Милый друг

Анна Куликова-Адонкина
               
        Граничащий с Россией райцентр Петровское  протянулся на несколько километров вдоль старицы когда -то большой реки, а позже разделившейся  на несколько рукавов. Наш  оказался самым  длинным и глубоким.  И рыбешка в ней водилась, и раки. Но бОльший  интерес привлекала она поздней весной и летом детвору чистой водой, кривыми  с одного берега березами-отличной стартовой площадкой  для прыжков в воду. С другой стороны местная власть, дабы ублажить  прихоть любимого сына, велела подчиненным навозить  мелкого песка, поставить лавочки и грибочки (на раздевалки,  наверное, материала не хватило). И  получился настоящий пляж, которым не брезговали и взрослые в выходные дни.

        Я, как правило, шла с работы домой вдоль пляжа: в холодное время  отворачиваясь от колючего ветра, в жаркое, вдыхая прохладу и брызги воды, любуясь ребятней  и, сдерживаясь, чтобы не снять туфли и не пробежаться по горячему песочку босиком.

        Однажды  июньским днем  шла  обычной дорогой, и на самой дальней скамье  увидела женщину лет на пять-шесть младше себя. Она сидела, склонив голову, и что -то чертила на песке. Я прошла было мимо, когда услышала:

       -Здравствуйте, Ираида  Ильинична!

       Остановилась, вгляделась ей в лицо:

       -Наталья Михайловна?

       -Ой, какая Наталья Михайловна! Наташа!  Я привыкла,  что меня пионеры в школе так звали...

       -Вы пионервожатая?

       -Была. Полгода назад мы купили здесь дом:  в городе трудно жить стало. А здесь и земля прокормит.

       И тут я вспомнила, что видела эту женщину в райкоме партии в канцелярии.  Улыбчивая, с густыми русыми волосами, подстриженными  ассиметрично,  в юбке выше колен, открывающих  стройные ноги, она действительно выглядела городской дамой, однако... мыла пол.Видимо,работала здесь техничкой.

       -Ираида Ильинична! -бросилась она ко мне,- я так рада, так рада видеть Вас,  милый друг ! Какие красивые у Вас сережки, какая Вы интересная, интеллигентная!  А знаете, у меня  поспела виктория. Пойдемте в гости, я Вас угощу!

        Мне было неудобно и согласиться, и  отказать незнакомому человеку. Но настолько обаятельна была эта женщина, что я не устояла.

        Её дом был увит  плетями  дикого винограда, а в глубине усадьбы радовали глаза сортовые  георгины, гладиолусы  и одноцветы.  Еще глубже усадьбы был разбит огород.

        Нас выбежали встречать трое мальчишек. Увидев маму с чужой тетей, они не  смутились  и  чинно встали в ряд.

       -Знакомьтесь,дети, Ираида Ильинична,-зам редактора  нашей газеты. А это мой старший восьмиклассник Миша, это  шестиклассник Артем, а этот, самый вихрастый -детсадовец  Николенька,-притянув к себе малыша,сказала с улыбкой хозяйка.

      -Здравствуйте! -нестройно поздоровались мальчишки и,хихикая, убежали на Старичку.

      -Осторожно! -крикнула им вслед Наталья и,повернувшись ко мне, с гордостью  сказала,- чтобы  я без них делала!? Помощники мои во всем. Мужа целыми днями не бывает, я на работе…( Ох, как я её не люблю!).В молодости стихи писала, с дневником не расставалась...

       Намеренно, или без всяких  мыслей,Наталья откровенно  рассказывала о своей жизни, о трудностях с мужем,любителем заглядывать в рюмку, чаще отдыхать, чем работать, а весь семейный воз везла она.

      И мне пришла в голову  мысль поговорить с редактором: нам  как  раз нужен был корреспондент. Через  три  дня  Наталья  Михайловна  Литвак была зачислена  в штат районной газеты.  Молодая  женщина была смелой,  находчивой и не без царя в голове. Её не смущали закрытые двери,она смело открывала их и заходила.
 
