Моя Греция Корфу-Метеоры. Между небом и землей ч3

Филин Дмитрий
День третий…


Причастие…


Мы садиться не собирались, но к восьми пришли. И правда к началу Литургии народу было столько, что и стоячих мест выбрать было нелегко, ну, если только не в самых отдаленных частях храма.

Батюшке греку сослужил русский священник, поэтому иногда из алтаря раздавались возгласы на родном языке. Причащать вышли они также с двумя чашами. Мы попали в очередь к греку. Внимательно посмотрев, что греки Причащаясь чашу не целуют (как мы и читали), мы тоже решили не проявлять свою особенность и со своим уставом не лезть. Запивка у них также отсутствует. Вместо этого всем раздают Антидор.
Приложившись к мощам и почитав Благодарственные молитвы, мы окрыленные вышли на агиос Спиридон. Да, каждому понятно, что Причастие в родном храме, в самом шикарном кафедральном соборе или в храме, где служит духоносный старец совершенно одинаковое. И все же отчего-то радостно, когда случаются вот такие редкие минуты, как эта – Причастие у святого Спиридона! Примерно такое же чувство мы испытали в прошлом году, когда побывали у святителя Николая в Бари. И в этот раз мы ничего специально не предпринимали для того, чтобы вот так все совершилось. И не пришлось даже просить батюшку принять исповедь (как это мы просили в прошлом году) - он сам нам предложил помощь. И не искали мы в Греции духовника, среди греческих батюшек (в Греции не каждый священник может исповедовать, только духовники) – таким оказался отец Артемий. И мы не подгадывали заранее свой приезд под его дежурства в храме – так уж случилось, что почти все священники приболели, и служил один отец Артемий. И все это случилось именно на первой неделе нашего пребывания.
Дивны дела Твои, Господи! И велика Милость Твоя к нам, грешным!


Так минули первые три дня нашего нового путешествия на любимый остров Корфу. До этого места я старался придерживаться хронологии событий, сообразно тому, как было в первой части повествований. Но тут я отступлю от точной хронологии и сделаю это осознанно по двум причинам:
Во-первых, две недели это не четыре дня, и рассказ, растянувшийся на четырнадцать длинных дней не вызовет у читающего ничего, кроме скуки и зевоты.
Во-вторых, потихоньку заново переживая происходившие с нами события, осознаешь, что так можно потерять целостность восприятия совершившегося.
А ведь именно постараться донести до добрых и смиренных читающих эти заметки целостную картину, дух святых мест и Благой Промысел Божий о нас, недостойных – вот что движет мною. И, повинуясь этому движению, и извиняясь перед Вами, терпящими мои неумелые потуги, я перехожу ко второй части воспоминаний, которая будет состоять из коротких рассказов и зарисовок. Да поможет мне в этом святитель Спиридон и преподобный Арсений Каппадокийский!



Арсений Каппадокийский…


Благословенная Кессария Каппадокийская, давшая христианству целый сонм святых от малоизвестных, как, например, святой Кессарий Капподокиец, брат св. Григория богослова, так и Великих Вселенских Учителей, называемых еще Великими Каппадокийцами. Страна святых - так еще называют эту область, занимаемую в наше время Турцией.
Есть в Кессарии Каппадокийской местечко Фарасы (по-турецки теперь - Камлица), которое включает в себя несколько небольших сел, бывших до обмена населением 1924 года (когда жившие в Греции турки переселились в Турцию, а жившие в Турции греки – в Грецию) оплотом православной веры в каппадокийской земле. Фарасиоты были продолжателями аскетического Предания, которому положили начало великие Отцы - каппадокийцы. Так, значительная часть жителей этой области весь год в многодневны посты и постные дни вкушали пищу и пили воду один раз в день - в девятом часу по византийскому времени (т.е. в три часа пополудни). Одним из последних, кто следовал этому Преданию и кто также, вместе с сельчанами покинул Родину и уехал в Грецию был приходской священник Фарас - святой Арсений Каппадокийский, получивший от односельчан прозвище Хаджи-эфенди, за то, что он пять раз совершал паломничество на Святую Землю.
Жила в Фарасах и окормлялась у прп. Арсения одна благочестивая семья – Продромус и Евлогия Феодосиу (первоначальная фамилия мужа была Хаджидигенис, но из-за преследования турок он был вынужден взять как фамилию имя деда, которого звали Феодосий). Впоследствии Продромус еще раз был вынужден сменить фамилию, и стал называться Эзнепидис (иностранец).
В семье Продромуса и Евлогии родилось десять детей, правда, два их первенца - две дочери умерли в младенчестве. Когда прп. Арсений крестил их следующего ребенка, он посоветовал дать ему имя Зоя (третьим ребенком тоже была девочка), что переводится как «жизнь», и с тех пор больше никто из детей семейства не умирал.
Когда в семействе родился восьмой ребенок- мальчик, то родители хотели дать ему имя деда - Христос. Однако преподобный Арсений сказал бабушке младенца:

- Послушай, Хаджианна, ведь я крестил тебе столько детей! Неужели ты не дашь хоть одному из них мое имя?

