Ватники и креаклы по-израильски,

Леонид Рабин
или почему Израиль - не Россия

8 марта 2015

Основной новостью сегодня в Израиле стал вчерашний митинг оппозиции на площади Рабина в Тель-Авиве и реакции на него с разных сторон политического спектра. Неожиданно широкий резонанс получило выступление на митинге писателя, публициста и художника Яира Гарбуза.

Причина такой реакции в том, что в отличие от остальных выступавших, Гарбуз акцентировал внимание на том, что "желающие перемен", присутствующие на площади, представляют собой светлое и просвещенное меньшинство, противостоящее темному, агрессивно-послушному, как говорили в позднем СССР, большинству.

Вот выдержки из выступления Яира Гарбуза:

"Нам говорили, что люди в желтых майках с черными символами, пишущие "Кахане был прав" и кричащие "Смерть арабам" - всего лишь незначительное меньшинство. Ревнители Храмовой Горы, строители Третьего Храма, люди, раздувающие ненависть, представляют собой меньшинство. Нам говорили, что расисты не представляют израильское общество, это незначительная горстка людей. Нам говорили, что воры и взяточники - это тоже меньшинство. Что разрушители демократии - это меньшинство, что люди, считающие, что демократия является по определению тиранией большинства - это меньшинство. Что люди, целующие амулеты и молящиеся на могилах праведников - это меньшинство. Даже те, кто замешан в сексуальных домогательствах и насильники - меньшинство. Что коррумпированные полицейские и лживые свидетели не представляют собой общество. Но если все они являются меньшинством, почему такое меньшинство правит нами?

(Аплодисменты).

Как получилось, что это меньшинство беспрепятственно стало большинством? Почему принадлежность к разрушительному меньшинству стала заразной болезнью? Как получилось, что это меньшинство копает под нами самый опасный из туннелей - туннель невежества?

Можно говорить не только о меньшинстве, но и о сорняках. Мы жили в иллюзии о том, что поле, окружающее нас, здоровое, и оно может справиться с сорняками. Мы приближаемся к ситуации, когда сорняки овладеют всем полем, и мы не узнаем страну, в которой жили наши предшественники. Наше поле заражено, больно, отравлено".

Дальше Яир Гарбуз сказал о том, что надо срочно отстранить от власти тех, кто "скачет на спинах униженных и угнетенных", не сказав однако, как это можно сделать демократическим путем. Или все-таки демократия - это не власть большинства, каким бы оно ни было, а власть "просвещенного меньшинства", знающего, как надо?

Выступление Яира Гарбуза вызвало бурную реакцию комментаторов в израильских СМИ, многие из которых сравнили эту речь с "речью о чистильщиках обуви", произнесенной телеведущим и комиком Дуду Топазом во время избирательной кампании 1981 года. Выражение "чистильщики обуви" (чахчахим) вошло тогда в израильский фольклор, став символом высокомерно-надменного отношения "белой ашкеназской элиты" к выходцам из стран Востока. Справедливости ради следует упомянуть о контексте, из которого фраза Дуду Топаза часто вырывается - речь у него шла о том, что "ликудовские чистильщики сапог в лучшем случае были часовыми на воротах в армии", в то время как ашкеназы - сторонники партии Труда составляли элиту боевых частей и выигрывали израильские войны.

Менахем Бегин, отслуживший первый срок в должности премьер-министра Израиля и переизбиравшийся на второй, сразу же использовал неудачное высказывание Дуду Топаза и ответил на него.

Нам, конечно, в 2015 году смешно, но и поучительно слушать разъяснения израильского лидера 1981 года о том, что красные флаги, под которыми проходил накануне митинг партии Труда - это символ "коммунистического нацизма", концлагерей и преследования иврита, но такой была атмосфера в Израиле всего через 35 лет после победы над гитлеровским нацизмом, и в таком духе тогдашний Ликуд воспитывал свой электорат. Уже в 1992 году, после того, как в Израиль начала прибывать "Большая алия", не настроенная яро антисоветски в отличие от олим 70-х годов, "Авода", возглавляемая Ицхаком Рабином, отказалась от использования красных флагов как своего символа.

