Романтизм Оттилии Грубер

Валерий Пятинин
      Звонок по городскому телефону. Я взял трубку.
 - Привет! Это из Германии Грубер Оттилия! Не помешала? Что делаешь? – услышал я голос Оттилии, с которой знаком уже более 30 лет.
      Оттилия Грубер родилась в 1962 году в СССР, на Урале в городе Краснокамске. В 1976 году с родителями – немцами переехала в ФРГ в город Ульм. Закончила в Берлине Университет (факультет архитектуры), там же в Берлине, работала в качестве архитектора.  В 1999 году приехала в город Ульм к своим родителям. Сейчас Оттилия Грубер преподает в своей частной художественной школе изобразительное искусство детям с 4-5 лет и до 70-80 лет взрослым.
 - Завтракаю!  - ответил я.
 - А что у тебя сейчас на завтрак? – спросила она.
Я немного задумался. В каком направлении и стиле (реализме, романтизме, сюрреализме, модернизме...) дать ей ответ?
 - Да вот только наши российские продукты: колбасу, макароны, квас с пряниками... – реалистично ответил я.
 -  Ой, как неинтересно и неромантично ты питаешься!  Может, тебе и твоей семье из Германии что-либо вкусненького  прислать? – спросила она.
 - Нет! Благодаря вашим санкцииям, у нас теперь всё своё есть! Сами теперь можем кому-надо поставлять и  не только продукты... А вот, кстати, - твои живописные работы нужны позарез к осени здесь – в Санкт-Петербурге! К тебе лично и к твоим работам имеется интерес большой наших художников, искусствоведов и галерейщиков! Осенью намечается коллективная выставка под названием «Мировая Душа». Посему и необходима здесь в Питере твоя «Душа» - твои работы!
     Оттилия Грубер начала причитать...
   - Что я, зачем я, почему я? Кому нужны мои картины в России? У вас своих полным-полно замечательных художников...
 Я стал тогда ей популярно и дотошно объяснять и даже зачитывать...
   - Вот что писал ещё пять лет назад  наш питерский художник Виктор Курляндский: «Творчество Оттилии Грубер является продолжением и развитием романтических традиций немецкого искусства конца 18-го - первой половины 19-го веков, дополненных художественными открытиями 20-го века - таких направлений, как экспрессионизм (в первую очередь, в этой связи хочется вспомнить художника  Лайонела Фейнингера, в экспрессионизме которого очень сильны романтические тенденции), «новая вещественность» (А.Канольдт, Г.Шримпф с их «сверхреальностью» изображаемого,  отстранённостью и холодной созерцательностью)  и футуризм с его динамикой и «взрывной» энергией.
В картинах художницы ощущаются свойственные романтизму отрешённость от обыденного мира,  ностальгия, одиночество человека в урбанистической «пустыне», тяга к природе, созерцательность,  устремлённость в бесконечность, прорывы в иные миры и «окна»  духовного пространства.
Совершенство современных городских зданий (с их холодными, кристаллическими формами, поражающими какой-то неземной чистотой и изысканностью, твёрдыми и, в то же время, кажется, готовыми распасться на тысячи хрустальных осколков)  и  старинных готических соборов с их архитектоникой, подобной органной музыке;   таинственная мгла, из которой выступают острые режущие грани плоскостей, пронизывающие пространство,  глубинная «вулканическая» энергия,   внезапно «извергающаяся» из недр города, как будто грозящая взорвать, расплавить  ажурные архитектурные конструкции или, подобно раскалённой лаве, затопить всё пространство; застылость, незыблемость и, в то же время, стремительность движения, дробление, плавление форм.
«Лёд и пламень» - таковы контрасты мира, создаваемого воображением художницы.
Живопись Оттилии Грубер – яркое проявление романтизма в современном искусстве, говорящее о жизнеспособности романтической традиции в современную эпоху»...
     - А ещё здесь у нас – кандидат философских наук и художник школы «Храмовая Стена», она же и куратор этой самой выставки - Светлана Московская, собирается статью для научного журнала о тебе писать... Да и несколько галерей твоими работами заинтересовались... - продолжал я.
