Ваш собственный корреспондент

Магда Кешишева
   Я уже писала, что после окончания сельскохозяйственного института мой муж получил направление на работу в одну из сельских местностей. Здесь ему предстояло организовать опорный пункт для обслуживания плодоводства этой зоны республики. Он был первым заведующим пунктом. Собственно говоря, в те годы никакого пункта еще не было. Была голая территория, напоминающая лунную поверхность, на которой ничего не росло(об этом времени сохранились у нас фотографии).

   Начиналось все с нуля, но, мы помним, что - "работа и труд все перетрут". Прошли годы и пункт превратился в филиал рая на земле: зеленый забор из жасмина и туи, кипарисы, цветущие кактусы, море цветов, чудно спланированный розарий, лимонарий и, конечно, плодовые - косточковые и семечковые - деревья, орехоплодные, клубника ...

   На пункте проводились работы по сортоизучению  плодовых и субтропических культур с целью выявления и подбора промышленных сортов, приспособленных к местным экологическим условиям, с высоким качеством плодов с последующим внедрением в производство.

   Помимо этого, здесь велись работы по селекции инжира, маслины и граната, имеющие целью созданиe морозостойких  и высококачественных сортов.
   Не буду подробно останавливаться на работе пункта, замечу лишь, что результат говорит сам за себя: 16 перспективных сортов персика, 4 сорта алычи, 10 - яблони, 9 сортов груши,  4 - айвы, 4 - граната, 8 - инжира, 4 - хурмы японской, 3 - маслины,  4 - миндаля.

   Забегая вперед, скажу, что за 15 лет работы  апробировано более 30 тысяч растений, отпущено до 200 тысяч черенков для размножения в питомниках, дана схема размещения и определен породно - сортовой состав плодовых и субтропических культур района.

   На пункте изучены и предложены меры борьбы против черного рака яблони, рака и черни инжира, рака граната, курчавости листьев персика.
   Здесь выполнены 4 диссертационные работы, опубликовано 57 работ и 29 - в рукописи.
   В совхозах и колхозах района проводились консультации для агроперсонала по вопросам ведения плодоводства, организации тепличного хозяйства с целью массового размножения маслины, агротехнике питомника и сада.
   Кстати говоря, моя специальность инженера - строителя, весьма далёкая от специальности мужа, не помешала мне помогать ему. И в дальнейшем он сетовал на то, что не сделал меня соавтором многих своих работ. Но не так уж это важно. Зато
сколько я узнала о плодоводстве, болезнях плодовых культур, их истории! Так, одной из главных культур, которыми занимался муж, был инжир. Честно говоря, я не
очень его люблю, и он старался мне привить любовь к этой культуре.
   Первым его вопросом был:
 - Чем прикрыли Адам и Ева свою наготу?
 - Известно, чем - фиговым листом. И это ты считаешь каким - то особым достоинством?
 - Нет, конечно, но инжир хорош во многих смыслах. Вот смотри: он, в частности, отвечает за наше настроение.
 - Как это?
 - А вот так! В этих плодиках содержится вещество, которое благотворно действует на нервную систему, снимает стресс и успокаивает.
 - Убедил, постараюсь полюбить инжир. Но название "фиговое дерево" мне как - то не очень...
 - Нуу, это  - одно из названий. Есть другое, очень даже приятное название - винная ягода.
 - Вот это дело другое, - засмеялась я.

   И я поняла, что инжир действительно замечательный во многих смыслах. Например, внутри плодик всегда холодный, что весьма приятно в летнюю жару. Кроме того, инжир - первое одомашненное растение, и дерево инжира - долгожитель. Живёт оно сотни лет и при этом в течение 300 - 400 лет плодоносит. А то, что сушёный, сваренный в молоке - отличное средство от кашля, а инжировое варенье - настоящее объедение, вы знаете не хуже меня.

