Встреча

Николай Валентинов
Случай этот произошел у меня в году 1996 или 97-м, осенью. Второй сезон охотился с новенькой двустволкой двенадцатого калибра. Как то шутя научился бить птицу влёт. Особенно нравилось охотиться на утку. После работы, пробежавшись по плёсам и староречинам неширокой лесной речушки, приносил две-три утки. Когда как повезёт. Без добычи не возвращался. Утки в том году много было... И прибавок к скромному деревенскому столу был от охоты значительный. Времена были тяжёлые. Работа есть, а зарплаты нет. Жили на родительскую небольшую пенсию. Да и ту постоянно задерживали. В магазинах "хоть шаром покати": только соль да спички. Выживали кто как мог.

Километрах в полутора от деревни на лесной речке стая серых уток. Кормятся и не торопясь поднимаются вверх, против течения. Плавный поворот реки и заметил их издалека. При удачном раскладе можно пару - тройку свалить. Но на выстрел ещё подобраться нужно. А условия не самые лучшие. Берега ивняком заросли. Пока продираешься сквозь кусты, да просвет для верного выстрела выбираешь... Утки тоже жить хотят. Быстро соображают, что охота началась. Это только на открытии охоты они беспечные, непуганые. Через два дня после - уже от любого шороха стремительно на крыло поднимаются.

Места знакомые. Там, за поворотом, берега чистые. Место для стрельбы удобное. Срежу поворот реки через лес и устрою засаду. Сами приплывут на выстрел. Пригнувшись, быстро перебежал ложбинку. Азарт уже захватил и требовал действий. Через силу заставил себя идти не торопясь, осторожно. Пройти нужно метров сто по небольшому, чуть больше роста человеческого, молодому ельнику. Чуть в стороне - редкий березнячок. Когда- то давно тут были пашни.

Со стороны этого березняка слышны шаги. Сухие сучки под ногой потрескивают, прошлогодняя листва шуршит. Остановился, прислушался. Кого, интересно, несёт в самое неподходящее время? В том, что человек идёт, сомнения не возникло. Так и представил себе охотника: сигарета во рту дымится, ружьё на плече. Идёт не торопясь, вразвалочку, любуется вечерней природой. Слишком уж шаги неторопливые. Хруп. Хруп. Хруп.

А если медведь? Пару дней  назад встретили с соседом на маленьком лесном наволоке – полянке медведя. Неожиданно встретились. Он корешки на сенокосе раскапывал, а мы вырулили прямо на него из-за кустов. Каких-то двадцать метров расстояние. Сначала не понял: что в лесу телёнок делает? Телята у нас обычно окрасом чёрные с белым, а этот какой-то серый. Наверное не телёнок - лосёнок! И только потом сообразил - МЕДВЕДЬ!!! Стоит к нам левым боком, морду в землю уткнул. В стволах дробь пятый номер. Патронташ ещё, как назло, под курткой - нашариваю подсумок с пулями. Медведь голову поднял. Я смотрел на него не отрываясь. Движения не заметил, но вот уже медведь стоит к нам задом. Как будто перетёк из одного положения в другое, как в пла¬стилиновом мультике. Или фильме фантастическом. И ломанулся в лес. С пробуксовкой стартовал, как спринтер - земля из под лап брызнула. И всё это беззвучно. Ни одна ветка под ногой у него не хрустнула. Произошло всё так быстро, что и испугаться-то не успели.

Когда в стволе пуля - чувствуешь себя увереннее. Вложил пулевой патрон. Пусть будет, на всякий пожарный... Березняк просматривается мало не насквозь. Ведь и действительно: медведь идёт. Может тот же самый? Не спеша переваливается. Нос в землю - что-то ищет. Ни по сторонам, ни вперед не смотрит, идёт прямо на меня. Зарядил и левый ствол пулей. Куртку расстегнул. На ножнах ремешок освободил, чтобы нож можно было сразу выхватить. Подсумок с пулями передвинул по ремню поближе. Под рукой пусть будет. В общем было время не торопясь подготовиться к встрече.

А медведь всё идёт. Не замечает, что судьба его решается. Беспечен...
Он идёт, а я думаю, стрелять или не стрелять... Взвешиваю все "за" и "против". Шкура медвежья, мясо, желчь. Большие деньги можно заработать. Медвежье сало - первое лекарство от ожогов и обморожений, язву залечивает. Череп для украшения интерьера. Конечно же, почёт и уважение медвежатнику. И почти без риска - башка как котёл, с такого расстояния, с двух стволов, грех промазать. Голову он вниз наклонил. Вероятность рикошета небольшая. Даже если и срикошетит пуля с черепа, всё равно его оглушит ударом.