А родителям преподобный Арсений сказал:

- Хорошо, вот вы хотите оставить кого-то, кто пошел бы по стопам деда. А разве я не хочу оставить монаха, который пошел бы по моим стопам?

И, повернувшись к крестной матери, произнес:

- Скажи: Арсений. [Из книги иеромонаха Исаака «Житие старца Паисия Святогорца»].

Так началась жизнь нового человека, получившего в монашеском постриге на Святой Горе Афон имя Аверкий. А мы знаем его по тому имени, с которым монаха Аверкия, в крещении Арсения, постригли в Великую схиму – Паисий


Паисий Святогорец


Минувшей зимой мною в Сретенском монастыре в Москве (в книжном магазине) была куплена и на одном дыхании прочитана замечательная книга: «Свидетельства паломников. Старец Паисий Святогорец 1924-1994г.» Вот ведь как часто случается… Кто-то из святых отцов или из современных подвижников вдруг становится тебе очень близким, родным человеком, которого буквально ощущаешь, чувствуешь душой. Таким близким для меня стал тогда отец Паисий. Незадолго до поездки на Корфу мне попалась новая книга о старце Паисии, написанная иеромонахом Исааком «Житие старца Паисия Святогорца». Читая её, я узнал несколько интересных подробностей из жизни, как подвижника, так и прп. Арсения Каппадокийского.
Оказалось, что во время переселения корабль с греками, среди которых был и священник из Фарас о. Арсений остановился у о. Корфу, где преподобный заболел и после сорокадневной болезни скончался и был похоронен.
Потом уже, много позднее Паисий извлек мощи святого и перенес их в Суроти (где впоследствии и сам был похоронен), в монастырь Иоанна Богослова.
Из записок паломников мы выяснили, что могила преподобного осталась, и за ней ухаживают. Нам попалась даже фотография этой могилы, однако, никаких сведений, более или менее подробных, как её разыскать мы не нашли. Известно только стало, что находится она за городом на старом кладбище. Старых кладбищ за городом не одно.… Но печалиться мы и не думали - две недели срок не малый, с Божьей помощью разыщем.
И разыскали!
Правда, не сразу. Первым, кого мы спросили о могиле св. Арсения была Виктория. Она сильно сузила круг наших поисков:

- Это кладбище недалеко от аэропорта.
- Со стороны Кануни?
- Нет, это по той дороге, что Вы едите не Бенитос. Но точно я не помню…

Меня посетила мысль, что раз уж мы иконочки, которые покупаем у Виктории, приносим к мощам святителя Спиридона, то разве не хорошо будет купить икону святого Арсения и приложить её к могиле преподобного? Образ, что мне хотелось, я видел, когда читал житие святого: на нем изображен сам преподобный Арсений, а рядом, перед ним на коленях старец Паисий, благословляемый святым. Раз уж этот святой греческий, то проблем с выбором иконы быть не должно, подумалось мне…
Тут же лавке у Виктории я стал осматриваться в поисках искомого образа...

- Что ищешь?
- Да вот, хочу образ преподобного Арсения…
- Не найдешь, нет такого.
- Как нет? Это же местный святой, даже могила его тут, на острове!
- Это да, святой наш. А иконы его не найдешь…
- ?
- Да не спрашивают. Ведь в основном иконы покупают туристы да паломники. А их все более святые Спиридон да Николай интересуют. Ну, Божью Матерь еще со Спасителем спрашивают.… Ну, еще иконы Праздников иногда, вот, даже преподобный Серафим есть и святитель Лука – ими тоже интересуются, а так - нет.
- И что - ни у кого нет?
- Нет. Не популярный это святой тут. Вот, в Салониках, наверное, есть. А тут даже не ищи.

