Северный морской перегон Год 1958

Вячеслав Чаплинский
Это явление присуще только России.Только тут осуществлялись подобные мероприятия перегона построеных в Европе морских судов  на Дальний Восток Северным морским путём..Был перегон и южным путём через три Океана.Но это было дорого.И экипажи надо было комплектовать визированными моряками.А визированных моряков было мало.Совдепия неохотно отпускала своих граждан за границу.Власть  опасалась,что многие убегут и не вернутся.А северным путём было не опасно отпускать моряков.Бежать то некуда.Да и медведи  белые шастают по лдинам.Перегон этот был опасной затеей,но русскому человеку вполне по плечу.Нам ,даже молодым морякам, это  было не слабо!В  северном порту Певек мы жили в ожидании потепления и берегового ветра,который должен был отогнать льды от берега.Полностью  льды от беоега не уходили.Оставались небольшие айсберги но между ними можно было проскользнуть по свободной воде.Вот этой обстановки  мы и ожидали.Сейнера мы,конечно,подготовили к плаванию заранее.Были готовы и дизеля и навигационное оборудование.Были пополнены все необходимые запасы воды и топлива.Мы ждали команды и она поступила в конце июля.Наш караван состоял из тридцати девяти сейнеров.Все новенькие с постройки.И эти сейнера были очень нужны на  Дальнем Востоке.Там их заждались  рыбаки   дальневосточники.И вот мы вышли из Певека.Несколько часов шли по свободной воде.Потом начали встречаться  разрежённые ледовые поля. Масса огромных льдин выше наших мачт.А между льдин узкие проходы свободной воды.Вот в эти проходы  и устремились наши сейнера.Опытные полярные капитаны умело  лавировали между этих айсбергов.Тут нужен был глазомер и точный  расчёт.По нескольку часов мы проходили такие ледовые поля,потом появлялась опять вода без льдов.Штилевое море совершенно без волн.И мы давали полный ход нашим судам.Но спустя несколько дней переменился ветер и льды понесло к берегу.И тут для нас наступил весьма опасный момент.Нас запросто могли раздавить эти громадные льдины.Но наши опытные капитаны знали своё дело.  Мы выжидали когда айсберг гонимый к берегу ветром сядет на мель.Когда он коснётся  морского дна и прочно всанет намертво.Тогда мы обходили его  и укрывались за ним как за каменой стеной.Более мелкие льды обтекали большой айсберг и плыли к берегу.Но нам они не угрожали уже.Мы стояли под надёжным прикритием.Это  случилось с нами у Мыса Шмидта.В ледовом плену мы простояли почти  неделю.Более  мелкого льда набилось к берегу столько,что по нему мы свободно ходили на берег на экскурсию.Из всего каравана  не  утонул не один сейнер.Но были небольшие повреждения  рулей и винтов.Наше судно Бог миловал и мы были целыми и невредимыми.  Потом ветер опять задул с берега и лёд стал отходить в море.По первой чистой воде и мы двинулись выйдя из-за нашего укрытия.Так  с  небольшими приключениями мы и шли несколько суток. Прошли пролив Лонга и вышли в Чукотское море.Тут нам стало легче и льдов   было мало.А всоре мы уже были у Мыса Дежнёва и вошли в  Берингов пролив. А это значит мы вступили в Тихий Океан.Точнее в море Беринга. Пройдя несколько миль мы вынуждены были зайти в бухту  Провидения на  стоянку и ремонт повреждённых во льдах сейнеров.Бухта Провидения  - это потрясающее чудо Природы.Огромные отвесные скалистые берега огромной высоты.Довольно таки  узкий  проход в бухту,но глубины  более трёхсот метров у самого берега. Бухта может быть хорошим укрытием  огромного флота  из  огромных судов.Наши сейнера выглядели жалкими  комариками на фоне величественной  Природы! В Провидении мы стояли несколько  суток.И успели познакомиться с аборигенами - чукчами.Чукчи жили в добротных деревяных домах государственной застройки.Просторные квартиры,правда без удобств.Товаров в магазинах  навалом. И импорт тут тоже не дефицит.