С другой стороны много и "против". Чистой воды браконьерство - на медведя лицензию надо. Можно и под суд попасть. Докажи потом, что он первый начал... А то, что вычислят, так это без сомнений - деревня-то рядом. Быстро найдут и кровь, и шерсть. Да надо ещё проверять будет мясо - не больной ли. А как проверять? Знакомого ветеринара нет. В районной газете недавно была заметка, что чуть не каждый второй медведь болеет трихинеллезом. Разделывать медведя - за топором бежать надо. Заодно и лопату прихватить - потроха закопать. Ну и главный аргумент. Тут недалеко утки!!! Выстрелами испугаю - улетят. Я же к уткам подкрадываюсь.

А медведь уже метрах в  десяти. Прямиком ко мне шагает. Головы не поднимает, меня не видит. Упитанный,  здоровенный. Шерсть лоснится и переливается. Самоуверенный до нахальства. Мысль мелькнула: сейчас вплотную подойдёт и будет сапоги нюхать? Что-то меня не слишком прельщает перспектива столь близкого знакомства с лесным хозяином. Зверь непредсказуемый. Поди угадай, что у него на уме и в каком он настроении. При таких габаритах слабое зрение медведя - уже не его проблемы. Просто отмахнётся презрительно своей огромной лапой - у меня и голова долой.

Слышал, что медведь пуглив очень. Громко закричать на него - от неожиданности болезнь пикантная прихватит и убежит. Да ещё и поскользнётся на продуктах своей жизнедеятельности. Таких историй много слышал. Но что-то засомневался, глядя на эту двигающуюся на меня гору силы и самоуверенности. Старый охотник Пётр Степанович как - то рассказывал, что с медведем разговаривать нужно спокойно, без угрозы. Медведь - он умный. Без причины в драку не полезет. К человеку относится с уважением и конфликтовать особого желания не имеет. Тоже постарается разойтись красиво. Человека не боится и врагом его не считает. Медведь вообще ничего в лесу не боится. Он ХОЗЯИН, а человек в гостях. Даже медведица с медвежатами, самый опасный зверь в лесу, ибо отступать она не будет, защищая своё потомство, постарается избежать конфликта. Только не надо провоцировать. И показывать страх свой не надо. А вот если попытаться напугать, может и броситься. Тоже соображает, что зачастую лучшая защита - нападение, как в хоккее.

Стволы опущены, но ружьё наготове. И палец на спуске. Почти в упор не промахнусь. И говорю медведю спокойным голосом:
- Ты, Михайло Потапыч, когда ходишь, так посматривай по сторонам, а то схлопочешь пулю по чайнику.
Медведь от неожиданности на задние лапы присел. Голову вскинул - на меня уставился с опешившим видом. Рёхнул удивлённо: "- Хо... Хо...", типа того, что мол, тут за умник нарисовался? И так это у него "по-человечески" эмоционально получилось, такое выражение крайнего удивления на морде написано, что я чуть не рассмеялся.

Красивый зверюга. Шерсть тёмно-коричневая, почти чёрная, с блеском. Воротничок светлой шерсти на шее и на груди, как манишка. Аристократ... Глаза маленькие, умные. Смотрит с интересом. Не заметил у него только страха. Даже признаков нет.
Отпрыгнул хозяин в сторону, за ближние ёлочки. Без паники, грациозно, как балерина (при его-то массе и габаритах). И с достоинством.

За мелким ельничком уже не видно. Слышу - снова захрустели шаги. Так же неторопливо. И в том же направлении, как шёл по своим медвежьим де¬лам. Обошёл меня, как помеху движению.

Он по своим делам идёт,  я по своим. Встретились и разошлись с обоюдным удовольствием и уважением друг к другу. Ты меня уважаешь? И я тебя уважаю. Значит, мы с тобой уважаемые люди.

Сомнения потом, конечно, терзали. А может, надо было выстрелить? И повесить его шкуру над кроватью. Мой был медведь. Законная добыча.

Уток тех я взял. Медведь выстрелы мои слышал наверняка. О чём, интересно, думал? С благодарность, что помиловал его? Или с досадой, что так подставился? Чем могла закончиться наша встреча при другом раскладе? Если бы времени на раздумья не было, от неожиданности я бы выстрелил. А медведь на рану крепкий...