Разумеется, слова Виктории меня немного расстроили. Но, как говорится в песне: «Мы не привыкли отступать!»
Я решил пройти насквозь, через храм и зайти в лавку к Томасу, у которого я покупал свечи и ладан (и собирался вновь это сделать в этом году).
В который раз пришлось испытать удивление- Томас также нас узнал и даже вспомнил, что мы покупали у него годом ранее. Сейчас сезон и у него помощник, говорящий по-русски, что упрощает общение:

- Добрый день, простите, Вы знаете такого святого – Арсений Каппадокийский?
- Да, знаю. Он духовный отец старца Паисия.
- Ну да, это он. Правда, он не его духовный отец, он его крестил Святым крещением в младенчестве.
- Ну да, точно.
-У вас нет его иконочки?
-Есть. Вот, смотрите [Он показал на верхний ряд икон, где я тут же разглядел: ;;;;; ;;;;;;;;].

Образ был другой - на нем был изображен только св. Арсений, но в нашем случае это уже был успех.

- Я возьму!
- Паракало!

Если человек чего-то возжелал, то зачастую он перестает видеть очевидное. Это временное ослепление произошло и со мной. Уже когда мы приложили иконочки к мощам, уже когда мы прочитали акафист святителю и гуляли по Керкире с нашими друзьями, я вновь взглянув на купленную икону понял- святой, изображенный на ней это не преподобный Арсений. Преподобный Арсений не был епископом, ему дважды предлагали епископство, но он оба раза отказывался и по этому. На иконе же был кто-то в образе святителя. Значит, это не он. Но кто же? Повнимательнее разглядев написанное, мы прочитали, что это святитель Арсений Керкирский.


Святитель Арсений Керкирский…



В этот раз к поездке мы подготовились много тщательнее, чем в прошлом году. У нас был планшет (который оказал исключительную помощь при подготовке к исповеди), а у Спироса Wi-Fi. В результате мы немного узнали о святителе Арсении Керкирском.
Жил он в десятом веке и отдан был благочестивыми родителями, как плод долгих молитв, в монастырь в раннем детстве на служение Богу. В двенадцать лет был пострижен в монахи, подвизался в Сирии, Иерусалиме, Константинополе. А при Патриархе Феофилакте Константинопольском за свои добродетели был избран в епископа Керкирского и стал первым епископом Керкиры, кто удостоился сана архиепископа. Святитель Арсений прославился мудростью, ученостью, благотворительностью и неоднократным заступничеством за невинных перед властями.

Мощи его теперь почивают в Керкирском Петропавловском соборе (куда по неведомой нам причине мы за оба наших путешествия так и не зашли, хотя многократно проходили мимо).

У Господа все промыслительно. Отчего эта икона попала к нам? Возможно, юный каппадокиец Феодор именно в честь этого святого при монашеском постриге получил имя Арсений – тогда получается, что в эту поездку нам спутешествовали три угодника Божьих, два из которых уже прославлены Церковью, невидимо, но очень крепко связанные духовной связью через наречение имени при Святом Крещении и при монашеском постриге. Возможно, это лишнее для нас напоминание, что маленький по своим географическим размерам остров Корфу таит в себе столько историй, что еще неоднократно будет нас тянуть к себе. В этот раз мы были привлечены к нему преподобным Арсением Каппадокийским и герондой Паисием Святогорцем ,а в следующий раз возможно это будет святитель арсений Керкирский, или еще кто-то иной – одному Богу известно.

Когда мы позднее изучали побережье к югу от Бенитоса, в Лефкими- тихом, почти заброшенном портовом городке, мы остановились перед большим храмом.


Храм был закрыт ( сиеста) и нам не удалось узнать в честь кого из святых он был возведен, только одна табличка давала подсказку, что это мог быть святитель Арсений: на ней была надпись «;;;;; ;;;;;;;;». Но относилась она самому храму или к улице или еще к чему, мы выяснить не могли. Жизнеописание святителя Арсения говорит, что им составлены: Канон на елеосвящение, похвальное слово апостолу Андрею и описание страданий великомученицы Варвары. Через святую Варвару, получается, мы связаны и сами с ним. Во-первых, старшая дочь нашего духовника Варвара жила несколько лет у нас, да еще один из престолов в его храме освящен в честь этой великомученицы.
Что ж, будем молиться, святителям Спиридону и Арсению и преподобному Арсению, чтобы по их святым молитвам Господь еще не один раз позволил нам побывать на этом благословенном острове.

Продолжение следует...

(начало второй части с фотографиями тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/3006.html)