Октябрь 17-го года

Леонид Рабин
7 ноября 2015

"Год с нескончаемыми нулями.
Праздник, в святцах не имеющий чина.
Выфлажено все. И люди, и строения.
Может быть, Октябрьской революции сотая годовщина,
Может быть, просто изумительнейшее настроение.

Пустыни смыты у мира с хари,
Деревья за стволом расфеерили ствол.
На площади зелени - на бывшей Сахаре -
Сегодня ежегоднее торжество".

Владимир Маяковский

"Мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков...

Они нас выдумают снова".

Павел Коган

Есть мнение, что ход времени со временем ускоряется. Начало 21-века, в котором мы живем, можно сопоставить с началами предыдущих веков и, приложив мерную линейку, убедиться, что это не так.

Начало 20-го века - это путь через 1-ю русскую революцию и Столыпинские реформы к 1917 году. Начало 19-века - возвышение Наполеона после Великой Французской революции, его разгром и конец. Начало 18 века - вся великолепная история реформ Петра 1-го. Начало 17 века - Смута и ее преодоление. В отличие от четырех предшествующих столетий, в начале 21-го века время стоит вязкое и тягучее. Зеленой площади в бывшей Сахаре не получилось. После убийства Каддафи туареги там снова не любят тиббусов, как и 100 лет назад.

Октябрьская революция, до 100-летия которой осталось два года, действительно стала главным событием 20-го века. Не сама по себе, потому что собственно октябрьский переворот почти никто не заметил, а по своим последствиям и событиям, которые с нее начались. А началась с нее советская система.

Впервые в истории было создано долго просуществовавшее и успешное общество, поставившее себе задачу освободиться от системного паразитизма и развиваться планомерно, в интересах всех членов общества, которые являются трудящимися и не разделены на классы.

Важно, что это общество умело себя защищать. Общество доколумбовой Вест-Индии, по мнению большинства исследователей, тоже было коммунистическим, но оно вымерло на протяжении жизни одного поколения, потому что не умело сопротивляться внешнему врагу. Советское общество выиграло самую страшную войну в истории человечества.

В СССР любили рассуждать о материально-технической базе коммунизма. Оказалось, что важна не материальная база, а нечто совсем другое. Сейчас материальная база такова, что все люди могли бы работать по шесть или по пять часов в день, а остальное время заниматься творчеством, саморазвитием, любимыми делами. Но реальность не такова - есть рантье, вообще не работающие, и есть гастарбайтеры, вкалывающие на стройках по 12 часов в сутки. На вопрос, зачем нужен коммунизм, я ответил бы так - для того, чтобы никому не приходилось работать по 12 часов в сутки и никто не мог паразитировать за счет чужого труда.

Марксизм, как и любая другая идеология, сформировался в результате воздействия многих факторов, значительная часть которых случайна и не обязательна для получения желаемого результата. Марксизм формировался вскоре после Просвещения, через несколько десятков лет после Вольтера и Руссо, когда религиозность считалась в просвещенных кругах чем-то неприличным, а научный метод познания - единственно возможным. Маркс обращался к интеллектуалам своего времени. Он не мог и не хотел казаться ретроградом и поэтому позиционировал свое учение как научное, а не религиозно-мировоззренческое. Коммунизм у него должен был обеспечить более высокую производительность труда по сравнению с капитализмом. Когда реальный социализм не справился с этой задачей, широкие круги общественности в СССР не стали возражать против возвращения капитализма.

Но коммунизм - это в первую очередь результат свободного выбора человека, и поэтому он по своей сути является мировоззренческим, даже религиозным учением, но никак не "наукой". Мало кто из иудеев или мусульман поменяет свою веру только потому, что христианские страны более развиты экономически. А вот если люди почувствуют, что им близки мировоззренческие основы христианства, они его примут. Точно так же христианин может стать иудеем или мусульманином, если ему близок взгляд на мир, воплощенный в этих религиозных учениях.

Представьте, что вдруг оказалось, что самую высокую производительность труда и совокупное благосостояние обеспечивает сословно-кастовое общество с расовыми критериями отбора в высшее сословие, что-то вроде нацизма, но без элементов нацистского "народного государства". Обязаны ли мы будем принять эту "историческую неизбежность", или будем бороться за более человечную модель, даже если эта модель не так эффективна? Я буду бороться, и думаю, что очень многие тоже будут. Для меня важно качество жизни, а не количество материальных благ, и справедливость окружающего нас общества - важный элемент качества жизни.