Можно купить и  очень приличные вещи  но местному населению они как-то не очень и нужны.Местное население щеголяет всё больше в сапогах и телогрейках.Ну молодёжь  и в импортных куртках.Чукчи меня очень заинтересовали.С одним из них мы довольно таки обстоятельно беседовали за жизнь,не забывая ,однако,наливать в стаканы.Рюмки тут как-то не прижились,хотя чукчи   в стаканы наливают по чуть-чуть.Тут не принято было  показывать жадность на выпивку. Мой собеседник чукча был китобой.Он выходил бить кита на маленькой моторной лодке.А его отец  и деды обходились даже без моторов как-то.Однако китов добывали.Добытий кин - это значит  навалом еды на много месяцев и для всего посёлка.От кита оставались только рёбра.Всё остальное полностью находило применение.Но добыть кита мог только отважный сильный и меткий гарпунёр и стрелок.И хороший моряк при этом.Уважение к Чукчам я сохранил с тех пор а анекдоты про них  считаю  пошлостью.Но закончилась наша стоянка в бухте и мы вышли в Берингово море.Погода была отличная,хорошо был виден берег  Аляски.. Пару раз нам попадались киты с маленькими китятами. Малыш  китёнок не отставал от мамаши и пускал свой  маленький фонтанчик рядом с ней. Зрелище было потрясающим для нас молодых моряков.И вообще это плавание многому нас научило.Мы  обрели для себя новый  опыт.И вот уже показались берега Камчатки. А Камчатка это что-то особенное.Это как другая   планета. Размеры полуострова,его растительность,вулканы и гейзеры, такого больше нет на всей планете Земля.Жаль,что теперь  всё это богатство так хищнически разграбляется путиноидами! Но в ту пору Камчатка была ещё заповеденым краем.Но это было  полсотни лет тому назад.Мне теперь, порой, трудно поверить,что всё это происходило со мной.И было мне в ту пору всего-то 24 года.  Петропавловск на Камчатке - это великолепная ,глубочайшая.и хорошо защищённая бухта.Сам город, в ту пору ,был ещё не ахти какой  большой и очень слабо благоустроеный.Но для нас,просидевших несколько месяцев в Певеке,Петропавловск казался  вполне   приличным городом.Тут был даже ресторан под названием "Вулкан" где мы с капитаном Голиным Володей вкушали ложками красную  икру под армянский коньячок. И сам вулкан Ключевский нависал своей громадой над городом.Э к з о т и к а !Мы благополучно сдали  сейнеры новым хозяевам и получили расчёт за рейс.Я впервые держал в руках такую сумму денег. 13 000 рублей. Это были деньги.Учитывая то,что автомобиль "москвич" стоил в магазине 9 000 р.За ним ,правда,стояла дикой длины очередь.В несколько лет.  Но всё же деньги ,для меня, были большими.Проезд до Риги мне оплачивали отдельно.И как стармеху мне полагалось каюта  первого класса на пароходе до Владивостока и мягкий вагон-купе  до Риги.Мне было в ту пору 24 года,но  здравым смыслом я уже и тогда   обладал.Я подсчитал,что за долгую дорогу до Владивостока а потом до Москвы и до Риги  (а это почти две недели) мои дорожные  расходы будут слишком велики.Учитывая то,что  я уже не был трезвенником  (хотя и выпивал очень умеренно).И вот мы двое рижан- умников решили лететь самолётом.Пришлось доплатить из своих денег но совсем немного.(разницу между купейным вагоном и самолётом) И мы полетели,а остальные пожадничали и стали дожидаться парохода.Мы , это я и Виктор Якубовский из Риги (царство  ему небесное он уже умер).И вот ,мы с комфортом летим на ИЛ-14  делаем посадки,отдыхаем.Расходы минимальные.И через трое  суток  (вместо двух недель) мы уже в Риге.Денег потратили минимум.Немножко на коньячок да на фрукты.Через пару недель явились   остальные рижане.С поезда сошли почти без денег.Всё сожрал вагон-ресторан и девочки попутчицы.Как они нам с Витькой завидовали.Я привёз домой почти всю сумму. Заказал в ателье пару костюмов и пальто.Купил радиолу и заменил родителям  теле-визор на более продвинутый.