   Не забыть мне ещё один разговор.
 - Напомни ещё раз, какой фрукт твой любимый?
 - А ты забыл? Груша.
 - Не забыл я, конечно. Я хочу сказать, что ты всегда будешь молодой, женственной
и красивой.
 - Потому что со мною рядом ты?
 - Это - в первую очередь, но не только поэтому. А потому, что ты любишь грушу. Груша-культура необыкновенная. Вот смотри на её листья.
 - Смотрю...
 - Смотришь, но  обрати внимание на то, как её листья растут.
 - И как? Не томи уже!
 - В строгом порядке, один напротив другого, и каждый наклонён к другому строго под углом 135 градусов.
 - Ну, извини...
 - Не сердись. А ещё груша женский плод: видишь, он похож на женскую фигуру.
 - Действительно... не обращала внимания.
 - И в груше много витамина Е, который...
 - Помогает оставаться молодой и женственной.
 - Умница! Но любителям груши надо помнить, что после неё нельзя пить воду, чтобы не было изжоги. И последнее, я снова про инжир: Александр Македонский брал с собой в дальние военные походы сушёные плоды инжира, которые занимали мало места и быстро утоляли голод.

... Пункт стал известен не только в республике, но и за ее пределами. 
    Республиканское телевидение решило снять фильм о его работе, и направило телевизионную бригаду, в составе которой - кроме оператора, режиссера, нескольких ребят - помощников - была женщина лет 35 - 38 - корреспондент одной из центральных республиканских газет. Дело было в августе.

   Мой муж, заранее осведомленный о дне приезда гостей, собрал работников пункта - старшего научного сотрудника, аспиранта, работающего здесь над диссертацией, двух лаборантов и четырех технических работников - и сообщил им об этом, добавив при этом:
 - Ничего не происходит. Все работаем, как обычно. Если к кому - то подойдут с вопросом, спокойно отвечайте. Работу свою вы знаете, выполняете ее прекрасно, вы можете, я уверен, ответить на любой интересующий их вопрос.

 - Даже не думайте, Гарри Георгиевич, все сделаем в лучшем виде! - бодро за всех ответил Бахшо Сергеевич, один из работников.

   В день приезда столичной группы все сотрудники под руководством Гарри наводили "марафет" на наш замечательный пункт.
 - Что вы суетитесь! - сказала я. -  У нас все так аккуратно, чисто. Деревья же вокруг, а вы хотите, чтобы и листика не было на земле!

   В этот день все работники оделись не совсем по - рабочему, а Бахшо Сергеевич даже был трезвый. Гарри, как всегда, в голубой - под цвет глаз - сорочке, джинсах и бейсболке. Мне он сказал:
 - Натулька, когда они приедут, ты тоже выйди, встань с лупой среди роз, я к тебе подойду.
 - А этот маскарад обязателен?
 - Да, я хочу, чтобы и ты присутствовала при съёмках.
 - Гаринька, зачем это... Но раз ты так хочешь...

   Приехали гости на "Газели", с шумом вышли, стали оглядываться по сторонам.
 - Какая прелесть! - сказала женщина. - Наконец доехали, вылезли из этой машины. Было так жарко!

   Пока телевизионщики осматривали территорию, решали, где и как установить аппаратуру, женщина разговаривала с Гарри. Когда все было готово, Гарри пошел за аспирантом и лаборантками, позвал Алексея Николаевича - ст. н. сотрудника. Я все это время была дома и наблюдала за происходящим через открытую дверь.

   Женщины копали вокруг деревьев, Бахшо Сергеевич поливал цветы, один из лаборантов, стоя под деревом вишни, что - то записывал в тетрадь... Короче говоря, каждый чем - то был занят. Гарри позвал меня и рукой сделал знак - иди. Я взяла лупу, вышла, поздоровалась с группой  телевизионщиков и сказала Гарри:
 - Гарри, я пройду за лабораторию, к клубнике.
 - Нет, Натульчик, проверь желтые розы, что - то они мне не нравятся.

   А журналистка все крутится вокруг Гарри. Наконец я не выдерживаю:
 - Гарри, подойди, пожалуйста!
 - В чём дело?
 - Я сейчас уйду... Что она крутится вокруг тебя...
 - Успокойся, не обращай внимания.

   Режиссер дает знак снимать. Все ведут себя так естественно, словно их каждый день снимают в кино. Никто не обращает внимания ни на режиссера, ни на оператора. Еще минут 40 гости ходили по пункту в сопровождении Гарри и фотографировали.

