один  Апокалипсис),  а  остальные  объявила апокрифами — «закрытыми», еретическими книгами. В 9 столетии из той же Септуагинты «просветители славян» Кирилл и Мефодий перевели для богослужебного употребления на церковно-славянский язык часть книг Старого и Нового заветов. А поскольку для того или иного  (праздничного,  календарного,  требного)  богослужения  нужны  соответствующие отрывки,  то  сама  Библия  была  переведена  только в меру богослужебных потребностей. Извлечённые  из  богослужебных  книг  тексты  Евангелий  стали  называться Учительным Евангелием,  из  Ветхого завета — Псалтырью и Паремиями, из апостольских посланий — Апостолом. Следует  сказать, что  тексты  не  следовали  порядку библейского изложения, ни  в  коей  мере  не  излагали  текст  каждой  отдельной  книги  от начала  до конца. Это в определённой  мере  скрывало  от  верующих все  разночтения  содержания  библейских рассказов. К тому же вплоть до 16 столетия все христианские церкви и секты запрещали читать тексты Библии рядовым верующим. Не случайно вплоть до 18 столетия чуть ли не единственными критиками библейских  текстов выступали церковники и богословы! Полный текст Библии на церковно-славянском языке впервые был составлен в 1499 году новгородским архиепископом  Геннадием. Таким образом, более 500 лет после принятия христианства  славяне  не  имели  текста  Библии  на более или менее понятном им языке. В  16 столетии  Библию  на  немецкий  язык перевёл Мартин Лютер. И тогда же появился перевод  Библии на английский язык («Перевод короля Якова»). Библия на русском языке издана  только  в  конце  прошлого столетия. Первый перевод Библии на украинский язык осуществили  Пантелеймон Кулиш, Иван Нечуй-Левицкий  и Иван Полюй. Издана в Вене в  1903 году. В 1948  году  в  Канаде  под  попечительством  Ивана  Огиенко (митрополит Украинской  автокефальной  церкви)  издана  другая  Библия  «із  давньоєврейської  та грецької на українську наново перекладену» (Включены только канонические книги).

На  сегодняшний  день  Библию издают на 325  языках  и  диалектах  народов  мира. По подсчётам Библейского общества, Библию в настоящее время может читать на понятном ему языке 98 % грамотного населения земного шара. В силу уникальности каждого языка, из-за  вероисповедных  симпатий  и  антипатий  переводчиков,  переводы  волей-неволей искажают первоначальное содержание библейских текстов. За  последние 60 лет издано 12  не  похожих  друг  на  друга  новых  переводов  Библии  на  английский  язык;  6 — на испанский,  4 — на русский;  3 — на немецкий;  2 — на украинский.  И так далее.
Специалисты справедливо замечают, что с учётом существующих на сегодня  переводов можно  было  бы  издать  совершенно  новую  по  содержанию  Библию.  Не  случайно приезжающие  к  нам  иностранные  проповедники христианства  в  своих выступлениях непременно указывают, по какому переводу они приводят слушателям цитату из Библии.