Немалую роль играла её редкой красоты внешность. Почувствовав  себя в  более высоком  социальном статусе, она расцвела. Выразительные  продолговатые глаза цвета неспелого ореха, словно выточенный носик,  красиво очерченные пухлые губы и при этом энергичное и доброе выражение. Плюс ни грамма косметики ни зимой, ни летом  на  загорелом  и чистом нежном лице.

       Коллектив её встретил с распростертыми объятьями, и она ко всем относилась с теплом, готовностью сделать услугу. А уж меня  считала наставницей, подругой и чуть ли матерью Терезой. Наша семья  всего на год раньше переехала в райцентр, и  поэтому  я с удовольствием приняла  дружбу Наташи: на  четвертом  десятке трудно найти  близких по духу людей.

       Литвак  оказалась способной ученицей не только в журналистике, умело и ловко  знакомилась с председателями совхозов,руководителями  комбинатов,  птицефабрик, брала  у них интервью, устраивала мужа на приличную работу.Но имея мастеровые руки, её Вадим не мог держать рот на замке при виде бутылки. И с ним расставались, а семью надо было кормить.

       Наталья приспособилась с пустыми сумками из командировок не возвращаться.  Когда мы спрашивали, где и чем она на сей раз разжилась, женщина смеялась:
 
       -По гороскопу я Коза,  люблю по чужим огородам пастись.
 
       Но жадной не была, иногда делилась с нами.

       Так шли годы, росли дети, и старшему  Мише пришло  время  идти в Армию.

       -Не пущу!Что там делается!?-плакала Наташа.

       Но  однажды  глаза  опять заблестели, лицо посветлело:

       -Отправим  Мишку в Оренбург, там брат Вадима прокурором работает и племяша пристроит.

       Про Армию - ни  слова. Мы тоже  промолчали.

       И вдруг наступил день, когда  редакция превратилась в курятник, в котором поднялся переполох.

       -Наташка, прячься, Лида идет!!!- крикнула машинистка Вера.

       Наталья туда кинулась, сюда, мы -кто под стол, кто под вешалку,я- со всеми. Зачем - не знаю.

       Слышим визг, ор, а из кладовки  Лидия за волосы Наталью тащит. Я оглядела всех, у них глаза по полтиннику, сообразить ничего не могу.  Когда победительница вытащила побежденную на улицу, девчонки - линотипистки  коротенькую  историю мне  рассказали:

       -Наталья у Лидии приличные деньги заняла, чтобы  Мишку от Армии отмазать. Обещала через две недели отдать,а уже пять по две прошло,а она все бегает от неё.  Вот мы и стали  свидетелями  концерта.
      
       Я покраснела как пионерский галстук.

      -Вы чего,Ираида Ильинична?

      -Стыдно!

      На меня словно ведро холодной воды вылили.  И я быстро пошла домой,ощущая мурашки на коже.

      -Ираида Ильинична! - за мной бежала  Наталья.-Простите, милый друг. У меня было безвыходное положение. Но я даю Вам честное слово, что через  несколько дней полностью рассчитаюсь.

        Я в буквальном смысле  прибавила шаг, чтобы не слышать этих оправданий, и Наталья  отстала. А через несколько дней  она  торжественно вошла в редакции в   любимом  сиреневом  платье с тортом в руке.

       -Все, девчонки, кое - что продала и разделалась с долгом. Празднуем!
 
       Раздались бурные аплодисменты, смех ,кто -то побежал за чайником. На этом собственно, история закончилось.

      Вскоре Наталью пригласили в городскую ведомственную газету. Ей выделили машину, и она  через  два  месяца приехала к нам в костюме под крокодила, на шпильках под цвет окрашенных песочных волос, с золотом во всех  надлежащих  для дам её положения  местах. В это время в кабинет влетела  самая молодая сотрудница:

      -Ой,девчонки! Там женщина принесла импортные джинсы. А у меня пятидесяти рублей не хватает!
   
      -Фу, какая чепуха,- усмехнулась молчавшая  до  сих пор Наталья, и открыла пухлый кошелек.-Отдашь, когда будут.