В 2015 году роль Бегина взял на себя лидер партии "Еврейский дом" Нафтали Беннет. Отвечая Яиру Гарбузу, он сказал:

"Он (Гарбуз) говорит, что горстка стала большинством. Так он называет политический лагерь, который я возглавляю. Слово "горстка" поразило меня. К этой горстке относился полковник Иммануэль Морано из спецназа Генштаба, у которого висели на стене портреты раввинов, и который погиб на Второй Ливанской войне. К ней относился покойный Рои Кляйн, тоже погибший на Второй Ливанской войне. Он все время произносил "языческие" на ваш взгляд слова - "Слушай, Израиль, наш Господь - единый Бог".

К этой горстке относятся жители городов развития - Кирьят-Шмоны, Шломи, Нетивота и Сдерота. Вы попирали этих людей на протяжении целого поколения. Вы топтали нашу культуру. Это меньшинство верит в то, что земля Израиля принадлежит народу Израиля. Эта горстка радуется при виде Стены Плача. Я горжусь тем, что возглавляю эту горстку людей.

Но есть нечто худшее, чем словесные извращения интеллектуала. В толпе стояли тысячи людей, и никто из них не сказал: "Мы все евреи. Что ты делаешь, скажи, Бога ради". Ципи Ливни и Бужи Герцог тоже ничего не сказали и не протестовали. Но я хочу сказать вам, Ципи, Яир Гарбуз и Бужи, что эта "горстка" представляет собой большинство народа Израиля. "Горстка" любит народ Израиля, Землю Израиля и Тору Израиля, и мы не извиняемся за это. Через девять дней она выиграет выборы в Израиле. Эта горстка будет звонить по телефонам, участвовать в собраниях, убеждать, и принесет гору мандатов, которая покажет, кто на самом деле является горсткой людей в Израиле.

Яир Гарбуз, ты считаешь себя частью культурной и интеллектуальной элиты, но я скажу тебе одно. Для наших врагов - Хизбаллы, Хамаса, ИГИЛ, - ты тоже часть горстки людей".

Сионистский лагерь в итоге все-таки был вынужден отреагировать на вчерашнее выступление Яира Гарбуза: "Мы не готовили митинг и не составляли речи. Мы осуждаем высказывания, оскорбляющие чувства верующих людей".

Однако похоже, что Гарбуз оказал своему политическому лагерю такую же медвежью услугу, как в свое время Дуду Топаз, и ущерб может оказаться необратимым. Новый опрос общественного мнения, организованный институтом "Геокартография", дает "Ликуду" 26 мандатов, а "Сионистскому лагерю" - всего 21. Такого большого разрыва в пять мандатов не было за все время проведения опросов в ходе нынешней кампании.

А теперь ответ на вопрос, вынесенный в заголовок - почему Израиль не Россия? Паттерны поведения наших "креаклов" и "ватников" во многом напоминают российские, но есть и различия. Во-первых, если в России "думающее меньшинство" само признается в том, что его численность не превышает 15 процентов от общего числа граждан, то в Израиле "креаклов" значительно больше. Мы не промышленная страна, и у нас много людей свободных профессий. Как отметил недавно наш крупный промышленник Стеф Вертхаймер, если в Европе, Южной Корее и Сингапуре в промышленности занято 50% работающих, то в Израиле - всего 7%. Это влияет. Но "креаклы" все равно в меньшинстве.

И второе. Если в России "агрессивно-послушное большинство" в основном пассивно и неорганизованно, и этим пользуются враги "режима", то в Израиле у реального большинства есть свои яркие лидеры, способные повести за собой людей и не медлящие с ответом на интеллектуальные провокации "элитариев".