Ложный детерминизм, заложенный в матрицу исторического марксизма и выразившийся в утверждении о неизбежности победы коммунизма, причем во всемирном масштабе, сыграл с нами злую шутку. Советские люди не смогли в критический момент понять, что речь идет о свободном выборе типа общества, в котором они будут жить, и доверили принятие этого решения элите, большей частью состоявшей из эгоистов и мерзавцев. Но за 25 постсоветских лет теория коммунизма двинулась вперед так, как она не могла продвинуться за 73 советских года. Множество талантливых людей, от Кара-Мурзы до Кагарлицкого, освободившись от догм и ни от кого не завися материально, осмысливают советский опыт и приходят к интереснейшим выводам. Горбачев от имени поздних коммунистов говорил, что "мы не знаем общества, в котором живем". Сейчас мы знаем и понимаем советское общество гораздо лучше. Это значит, что постсоветские годы были прожиты не напрасно.

В СССР любили рассуждать об источниках марксизма. Там не упоминали еще один источник - талмудический пилпуль. Он определил не содержание, а форму советской идеологии. Тысячи бывших ешиботников легко и органично влились в ряды ее идеологов так же, как 70 лет спустя их потомки, улетая из разваливавшегося СССР, надевали в самолете кипы и становились религиозными сионистами. Камца и Бар-Камца повлияли на советскую идеологию не в меньшей степени, чем Гегель и Фейербах.

Советское общество в самом начале своей истории обладало мощным драйвом. Однако оно получило тяжелейшую травму в результате Войны, когда погибли лучшие. Исчезновение миллионов мужчин породило страшные деформации в гендерных отношениях, проявляющиеся в постсоветском обществе до сих пор, три поколения спустя.

Представьте только, что Павел Коган, Семен Гудзенко и десятки таких же мужчин дожили до конца 80-х и начала 90-х годов и поддержали своими голосами одинокую Юнну Мориц, а их самих поддержали сотни тысяч безголосых единомышленников. Всё нынешнее "постсоветское пространство" было бы совершенно другим.

Главным виновником гибели советского проекта все таки является немецкий народ и выбор, сделанный им в начале 30-х годов. В 20-е и 30-е годы интеракция русской и немецкой культур во всех областях была настолько интенсивной, что нам сейчас трудно себе это представить. Основатели СССР, рассчитывая на мировую революцию, думали прежде всего о германской революции и союзе социалистической России с социалистической Германией, который стал бы непобедимым. Они были готовы перенести центр Коминтерна из Москвы в Берлин сразу после победы революции в Германии.

Выбор немецкого народа можно объяснить, но нельзя одобрить. В результате произошла взаимная аннигиляция двух великих европейских народов там, где могла быть синергия. Антикоммунисты и симпатизанты нацизма, резунисты разного толка часто говорят, что "Германия своим выбором и своей жертвенной борьбой спасла весь мир от коммунистической угрозы". Я с ними согласен по сути, но считаю это величайшей исторической трагедией, а не "подвигом" немцев.

После Победы мэйнстримом в западном обществе стала социал-демократия. Советская интеллигенция ошибочно считала, что "вот он, магистральный путь развития цивилизации", к которому надо просто присоединиться, отказавшись от коммунизма. На самом деле социал-демократия являлась вынужденным маневром элит капиталистического мира, поделившихся частью своих прибылей с народом, чтобы лишить привлекательности в глазах людей советскую альтернативу. Государство всеобщего благоденствия было повсеместно свернуто из-за ненадобности после того, как эта альтернатива исчезла. То, что приходит ему на смену, некоторые публицисты сейчас называют новым рабовладельческим строем и сравнивают с системой, существовавшей в южных штатах США до 1863 года.

К своему закату советская система пришла уставшей, выдохшейся, сгибающейся под грузом миллионов собственных паразитов, выросших каким-то образом в "государстве трудящихся". Догматическая идеология не знала, что с ними делать, и не могла их правильно идентифицировать. Она не понимала феномен "креативного класса" и не хотела называть вещи своими именами. В результате у сторонников уничтожения советской системы и возврата к капитализму появилась многомиллионная массовка.

В СССР любили говорить о воспитании нового человека. На самом деле человека воспитать невозможно, потому что каждый человек по самой своей природе свободен, а воспитание отрицает свободу выбора. Человек свободен делать выбор, и любой его выбор должен быть уважаем другими. Это относится и к выбору поколений.