   Съемки закончились, гости сели в беседку отдохнуть, наши мужчины занялись приготовлением шашлыка, женщины расставляли тарелки с сыром, зеленью, фруктами, принесли бутылки с минералкой и вином. Гарри тихо сказал мне, чтобы я пригласила женщину в дом:
 - Пока шашлык будет готов пригласи ее в дом, предложи отдохнуть. Пошли, я вас познакомлю.
 - Натуль, познакомься, это журналистка из газеты.
 - Людмила, - произносит женщина.
 - Очень приятно. Ната. Людмила, давайте пройдем в дом. Пока все приготовят вы можете немного отдохнуть.
 - Большое спасибо.
 - Проходите, садитесь. Может, вы умоетесь, освежитесь? Сегодня так жарко! Я сейчас вам свежее полотенце дам.
 
   Людмила умылась, переоделась в предложенные тапочки.
 - О, как много у вас книг!... Хорошо у вас тут: много зелени, цветов, прямо - райский уголок... Ха-ха-ха... Живёте среди цветов, а дома ещё и вазы с цветами...
 - Это Гарри... А вечерам у нас в саду соловьи поют, под кустами жасмина зайцы живут. А какое здесь небо, какие звезды! В городе мы не замечаем всего этого.
 - А вам не скучно здесь, без города, его суеты?
 - Что вы! Здесь скучать нельзя. Мне очень комфортно!
 - Скажите, Гарри Георгиевича вы давно знаете?
 - Чуть больше года, а здесь я живу всего шесть месяцев. А что?
 - Так, ничего... А где живет Гарри Георгиевич? Я спросила, есть ли у него дети, он сказал, что у него есть жена.
 - Да, Гарри женат.
 - Его жена в городе?
 - Нет, она  здесь, с ним.
 - Вы меня простите, я заметила, что вас он выделяет среди остальных: называет по имени, обращается на "ты". И вы его по имени зовете...
 - Да, вы правильно все заметили, - улыбнулась я. - Что ещё вас интересует?
 - А где живет Гарри Георгиевич?
   Я развожу руками и, продолжая улыбаться, говорю:
 - Здесь и живет... со мной.
 - Вы его жена... Ой, простите меня, пожалуйста!
 - За что? Все нормально... Надеюсь, я удовлетворила ваше любопытство? Нас уже зовут, шашлык готов. Пошли.

   В этот момент входит Гарри и зовет к столу. Садимся, и тут Гарри говорит, что я его жена, а лаборантка добавляет:
 - Не видно разве, что Ната в саду не работает! Смотрите, какая она белая, не то что мы - черные, как негры.

   После отъезда гостей прошло дней 10. Вдруг приходит письмо на имя Гарри.
 - Гаринька, тебе письмо от какой - то женщины.
 - От какой еще женщины?!
 - Не знаю, от Л.Ф.
 - Распечатай - ка и прочти.
   Письмо оказалось от Людмилы. Она сообщала, когда по телевидению покажут фильм о нашем пункте, а в постскриптуме писала:
 - Уважаемый Гарри Георгиевич, очень рада была знакомству с Вами. Передайте привет Вашей милой супруге. Будете в городе, заходите.
   Ваш собственный корреспондент Людмила.

 - Вот, - говорю - теперь у тебя, родной, есть "собственный корреспондент".
 - Не смеши. Выкинь это письмо.
 - А знаешь, как она меня выспрашивала о тебе? Все хотела узнать, где  твоя жена, где ты живешь...
 - Не обращай внимания. Ну, незамужняя женщина, спросила.
 - Но ты же сказал, что женат! Она же узнала, что женат ты на мне! К чему письмо с приглашением?
 - Ты что, ревнуешь? - засмеялся Гарри.
 - Не ревную я, а возмущаюсь.
 - Успокойся, родная, возмущаться нет смысла. Забыли.

   Забыли, конечно. Прошли годы. Годы совершенно безоблачного счастья. Но, бывает, вспоминая былое, я думаю о природе женщины. Создавая женщину, Бог взял не только изящные линии лилии, нежность рассвета, скромность фиалки и влюбленный взгляд оленя, но и безжалостность тигра, холод снега и коварство змеи..

   Женщины, дорогие, найдите своё и не прикасайтесь к тому, что вам не принадлежит!