Сделал небольшой НЗ и  поступил на службу в Рижский морской рыбный порт.Сначала третим но вскоре  стал вторым механиком на новом танкере "Цессис".Жизнь вошла в обычную колею.Танкер был небольшим  но в порту стоял мало.Мы  интенсивно плавали по Балтике,снабжали топливом рыбаков а иногда выходили в Атлантику с той же целью.Команда на танкере была  молодёжная.Капитану было лет тридцать.Все же остальные были моложе.Капитана звали Сергеем Горячевым.Он был весьма  достойным моряком и МЫ его уважали.Экипаж был дружным.Соблюдались морские традиции свято."Один за всех и все за одного".  Дружно трудились и не менее дружно отдыхали.Был в Милгрависе клуб рыбаков "Земельблазма".В этом клубе был шикарный ,даже  для Риги ,танцевальный зал.Играл отличный оркестр.Девчёнки валом валили из Риги на танцы в  "Земельблазму". Рыбаки, а их тут  было много,считались богатыми женихами.И правда ,в ту пору,рыбаки зарабатывали много, НО! это по сравнению с береговыми  труженниками.Вообще -то в совдепии никому не платили достойной зарплаты , Парттийные боссы ,только они,получали по своим  потребностям.По сравнению с иностранцем моряком,или рыбаком ,наши получали жалкие гроши.Мы это хорошо знали потому,что  нам  приходилось встречаться с иностранцами.Даже поляки получали в разы больше наших.Но для совдепии и свой моряк или рыбак был  денежным парнем.На харчи не тратил. Да и привозил из рейса сразу за несколько месяцев.Но по сути  всё же это была советская  потогонная система.Полурабская.полунищенская.Но и заработанные  деньги ,ты не мог с толком потратить.  В магазинах купить  что-то приличное было невозможно.Разве,что в комиссионке.Заработав деньги на вавтомобиль моряк не мог его  купить.Надо было ждать много лет в очереди.А без очередди - значит в два раза дороже.О том,что развалили совдепию я никогда и не подумал сожалеть.Сейчас дикий капитализм ,но как моряк ,я в этих условиях жил бы вполне прилично.Я в этом убедился поплавав на иностранных судах.Моя беда в том,что я слишком стар.Я стал пенсионером  ещё в совдепии.Мне бы десяток лет поплавать на иностранных судах  и я бы обеспечил себе приличную старость. Но Северный  Перегон я никогда не забуду.Потому,что это было достойное испытание моих мужских и  морских качеств.И  Я,конечно же, никогда не забуду своих Товарищей Моряков с которыми я прошёл тот незабываемый полярный Путь! А  то были настоящие,достойные Русские Моряки. Наши экипажи были укомплектованы и старыми морскими волками и совсем ещё юными курсантами   мореходных училищ.Я был самым молодым старшим механиком на караване.А капитаном сейнера был старый моряк капитан дальнего плавания Ангаров Андрей Петрович. Владимир Голин  был молодым капитаном сейнера и моим приятелем.Было среди нас много бывших военных моряков.Был среди нас и Старпом Виктор Конецкий.Который потом станет известным писателем маринистом. Но как говорится, "Иных уж нет а те далече".Судьба многих моих соплавателей мне неизвестна.И понятие Северный Перегон кануло в лету. И удержит ли РОССИЯ свой СЕВЕР в своих руках мне тоже неизвестно.Но надеюсь ...  Удержит!

Посмотрел я ТУ про Чукотку.
И припомнилась молодость мне.
Как я пил там когда-то в охотку.
Неразбавленный спирт в чайхане.

Мне составил тогда компанию
Местный  Чукча,он был  китобой.
Я отнёсся к нему с пониманием.
Я проникся его судьбой.

Он рассказывал мне о Чукотке.
И какая у Чукчи  мечта...
И как он на моторной лодке.
Выходил с гарпуном на кита.

Есть такая у Чукчей примета.
Довелось им не раз испытать.
Если кит не приходит  летом.
Будут чукчи зимой голодать.

Всё казалось мне любопытным.
Всё старался познать испытать.
Был я к жизни тогда ненасытным.
Всё хотел  Я от жизни  взять.

И теперь по ночам до  утра.
Вспоминаю те яркие  годы.
В заполярных морях  походы.
Моей юности флотской  пора.

      Февраль. 2011 года. Рига.