В СССР любили говорить, что победа коммунизма неизбежна. Но ничего неизбежного в мире нет. Как сказал немецкий поэт в плохо переведенной на русский язык известной цитате, "лишь тот достоин свободной жизни, кто каждый день готов за нее бороться". Но ведь можно и не бороться. Всегда есть выбор, и всегда есть варианты. Советская система погибла, помимо прочего, потому, что на завершающем этапе своего существования стала прочно ассоциироваться с геронтократией, косностью. Она требовала только благодарить отцов и дедов за счастливое детство, но человек не может вечно оставаться благодарным сыном и внуком и не быть самостоятельным субьектом жизни и истории. Системе нечего было предложить молодому поколению. Советская система не умела говорить на языке молодежи. Всем памятна песня Виктора Цоя "Мы ждем перемен". И перемены пришли.

И Ленин, и Сталин прекрасно понимали опасность перерождения советской элиты. Ленин призывал укреплять рабоче-крестьянский контроль, Сталин - выдвигать актив не от партии, а от общественных организаций. Партократия, сформировавшаяся в класс со своими интересами, не допустила ни того, ни другого. Когда она в итоге решила присвоить общенародную собственность себе, любимой, никто не понимал, что происходит, не хотел и не мог сопротивляться этому. И систему, победившую самого сильного врага в самой трудной войне, сожрали ничтожные вши.

Советская система была предана и уничтожена советской и партийной элитой. На протяжении трех десятилетий, с 1955 по 1985 год, КПСС пополнялась за счет отрицательного отбора, вбирая в себя приспособленцев, хамелеонов и карьеристов всех мастей. Знаковой фигурой можно считать первого секретаря Фрунзенского райкома комсомола Москвы Михаила Борисовича Ходорковского - если такие люди оказываются на таких должностях, это значит, что борьба проиграна, и больное государство безнадежно. А история второй государствообразующей нации бывшего СССР и ее суверенного государства в последние два года показала, что при наличии такой второй государствообразующей нации СССР в его границах 1945-1991 года был обречен в любом случае.

Но советская система и советская история, даже погибнув, остаются опасными врагами для мировых элит. И поэтому эти элиты сделают все, чтобы не допустить возможности их возвращения.

На Западе Сталин уже сейчас равен Гитлеру. В ближайшем будущем он будет официально объявлен главным злом, а коммунизм будет считаться "хуже нацизма". В школах стран "золотого миллиарда" введут обязательный курс антисоветизма, на котором будут изучать "Черную книгу коммунизма", "Архипелаг Гулаг" Солженицына и "Голоса утопии" Светланы Алексиевич. Школьники будут ездить на эскурсии не в Освенцим, а в Пермь-36 и другие музеи ужасов советского тоталитаризма. В странах мировой периферии таких уроков не будет, потому что не будет всеобщего среднего образования. Там священники и муллы будут читать прихожанам проповеди о том, что коммунизм - это Зло.

Книги "Как закалялась сталь", "Повесть о настоящем человеке" и "Туманность Андромеды" будут запрещены как тоталитарная коммунистическая пропаганда. Они будут изъяты из библиотек и стерты из интернета. Люди будут пересылать их друг другу прикрепленными файлами, по частям, вставив спереди пару абзацев из книг Джона Толкиена и Джоан Роулинг, чтобы сбить с толку интернет-полицию.

Но чем больше будет запретов, тем сильнее будет становиться обаяние советской легенды. И мальчики иных веков будут плакать ночью о времени большевиков.

Однако советская система не возродится в новом качестве, пока не будет полностью изучен, просчитан и проанализирован механизм предательства бывших советских элит. Она возродится только в тех странах, народам которых не улыбается перспектива вечно быть лакеями и гастарбайтерами при дворах заокеанских мультимиллиардеров. Там, где людям надоест слушать проповеди о том, что они ничтожества, в прахе родились и в прах превратятся. В СССР 2.0 не будет руководящей и направляющей партии, потому что такая партия неизбежно переродится и снова предаст, но зато каждая кухарка будет уметь и хотеть управлять государством. "Каждую кухарку надо научить управлять государством" - это не утопия, а реально осуществимая программа действий. Для этого у кухарки должен быть набор знаний, которые вполне можно приобрести в средней школе, и готовность жить не только для себя. И когда народы стран, где люди обладающие достоинством и самоуважением, составляют большинство народа, почувствуют, что дозрели, сказка станет былью.

-----

Дополнение от 7.09.2019

Поздний СССР как общество взбесившихся потребителей.

В связи с очередной годовщиной известно чего хочется добавить кое-что к тому, что уже было озвучено мной ранее на данную тему.

Мне кажется, я нащупал ту точку, в которой советский проект изжил себя и начал быстрыми темпами двигаться к своему закату. Это тот момент, когда Советы депутатов трудящихся были заменены Советами народных депутатов, а государство рабочих и крестьян уступило место "общенародному государству". Это принятие Конституции 1977 года.