Оттилия стала удивляться:
     - Откуда они обо мне всё узнают? Наверно ты, Валера, всем мои работы, которые я тебе подарила и присылала фото по эл. почте , - показываешь?
Я стал объяснять:
    - Я специально не показываю, а раз они есть здесь в Питере, то и, естественно, они да и ты сама – засветились, и к ним возник интерес. Не могу же я только один, втихую – пряча, ими любоваться? Так что давай, не кочевряжься – вези осенью в Петербург работы на тему «Мировая Душа»! Каждый художник по-своему это видит. Например, я лично считаю, что «Мировая Душа» - это проистекающий Разум Вселенной! Если мы – люди на Земле, как часть Целого, имеем разум, то и Вселенная, как Целое, - имеет Разум! А сейчас как раз время объединить умы, сердца и души людей Востока и Запада! Надо всем нам что-то делать, а не сидеть и ждать конца света... Думаю, что и в Германии простые люди такого-же мнения!
     Оля Грубер долго молчала, а потом сказала:
  - Я постараюсь! Есть у меня несколько работ на эту тему... Поймут ли только? Пришлю их фото по эл. почте для предварительного отбора... Да и сама давно не была на брегах Невы. Любимый Санкт-Петербург хочется ещё раз увидеть... Может, и сестру тогда для помощи в перевозке работ с собой возьму!?
   Я обрадовался:
  - Ну вот и замечательно!...
Ещё около часа обсуждали все новости с той и другой стороны.
  - Я, наверно, не дала тебе позавтракать своим звонком? – спросила Оля.
  - Да что ты! Я рад тебя слышать! Я рад, что ты согласилась принять участие в выставке! Всем твоим родственникам – большой привет из Санкт-Петербурга! До встречи!
        А про еду я совсем забыл... Теперь  только и думаю о развитии и тенденциях романтизма в современном мировом искусстве, да и в своей личной жизни также... Скучно, неинтересно и уныло, видимо, сегодня  жить в несовершенной действительности  людям без романтической мечты о прекрасном будущем!..
                Июнь 2016 года.
       Через некоторое время Оттилия Грубер прислала письмо с фотографиями  работ и текстом своего "видения" Мировой Души: "Мои представления о Мировой Душе скорее эмоционально-интуитивны и с трудом поддаются словесному описанию или визуальному воплощению в моих работах.
      Для меня это эссенция совокупности мыслей, идей, эмоций, мечтаний, стремлений, а так-же заблуждений человечества в контексте глобальной биосферы и космоса. Это и созидательная связующая между художником и его произведениями.
Вижу Мировую Душу как абстрагированное зеркальное отражение аккумулированной коллективной памяти и подсознания в резервуаре вселенной, - как манифестацию единства Духа и материи, связывающей прошлое с настоящим. Чуствую что Мировая Душа, как Целое, превышает сумму предпологаемых нами слагаемых.
      Возможно Мировая Душа существует только потому, что нам необходимо в неё верить, - своего рода императив дефицита духовности в угнетающе односложном материальном мире, даже с его техническим прогрессом на уровне фантастики".
      "Дайте нам Богов. О дайте их нам!
      Дайте нам Богов.
      Мы так устали от людей
      и от моторной силы."
              Д.Х. Лоуренс
                Июль 2016г.
       В конце сентября этого года Оттилия Грубер вновь позвонила мне и сообщила, что из-за отсутствия официального «вызова – приглашения» от устроителей в СПб  выставки «Мировая Душа»  и связанных с этим  таможенных и бюрократических трудностей  оформления вывоза  своих новых  работ,  -  твёрдо отказывается от участия в этом мероприятии!   «Я просто физически не успею в таких условиях всё  это так быстро сделать и прилететь из Германии вместе с картинами в Санкт-Петербург к открытию выставки!» - сообщила она. Услышав это, я сильно расстроился и понял, что  основной конфликт в творчестве романтиков – это конфликт между мечтой и действительностью. В данной ситуации получилось, что «романтизм Оттилии Грубер» разбился о прозу нашей жизни!... В знак  солидарности (общности интересов)  я также отказался от участия в этой выставке...   
                Сентябрь 2016г.СПб.