      -Ой, спасибочки, обязательно отдам.

      -Я сейчас на двух работах заворачиваю, - заговорила  Наталья.-  Редактором газеты в единственном числе. Один раз в месяц выхожу, начальство меня не обижает.   И в Сосновом бору богатый частник пансионат открыл. Уже два месяца там хозяйничаю. Приезжают отдыхать люди-и-и, я вам скажу! Не нашего полета!

       Тут зашел редактор, и бывший корреспондент слиняла, так как у них были свои разборки: у деловых ничего просто так не бывает.

       Ну, а жизнь продолжалась и менялась не только у Натальи.
 
       « Вороне бог послал кусочек сыру…»  Ворона - это я. Но не на ель взгромоздилась, а на больничную койку угодила. И от нечего делать, написала первую в своей жизни повесть. А когда вышла из больницы, опубликовала в своей газете.

       Было это, как я уже  говорила, в начале девяностых.  Начальство, особенно районное, друг перед  другом не знали, как отличиться. Тут писатель свой появился.  А в других районах нет. Собрали частных предпринимателей и клич кинули:
 
       -Прославим район!
 
       Вдруг с места соскочила Наталья. Она уже  стала правой рукой хозяина бора:

       -Господа предприниматели, мы не имеем права не выступить меценатами!

       Вслед за ней  встали  два крепких мужика - хозяйственника:
               
       - По копейке собирать будем?Сколько у тебя в кармане, Костя?

       - Стольник баксов,-ответил молодой бизнесмен Иванов Константин.

       -Отдай. Мою долю завтра получишь. А там посмотрим.

       Я сидела в середине зала. Костя  держал доллары,к нему подлетела  Наталья:

      -Давай деньги. Я перед  Ираидой   Ильиничной в долгу до гроба, так что  все хлопоты беру на себя. Доверяете мне, милый друг?

       Собравшиеся начали вставать, зашумели, задвигали стульями, и никто не обратил  внимание, что я промолчала. Слава богу, что не расплакалась. Зато  дома оторвалась, муж  еле успокоил. А…я,ничего не ждала, я знала, чем все  кончится.

       Время шло. Наталья рассказывала, что и куда поставит, когда будет первая читка. И Костя интересовался время от времени, но я отправляла его к Литвак, а через год-полтора попросила мужчину  забрать оригинал. Он всё понял,принес его мне, молча положил на стол и ушел. Нам обоим было невыносимо стыдно.
 
       С Натальей мы продолжали встречаться (поселок небольшой).Она бежала мне навстречу как молодая девочка, но уже полинявшая: снова красивая жизнь от неё отвернулась:газету закрыли, что-то не много нашлось богачей в элитном пансионате
время проводить.
 
        Каждый раз женщина благодарила за науку, которую я ей когда - то преподала, но о деньгах и книге  мы не говорили. Впрочем, она одна и трещала. Я всегда шла молча, сцепив зубы. Но бывшая ученица ничего не хотела замечать.

       Однажды я приболела, у меня поднялась температура. Вдруг раздался телефонный звонок.

      -Ираида Ильинична! У меня  юбилей. Я приглашаю Вас как самого почетного гостя.

       Мне стало неприятно  до головокружения:

      -Я не  могу, у меня температура,- довольно грубо ответила  я.

      -Соглашайтесь, пожалуйста! Мы привезем Вас на машине, усадим в самое  удобное кресло. Захотите - полежите, не отказывайтесь! Мне не будет Вас    хватать!!!

      -Ты куда меня приглашаешь?  На день рождения или в реанимацию?!-Уже не выдержала я и бросила трубку.
      
После этого мы долго не виделись. Говорили, что они уехали  к сыновьям в  Оренбург. А недавно  открыла сайт «Одноклассники». Наталья приветствовала меня воздушным поцелуем. Внизу стояла подпись: « Хотим с вами дружить».
 
        Я выключила ноутбук, а повесть первую  мою мир так и не увидел.

        Да, с тех пор  на работу и домой  хожу другой дорогой.Чтобы не встретить
ещё одного "милого друга".