Напомню, с чего всё начиналось:

Машинисту,
пылью угля овеянному,
шахтеру, пробивающему толщи руд,
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человечий труд.

https://slova.org.ru/mayakovskiy/odarevoljutsii/

"Кто не работает, тот не ест". Система, при которой основными "кирпичами", составляющими общество, были трудовые коллективы, а не собрания граждан по месту жительства, имела свои недостатки и серьезные проблемы, но в целом была правильной.

А в 60-е и 70-е годы быстро росло число людей, вносящих минимальный вклад в общественное производство, но при этом обладающих немерянными претензиями. По Конституции 1977 года эти люди стали точно такими же равными всем "единицами", как любой трудящийся. Они ходили на работу, получали зарплату, но отдача от них была с гулькин хрен. В основном это, конечно, речь идет о так называемой интеллигенции.

А вот советский работник сферы обслуживания был гораздо более бесправным и униженным, чем его коллега при капитализме. Советская пропаганда утверждала, что "покупатель всегда прав", а он отнюдь не всегда прав. Владелец капиталистического бизнеса всегда имеет возможность послать на три буквы обнаглевшего клиента - пусть идет туда и ищет другого оказывателя услуг, а советский директор магазина или комбината бытового обслуживания такой возможности не имел. У него висела на видном месте "книга жалоб и предложений" (идиотский советский патент), и любая хабалка имела возможность безнаказанно и беспредельно качать претензии к вышестоящим инстанциям, не рискуя получить обратку. Потребитель, а не производитель и не работник, стал в обществе "развитого социализма" главным человеком, на которого все должны равняться. Манифестом общества потребления позднего социализма стала миниатюра Михаила Жванецкого "Паровоз для машиниста"
Хороший, но запоздавший на 30 лет ответ тогдашнему Жванецкому - https://maxpark.com/community/129/content/1906244 .

И вот в головах миллионов хабалок поселяется простая как мычание мысль - а ведь при капитализме потреблять можно будет больше и лучше. Так зачем же нам этот дурацкий социализм? Так сотрудники тысячи московских НИИ и их коллеги по всей стране составили массовку, топившую за капитализм, и их желания совпали с желаниями советской номенклатуры, возмечтавшей приватизировать общенародное достояние. Однако хабалки почему-то считали, что частник, занявший место бывшего директора советского универсама, будет обслуживать их лучше, чем работники советской торговли. Так, как при социализме им и не снилось. А вот о том, что у них не будет ДЕНЕГ на получение качественного обслуживания, а без ценной бумажки ты какашка, советские хабалки не подумали.

Вывод - никогда нельзя позволять людям массово наглеть и выдвигать необоснованные, не подкрепленные их собственным трудовым вкладом претензии к системе и ее элементам.

-----

Дополнение от 7.11.2020.

Как все знают, коммунистическое движение в России началось с создания Плехановым группы "Освобождение труда". Этос освобождения труда занимал важное место на раннем этапе советского проекта. Но мало кто задает себе вопрос - а от чего коммунисты хотели освободить труд?

Есть мнение, что "от действия закона стоимости". В смысле, чтобы любой трудящийся имел возможность клепать не пользующийся спросом товар, бракованную и устаревшую продукцию, и получать за это деньги от государства. Это мнение неверно, потому что в СССР признавали действие закона стоимости при социализме.

Мое мнение - освобождение труда означало, что при социализме трудовые коллективы будут иметь возможность самостоятельно организовывать свой труд. Определять, когда рабочий может перекурить, когда выпить кофе и так далее. А получать за свой труд он будет столько, сколько заработал, в соответствии с рыночной стоимостью произведенного.

Именно на этом принципе основывалась работа хозрасчетных бригад в период позднего советского социализма. Коллективный труд, свободный от административного давления начальства, может быть очень эффективным и высокопроизводительным. Но этой инициативе не дали развиться. Начальство почувствовало в этом угрозу себе. А при капитализме нет и не может быть ничего похожего на советские хозрасчетные бригады, потому что что в такой ситуации делать капиталисту? Конечно, никто не мешает группе рабочих создать коммерческое предприятие и работать как они хотят, но хозяин такого предприятия обычно быстро подминает под себя работников и утверждает свои исключительные права на управление им.

Грамотный, инициативный, сознательный работник - угроза капиталистической системе, поэтому капиталистическое государство сознательно уничтожает образование и проводит политику отупления масс. Коронакризис четко показал это. Человечество пока не поняло, что можно противопоставить этой политике, и можно ли ей противостоять. Вот интересная статья - https://economicsandwe.com/F42D0910EDA2CC11 , многое расставляющая по местам в этом вопросе.