Старый дом

Наталья Ланских
Мое детство прошло на окраине Ижевска в двухэтажном десятиквартирном бараке, за которым спрятался маленький пруд, укрытый зеленой лягушачьей тиной. По вечерам вместе с местными синими пьяницами зеленые квакуньи затягивали то ли грустные, то ли слишком веселые песни. А звезды обжигали своим светом этот водяной танцпол.

В квартире номер 1 жили мои бабушка и дедушка. Они были весьма колоритными личностями: часто ругались, но всегда были вместе, и несмотря на возраст до стягивающего горло крика ревновали друг друга. Порой казалось, что им бы лучше разойтись по разные стороны, но их объединяли сад, две стайки, сарай, гараж и баня - части долгонаживаемого хозяйства, которые требовали тщательного присмотра.  И ни один из них не мог доверить другому этого важного дела. Так и жили вдвоем.
В саду всегда цвели яблони и пионы. В сарае пылился хлам, который дед по приказу бабушки тащил с близлежащих помоек. Конечно, это было что-то очень нужное и полезное, по их словам. Они были не сумасшедшие и не жадные, просто детство их пришлось на военные годы, и даже каждый клочок бумаги они берегли и ценили, что уж говорить об утвари или мебели. В стайках жили серые козы, молоко которых бабушка насильно заставляла пить меня в детстве. И несмотря на всю пользу и натуральность, я его никогда не любила. Да и сами животные перестали нравиться после конфликта с козлом. Разочарование наступило в тот момент, когда он загнал меня и брата на дерево, всерьез намереваясь распять нас своими гвоздерогами. Но мои старые прародители любили животину всем сердцем и вопреки всему. Помню, когда в зимние замерзшие дни появлялись козлята, бабушка и дедушка держали их в доме, чтобы те не окоченели. И по всему дому были раскиданы черные драже, очень напоминавшие арахис в шоколаде. Всё это не вызывало восторга: жить в доме, где вместо ковра - навоз, мне не очень нравилось. И хотелось, чтобы все это исчезло. И вот в один серый день коз наших кто-то отравил. И я будучи совсем ребенком, смотрела, как дед со слезами на глазах, подвесив мертвые тела обмякших копыт на ветку, снимает с них кожу. Мясо съели. Оно оказалось вкуснее, чем молоко. Скотину больше не держали с тех пор. А я поняла, насколько иногда бывают опасны наши мечты.

Там же я впервые влюбилась по-настоящему. Мне только исполнилось 4 года. Мама взяла меня с собой в гости, мы пошли к её давней подруге, а у той в наличии имелся сын 9-ти лет отроду и небывалой красоты. И я маленькая, сопливая, светлоголовая и кудрявая пропала сразу же, как только его увидела. Как сейчас чувствую: сердце застучало, коленки подогнулись, а внутри стало почему-то очень тепло. Позже мы в одной компании играли в прятки, салки, бэмби и прочие детские игры. А я все мечтала, что однажды мы обязательно будем вместе. Каждый вечер перед сном в деталях представляла нашу свадьбу. Правда, он меня всерьез не воспринимал. И когда я, еле как набравшись смелости, подходила к нему и признавалась в любви, он лишь смеялся в ответ. Храбрости хватило на два раза. Между этими эпизодами пролетело несколько лет. И дважды меня обжигала обида, горечь и непонимание, отчего так несправедливо, почему я его люблю, а он меня нет. Я жила и дышала им в течение 6 лет, пока надежда на взаимность совсем не угасла. С тех самых пор чужого равнодушия не переносила.

Бабушка с дедушкой старели, сад и хозяйство, казалось, вместе с ними. А я, как все нормальные дети, выросла в подростка, и как и у многих, это время для меня связано с не самым порядочным образом жизни. Хотелось узнать получше, что такое взрослая жизнь и развлечения. И следуя детским стереотипам вместе с местной шпаной я прожигала свою молодость, думая, что это может сделать меня счастливее. У моих подруг уже у всех были мальчики, а я никак не могла ни в кого влюбиться. И ещё ни разу ни с кем не целовалась. За это меня осуждали. Да и сама я себя корила за привередливость. И вот судьба меня свела с одним мальчиком: познакомились мы с ним в ларьке, который располагался на одном из массивов. Он был продавцом. Внешность его нельзя было назвать привлекательной или уродливой, но она была какой-то отталкивающей. Узкие раскосые щелочки вместо глаз, большие губы и черные, жестяные волосы. К сожалению, мои подружки заметили, что я ему понравилась. Они, искренне желая мне добра и любви, настоятельно рекомендовали начать встречаться с человеком, который мне был противен. А я, поддавшись уговорам, пошла на это, чтобы только перестать слышать вечные обвинения в холодности. Так начались самые длинные две недели в моей жизни. Они тянулись гораздо дольше, чем те 6 лет детских грез. Видеться с ним приходилось каждый день - так было положено. (Обычно свидания наши случались в ларьке, так как он работал почти без выходных.) Целоваться тоже было положено. А я не могла. И поэтому притворялась девчонкой, которая очень любит выпить. И, действительно, очень много вливала в себя, так как иначе мне не хотелось даже смотреть на него. Алкоголь дурманил, и иногда мне даже казалось, что парень мой , в принципе, ничего. Правда, и его друзья стали казаться симпатичными. Чего раньше не наблюдалось. В общем, целоваться начала я со всеми подряд. Он расстраивался, пытался со мной говорить, объясниться. Но это не имело результата, слышать я не хотела. А как-то ночью, когда мы всем стадом напились и стали громить местные магазинчики, а потом убегать от срабатывающей сигнализации, мы с ним отбились и вновь остались наедине. Он лег на голый асфальт и взглядом уперся в небо. "Посмотри, какие звезды. Какое красивое небо", - говорил он мне. Я очень любила небо, и могла разглядывать его часами. Но тогда оно мне показалось уродливым, ничтожным, противным, как и вся моя жизнь. Красота стала неуловима для моих глаз. И вот в тот момент я поняла, что упустила что-то очень важное: живя, как того хотят другие, я потеряла себя.
- Нам лучше расстаться, - сказала я громко. И тут же на душе стало легко и хорошо. А завораживающая красота темно-синего звездного неба проникла вовнутрь меня.

Вскоре мы с мамой переедем в другой дом. А бабушка с дедушкой останутся лишь в моих воспоминаниях. Взаимной любви я так и не встречу. Но всё ещё буду верить, что в жизни каждого человека, она обязательно случится.

Недавно стало известно, что старый барак собираются превратить в плоское, пустое пространство. А на его месте построить школу. И там будут учиться дети, как когда-то училась жизни я. Этот старый дом дал мне много полезных уроков. И как-то душно от того, что вскоре его не станет. Как будто и не было никогда этих коз, лягушек, квартиры номер 1, сада, бабушки и дедушки. И только в памяти и можно сохранить этот горько-сладкий адрес "Сельская, 18".