Праздник

Галина Городкова
 На центральной площади праздновали День Победы. Флаги,шары,концерт,оркестр. Блеск орденов и медалей. Ветераны собрались группами,общаются,обнимаются.
Юрий Иванович,руководитель детского ансамбля,обратил внимание на неё сразу.
  Старушка стояла в сторонке от всех. И не оркестр слушала,не праздником восхищалась. Изредка бросала взгляд на военно-полевую кухню. Солдатики угощали всех желающих гречневой кашей с тушёнкой и чаем.
Ели дети,ели и нахваливали нарядные ветераны. А она только поглядывала издалека и опускала
глаза. Обычная старушка,лет за восемьдесят,в беленьком платочке. Чистенькая,аккуратная,но взгляд... Взгляд побитой собаки...
 Юрий Иванович и сам не понял,как оказался рядом.
—А вы почему кашу не пробуете?
—Да неловко,сынок. Я ж не воевала. Я в колхозе работала. Немец к нам не дошёл.
Юрий Иванович сам принёс ей порцию каши и чай. И вдруг понял—она ж совсем голодная!
—Что,мать,пенсия маленькая?
—Да,видишь,пока мои живы были,хватало.
А теперь и на хлеб не всегда остаётся. Одна я. Мне уж девяносто скоро,а пережила всех. Сын погиб и внуков не осталось,мужа два года,как похоронила.
   К трудностям она привыкла,а вот просить не могла—не научена. И даже голодая,милостыню не просила.
Объявили номер,с которым выступал ансамбль. И Юрий Иванович вернулся к детям.
Наташа,мама одной из девочек,молча вытащила все деньги,которые были в кошельке:
—Возьмите,бабушка. Это и ваш праздник.
—Стыдно,детка.
—Это мне стыдно,возьмите.

Плакала старушка,плакала Наташа. А дети пели,пели под аккомпанемент Юрия Ивановича.